Классный час на тему «Будь человеком – Человек!»
классный час (10 класс) на тему

Классный час направлен на развитие умений разбираться в людях,  выражать свое мнение в правильной форме, определить меру ответственности каждого члена коллектива. Игры  - задания помогут учащимся определить, чего они хотят достичь в своей жизни, рассмотреть различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения  достойных отношений с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_chelovekom-_chelovek.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное

учреждение  «Калмашская средняя общеобразовательная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС «Будь человеком – Человек!»

конспект составлен для учащихся 9-11 классов

Составитель:Аскарова Разифа Тимергалиевна,

учитель первой квалификационной категории

Калмаш, 2015

Цели:

  1. Помочь учащимся разобраться в своих собственных жизненных  

         взглядах и убеждениях;

  1. Формировать умение излагать своё мнение, участвовать в диалоге,    

         объяснять оценку поступков с позиций общечеловеческих ценностей;

  1. Способствовать развитию у них чувства ответственности за свои  

         поступки;

  1. Стимулировать у детей стремление к самовоспитанию.

Наглядность и оборудование: рисунок  дерева, листы бумаги, кроссворд,

« Таинственная книга» -- незаконченные высказывания, аудиозапись, листы бумаги для рисования по количеству участников, краски, кисти, баночки с водой,

Ход классного часа.

  1. Организация начала занятия

 -   Что такое Человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Каковы его возможности? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни?

Согласно древнегреческой мифологии в Греции в Дельфах самим Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном был основан храм.  Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: «Каков он? Кто он? Знает ли он себя?».

  Философы разных эпох и народов размышляли на эти вечные темы. И сегодня на нашем классном часе мы тоже поразмышляем над тем, что значит быть Человеком.

2. Постановка цели и задач занятия.

Тема нашего классного часа – «Будь человеком – Человек!»

Вам предлагалось заранее подумать над следующими вопросами:

- Каким человеком вы хотите стать?

- Кем бы вам хотелось быть в глазах других?

Подумайте о человеке, которым вы восхищаетесь и которого больше всего уважаете. Запишите качества этого человека, пронумеровав их и разместив по одному на каждой строке. Подумайте, обладаете ли вы перечисленными качествами, отметьте эти качества знаком +.

3. Подготовка учащихся  к раскрытию темы

Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особыми качествами. Каждый из нас – личность.

 Человек и личность - не синонимы. Человек еще может не быть личностью, но личность всегда – человек. Личностью не рождаются, а становятся в определенных жизненных ситуациях. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью. На этот вопрос нам поможет ответить литературный кроссворд.

  1. Если люди тебя уважают

Часто просят дать им совет

И тебя очень многие знают

Значит,  завоевал … (авторитет).

2.Владеет собой среди  толпы смятенной

…(ответственность) несет всегда за так

кто верит вновь, наперекор Вселенной

В тебя и в твоих делах успех.

3. Ум легкомыслен и упорен

В суждениях скор и  слишком… (смел)

Нет, человек не так – то бел,

да и опять, не так – то черен.

  1. Можно жить безмятежно, условясь,

зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья …(совесть)

Но что делать тому, чья… (совесть)

Все нежданно поставит ребром.

  1. Цель… (творчества) – самоотдача

И не шумиха и не успех.

Позорно, ничего не знача

 быть притчей на устах у всех.

6.  Сравнима …(любовь) твоя

С чем в настоящем?

Сравнима с огнем она,

вечно горящим.

  1. Всегда бывает счастлив тот человек,

Кто …(цель) благородную в жизни поставит,

кто живет для людей свой недолгий век,

тот след глубокий на Земле оставит.

о

а

в

т

о

р

и

т

е

т

в

с

м

е

л

т

с

о

в

е

с

т

ь

т

в

о

р

ч

е

с

т

в

О

л

ю

б

о

в

ь

ц

е

л

ь

н

н

о

с

т

ь

4.Основная часть

- Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной гармоничной личности? Почему? (ответы учащихся)

Особым авторитетом пользуются люди, которые проявляют целеустремленность и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями.

 «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить», сказал древнегреческий философ, великий античный мудрец Сократ, который родился ок. 469 года до н.э., Афины,  умер в 399 году до н.э., там же. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

  «В мире нет ничего  более замечательного, чем Человек» - так сказал арабский философ Абдулла Сарацин. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Чтобы познакомить вас с высказываниями мировых философов о человеке предлагаю прочитать « Таинственную книгу» с недописанными фразами, где некоторые фразы стерты. Давайте восстановим текст.

1. «Мы чувствуем себя лучше в обществе знакомой собаки, чем с человеком, язык которого нам не знаком, но насколько же лживый язык, как средство общения, хуже… (молчания)».

2. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит… (вред)».

3.  «Вовсе не требуется говорить полностью то, что думаешь, - это было бы …(глупостью). Но всё, чтобы ты не сказал, должно отвечать твоим мыслям. В противном случае это-… (обман).

 Я не знаю, какой выгоды ждут для себя те, кто без конца лжет и притворяется: на мой взгляд, единственное, что их ожидает – это…

( одиночество)

4. « Нам следует только опасаться,  как бы не скрыть порок под именем добродетелей: не называть уныние - (серьезностью), жестокость - …(строгостью), зависть -… (ревностью), корыстолюбие  - …(хозяйственностью), угодливость  - …(вежливостью), шутовство – … (остроумием)».

     Эти размышления о смысле жизни, о человеке и сегодня остаются актуальными. Рассуждения средневекового мыслителя свежи, глубоки и созвучны современному человеку, пытающемуся обрести себя и состояться как личность.

  1. Подведение итогов занятия.

      На доске написано утверждение:

«Я понимаю, что для улучшения моего внутреннего мира я должен следующим образом изменить свои взгляды и чувства по отношению к себе и другим…».

Как вы понимаете это утверждение?

Да, мы должны осознавать, что наши  внутренние убеждения влияют на наши поступки и отношение к другим людям.

- С чем бы вы сравнили жизнь человека? 

С ростом дерева после того, как из семечка проклюнулся росток; с каждым годом оно становится все больше, обретает силу. Появляются побеги, затем цветы, плоды.  Сейчас я предлагаю вам нарисовать дерево. Рядом с соответствующими частями дерева вы должны написать те черты и качества, которые являются наиболее важными.

Основные образные выводы:

Почва – это то, что мы называем культурным и социоэкономическим окружением:

Работа – это…

Деньги-это…

Закон – это…

Друг- это…

Семья – это…

Учеба – это …

Успех – это…

Ствол дерева- собственное осознание вопроса «Что такое человек?»

Ветки дерева- нравственные ценности

Плоды дерева – это ваши поступки

Законченные рисунки развешиваются на доске, и получается своеобразная  

галерея альтернативных жизненных позиций.

  1. Обсуждение.

Из всех хороших качеств, которые мы ценим в других людях – это надежность, честность, верность, ответственность. Человеком с цельным характером обычно считается  тот, у кого слово не расходится с делом, кто живет согласно принципам, кто следует велениям совести.

Памятка для учащихся

Учитесь:

  • Выражать свои чувства и мысли;
  • Более осмысленно делать нравственный выбор и принимать решения;
  • Определять те черты, которые вы бы хотели изменить в себе и осуществлять эти изменения;
  • Чётче представлять  себе свои творческие возможности и пути их применения;
  • Изменять отрицательные модели мышления и поведения;
  • Развивать и улучшать отношения с собой и с другими
  • Открывать новые и разнообразные стороны своего  «Я» и учиться приводить их в согласие друг с другом.

Использованная литература:

  1. К  истокам гражданственности, авт.- сост. В.А.Дергунов, Казань: РИЦ «Школа», 2003
  2. Классные часы, авт.- сост. О.Е.Ж, Жиренко, С.И. Лобачева, Москва, «ВАКО», 2009
  3.  Проблемные классные часы, авт.-сост. Я.В. Голубева, Волгоград: «Учитель», 2006
  4. Журнал «Классный руководитель», 2006, №2
  5. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Труд красит человека"

Задача классного часа – привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков....

Классный час на тему "Кодекс достойного Человека" в 8 классе

В наше нелегкое время цифровых технологий очень трудно порой бывает чувствовать себя частью природы, частью самого себя. Теряются такие ценности как взаимопонимание, честность, уважение друг друга, по...

Классный час по теме: "Здравствуй добрый человек" для 7-го класса специальной (коррекционной) школы 8-го вида

Фомирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся....

Классный час на тему "Нарушение прав человека"

Ц е л ь: на примере героев басни показать детям, как в данном случае нарушены права человека по статье 6 Конвенции о правах ребенка....

Классный час на тему: «Декларация прав человека»

Накануне Международного Дня прав человека 10 декабря 2018 года в образовательных организациях Российской Федерации пройдет Единый урок прав человека. Инициатором Единого урока выступила Уполномоченн...

Технологическая карта урока по теме: "Будить в человеке Человека" (по повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое)

Урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида»....