методическая разработка "Крестики-нолики"
план-конспект на тему

Климова Анна Сергеевна

Социальный заказ общества к образованию таков, чтобы в своем идеале воспитать «человека – гражданина и патриота». Для одного педагога это задача непосильная. Решить ее можно только объединив усилия всех, кто в своей работе уделяет особое место патриотическому воспитанию.

Руководствуясь Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, главной воспитательной задачей по прежнему остается воспитание «человека – гражданина и патриота». Большой опыт работы по данному направлению позволяет нам предложить педагогам дополнительного образования и учителям школ разработку занятия – игры. Наличие методических рекомендаций и советов  позволит адаптировать ее к вашим детям, к их возрасту и уровню подготовки. Электронный вариант дидактических пособий сократит время, требующееся на подготовку к данному занятию. Интересная для детей форма проведения занятия и инвариантность заданий дает возможность использования данной разработки на любом этапе деятельности педагога, уделяющего внимание патриотическому воспитанию своих обучающихся.

Данная игра разработана в качестве итогового занятия Поста № 1, но благодаря наличию вариантов заданий легоко может быть адаптирована для внеурочной работы классного руководителя.

Создание таких разработок отдельных занятий способствует обновлению содержания  и позволяет активизировать работу педагогов дополнительного образования и учителей школ по патриотическому  и гражданскому воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc905.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской» Пост № 1

ИГРА «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»

Методическая разработка

итогового занятия по программе Поста № 1.

г. Новокузнецк

2010

Печатается по решению научно – методического и экспертного советов Дворца детского (юношеского)  творчества  им. Н.К. Крупской

                        

      Игра «Крестики - нолики». Методическая разработка итогового занятия по программе Поста № 1./  Авторы – составители:   Климова А.С.,  Мосунова С.В.  Мальцев В.М., Линд Л.В., педагоги  дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, Новокузнецк, 2010. –

         Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования,  работающих в первую очередь по программам гражданско- патриотического  и военно-патриотического направления, а также для педагогов школ с целью повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию.                               

                                                     

                                                           

                                       

                   

                                           

 

                 

Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, 2010

Содержание.

  1. Пояснительная записка
  2. Конспект занятия – игры.
  3. Методические советы  и рекомендации к проведению.
  4. Дидактические материалы (электронное приложение)
  5. Литература.

Пояснительная записка.

Социальный заказ общества к образованию таков, чтобы в своем идеале воспитать «человека – гражданина и патриота». Для одного педагога это задача непосильная. Решить ее можно только объединив усилия всех, кто в своей работе уделяет особое место патриотическому воспитанию. 

Руководствуясь Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, педагогический коллектив Поста № 1 уделяет особое внимание совершенствованию процесса воспитания «человека – гражданина и патриота». Большой опыт работы по данному направлению позволяет нам предложить педагогам дополнительного образования и учителям школ разработку занятия – игры. Наличие методических рекомендаций и советов  позволит адаптировать ее к вашим детям, к их возрасту и уровню подготовки. Электронный вариант дидактических пособий сократит время, требующееся на подготовку к данному занятию. Интересная для детей форма проведения занятия и инвариантность заданий дает возможность использования данной разработки на любом этапе деятельности педагога, уделяющего внимание патриотическому воспитанию своих обучающихся.

Коллектив Поста № 1 считает, что создание таких разработок отдельных занятий,  способствует обновлению содержания  и позволяет активизировать работу педагогов дополнительного образования и учителей школ по патриотическому  и гражданскому воспитанию.

Игра – занятие «Крестики - нолики»

Цель: Активизировать интерес к историческому прошлому своей Родины.

Задачи:

  1. Продолжить закрепление знаний, полученных за время несения службы на Посту № 1.
  2. Развивать умение слушать и анализировать, продолжать развивать навык работы в команде.
  3. Воспитывать бережное отношение к памяти прошлого.
  4. Способствовать формированию  и развитию нравственных, эстетических, патриотических, качеств личности.

Дидактические материалы:

  • Игровое табло 3х3, состоящее из 9 полей заданий (приложение 1).
  • Карточки «крестики-нолики» (по 9 каждого знака).
  • Карточки с заданиями (к каждому полю).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что сегодня у всех вас хорошее настроение?

А по другому и быть не может, ведь сегодня мы с вами немного поиграем!

  1. Актуализация знаний .
  • Вам предстоит проявить свой командный дух, собранность, Включить всю свою фантазию и воображение. А заодно и заглянуть в глубины своей памяти…. Чтобы стать лучшими в сегодняшней игре вам пригодится и ваш прошлый багаж знаний и то новое, что вы узнали за время несения Вахты Памяти на Посту № 1.
  1. Сообщение правил игры.
  • И для начала я предлагаю вам вспомнить игру «Крестики - нолики».
  • Играли в такую? (да)
  • А правила помните? (по очереди ставить «Х» или «0» с целью составить линию из 3х одинаковых знаков)
  • Мы сегодня тоже поиграем с вами в «Крестики – нолики». А для этого разобьемся на команды*1(Знак *соответствует наличию методического совета или рекомендации к проведению, число рядом указывает на ее порядковый номер.).  1 и 3 смена и их разводящий – одна команда, кем вы будете?
  • Предлагается вытянуть «вслепую» одну из предложенных карточек: «Х» или «0».
  • А 2 и 4 смены с разводящим  и ПНК будут, соответственно, другой командой.

Игроки рассаживаются согласно проведенной жеребьевки.

Итак, у нас  готовы 2 команды: «Крестики» и «Нолики», есть игровое поле. Но поле-то непростое. Каждая клетка таит в себе какое-то задание и свой знак на клетке поставит та команда, которая с этим заданием справится лучше и быстрее. Внимание! В погоне за скоростью не забывайте качество, оно будет оцениваться в первую очередь.

        Победит в игре тот, кто, как и в обычных «Х – 0», скорее соберет линию из 3х одинаковых знаков.

        Правила понятны?

  1. Проведение игры.

Крестики по традиции получают право первыми сделать ход. В нашем случае это означает – выбрать клетку с заданием.

Общий вид игрового поля*2:

«КАПИТАНЫ»*3

Задание:  1. с завязанными глазами найти всех игроков своей команды.

             2. выполнить задания , написанные на карточках:

  • Построй команду!
  • Равняйсь!
  • Смирно!
  • Налево!
  • Направо!
  • Направо!
  • В шеренгу по одному шагом марш!

Выигрывает команда, четче выполнявшая задание.  

Примечание: в холодное время года вариантом задания является одевание капитанами на скорость зимней форменной одежды в соответствии с требованиями.

«НОТКИ»*4

Подготовить нечетное количество карточек со словами из песен военной поры.

Задание: отгадать песню и напеть хором из нее несколько строк, включая слова, написанные на карточках.

Выигрывает команда, напевшая первой большее количество песен.

Карточки : 

  • …огонь, на поленьях смола…(«В землянке»)
  • …с сединою на висках… (День Победы)
  • как волна. Идет война… (Священная война)
  • …..лист резной, я влюбленный ….(«Смуглянка»)
  • ….яблони и груши, поплыли….(«Катюша»)

«ВСЕ ПО ПЛАНУ»*5

Задание: составит план местности по устному описанию:

С юго-запада на восток протекает река. Через реку – мост. На северо-западе – лес, на северо-востоке – большое озеро. Вокруг озера – лес. На юго-востоке – поселок городского типа. На юго-западе лес. На западе – деревня. Между ней и рекой – завод.

Выигрывает команда, наиболее точно отразившая все названные объекты.

Примечание: каждой команде выдается карточка – помощница со схематичными рисунками объектов:

Завод –

Мост –

Река –

ПГТ –

Озеро –

Деревня –

Лес –

«РАЗ СЛОВЕЧКО – ДВА СЛОВЕЧКО»*6

(конкурс буриме)

Задание: Сочинить четверостишья, используя слова-окончания:

  1. …..салют

…..дают

  1. …….солдат

…….виноват

  1. ……век

……снег

  1. …….сражаться

…….улыбаться

  1. ……воевать

…….рисовать

  1. ….сын

…..гражданин

Выигрывает команда, сочинившая за 3-5 минут наибольшее количество четверостиший.

«ТЫ МНЕ, Я ТЕБЕ»*7

Задание: подготовить команде соперников 3 вопроса по изученному во время службы материалу.

Выигрывает команда, правильно ответившая на все вопросы.

Примечание: при одинаковом результате предлагается задать по дополнительному вопросу. Время ограничено.

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»*8

В коробку (черный ящик) помещается небольшой предмет (пуговица, кокарда, диск, пряжка и т.п.), с которым ребята сталкивались во время несения службы на Посту№1.

Задание: отгадать, что спрятано в ящике. С этой целью игроки обеих команд задают по очереди вопросы ведущему (педагогу). На вопрос можно отвечать только «ДА» или «НЕТ».

Выигрывает команда, отгадавшее большее количество предметов.

Примечание: предметы помещаются в ящик по очереди и их нечетное количество.

«ШИФРОВКА»*9

Задание: расшифровать текст, написанный на карточках, используя в качестве ключа – алфавит.

Карточки:

I

Й=И

25,19,1,2,3,12,6,18,20,18,12,6,3,1,

15,19,4,15,17,15,17,15,22,17,1,14,

31,30,19,5,3,6,16,20,25,11,9,15,5,

9,14,19,1,14,11

II

Й=И

15,22,17,1,14,1,13,15,18,19,1 – 5,3,11,19,1,

14,11,1,8,1,17,6,11,15,10,18,12,6,3,1,3,15,

3,17,1,4,6,15,5,9,14,19,1,14,11

Ответы: 1 – штаб в лесу, слева от гор, охраняют две пушки и один танк,

     2 – охрана моста – два танка за рекои, слева в овраге один танк.

Выигрывает команда, первой справившаяся с шифровкой.

Примечание: ключ можно дать.

Карточка – ключ:

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г
  5. Д
  6. Е
  7. Ё
  8. Ж
  9. З
  10. И
  11. К
  12. Л
  13. М
  14. Н
  15. О
  16. П
  17. Р
  18. С
  19. Т
  20. У
  21. Ф
  22. Х
  23. Ц
  24. Ч
  25. Ш
  26. Щ
  27. Ь
  28. Ы
  29. Ъ
  30. Э
  31. Ю
  32. Я

«КАЛЕНДАРЬ»*10

Задание: Распределить предложенные даты согласно вопросам и заполнить поля кроссворда. При верном заполнении в выделенных клетках получится еще одна дата. Вставьте пропущенную цифру. Считайте ее отметкой за выполненное задание.

Вопросы к кроссворду:

  1. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.
  2. День  снятия блокады Ленинграда.
  3. День разгрома советскими войсками немцев в Сталинградской битве.
  4. День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой.
  5. День начала наступления в битве за Сталинград.
  6. День великого танкового сражения под Прохоровкой.
  7. День начала блокады Ленинграда.

Примечание: на карточках поля кроссворда пустые. даты даны отдельно.

«ТЫ +Я = МЫ»

Задание: командам предлагается на скорость построится с учетом называемых ведущим условий:

  • По росту (от высокого –  к низкому)
  • По цвету глаз (от светлого –   к темному)
  • По длине волос (от коротких –   к длинным)
  • По размеру обуви….
  • По цвету волос…

Выигрывает команда, быстрее выполнившая  большинство заданий с минимумом ошибок.

  1. Подведение итогов игры.
  2. Подведение итогов занятия.

- Надеюсь, наше сегодняшнее занятие Вам понравилось?

- Слишком было сложно?

- Давайте поаплодируем сначала сами себе…, а теперь друг-другу!

Методические советы и рекомендации к проведению.

Так как предлагаемая разработка ориентирована не только на педагогов, работающих по  программам патриотической направленности, но и на всех желающих осуществить свой вклад в дело патриотического воспитания, мы предлагаем ряд советов, позволяющих адаптировать данную игру к возможностям и способностям ваших обучающихся.

        

  1. Жеребьевка.
  • Самый простой способ проведения жеребьевки для данной игры: заранее заготовить карточки с изображением «Х» и «0» по количеству участников, поровну каждого знака (желательно, чтоб участников было четное количество, но это не принципиально). Из коробки (шапки, пакета и т.п.) каждый достает карточку. Изображенный на ней знак и определит принадлежность игрока к той или иной команде.
  • Разделение на команды можно поручить капитанам. Для их выбора задайте несколько вопросов по изученной теме, предмету, курсу. Капитанами становятся двое самых активных и знающих. Они-то и набирают себе команду, по очереди выбирая одного из присутствующих.
  • Для разделения на команды подходит любой удобный и приемлемый для вас вид жеребьевки.
  1. Игровое поле лучше делать из отдельных, не скрепленных друг с другом листов. Это позволяет:
  1.  изменять его общий вид,
  2. менять отдельные карточки при необходимости,
  3. удобно в хранении.
  1. Можно ограничиться выполнением первой части задания. Или заменить выполнение строевых приемов исполнением походной песни на выбор. В этом случае выигрывает команда, первая хором запевшая свой «марш».
  2. Варианты заданий:
  • Узнать песни военной поры по заранее заготовленным мелодиям.
  • Команды по очереди называют песни военных лет и песни о войне. Выигрывает команда, назвавшая последнюю песню(по принципу аукциона).
  • Отгадать, о какой песне идет речь по подсказкам (подсказки ведущий дает по очереди)

I песня:

1 – песня – мысленное обращение солдата к своей любимой….

2 – в ней растения, а именно: кусты, умеют разговаривать….

3 – ее поет солдат, сидя у печурки в землянке….

II песня:

1 – песня о весеннем пробуждении природы у водоема...

2 – песня – привет солдату...

3 – ее поет девушка Екатерина...

II песня:

1 – песня о знакомстве парня с девушкой – партизанкой...

2 – действие происходит на рассвете летом…

3 – любимое растение поющего – кудрявый клен…

  1.  Можно предложить  командам уже несколько готовых карточек с планом местности.  Все примерно одинакового содержания, но допускающие неточности и ошибки. Лишь одна карточка из предложенных соответствует описанию. Команда нашедшая ее первой – побеждает.
  2. В качестве слов - окончаний для буриме можно брать любые рифмы. Можно предложить командам самим придумать «слова – окончания» для соперников.
  3. Это задание рекомендуется оставить, только вопросы, соответственно, будут иметь непосредственное отношение к вашему предмету. Это позволит сделать занятие более актуальным и интересным именно для ваших детей.
  4. Можно заменить конкретные предметы карточками с их изображением, но в этом случае дети должны об этом знать. Вопрос: Что солдат положил с собой в походный вещмешок? (лист бумаги, фотография, фляжка, т.п.)
  5. Варианты заданий:
  • Разгадать ребус,
  • Узнать пословицу (например: «На чужой сторонушке рад родной воронушке») по картинке,
  1. Кроссворд можно заменить более легкими вопросами типа:

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

- В каком году была битва за Москву?

Или:

 - Какие даты из истории Великой Отечественной войны вы знаете? И что они означают? (по принципу аукциона)

Литература:

Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. – ISBN 5-8112-1693-9.

Вспомним мы  походы и былые годы … / под ред. М.В. Артюхова, Г.А.     Вержицкого, В.А. Сергеевой (Пошевневой). – Новокузнецк: ИПК, 2000. – 381 с. – ISBN 5-7291-0200-3.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Внешкольник. - 2005. -  №10. – с.1- 5.

Коновалова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях / Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: изд-во ИПК, 2003. – 156 с. – ISBN 5-7291-0270-4.

Лихачев, Б.Т. Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с. - ISBN 5-85294-080-1.

Новокузнецк 60-80 годы. Воспоминания / сост. П.А. Старцев. - Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 2007. – 260 c. - ISBN 5-87521-073-1.

О чем поют трубы: стихи, рассказы, очерки победителей областного литературного конкурса, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне / Кемеровский областной совет ветеранов войны и труда; редакция газеты «Земляки». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 161 с., ил. –  ISBN 5-202-00928-3.

Патриотическое воспитание: от теории к практике. – Новокузнецк: изд-во ИПК, 2004. – 144 с. – ISBN 5-7291-0333-6.

Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., исправ. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 512 с. - ISBN 5-7695-0599-0.

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994. – 175 с., ил.

Так начиналась война: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию начала Великой Отечественной войны и битве под Москвой (г. Кемерово, 21 ноября 2006г.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006г. – 295 с. – ISBN 5-202-00962-3.

 Харламов, И. Ф. Педагогика:  учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. - 519 с. – ISBN  5-8297-0004-2 (в пер.).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...