Занятие по внеурочной деятельности "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково».
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Тарасова Марина Вячеславовна

Занятие внеурочной деятельности, направленное на формирование духовно-нравственных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Занятие по  внеурочной деятельности  "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково».

                                                                                                      Подготовил:

учитель  Тарасова М.В.

2014 год


Тема: "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково» (3 класс).

Цели занятия:

  1. Формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.
  2. Воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России.  
  3. Развитие умения составлять план предстоящей работы.
  4. Развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся.

Используется мультимедийный проектор, компьютер. (См. приложения).

Ход урока

  1. Орг. момент.

Наше занятие мы начинаем,

Лишнее все со столов убираем.

Будем ремесла страны изучать

И мастерами себя  представлять.

Гжель, Хохлома – как же все интересно!

Ну и, конечно же, очень полезно!

II. Сообщение темы и цели урока.

– Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

– Ребята! Сегодня мы поговорим о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Ну и, конечно же, каждый из вас тоже представит себя мастером и поймет, что же могут делать полезного его руки.

                  Что за чудо эти руки?

                  Раз рука и два рука,

                  Вот ладошка левая, вот ладошка правая!

                 И скажу вам, не тая,

                 Руки всем нужны, друзья!

                 Сильные руки не бросятся в драку,

                Добрые руки погладят собаку,

             Чуткие руки умеют дружить,

            Умные руки умеют любить!

- Ребята, а что же могут делать хорошего ваши руки?  (дети отвечают).

– А теперь мы совершим экскурс в прошлое и вспомним историю возникновения народных промыслов.  Как вы понимаете данный термин? (Слайды 2, 3).

Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки-свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.

Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. На протяжении многих уроков мы с вами вели исследовательскую работу о народных промыслах России, старались найти ответы на вопросы:

  1. Где возник этот вид промысла? (Слайд 4).
  2. Как возник этот вид промысла?
  3. А для чего нужны?
  4. Особенности производства.

– А еще в нашем краю говорят исстари: “Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?

III. Что ж давайте по порядку, Загадаю я загадки.

  1. На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)
  2. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Хохломская ложка)
  3. Как волшебная жар-птица, не выходит из ума чародейка-мастерица – золотая… (Хохлома)
  4. Утка-Марфутка бережком идет, уточек-Марфуточек купаться ведет. (Дымковская игрушка)
  5. “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжели).

– Ну что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо знаете народные промыслы. Правильно их называете.

IV. Игра «Что напутал художник?»

(Слайд 5)

V. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на занятии нашей задачей будет представить свой творческий продукт в виде изделия, расписанного своими руками по правилам того или иного народного промысла.

VI. Создание творческих бригад

– Поэтому, сегодня наш класс – это 3 творческих мастерских по названиям населенных пунктов: Гжели, Хохломы и Дымково, где каждый  имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Я предлагаю вам временно стать жителем того или иного населенного пункта и почувствовать себя мастером данного промысла.

(Учащиеся рассаживаются по желанию  по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой населенного пункта).

Как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?)

Чтоб работа закипела,
Приготовим все для дела.
Будем красить, мастерить –
Все должно в порядке быть!
Правила рабочего человека.

– Итак, мы приступаем. Каждая группа получает образец росписи своего промысла и эскиз изделия посуды, который  члены группы раскрашивают в соответствии с правилами (см. приложения). Затем изделие вырезается, и один из участников представляет его на ярмарку.

VII. Подготовка к презентации. (Практическая работа).

  1. Подготовьте рабочее место. (Слайд 6).
  2. Экономно расходуйте материалы.
  3. Работайте аккуратно.
  4. Закончив работу, уберите своё рабочее место.
  5. Работайте спокойно и дружно.

Звучит народная музыка, дети изготавливают поделку.

VIII. Физкультминутка.

– Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто – то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай? И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне. Шли века, люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, вазы, чаши. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красивая и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. А сейчас ребята нам расскажу об этом промысле.

IX. Защита, представление изделий.

Гжель.

  1. Сине-белая посуда. (Слайд 7)
    Расскажи-ка ты откуда?
    Видно издали пришла.
    И цветами расцвела:
    Голубыми, синими,
    Нежными, красивыми.
  2. В тихом Подмосковье (Слайд 8)
    Речка Гжелочка бежит.
    Вдоль этой речки
    Деревенька стоит.
    Заросли ивы вдоль речки бегут.
    Умельцы в той деревеньке живут.
    Расписную посуду они мастерят.
    Синим по белому чудо творят.
  3. Кто не любит этих дивных (Слайд 9)
    И изысканных изделий,
    Этих мягких, плавных линий.
    И лазури красок гжели?!
  4. Лишь два цвета – так не броски, (Слайд 10)
    Но таят в себе немало:
    Белоствольные берёзки,
    Из снежинок покрывало,
  5. Купол неба здесь высокий,
    И озёра голубые,
    И цветочек синеокий
    На полях ржаных России...
  6. Перепутать с чем-то трудно (Слайд 11)
    Синецветье нашей гжели.
    Мы, любуясь этим чудом,
    Все глаза уж проглядели!

И еще об одном промысле нам хочется рассказать о хохломе. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины. Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково- ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние её.

Хохлома.

  1. Роспись хохломская (Слайд 12)
    Словно колдовская.
    В сказочную песню
    Просится сама.
    И нигде на свете
    Нет таких соцветий
    Всех чудес чудесней
    Наша Хохлома.
  2. Деревянная чашка, (Слайд 13)
    Деревянная плошка
    И, как будто простая,
    Деревянная ложка.
  3. Но узорочьем дивным
    Они расцветают,
    Как посуда нарядна –
    Она золотая!
  4. Вся в цветах она, в листьях (Слайд 14)
    И в ягодах алых,
    На ветвях золотых
    Стаи птиц небывалых.
  5. До того хороша, (Слайд 15)
    Восхищенья не скрою!
    Называют её
    Золотой хохломою.
  6. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения. (Слайд 16)

Дымковская игрушка. В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности.

  1. Дымковская – значит, дым! (Слайд 17)
    Значит, глину обжигаем,
    В печку русскую сажали…
    Обжигали, но названье
    Ведь от местности идёт.
  2. Чем знаменито Дымково? (Слайд 18)
    Игрушкою своей!
    В ней нету цвету дымного,
    Что серости серей.
    В ней что-то есть от радуги,
    От капелек росы.
    В ней что-то есть от радости
    Гремящей, как басы!
  3. Все игрушки не простые, (Слайд 19)
    А волшебно расписные.
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски –
    Простой, казалось бы, узор,
    Но отвести не в силах взор.
  4. Посмотри, как хороша эта девица-душа. (Слайд 20)
    Щечки алые горят, удивительный наряд.
    Сидит кокошник горделиво,
    Барышня так красива.

X. Подведение итогов.

  1. Интересные получились у нас изделия?
  2. С какими видами народного промысла мы познакомились?
  3. Вам понравилось быть мастеровыми людьми?
  4. Где можно использовать полученные изделия?

– Сегодня на уроке Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям  правильно использовали основные элементы каждой росписи. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением. Я думаю, что задачи занятия мы выполнили, ваши поделки помогут другим ребятам познакомиться с различной техникой росписи, вы проявили свою фантазию, творчество.

XI. Уборка рабочего места.

(Слайд 29)

Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
И порядок наведи!


Занятие внеурочной деятельности в 3 классе "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково»

Цели занятия:

  1. Формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.
  2. Воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России.  
  3. Развитие умения составлять план предстоящей работы.
  4. Развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся.

Используется мультимедийный проектор, компьютер. (См. приложения).

Ход урока

  1. Орг. момент.

Наше занятие мы начинаем,

Лишнее все со столов убираем.

Будем ремесла страны изучать

И мастерами себя  представлять.

Гжель, Хохлома – как же все интересно!

Ну и, конечно же, очень полезно!

II. Сообщение темы и цели урока.

– Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

– Ребята! Сегодня мы поговорим о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Ну и, конечно же, каждый из вас тоже представит себя мастером и поймет, что же могут делать полезного его руки.

                  Что за чудо эти руки?

                  Раз рука и два рука,

                  Вот ладошка левая, вот ладошка правая!

                 И скажу вам, не тая,

                 Руки всем нужны, друзья!

                 Сильные руки не бросятся в драку,

                Добрые руки погладят собаку,

Чуткие руки умеют дружить,

            Умные руки умеют любить!

- Ребята, а что же могут делать хорошего ваши руки?  (дети отвечают).

– А теперь мы совершим экскурс в прошлое и вспомним историю возникновения народных промыслов.  Как вы понимаете данный термин? (Слайды 2, 3).

Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки-свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.

Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. На протяжении многих уроков мы с вами вели исследовательскую работу о народных промыслах России, старались найти ответы на вопросы:

  1. Где возник этот вид промысла? (Слайд 4).
  2. Как возник этот вид промысла?
  3. А для чего нужны?
  4. Особенности производства.

– А еще в нашем краю говорят исстари: “Где хотенье, там и уменье!” Согласны ли вы с такими правилами?

III. Что ж давайте по порядку, Загадаю я загадки.

  1. На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)
  2. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Хохломская ложка)
  3. Как волшебная жар-птица, не выходит из ума чародейка-мастерица – золотая… (Хохлома)
  4. Утка-Марфутка бережком идет, уточек-Марфуточек купаться ведет. (Дымковская игрушка)
  5. “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжели).

– Ну что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо знаете народные промыслы. Правильно их называете.

IV. Игра «Что напутал художник?»

(Слайд 5)

V. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке нашей задачей будет представить свой творческий проект, подвести итоги нашего с вами исследования.

VI. Создание творческих бригад

– Поэтому, сегодня наш класс – это 3 творческих мастерских по названиям населенных пунктов: Гжели, Хохломы и Дымково, где каждый  имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Я предлагаю вам временно стать жителем того или иного населенного пункта и почувствовать себя мастером данного промысла.

(Учащиеся рассаживаются по желанию  по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой населенного пункта).

Как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?

Чтоб работа закипела
Приготовим все для дела.
Будем шить и мастерить –
Все должно в порядке быть!
Правила рабочего человека.

– Итак, мы приступаем. Каждая группа получает образец росписи своего промысла и эскиз изделия посуды, который  члены группы раскрашивают в соответствии с правилами. Затем изделие вырезается, и один из участников представляет его на ярмарку.

VII. Подготовка к презентации. (Практическая работа).

  1. Подготовьте рабочее место. (Слайд 6).
  2. Экономно расходуйте материалы.
  3. Работайте аккуратно.
  4. Закончив работу, уберите своё рабочее место.
  5. Работайте спокойно и дружно.

Звучит народная музыка, дети изготавливают поделку.

VIII. Физкультминутка.

– Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто – то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай? И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне. Шли века, люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, вазы, чаши. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красивая и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. А сейчас ребята нам расскажу об этом промысле.

IX. Защита, представление изделий.

Гжель.

  1. Сине-белая посуда. (Слайд 7)
    Расскажи-ка ты откуда?
    Видно издали пришла
    И цветами расцвела:
    Голубыми, синими,
    Нежными, красивыми.
  2. В тихом Подмосковье (Слайд 8)
    Речка Гжелочка бежит.
    Вдоль этой речки
    Деревенька стоит.
    Заросли ивы вдоль речки бегут.
    Умельцы в той деревеньке живут.
    Расписную посуду они мастерят.
    Синим по белому чудо творят.
  3. Кто не любит этих дивных (Слайд 9)
    И изысканных изделий,
    Этих мягких, плавных линий
    И лазури красок гжели?!
  4. Лишь два цвета – так не броски, (Слайд 10)
    Но таят в себе немало:
    Белоствольные берёзки,
    Из снежинок покрывало,
  5. Купол неба здесь высокий,
    И озёра голубые,
    И цветочек синеокий
    На полях ржаных России...
  6. Перепутать с чем-то трудно (Слайд 11)
    Синецветье нашей гжели.
    Мы, любуясь этим чудом,
    Все глаза уж проглядели!

И еще об одном промысле нам хочется рассказать о хохломе. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины. Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково- ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние её.

Хохлома.

  1. Роспись хохломская (Слайд 12)
    Словно колдовская.
    В сказочную песню
    Просится сама.
    И нигде на свете
    Нет таких соцветий
    Всех чудес чудесней
    Наша Хохлома.
  2. Деревянная чашка, (Слайд 13)
    Деревянная плошка
    И, как будто простая,
    Деревянная ложка.
  3. Но узорочьем дивным
    Они расцветают,
    Как посуда нарядна –
    Она золотая!
  4. Вся в цветах она, в листьях (Слайд 14)
    И в ягодах алых,
    На ветвях золотых
    Стаи птиц небывалых.
  5. До того хороша, (Слайд 15)
    Восхищенья не скрою!
    Называют её
    Золотой хохломою.
  6. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения. (Слайд 16)

Дымковская игрушка. В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности.

  1. Дымковская – значит, дым! (Слайд 17)
    Значит, глину обжигаем,
    В печку русскую сажали…
    Обжигали, но названье
    Ведь от местности идёт.
  2. Чем знаменито Дымково? (Слайд 18)
    Игрушкою своей!
    В ней нету цвету дымного,
    Что серости серей.
    В ней что-то есть от радуги
    От капелек росы
    В ней что-то есть от радости
    Гремящей, как басы!
  3. Все игрушки не простые, (Слайд 19)
    А волшебно расписные.
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски –
    Простой, казалось бы, узор,
    Но отвести не в силах взор.
  4. Посмотри, как хороша эта девица-душа. (Слайд 20)
    Щечки алые горят, удивительный наряд.
    Сидит кокошник горделиво,
    Барышня так красива.

X. Подведение итогов.

  1. Интересные получились у нас изделия?
  2. С какими видами народного промысла мы познакомились?
  3. Вам понравилось быть мастеровыми людьми?
  4. Где можно использовать полученные изделия?

– Сегодня на уроке Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям – правильно использовали основные элементы каждой росписи, по технологическим – оригинальны и рациональны. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением. Я думаю, что задачи занятия мы выполнили, ваши поделки помогут другим ребятам познакомиться с различной техникой росписи, вы проявили свою фантазию, творчество.

XI. Уборка рабочего места.

(Слайд 29)

Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
И порядок наведи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промыслы России. Гжель и Хохлома.

материал для педагогов дополнительного образования....

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»

Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»...

Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"

Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"...

Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»

Конспект  занятия по  декоративно – прикладному искусству на тему:  «Народные промыслы России»...

Использование игровых технологий при реализации совместно-деятельного подхода на уроке изо "народные промыслы России"

Методическая разработка открытого урока по изо 5 класс "Народные промыслы России"...

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов на примере хохломы...