статья "Дари себя людям, дари без остатка…" (роль литературного кружка в школе)
статья на тему

Юлия Викторовна Федорова

Организация занятий в литературном школьном кружке – одна из эффективных форм внеклассной работы, которая обогащает багаж знаний учащихся и способствует развитию творческих способностей детей, саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dari_sebya_lyudyam_dari_bez_ostatka.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дари себя людям, дари без остатка…

(роль литературного кружка в школе)

        Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Креативность – это способность порождать необычные и оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных  схем, быстро разрешать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.

        В современном мире происходит изменение образовательной парадигмы: на смену старому содержанию образования идет новое. Современная педагогика обращена к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В данных условиях важнейшим аспектом педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учеников.

        К сожалению, нередко поспешным принудительным знакомством с творчеством известных русских и зарубежных писателей и поэтов в школьном изложении и ограничиваются знания учащихся. «Пройти» курс русской словесности в школе – очень часто пройти мимо неё. Таким образом, гениальность писателей и поэтов остается непонятной, непознанной.

        С целью повышения эффективности усвоения литературы в школе был создан литературный кружок «Лира». Данный курс достаточно универсален и имеет большую практическую значимость.

        Литературно-музыкальные вечера, проводимые в школе, - это возможность собраться с учениками вместе в обстановке праздника и уюта, когда создаются условия для живого личностного общения, воспитания чувств, овладения культурой художественного восприятия, раскрытия перед учащимися особенностей художественной культуры, ее роли в жизни человека, в овладении языком искусства.

        Литературно-музыкальные вечера представляют не только творчество писателей, но и литературно-историческую эпоху во всей сложности и противоречивости. Когда речь идет о творчестве гениального представителя литературы или искусства, нам всегда интересно знать, в каких исторических и просто бытовых условиях выпестована гениальность, какова его личность, кто шел с ним по жизни рядом и как завершился его жизненный путь.

        Какие же литературные композиции были подготовлены и представлены в школе учащимися литературного кружка «Лира». Вот несколько из них.

  1. Литературно-музыкальная композиция «Нельзя отречься от родного…».

В основе данной композиции, рассчитанной на учащихся 11 класса, лежит цель донести да учащихся своеобразие сложного периода в истории и литературе начала XX века; при помощи литературно-художественного материала помочь учащимся увидеть живого поэта, почувствовать далекую эпоху, понять творчество поэтов-эмигрантов, уяснить их место в русской литературе.

        Начало XX века было для русской поэзии блистательным, поразительно щедрым и разнообразным. За короткий срок засияло множество замечательных поэтических имен: А. Блок, А. Белый, И. Бунин, О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Есенин, М. Цветаева, И. Северянин и др. Символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты…

        В ходе литературно-музыкальной композиции мы вспомнили имена поэтов-эмигрантов, слушали стихи о России, обратившись к части великого духовного наследия, оставленного нам этими людьми, не получившими в награду за это даже клочка родной земли, чтобы навсегда забыться и простить нанесенные обиды.

        Эта постановка – рассказ о творчестве и жизни ярких личностей России, представителей литературы Серебряного века. Их стихи – драгоценнейший и самый достоверный комментарий к их жизнеописанию. В подготовке постановки использованы, прежде всего, стихи поэтов и воспоминания и них их современников и исследователей их творчества.

        Очень важную роль играло музыкальное оформление, поскольку судьба поэтов была полна драматизма и даже  трагедии. Поэтому музыка служила достойным фоном их эмоциональных и чувственных стихов.

  1. «В ней есть душа, в ней есть свобода…» (Времена года в русском искусстве).

Вечер рассчитан на учащихся среднего возраста.

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на ее красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Рыленкова, Пастернака, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского. «В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природу. В ней – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов, и, может быть, для нас с вами. Нужно только вслушаться и всмотреться.

  1. Литературно-музыкальная гостиная «Мама – нет дороже слова».

Учащиеся 10-11 класса подготовили настоящий праздник для своих дорогих мам. Собрались вместе, чтобы поговорить о самом дорогом и близком каждому человеку – о матери. Я думаю, что эта встреча заставила многих задуматься, другими глазами посмотреть на себя со стороны и свое поведение по отношению к близким людям.

Мы не преследуем цель дать исчерпывающую информацию о жизни и творчестве поэтов и писателей. Мы приглашаем всех вместе поразмышлять о явлениях литературной жизни разных времен. В данных мероприятиях мы пытаемся найти гармонию формы и содержания, чтобы литература стала «творчеством», поэтому в основе каждого вечера лежит диалог – «совместный поиск истины». Цель каждого мероприятия – вызвать эмоции у учащихся, подвести их к выводам.

Основой воспитательной системы кружка является «погружение в искусство».

Занятие в кружке для ребят – это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой учащиеся приобретают знания и практические навыки, а их способности активно развиваются.

При проведении занятий большое место занимают приемы, стимулирующие литературное творчество, развивающие творческое воображение и внимание к слову.

Занятия в литературном кружке способствуют выявлению и развитию творческих способностей детей, учит их делать самостоятельный выбор, помогает каждому осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений. А главное, воспитает человека, увлеченного литературой и разбирающегося в искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Что бы радость людям дарить, нужно милосердным быть"

Цели: - формировать первичные представления о нравственности, на основе общего знакомства с группой нравственных понятий о милосердии, доброте, дружбе, уважении, терпимости, жалости, сопережив...

«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!».

Разработка  урока  культуры.    Цель  мероприятия:   познакомить учащихся    спонятиями  доброта  и вежливость; воспитывать культуру  общения....

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

Внеклассное мероприятие по этикету...

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Классный час для 5 классаЦель: усвоение учащимися правил вежливости в общении со взрослыми, с товарищами....

Литературная гостиная в библиотеке «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Литературная гостиная в библиотеке «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»....

Сценарий внеклассного меропритятиядля 5 класса "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!"

Данное мероприятие направлено на *сплочение классного коллектива;*формирование определенных навыков  культуры   речи; поведения в неформальной обстановке;*формирование доброжелател...

Коррекционно-развивающее занятие "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Цели:• формировать умение употреблять в речи вежливые слова с учётомситуации общения;• ввести в словарь учащихся новые этикетные формулы обращенияс просьбой, их назначением, особенностями уп...