Сказка как метод преодоления трудностей адаптации первоклассников
статья на тему

Кинева Надежда Александровна

Представлен передовой педагогический опыт по использовании сказки, сказкотерапии при адаптации первоклассников  к школьной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как метод преодоления трудностей адаптации первоклассников

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

                        Е. Степанова

Какой  ребенок не любит сказки? Особенно если читает их близкий  человек: мама, папа, бабушка или воспитатель в детском саду. Каждый раз, открывая книжку со сказками, ребенок с теплотой и надеждой ждет что-то новое, интересное, неизведанное. Ребенку комфортно и уютно. Но наступает момент, когда ребенок сталкивается с первыми в своей жизни трудностями- переходом в школьную жизнь.

Начало учебы – переломный момент в жизни каждого ребенка. Школьное обучение кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям,  существует у всех первоклассников.  А в первые месяцы обучения начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые будут определять в дальнейшем успешность его школьного обучения, а самое главное – успешность его социализации. Наш класс не стал исключением.

Данные диагностики и целенаправленного педагогического наблюдения позволили нам определить, что к концу первой четверти среди наших детей 70% не проявляют серьёзных признаков дезадаптации, 30% (6 воспитанников) имеют сложности при привыкании к школьной жизни, жизни в интернате.  По данным карты наблюдений Стотта, у 35% наблюдается тревожность или враждебность по отношению  к взрослым, у 30 % - тревога по отношению к детям, у 10% - эмоциональное напряжение, а у 15% детей проявляются признаки депрессии.

Согласно карте наблюдения за процессом адаптации к условиям обучения и проживания в гимназии 6 воспитанников класса имеют трудности в процессе привыкания к школе. Кроме того, еще 25% воспитанников на начало учебного года имеют ту или иную степень тревожности дома или в школе. Эти дети не вошли в число дезадаптированных детей, но тоже сталкиваются с определенными трудностями,  мешающими им успешно учится.  

С помощью карт наблюдений за реализацией Программы воспитания и содержания воспитанников мы определили, что первоклассники имеют низкий уровень сформированности  организационной культуры  (26, 1% на начало года): плохо сформированы знания о режиме дня, низкий уровень представлений об обязанностях воспитанников.

Социометрические исследования показали, что 5 человек имеют низкий социометрический статус  по причине несформированности коммуникативных способностей, замкнутости.

Таким образом, перед нашим коллективом была поставлена задача:  помочь детям, испытывающим трудности  адаптации к новым, непонятным школьным условиям, применяя приемы, методы, технологии по преодолению дезадаптации первоклассников в учебной  и внеурочной деятельности.

Одним из эффективных методов по преодолению трудностей в адаптации к школе, по моему мнению, является сказка. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений;  благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Встреча со сказкой для детей- величайшая необходимость и источник радости, игрового момента, ведь первоклассник- это вчерашний дошкольник  и для него игра- все еще основной вид деятельности, отходить от которого он еще не желает.

Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал.  Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность хотя бы обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни.

В этом случае на помощь нам, педагогам, приходит сказкотерапия, то есть метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказку используют и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. С помощью сказок я решала следующие  задачи:

Во-первых, сказка выполняет функцию установления контакта с ребенком.  Работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной среды создают позитивный настрой между ребенком и взрослым, атмосферу принятия и понимания. Ведь сказка является посредником между взрослым и ребенком, помогающим снять детские психологические защиты и отчужденность. А значит с помощью сказки  решается задача установления контакта с воспитанниками, снижается тревожность ребенка по отношению к взрослым.

Во-вторых, сказка несет функцию идентификации.  Ребенок с легкостью идентифицирует себя с героями сказки, так как содержание сказочных образов приближено к содержанию его внутреннего мира; сопереживание им дает возможность ребенку выразить множество собственных чувств (страх, радость, обиду, зависть, гордость, волнение и т. д.).  А значит нам, педагогам, сказка помогает лучше узнать наших детей, «открыть их внутренний мир».

В- третьих, у сказки есть обучающая функция. Сказки предлагают в образной форме «обучающие ситуации», ребенок видит новые ролевые позиции, новые способы действия, происходит осознание морально-этических норм, расширение поведенческого кругозора, формируется адекватная самооценка. Таким образом, через сказку, такую понятную и знакомую, легче объяснить ребенку о школьных правилах.

 Четвертая функция- функция рефлексии. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребенка в мир переживаний, с другой- сохраняет способность видеть происходящее извне, т.е. рефлексивно оценивать ситуацию, а значит видеть, признавать и исправлять собственные  ошибки.

В- пятых, сказка- это гармонизация внутреннего мира ребенка. Сказка предлагает ребенку различные способы адаптации к ситуациям, людям, собственным состояниям, тем самым поддерживая позитивное самовосприятие и защищая от травмирующих переживаний.  Коррекция тревожности, застенчивости, неуверенности в себе, трудностей вступления в контакт. А значит, ребенок, почувствовав уверенность в себе и в своих силах,  станет более успешным в учебе, безболезненней вольется в коллектив.  

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  несколько видов сказок:

  1. художественные: народные, авторские;
  2. дидактические (созданные педагогами, где одушевляются абстрактные символы);
  3. психокоррекционные (созданные для мягкого влияния на поведение ребенка);
  4. психотерапевтические (рассказывается о проблемах человека);
  5. медитативные (созданные для накопления положительного опыта, снятия напряжения).

В своей работе с младшими школьниками использую все представленные виды.

Работа со сказкой- многогранный и интересный процесс, который не ограничивается только чтением сказки взрослым и обсуждением ее с ребенком. На  самом деле он может включать в себя разнообразные виды деятельности. Я активно использую в своей работе:

  • Сочинение и интерпретация сказок (например, в ходе занятия по закреплению гигиенических навыков мы сами интерпретировали и придумали продолжение новой сказки о Мойдодыре).
  • Рассказывание сказки. Дети с удовольствием придумывают сказку по кругу. В работе использую и прием  рассказывания по кругу известной сказки. Этот же прием можно использовать  при самоподготовке: прочитанную детьми сказку можно попросить рассказать по кругу, вовлекая  в процесс всех детей одновременно, тем самым мотивируя их, а также экономя время при  проверке качества выполнения домашнего задания.
  • Введение в сказку новых персонажей. Этот  действенный метод  позволяет хорошо знакомую сказку адаптировать под нашу ситуацию. Например,  в течение всего учебного года нашим незаменимым помощником на уроках и внеклассных занятиях был Буратино. Он наблюдал за нами, узнавал новое, отправлял нам письма с заданиями и т.д. образ Буратино и другие сказочные образы  мы часто использовали  в своей работе.
  • Рисование сказок. Сказочные персонажи, сюжеты сказок часто вызывают сильные эмоции детей. Рисование сказки позволяет выразить их чувства, раскрыть отношение к прочитанной сказке, додумать сюжет  и т.д. После рисования собираем все работы в книжку, чтобы надолго сохранить память о прочитанном.
  • Спонтанное волшебное рисование. Одаренные дети склонны к разнообразной творческой деятельности. Спонтанное волшебное рисование– это изображение чувств, состояния, настроения. На занятии ребенок погружается в мир сказки  и переносит свои эмоции и ощущения на бумагу.  К примеру, много красивых, интересных узоров зимы перенесли дети на лист бумаги после прочитанной сказки о Морозе Ивановиче.
  • Анализ сказок (решение открытых сказочных задач,  исследование образов).  Применяю с целью формирования коллектива, например при чтении сказок  «Обида», «Дружная стана» и т.д.
  • Использование сказочных персонажей в игровой деятельности. Например,  перед праздником «Посвящение в первоклассники» на почтовый ящик класса приходили письма с заданиями от разных сказочных персонажей, выполнив которые класс получал фрагмент паззла. Дети очень старательно выполняли все  задания («всему классу очень аккуратно, помогая друг другу заправить кровати»;  «найти спрятанные злым волшебником буквы» и т.п.).  
  • Сказочная имидж-терапия (позволяет ребенку  измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа, раскрыть свои потенциалы). На празднике «День смеха» дети побывали в роли колунов. При этом даже самые робкие и несмелые дети смогли проявить себя.
  • Использую сказку в диагностической работе. В конце учебного года детям было предложено  определить  исполнителей на  роли  выдуманной сказки  из числа одноклассников, классного руководителя, воспитателей. Детям было интересно сопоставлять уже хорошо знакомых им людей со сказочными персонажами. А нам, педагогам, удалось выявить лидеров  и отвергнутых в классе,  определить  качества личности из-за которых ценят или не уважают друзья, а также посмотреть на себя, педагога, глазами ребенка (кто ты: Добрая Фея, Знайка или кто-то еще).

И наконец, само слушание сказки, если при этом делается акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например,  неумением  самоорганизовать себя в школе), тоже имеет определенный эффект. В течение года мы знакомили детей с коррекционными сказками известного автора  М.А. Панфиловой «Лесная школа». В ходе 30 занятий на примере Белочки, Зайченка, Медвежонка и других сказочных героев дети учились самоорганизации, познавали азы норм и правил поведения, учились общаться и дружить.  Показались интересными, поучительными сказки  и Д. Соколова. А последующее после прослушивания рисование прочитанной сказки, додумывание окончания, постановка отрывка  и другие приемы сказкотерапии позволили закрепить полученные знания.

В ходе диагностических измерений в конце учебного года определили, что 95 %  воспитанников адаптировались к школьной жизни. Карта наблюдений Стотта помогла зафиксировать снижение уровня тревожности по отношению  к взрослым и детям до 10,5%, нет детей, проявляющих признаки депрессии. О хороших показателях говорят и карта наблюдения за процессом адаптации к условиям обучения и проживания в гимназии, и карта наблюдений за реализацией Программы воспитания и содержания воспитанников (уровень воспитанности по организационно- правовой культуре 68,9%).

Хорошие результаты по успешной адаптации  к гимназии, по моему мнению, достигнуты во многом благодаря эффективному использованию приемов, методов, технологий по преодолению дезадаптации первоклассников в учебной  и внеурочной деятельности, в том числе и сказкотерапии.

Работа с использованием сказок и сказкотерапии является применимым  методом профилактики школьной дезадаптации, помогает снизить риск развития неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии, помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка.

Список литературы:

1. Битянова М.Р, Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция педагогическая поддержка. Москва. Педагогический поиск. 1998.

2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. Ростов – на Дону. Феникс. 2006.

3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург. Речь. 2007.


Интернет- источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/04/22/puti-preodoleniya-dezadaptatsii-u-mladshikh-shkolnikov 

http://otebe.info/stihi/stihi-pro-skazki.html#ixzz3qmgbvzAB


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности адаптации первоклассников к школе

Адаптация – это процесс привыкания к новым школьным условиям...

Родительское собрание. Трудности адаптации первоклассников к школе

Обучение в школе – это совершенно новая деятельность для ребёнка. Для формирования положительного отношения к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными задан...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.Предложить практические советы организации общения с первоклассником.Вопросы для обсуждения....

Родительское собрание: "Трудности адаптации первоклассников"

«Трудности адаптации первоклассников в школе»  Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предлож...

Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Представлена разработка и  презентация родительского собрания   «Трудности адаптации первоклассников к школе»  для проведения родительского собрания,...

Рекомендации по преодолению трудностей адаптации обучающихся 1 классов

Рекомендации по преодолению трудностей адаптации обучающихся1 классов...