внеклассное мероприятие : «У каждого своя дорога к храму».
план-конспект урока на тему

Цель: 

-формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;

-дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой, -заставить задуматься;

-способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между учащимися.

-позволить учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.

Воспитывающие задачи:

Формировать:

 1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

 2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

 3) осознанность нравственного поведения

Образовательные и дидактические задачи:

-расширить и обобщить знания  основ мировых религий;

-развивать умения судить о фактах,  связанных с межрелигиозными вопросами;

-развивать рефлексивное мышление;

-учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Тип урока:изучение нового материала  

Методы обучения: работа в группах

Критерии успешности:

Выступление в группах.

Защита своих версий.

Рефлексия.

План работы:

1. Организация занятия.

2. Работа в группах .

3. Защита выработанных версий.

Обсуждение.

Создание образовательного продукта

Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_doroga_k_hramu.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

                  Тема урока:   «У каждого своя дорога к храму».

Цель:  

-формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;

-дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой, -заставить задуматься;

-способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между учащимися.

-позволить учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.

Воспитывающие задачи:

Формировать:

 1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

 2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

 3) осознанность нравственного поведения

Образовательные и дидактические задачи:

-расширить и обобщить знания  основ мировых религий;

-развивать умения судить о фактах,  связанных с межрелигиозными вопросами;

-развивать рефлексивное мышление;

-учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Тип урока:изучение нового материала  

Методы обучения: работа в группах

Критерии успешности:

Выступление в группах.

Защита своих версий.

Рефлексия.

План работы:

1. Организация занятия.

2. Работа в группах .

3. Защита выработанных версий.

Обсуждение.

Создание образовательного продукта

Рефлексия.

Организация работы класса:

1-я группа

2-я группа  

1.Организация занятия. Актуализация.

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим изучать тему «Моральные нормы общения» и познакомимся с новыми понятиями, расширим круг своих знаний по теме. Но прежде чем перейти к новым знаниям, давайте освежим те, которые получили ранее. В ходе изучения темы мы познакомились с рядом новых терминов, без знания которых нам будет сложно при изучении новых тем. Давайте их перечислим. Ученик, назвавший термин, записывает его на доске и даёт ему определение. После того как все определения записаны учитель спрашивает: «Ребята, посмотрите внимательно на доску, что связывает эти определения? Что у них общего?» Дети должны назвать религию.

-Правильно, все эти определения включает в себя религия. Именно о ней мы сегодня с вами и будем говорить. Мы познакомимся с мировыми и национальными религиями, узнаем о конфессиях, существующих на территории нашего государства, обсудим правила поведения в храмах.

        А сейчас давайте откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число и  тему нашего урока: «Почему у каждого своя дорога к храму».

-Может быть, вы знаете какие-нибудь вероисповедания? Ведь даже в нашем классе есть представители разных вер: православные, мусульмане, а есть ребята, которые не верят в существование богов. Таких людей называют атеистами. Кто же из них прав? Чья вера правильная? Цель нашего урока дать  ответы на все эти вопросы.

-Но что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопросы? (знать о религиях больше)

Давайте с вами сегодня попутешествуем по миру в поисках знаний. В этом нам помогут наши экскурсоводы. (Ребята, получившие опережающее задание).

И начнём знакомство с буддизма. Выходит первый ученик и делает краткий рассказ о буддизме.

Поблагодарим нашего экскурсовода за экскурсию. И перейдём к  христианству  и исламу. И чтобы закрепить наши знания давайте заполним таблицу: «Мировые религии». Таблица заполняется всем классом вслух.

параметры

буддизм

христианство

ислам

Время возникновения

основатель

Священная книга

Страны распространения

По статистическим данным разных лет от 10-16 % населения Земли это –атеисты, до 90 % верующие. Вас не удивляют эти цифры? Почему в 21 веке . когда нам наука казалось бы объяснила наш окружающий мир , современная техника расширила познавательные возможности человека , количество верующих не уменьшается?

В чем притягательная сила религии  ? ( по возможности разворачивается дискуссия, по ее итогам определяются выводы:

– помогает преодолеть неудовлетворенность людей своим бытием,вера позволяет компенсировать недостатки  несовершенной действительности утешает,  дает надежду на лучшую жизнь  

- формирует определенную систему отношений к окружающему миру ,  объясняет его и помогает найти свое место в нем

- регулирование поведением людей через определенную систему ценностей  и норм, правил

  -способствует укреплению контактов и солидарности верующих

– способствует развитию определенных основ культуры – искусства,письменности, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной  культуры, осуществляет передачу накопленного   наследия

- направляет объединение людей , их поведение , деятельность  социальных групп на сохранение стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания.

Комментарий учителя :

          История  нам дает немало примеров когда на религиозной  почве происходят социальные конфликты, столкновения. Войны. Религии, которые проповедуют терпение, покорность,  смирение служили причиной  гибели множества людей.

Вы можете привести примеры , подтверждающие этот тезис ?  

( походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь, гонения на старообрядцев, исламский джихад, современные террористические акты исламских фундаменталистов, деятельность инквизиции, гонения на науку и т.д.) Религиозная нетерпимость. Фанатизм. На основе перечисленного можно сделать вывод , что религия  в нашем глобальном мире служит разъединению, разобщению людей?  Таким образом не выполняет в полном объеме выше перечисленные функции . Вы с  этим согласны ?  ( ДИСКУССИЯ)

 –Итак, даже в нашем классе есть представители православных, мусульман, есть атеисты. Где-то в мире, в том числе и рядом с нами, живут тысячи буддистов, иудеев, язычников. У каждого из них своя вера. Но разве может существовать несколько истин? Ведь правда должна быть одна. Кто же прав? Чья вера истинна?

Попробуйте найти ответ на этот вопрос в группах (3 минуты).

        Вывод: каждый человек имеет право на веру и неверие. Судить о человеке по его вероисповеданию нельзя. Вера – внутреннее состояние человека.

-Что же влияет на выбор человека? А зависит ли от вероисповедания наше отношения к людям?

-Конечно. Разве от веры человека должно зависеть наше к нему отношение? А что для нас важно в человеке (его нравственные качества, воспитание, отношение к окружающему миру и людям).

Религия… Такое короткое и вместе с тем такое ёмкое, многогранное слово. Результатом усилий многочисленных исследователей религии стал вывод: неизменной и «вечной» религии нет. Религия имеет свое начало. Вначале появляются ее первобытные и первоначальные формы. Потом они постепенно  развиваются, меняется наполнение и их содержание.

Христианство, буддизм, ислам… Три мировые религии. У каждой из них своя символика, свои почитатели. По последним данным, озвученным на днях в центральных средствах массовой информации 70% жителей Украины считают себя верующими людьми. Из них 62% - православные христиане, 7,5% - мусульмане, 1,5% - представители других вероисповеданий. Всего же по Украине насчитывается более 60 различных конфессий, т. е. Украина–много конфессиональная страна.

Из поколения в поколение происходит сосуществование представителей разных религий, всегда ли это мирное сосуществование? (НЕТ)

Существуют ли конфликты между представителями разных религий? (ДА)

Комментарий учителя :

          История  нам дает немало примеров когда на религиозной  почве происходят социальные конфликты, столкновения. Войны. Религии, которые проповедуют терпение, покорность,  смирение служили причиной  гибели множества людей.

Вы можете привести примеры , подтверждающие этот тезис ?  

( походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь, гонения на старообрядцев, исламский джихад, современные террористические акты исламских фундаменталистов, деятельность инквизиции, гонения на науку и т.д.) Религиозная нетерпимость. Фанатизм,

На основе перечисленного можно сделать вывод , что религия  в нашем глобальном мире служит разъединению, разобщению людей?  Таким образом не выполняет в полном объеме выше перечисленные функции . Вы с  этим согласны ?  ( ДИСКУССИЯ)

Наш сегодняшний урок – урок критического мышления. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные документы, принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание разных  «взглядов на мир».

         Учит ли Коран или Библия убивать, зверствовать, отбирать чужое?  (НЕТ)

2 этап – Этические ценности  религий (анализ таб. 3-4 мин., вывод групп 3мин.)

Учитель: Давайте, ребята, ёще раз проанализируем  и ответим на поставленный нами вопрос: какие этические ценности  заложены изначально в основах  Мировых религий. И ответим на вопрос,  несет ли истинная религия  вражду и ненависть среди народов? Для этого нам необходимо обратиться к основным постулатам религиозных философий, сведенным в табличную форму. А для этого нам понадобится наш учебник. Давайте откроем его на с.                    

И внимательно ознакомимся с таблицей.

Задание: выявить общие этические ценности, заложенные во всех мировых религиях.  Сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

(учащиеся работают по таблице, отвечают, дополняют друг друга)

Вывод: любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совестливости. Религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. Если бы каждый из нас всегда следовал заповедям религии, не было бы необходимости в судах, прокуратуре, исправительных учреждениях. Нам необходимо научиться быть толерантными.

Учитель:– Итак, ребята, вы пришли к осознанию того, что для самосохранения человечество должно избавиться от меж конфессиональной вражды. Должно быть терпимее, толерантнее к представителям других религиозных верований. Сейчас вам представилась возможность составить свои обращения к взрослым, от которых сегодня зависит судьба нашего мира. Через 5 мин. 1 группа озвучит свое «Обращение к Саммитам лидеров государств», т. е. к политикам самого высокого уровня, а вторая группа к деятелям  разных церквей, которые собираются на Всемирный Собор церквей»

(Учащиеся создают свои образовательные продукты, озвучивают результат своей работы, вносят дополнения)

Итог урока.

Учитель:в  заключении, прослушайте, пожалуйста, христианскую притчу «Следы»:

Старый человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде длинной цепочки следов на песке, а рядом с его следами шли еще чьи-то следы.

- Да ведь это Господь рядом шел!- догадался старик.

Но к огорчению своему, увидел он также, что в тех местах его жизни, когда особенно тяжело ему было, только одни следы отпечатались на песке.

- Как же так, Господи? – с укором воскликнул старик. – В самые трудные моменты бросал Ты меня!

     - Нет, - ответил Господь с небес, - в те годы Я тебя на руках нес…

Христианская мудрость этой притчи проявляется в том, что каждый из нас перед смертью обязательно отчитывается перед самим собой, своей совестью в том, какую жизнь он прожил, восстановив ее в виде длинной цепочки следов. Мы обратились к сокровищнице христианской мудрости, но каждая религия мира содержит подобные притчи, обосновывая тем самым великую значимость того, какой след оставит человек после себя, кем бы он ни был, какую национальность ни представлял, к какой вере ни относился. Чем раньше вы, ребята,  это поймете и осознаете, тем более  достойную жизнь вам удастся прожить.  Мы надеемся, что из сегодняшнего урока вы вынесете осознание того, что истинная вера рождается в душе каждого человека. Я думаю, что тема сегодняшнего урока может являться призывом к каждому из вас: учитесь быть толерантными в отношении людей другой религии.

       Итог урока.

-Каждая религия – часть мировой истории и культуры. Истинно культурный человек должен знать об окружающем его мире и живущих рядом, уважать человека, представителя любой веры.

-Смогли ли вы узнать сегодня что-то для себя новое? Пригодится ли эти знания вам в жизни?

Давайте проверим себя, выполнив задания тестов, которые находятся у вас на партах.

         Рефлексия.

-Понравился ли вам наш урок?

-Был ли наш урок для вас полезен?

-пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

 Д.З. На следующем уроке мы подведём итог по теме «Моральные нормы общения», поэтому дома вам необходимо будет повторить параграфы  

Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " С праздником весны, дорогие девочки!"

Внеклассное мероприятие, посвященное 8 марта....

Внеклассное мероприятие «У КАЖДОГО МАМА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЯ»

·         освоение учащимися христианской позиции по отношению к матери·         формирование у детей понятий семейные ц...

Внеклассное мероприятие "Уважение каждой религии-основа здорового общества".

Главенствующие  религии. Ислам  и  христианство:  история возникновения,символы, традиции  и  обычаи. Заповеди. Таинства  христианства  и  Столпы  исл...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Внеклассное мероприятие "Наш город - нам дорог"

Ознакомительный материал об исторической, культурной жизни города Тихорецка....

Внеклассное мероприятие на тему «ТВОЯ ДОРОГА В ШКОЛУ»

Данное работа содержит конспект внеклассного мероприятия на тему «ТВОЯ ДОРОГА В ШКОЛУ»...

Внеклассное мероприятие, посвященное безопасности на дороге "Вежливость на дороге" - 2014 г.

Учащиеся 9-11 классов задумываются об учебе по управлению транспортным средством, как раз в этом возрасте разрешается получать права. Поэтому для этой аудитории подготовлено внеклассное мероприятие «В...