Фольклорный праздник "Посиделки на Кузьму-Демьяна"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

Павельева Юлия Николаевна

Тема: Посиделки на  Кузьму – Демьяна

 

Пояснительная записка

Цель: Обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание нравственно здоровой личности, наследника традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kuzminki.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Посиделки на  Кузьму – Демьяна

Пояснительная записка

Цель: Обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание нравственно здоровой личности, наследника традиций.

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей разного школьного возраста.
  • Ранее познакомить с историей праздника «Кузьминки».

Условия и особенности  реализации:  

  Праздник лучше проводить в актовом зале или там, где позволяет площадь и оборудование. Помещение должно быть оборудовано под русскую избу, вдоль стен необходимо поставить лавочки, а центральное место в зале освободить для игр и хороводов. Заранее ребятам нужно рассказать историю и особенности праздника и настроить на активное участие.  

  Главное – это правильно выбрать сценарий и тогда веселый, красивый, яркий праздник гарантирован!  Этот сценарий отличается своей оригинальностью.

  Он прост в реализации и требует только систематических репетиций. Подготовка костюмов тоже не вызовет особых затруднений.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы, самовар, блюда русской народной кухни (на усмотрение организаторов), живой петух, инвентарь для игр (игры можно проводить на выбор организаторов).

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы, костюмы скоморохов.

Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.

Действующие лица: хозяин, хозяйка, гости – девушки и юноши, скоморохи,  Василиса. 

Место проведения: актовый зал Суворовской СОШ.

Аудитория: школьники среднего школьного возраста.

Список литературы, использованной для написания сценария:

1.Алексеев Е.С. Классные часы в средней школе. , Москва «Пресс» 2008г.

2. Говриленко О.Н. Школьные праздники . Саратов 2005 год.

3. letnij…folklornyj-prazdnikkuzminki

4. festival.1september.ruarticles/628531/

5. prodlenka.org…rabota…narodnyi-prazdnik-kuzminki

6. publ…narodnyj_folklor/kuzminki…117

7. moimstudentam.ucoz.ruload…folklornogo…kuzminki…30

8. nsportal.ruШколаСценарии праздников…-prazdnik-kuzminki

9. womanadvice.ruprazdnik-kuzminki

10. 50ds.rumusic…folklornogo-prazdnika-kuzminki.html

Ход праздника:

Сцена представлена празднично украшенной русской избой. На лавках сидят хозяин и хозяйка в русских народных костюмах.

Хозяйка: Что, хозяин,  приуныл, голову повесил?

Хозяин: Вот уж месяц над трубою, а гостей все нет. Кузьма –Демьян обидется, что мы его встречаем не по-людски, накажет нас.

Хозяйка: 14 ноября издавна на Руси считался праздничным днем. Его именовали Кузьма-Демьян.
Хозяин: А еще в народе этот день называли Кузьминки. Кузьминки — мол, об осени поминки, Кузьминки — встреча зимы...
Хозяйка: В этот день и молодежь, и дети — все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днем.
Хозяин: Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Хозяйка: Если на Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.
Хозяин: Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами. Очень просто: Кузьма да Демьян куют лед на земле и на водах.
Хозяйка: Закует Кузьма-Демьян так, что до весны не расковать!
Хозяин: Кузьма и Демьян — большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше. Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»...
Хозяйка:  Молодежь в эти дни не ограничивалась чаем и рукоделием. Все пели, плясали.

Хозяин: Вот как бы наш дом не обошли гости дорогие?

Хозяйка: А ты выгляни в окошко, да и покличь гостей дорогих.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин: Ото всех дверей, 
               Ото всех ворот 
               Приходи скорей,
               Торопись, народ!

 Под русскую народную музыку входят нарядные девушки

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
                Проходите, будьте, как дома!

1 девушка: Не беспокойся, Хозяюшка.

                    Мы и дома не лежим, 
                   И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2 девушка: Гости – люди подневольные,
                    Где посадят – там сидят.

Хозяин: Праздник этот ремесла, домашнего очага,

               Праздник не безделья, праздник рукоделья.

              А как шили-вышивали, так и песню напевали,

               Пели, правда, от души, но и песни хороши…

              Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

             Девочки исполняют частушки:

1.     Разрешите в этом доме, разрешите поплясать,

        Я не буду сильно топать, только буду припевать.

2.     Ой, девчата, пойте, пойте, веселитесь от души.

         Хороши Кузьминки наши,  и мы тоже хороши!

3.     Не хотели мы плясать, стояли и стеснялися.

        А Кузьма заиграл, мы не удержалися!

1.     Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

        Неужели в этом доме половицы лопнут!

2.     Самовар, самовар – золотая ножка.

        Я посеяла горох – выросла картошка!

3.   Гармонисту за игру, за игру кипучую,

      Два соленых огурца, картошку рассыпучую!

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
                 Сравняй меня позднюю с ранними!

1 девушка: Прялка не Бог, а рубаху дает!

2 девушка: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

 Девушки исполняют народную песню “На горе-то калина”

На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
А кому какое дело, малина!
Там девицы гуляли,
Там красавицы гуляли,
Ну что ж, кому дело, гуляли!
А кому какое дело, гуляли!
Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали,
А кому какое дело, ломали.
Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали,
Ну что ж, кому дело, вязали!
А кому какое дело, вязали!
На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
А кому какое дело, бросали!

Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо поете.

Раздается стук в дверь, заходят еще гости - ряженые парни

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
               Гостю – почет, хозяину – радость!

1 юноша: Туда голуби не летают,
                 Где их привечают.

Хозяйка:  Давно вас ждем – поджидаем,
                 Праздник не начинаем.

2 юноша:  Ехали мы мимо,
                  Да завернули до дыму.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
              Ну, что ж, доброе начало, как говорится, 
              Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
                Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
              Всем ли видно, всем ли слышно,
              Всем ли места хватило?

3 юноша: Гостям то, известное дело, хватило места,
                   Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
                Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин: Праздник сегодня Кузьминки - по осени поминки'

               Будем Кузьму и Демьяна величать, да в игры играть

Игра «Рушник»

(Хозяйка берет рушник, запевает песню, фольклорный коллектив подхватывает и все вместе заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, расстилает на полу рушник, встает на него коленями. Избранный тоже спускается на рушник. Обнимаются, трижды целуются, встают, кланяются друг другу, и хозяйка передает рушник избранному, тот идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д. из рук в руки рушник переходит к новым играющим под льющуюся песню «В саду гуляла». Постепенно в игру вовлекается и зал).

Хозяйка: Люди добрые, люди честные.

               Праздник в избе, с угощениями, играми, плясками, да поцелуями.

               Пришли Кузьминки – оберег принесли:

               Для души, для дома, для здоровья, для счастья,

                Чтобы поросятки-писклятки водились, горшки не бились.

                Оберег у меня один, а вас много,

                С кем сторгуюсь, тому и оберег  отдам.

                 Вот товар, а где купцы?

(Идет торг.  Продается курица).

Хозяйка: Чья сноровка неплоха, получает Петуха. (Выигравшему этот конкурс вручается приз «курица»).

2 девушка: Баранками да сушками.

3 девушка: Да веселыми подружками.

Хозяйка: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.

                 Угощайтесь, гости дорогие, чем бог послал.

                 Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1 девушка: Тут и каша, и лепешки!

2 девушка: И пироги, и яички!

3 девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

1 девушка: Не красна изба углами, а горячими пирогами.

(Девушки с подносами ходят по залу, разносят угощения: печенье, баранки, яблоки. Хозяйка берет ухват и достает из печи чугунок с кашей, ставит на стол).

Хозяйка:  Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару.

                 Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.

                 Кто как работает, тот так и ест.

                Кузька работник известный, а кто его переест?

(Приглашает игроков и проводит конкурс «Кашеедов». Кто быстрее съест тарелку каши).

Хозяйка: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз).

Хозяин:  Что-то молодежь  засиделась, надо ножки поразмять.

Парни и девушки поют песню  «А бояре» (стенка на стенку)

1. А бояре, а бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, молодые, а мы к вам пришли.
2. А бояре, а бояре, вы зачем пришли?
Молодые, молодые, вы зачем пришли?
3. А бояре, а бояре, за невестою.
Молодые, молодые, за невестою.
4. А бояре, а бояре, вам которую?
Молодые, молодые, вам которую?
5. А бояре, а бояре, нам вот эту.
Молодые, молодые, нам вот эту.
6. А бояре, а бояре, она дурочка.
Молодые, молодые, она дурочка.
7. А бояре, а бояре, а мы выучим,
Молодые, молодые, а мы выучим.
8. А бояре, а бояре, чем учить будете?
Молодые, молодые, чем учить будете?
9. А бояре, а бояре, а мы плеточкой.
Молодые, молодые, а мы плеточкой.
10. А бояре, а бояре, она будет плакати.
Молодые, молодые, она будет плакати.
11. А бояре, а бояре, мы конфеткою.
Молодые, молодые, мы конфеткою.
12. А бояре, а бояре, ну возьмите же ее.
Молодые, молодые, ну возьмите же ее.


После этой сценки все садятся лавки и шутливо переговариваются.
1 девушка:  Играть — не устать, не ушло бы дело!

2 девушка:  Аи, нет, весело поется — весело прядется.
3 девушка:  С шуткой и смехом делать дело с успехом.
Девушки опять берутся за пряжу. Наперебой сыплют поговорками.
1 девушка:  Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
1 юноша: Куй железо, пока горячо.
2 девушка:  Поговорка цветочек, пословица — ягодка.
2 юноша: Слово — серебро, молчание — золото.
3 девушка:  Золотое слово — вовремя сказанное.
3 юноша:  Смелость города берет.
Хозяйка:  Один в поле не воин.
Хозяин: Любишь кататься — люби и саночки возить.
Хозяйка:  Ну, ладно, хватит, вы просто молодцы!
                  Так ведь это, как говорится, — шила в мешке не утаишь.

Хозяин: К нам идет Кузьма-Демьян 
             На честной пир, на свадебку: 
             Ты, святой ли, Кузьма Демьянович! 
             Да ты скуй ли нам свадебку, 
             Ту ли свадебку – неразрывную, 
             Не на день ты скуй, не на неделюшку, 
             Не на май-месяц, ни на три года, 
             А на веки вековечные, 
             На всю на жизнь нерасстанную! 

Хозяйка: Батюшка Кузьма – Демьян,
               Скуй нам свадебку
               Крепко – накрепко,
               До седой головушки,
               До долгой бородушки.

Народные гадания (Каждая девушка кладёт в шапку колечко, а хозяйка показывает колечко и называет отличительную черту девушки, а парни стараются угадать) Каждый находит себе пару.

Игра «Ручеек»

Стук в дверь.

Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
              Заходите, люди добрые!

1 скоморох. Эй, девчоночки – подружки, веселушки, хохотушки,

                     Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

                     Веселее попляшите, всех гостей повеселите!

2 скоморох. Будем кругом ходить, дружну пляску заводить.

                     Развеселая гулянья, всех зовет за ворота!

                     Эй, сыпь, веселей, лаптей не жалей!

                     Это верно совершенно, что картошка без костей!

Плетень 
Все берутся за руки и поют: 
 Заплетися плетень, заплетися; 
 Ты завейся труба, золотая; 
 Завернися, камка кружчатая! 
 Из-за гор девица утей выгоняла: 
 Тига, утушка, домой, 
 Тига, серая, домой! 
 Я сама гуськом, 
 Сама сереньким. 
 Ой свет, сера утица! 
 Потопила малых детушек 
 И в меду, и в патоке, 
 И во явстве сахарном. 
 Я старым старикам – 
 Киселя с молоком; 
 Молодым молодкам – 
 Шелковую плетку, 
 А красным девицам – 
 Белил да румян.

 Расплетися плетень, расплетися; 
 Ты развейся, труба золотая; 
 Развернися, камка кружчатая! 
 Из-за гор девица утей выгоняла, 
 Тига, утушка, домой, 
 Тига, серая, домой! 
 Я сама гуськом, 
 Сама сереньким. 
 Ой, свет, сера утица! 
 Вынимала малых детушек 
 Из меду, из патоки, 
 Из явств сахарных. 
 
При пении делают самые разнообразные фигуры. Например: 
 1. При пении первой половины песни хороводница ведет всех играющих «сквозь» последнюю пару и потом кругами обходит ее так, что последняя пара составляет средоточие, вокруг которого все проходят последовательными кругами и в конце концов тесно стоят многими кольцами. При пении второй половины песни хороводница «расплетает» играющих. 
 2. Три пары становятся отдельно, и вокруг них хороводница обводит играющих переплетом. 
 3. Хоровод проходит «сквозь» последнюю пару, потом «сквозь» третью, пятую, седьмую и т.д.

1скоморох. Это только присказка, а сказка будет  впереди,

                    Приготовься и гляди!

 2 скоморох. Вдоль улицы  во конец  шёл удалый молодец,

                        Не товар продавать, себя людям показать!

1 скоморох. Что за славный денёк! Собирайся куманёк,

                        Будем шутки шутить, да гостей веселить

2 скоморох. Погоди честной народ, отдохни немножко,

                       Василиса к нам идёт, поразвлечь немножко!

В избу входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках под русскую народную песню « Калинка».

Василиса. Я весною на завалинке посиживаю,

                     А зимою в горнице полеживаю,

                    Сижу, на народ гляжу, все всегда запоминаю,

                   Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу,

                   Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу!

Василиса садится на скамейку, достает из корзиночки карточки с загадками, загадывает ребятам.

1.     В избе – изба, на избе – труба,

        Зашумело в избе, загудело в трубе,

        Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печка)

2.     Стоит бычок, подбоченевши бочок, шипит и кипит,

        Всем чай пить велит. (Самовар)

3.     В брюхе баня, в носу решето,

        На голове пупок, одна рука и та на спине. (Чайник)

4.     Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Василиса: Девицы – красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок?

Девушки поочередно называют пословицы и поговорки.

Девицы: « Долог день до вечера, коли делать нечего»; « Труд человека кормит, а лень портит»; « Умелые руки не знают скуки»; « Землю красит солнце, а человека труд».

Василиса: Молодцы девицы – рукодельницы. А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? Знаете ли вы, кто и когда в ноябре именник?

Девицы:  « Коль на Якова 5 ноября мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет»; «Если на Дмитрия 8 ноября оттеплеет, то всей матушке – зиме быть с теплинами»; «С Ераста 23 ноября жди ледяного наста».

Василиса: Спасибо вам, девицы – красавицы! Потешили вы меня.

Хозяйка: Да и сами натешились!

1 девушка: Ну, друзья и подружки, все хорошо, поплясали, немного пошутили, пора и по домам!

1 юноша: Гармонь проводит, а гармонист скучать не даст

Девушки исполняют прощальные частушки:

 Начинай — запевай.                       Пойдемте, девочки, домой,
Каждому известно —                       Я уж насиделася,
Нам работать веселей                     Моего милого нет —
С пляскою и песней!                       На ваших нагляделася.

                        Пойдемте, девочки, домой, 
                        Пойдемте, ягодиночки, 
                        Дадим хозяевам покой, 
                        Закончим вечериночку.

Анкета – заявка

на участие в областном конкурсе методической продукции  

«Устное народное творчество в детских досуговых мероприятиях – современный взгляд»

  1. Территория: Оренбургская область, Тоцкий район, поселок Суворовский, переулок Школьный, дом 11.
  2. Учреждение: МАОУ Суворовская СОШ
  3. Ф.И.О. автора сценария: Павельева Юлия Николаевна
  4. Должность: учитель, I категория.
  5.  Название сценария, заявленная номинация: “Посиделки на  Кузьму – Демьяна”  - сценарий народного праздника.

Директор школы ________________Е.Н. Ковешникова

Областной конкурс методической продукции  

«Устное народное творчество в детских досуговых мероприятиях –

современный взгляд»

Сценарий фольклорного праздника

“Посиделки на  Кузьму – Демьяна”

Номинация: сценарий народного праздника

Возрастной адресат программы: для детей среднего школьного возраста

(5-8 классы)

Автор: Павельева Юлия Николаевна,

учитель первой категории

 МАОУ Суворовская СОШ

поселок Суворовский – 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорный праздник "Как на масленой неделе"

дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...

Фольклорный праздник "Посиделки".

Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....

Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".

Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...