Внеклассное мероприятие «Об игле волшебнице и портняжном искусстве»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Тишина Вера Петровна

знакомить учащихся с историей швейного ремесла;

 показать важность умения работать инструментами;

воспитывать уважение, любовь к швейному делу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropr_ob_igle_volshebnitse.doc602.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Подготовила и провела:

учитель швейного дела

 Тишина В. П.

Мероприятие по швейному делу

Тема: «Об игле волшебнице и портняжном искусстве»

Цели :  знакомить учащихся с историей швейного ремесла;

 показать важность умения работать инструментами;

 воспитывать уважение, любовь к швейному делу.

 Оборудование: мультимедийный проектор, цветы из бумаги, выставка работ учащихся.

                                   

                                        Ход мероприятия.

                                           Слайд 1.

Ведущий:  Добрый день, девочки, гости.  Поведём с вами разговор  «Об игле - волшебнице и портняжном искусстве».

                                           Чтец.  Века живут в картинках и платочках,

                                                      И в бисерных роскошных ожерельях

                                                      Подаренных когда-то внучкам, дочкам

                                                      Нетленные черты простого рукоделья.

     Ведущий: В России по установленному обычаю девочку с малых лет начинали обучать рукоделию: вышивать, вязать, шить. Когда получается готовое изделие, оно приносит  радость,  удивление, восхищение, практичность. А при этом, мы не вспоминаем, о тех инструментах, которыми работали. Вот сегодня мы с вами и поведем о них разговор.

Вы узнаете сегодня историю некоторых инструментов. Увидите, какую важную роль они играют в жизни каждого человека. Узнаете, как важно научиться работать этими инструментами.

     Внимание приготовились слушать, отвечать и принимать активное участие. У вас на столе  полянка цветов. В течение мероприятия, вы будете отвечать на вопросы. Кто правильно ответит,  берёт цветочек, а в конце мероприятия посмотрим, у кого какой получился букет?                                                

                                                     Слайд 2.

    Ведущий: Внимание, о ком же сейчас пойдёт речь, угадайте. К нам в гости пришли  картинки. Картинки начнут говорить, если вы обратите внимание на цифры около рисунка. Цифра тебе подскажет, какая буква в названии изображённого предмета нужна. Когда отыщешь все буквы, начинай читать слово с первого рисунка к последнему.

                      И    г    л    а.

Угадали слово, выходит игла читает стихотворение.

   Чтец. Разве без дела иголки сидят

             Шьют они людям красивый наряд,

             Кто чинит им платья, носки зашивает?

             Это иголки и всякий их знает.

- А знаете ли вы, когда появились иголки?

                                                  Слайд  3

       Самые первые иголки с ушком, сделанные из камней, костей или рогов животных, были найдены на территориях современной Западной Европы и Средней Азии около 17 тысяч лет назад. В Африке иголками служили толстые жилки пальмовых листьев, к которым привязывались нитки, сделанные также из растений. Считается, что первая стальная иголка была сделана в Китае. Массовое производство иголок началось только в XIV веке в Нюрнберге, а потом и в Англии. Самую первую иголку с помощью механизированного производства сделали в 1785 году.

                                               

                                                Слайд  4

     А сейчас, давайте вспомним, какими терминами пользуемся при выполнении ручных работ.

 В одном углу термины, во втором содержание терминов. Вы должны соотнести  их правильность.

 1. Смётывание -   временное соединение прямыми стежками двух деталей.

 2. Замётывание - временное закрепление подогнутых срезов детали прямыми стежками.

 3. Обмётывание – обработка срезов детали обмёточными строчками постоянного назначения для предохранения  их от осыпания.

4.  Примётывание – временное соединение прямыми стежками мелких деталей с крупными.

                                               Слайд 5

    Ведущий: Отгадай ребус по загадке.

     Они легко из одного большого

     Сделают двух маленьких.  ( ножницы)

 Стих: Мы острые ножницы

           Щёлк, щёлк, щёлк

          Не строим мы рожицы

           Мы любим толк

           Да, мы работники

           Мы любим толк

           ( Чик, чик, чик)

            Тот полон отваги

             К труду кто привык.

                                      Слайд  6

Ведущий:          Первого прадеда современных ножниц нашли в руинах Древнего Египта. Сделанные из цельного куска металла, а не из двух скрещенных лезвий, эти ножницы датируются XVI веком до нашей эры. А ножницы в том виде, в котором они известны сейчас, изобрел Леонардо да Винчи.

                                     Слайд 7

 А вот ещё один незаменимый помощник портного - сантиметр,  ему столько же лет, сколько и портняжному искусству.

        Конкурс:  «Без сантиметра» Членам команд предлагается проверить умеют ли они производить замеры на глаз:

  1. Определить длину карандаша в см.
  2. Сколько раз карандаш уложится по длине парты?

                                     Слайд 8

Ведущий: Следующее задание « Составить слово».

   Н - П – Ё – Р – С – Т –О – К.

1.  Внимание игра. Кто больше составит слов из слова напёрсток?

       Стих:  Я напёрсток стальной

                   Молодец, я удалой

                   Злые без меня иголки

                   Жалят пальцы у девчонки

                   А с напёрстком никогда

                   Не поранится она.

                                         Слайд 9

          Высшая награда портновского искусства – золотой наперсток. Пьер Карден – известный французский кутюрье получил эту награду в 1997 году.

                                              Слайд 10 - 11

А сам наперсток стал  предметом декоративного искусства и коллекционирования. Посмотрите, какую форму имеют напёрстки, из какого материала сделаны они. Какие рисунки изображены на них.

                                              Слайд 12

    Загадка. На полянке шерстяной

                   Пляшет тонконожка.

                   Из  под туфельки стальной

                   Выползает стёжка.

- Кто догадался, о чём эта загадка?

- Да, действительно тонконожка со стальной туфелькой, не кто иной, как швейная машина, а шерстяная поляна – ткань из которой получится швейное изделие.

 - Для чего нужны швейные машины?

- Конечно же, с помощью швейных машин люди стали шить быстрее, швы, выполняемые машинным способом намного крепче. Бытовая швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрее, чем делается вручную.

 - Швейные машинки появились на свет очень давно. Намного раньше, чем автомобили и даже велосипеды.

                                      Слайд 13

 Кто создавал швейные машины?

  • В 1496 году Леонардо да Винчи разработал проект первой машины для шитья одежды.
  • В 1845 году амереканец Эллиас Хоу создал первую швейную машину с нераспускающимся челночным стежком.
  • В  1851 году Исаак Зингер создал первую швейную машину с прижимной лапкой.

В 1845-1898 г. Владимир Николаевич Чиколев – российский электротехник изобрёл первую электрическую швейную машину. Слайд 14-18

     Посмотрите, как изменялась и совершенствовалась швейная машина с тех времен и до наших дней. Первые машины делали 200 стежков в минуту. Сегодня электрические швейные машины могут работать со скоростью 10000 стежков в минуту.

                                                     Слайд  19

 Ведущий:    Внимание, подумаем, погадаем. Вам нужно назвать части швейной машины? Начинаем с цифры 1.  

                                                     Слайд 20                                                    

  Ведущий:  Любой мастер швейного дела  имеет полное право утверждать, что его ремесло, древнее как мир. Вот сейчас перенесёмся с вами в далёкие, далёкие времена, когда только начиналась зарождаться жизнь на земле. Посмотрите, перед вами модель костюма первобытного человека, выполненная из плохо выделанной шкуры мамонта. Это один из моднейших стилей эпохи  Великого обледенения. Костюм может иметь два решения - глухой и распашной. В первом случае полотнище шкуры перегибают вдоль основы и сшивают по бокам, оставляя  в верхней части сгиба прорезы для рук, а в центре  сгиба вырезают отверстие для головы. Костюм такого фасона надевают через голову.

Костюм незаменим в ненастную и холодную  погоду, удобен в применении, а главное - очень практичен.

         Стихи. (читают дети)

 1. Трудно было человеку

     В глубине столетий жить,

     Не умел он кошеварить,

     Не умел кроить и шить.

2.  Чтоб прикрыть свою фигуру,

     От мороза не дрожать,

     Он себя в медвежьи шкуры

     Научился наряжать.

  1. Платье – шкуры,

     Брюки – тоже,

     Шкура – шапки и носки

     На кого он был похожим,

          Прямо взвоешь от тоски.

      4.  Тут уж было не до моды,

          Но летел за веком век,

          Всё что можно от природы

          Взял умелый человек.

                                   Слайд 21

      Костюм эпохи 7 века до нашей эры.  Ярко показывают, что с веками одежда не остаётся просто одеждой, а становится особым видом искусства. Основой для этого костюма служит драпировка. Модель выполняется из прямоугольного куска ткани произвольной длины и ширины, драпируется на теле, подчёркивая гармонию тела и одежды.

                                                  Слайд 22

Следующая модель пришла к нам из 15 века, она отражает стиль раннего средневековья, для которого характерны  острые социальные противоречия и мрачное влияние церкви на все стороны жизни. Линия талии переносится под грудь. Юбка значительно удлиняется за счет шлейфа, который достигает несколько метров длины, а спереди как бы вздернуто  в центре талии. Это позволяет увидеть  украшенный подол нижнего платья и создает модную постановку фигуры. Новинкой являются вшивные рукава, выкроенные отдельно от переда и спинки. Костюм дополняется конусообразным головным убором с вуалью, высота которого достигает 70 сантиметров.

                                                         Слайд 23

Проследим, как же менялась мода хх века?  И трудно сказать, что же ещё придумает наша изобретательная современница  в скором будущем.

                                                       Слайд  24

 Ведущий:  Следующее задание называется  «Только буквы»

ш

1

и

4

ь

1

и

1

г

9

л

4

о

5

й

2

н

0

и

1

т

к

0

о

й

Ведущий:

   -  Что получилось?

Шить иглой и ниткой.

-Расскажите, что вы научились делать иглой и ниткой. ( рассказ детей о своих достижениях)

                                            Слайд 25

- Назовите цифры в первой колонке, второй колонке?

-Что они означают?        

             Песня.  

   22 июня ровно в 4 часа

   Киев бомбили, нам объявили

   Что началась война.

            Эти минуты посвящаем всем людям, кто воевал, женщинам, детям всем, кто перенёс тяготы времени. Белорусская писательница Светлана Алексиевич написала книгу, которая называется « У войны не женское лицо» а закончила она её словами « и тем более не детское лицо»

 Чтец. Девчонка руки протянула

           И головой на край стола.

           Сначала думали - уснула,

           А оказалось – умерла…

           Никто не обронил ни слова,

           Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

           Учитель выдавил, что снова

           Уроки – после похорон      

                1 – картина. Посмотрите, вот в каких условиях учатся дети. Это Ленинград. Школа, разрушенная артобстрелом.

               2 – Богатой и счастливой жизнью жили колхозники в деревне Самоны (Смоленской области) После двух с половиной лет хозяйничаний немецких оккупантов здесь остались одни дети.

               3 - Женщины, подростки, дети, оставаясь не в горячих точках, вязали носки, свитера, шили рубашки, зашивали, переделывали старые вещи и отправляли на фронт, чтоб согреть бойцов теплом своим, которое вложили. Так колхозники отправляют на фронт тёплые вещи.  (Ивановская область) Сентябрь 1941 г.

За счет трудолюбия народа, его мужества, преданности своей земле человечество шагнуло далеко вперёд.    

    -- Послушайте строки из рассказа.

Откуда эти строки?

                                     Слайд. 26

   Только цифры. 1945г.

       Что означает это число?

Настал День Победы. Сколько лет прошло? До сегодняшнего дня мы ждём с нетерпеньем эту дату, чтобы вспомнить всех, и поклониться им

 Стих. Всё помнится, ничто не позабыто,

            Всё помнится, никто не позабыт,

            И днём, и ночью в чаще из гранита

           Святое пламя трепетно горит.

                                                     Слайд 27

         Жизнь на земле продолжается, постоянно обновляется, изменяется. Меняются условия жизни людей, подвергается изменениям и сам человек. Но творчество, ремесло оно продолжает жить. И мы должны учиться от мастеров, и тех людей, которые смогут научить.                  

    - Какому ремеслу обучается девочка?

                                   Слайд 28

    - Что умеют делать эти дети?

                                   Слайд 29

   - Угадайте, какой это костюм?

- Кого, вы узнали на этом слайде?

     Простая девочка, оказалась артисткой, благодаря труду, старанию                        

                                         Слайд.  30

 Ведущий: Составьте цепочку действий, которые необходимы каждому человеку. А заодно проверьте свои знания. Нужно заполнить цепочку точными глагольными формами.

  1. Учить – 1-е л., ед ч., буд. время.
  2. Мастерить – 2-е л., мн. ч., буд. вр.
  3. Трудиться – 1-е л., ед. ч., буд. вр.

                                  Слайд 31

 Ведущий: Пусть эта цепочка вам будет помощником в жизни. Молодцы. Подсчитайте, у кого сколько цветочков?

Спасибо за работу и пусть в дальнейшей жизни светит вам солнце, и у вас всегда будут цвести цветы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?

Внеклассное мероприятие на тему: «Какое ты, «чистое искусство»?...

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие "Волшебница зима"

Сценарий внеклассного мероприятия для 5 - ого класса. Зима - прекрасное время года. В сценарии использованы загадки и стихотворения о зиме, игры, развлечения....

Конкурсно-игровая разработка внеклассного мероприятия "Волшебница Осень"

Работа предназначена для детей начальной школы( преимущественно для 1-2 класса). Можно провести мероприятие в параллели. В разработку включены различные игры и конкурсы, обединенные одной темой :"Осен...

Общешкольное внеклассное мероприятие для родителей «Я не волшебница, я только учусь»

Данное мероприятие может быть проведено с целью популяризации профессии "Швея", мотивации трудовой деятельности учащихся и ознакомления родителей с итогами обучения за уч...

Внеклассное мероприятие по технологии "Об игле-волшебнице и портняжном деле"

Внеклассное мероприятие направлено на повторение  и закрепление ранее изученных тем в игровой форме. В ходе игры участники проходят 5 конкурсов:  домашнее задание. брейн-ринг,  конкурс ...