Конспект воспитательного занятия «Поговорим о вежливости»
план-конспект по теме

Кучеренко Елена Филипповна

Воспитательное занятие для детей 5 класса школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_zanyatie_pogovorim_o_vezhlivosti.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»

Конспект

открытого воспитательного занятия

«Поговорим о вежливости»

Воспитатель: Кучеренко Е. Ф.

Открытое воспитательное занятие «Поговорим о вежливости»

Цели: 
Привести в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения и дополнить их.

Способствовать сплочению ученического коллектива, воспитывать уважение к окружающим.

Содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки, предвидеть последствия своих действий. 
Развивать у детей умение вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, мультфильм «Невежи», на доске пословицы, цветы из бумаги.                                                          Ход:

I. Оргмомент. Сообщение темы.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Ребята, поприветствуйте наших гостей!

Дети: Здравствуйте!

Ребята, сегодня мы поговорим о том, что такое вежливость и как надо себя вести, чтобы быть вежливым человеком.

II. Обсуждение темы.

? -Что же такое вежливость? 

О некоторых людях говорят: «Да он невежа!» Давайте разберёмся, что же обозначают эти слова. А помогут нам в этом гости из передачи «Шишкин лес» мышка Шуня, волчонок Зубок, и сова Тётушка Матильда. Смотрите внимательно и запоминайте.

  Дети просматривают отрывок из передачи «Шишкин лес» «Происхождение вежливых слов»

 Как чудесно поприветствовал нас Зубок.

Я хочу рассказать вам, как приветствуют люди друг друга в разных странах.

- США. Спрашивают: «Как дела?». Отвечают: «Все отлично!», даже если далеко не все отлично. Сказать "плохо” - это верх неприличия!

 - Малайзия. Спрашивают: "Куда ты идешь”. Отвечают: «Погулять».

 
-
Израиль. Люди друг другу говорят «Мир вам!»


-
Гренландия. Люди друг другу говорят «Хорошая погода!», даже если за окном непогода, идёт дождь и дует сильный ветер.


III. Игра «Приветствие»

- В России с давних пор люди при встрече желают друг другу здоровья и обмениваются рукопожатием. Поздоровайтесь по-русски.

- Японцы при встрече кланяются друг другу. Иногда они в знак уважения складывают руки ладонями друг к другу у груди. Поздоровайтесь по-японски.

- Если ты увидел тибетца, немедленно покажи ему язык. Так ты докажешь, что ты человек, а не дух зла, у которого, как считают в Тибете язык зелёный. Поздоровайтесь по-тибетски.

- В арабских странах люди прикладывают руку к груди и кланяются. Это значит, что тебе от всего сердца пожелали мира. Поздоровайтесь по-арабски

- Таиланд. В Таиланде люди при встрече говорят друг другу «вай», прикладывая сложенные вместе ладони к голове или груди. Причём, чем важнее человек, с которым здороваются, тем выше поднимаются ладони. Поздоровайтесь по-таиландски.

- Жители Лапландии трутся носами и гладят друг друга по спине. Поздоровайтесь по-лапландски.

- Франция. При встрече и прощании в неофициальной обстановке посылают воздушный поцелуй. Поздоровайтесь по-французски.

- Кения. В племени Акамба в Кении в знак глубокого уважения, представьте себе, плюют на встречного.  Также плевками здороваются в племени Масаи. Правда, они плюют на свои руки, а потом пожимают руку другому человеку.
     Вот мы с вами поздоровались, а теперь продолжим занятие.

IV. А теперь мы поиграем в игру «Вежливые слова».

1. Встретив зайку ёж – сосед

Говорит ему: «…»   (Привет!)

2. А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,…» (Здравствуй)

3. Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…»   (Извини!)

4. Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»  (Спасибо!)

5. Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»   (Браво!)

6. Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

7. Говорит лиса Матрона

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»   (Пожалуйста!)

8. Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «…»  (Поздравляем!)

9. Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали …   (Добрый день)

10. На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече,

Скажем гостю …  (Добрый вечер!)

11. К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»   (До свидания!)

? Назовите слова, которые вы запомнили.

V. А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм о Лунтике и его друзьях и попрошу вас ответить, можно ли гусениц назвать вежливыми? (демонстрация отрывка из мультфильма «Невежа»)      

 ? - Ребята, Вупсень и Пупсень знают вежливые слова, но можно ли их назвать вежливыми?

- Почему? (ответы)

- Назовите вежливых персонажей мультфильма.

VI. Игра-разминка «Вежливые часики» (физкультминутка)

Все ребята хором говорят слова.

Тики-так, тики-так —

Ходят часики вот так.          

Бом-бом-бом.

 Ведущий:

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо? 

Дети:   

 Доброе утро!

Наклоны головы вправо – влево

Хлопки в ладоши, изображая бой часов.

Тики-так, тики-так —  

 Ходят часики вот так.

Бом-бом-бом.

Ведущий:         

Вот и день настал, ребята;

 Что сказать при встрече надо?

Дети:   

Добрый день!

Две руки — это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата.  

Хлопки в ладоши, изображая бой часов.                                                        

Тики-так, тики-так —  

 Ходят часики вот так.        

Бом-бом-бом.

 Ведущий:      

 

  Вечер наступил, ребята.

  Что сказать при встрече надо?

Дети:

Добрый вечер!

             

Дети делают наклоны туловища вправо – влево.

Хлопки в ладоши, изображая бой часов.

Тики-так, тики-так —  

 Ходят часики вот так.        

Бом-бом-бом.              

Ведущий:         

Вот и ночь пришла, ребята;

 Что сказать, прощаясь надо?

Дети:

 Доброй ночи!

Дети выполняют шаги на месте.

Хлопки в ладоши, изображая бой часов.

VII.     Поиграем в игру «Вежливо – невежливо».

Если вежливо – похлопайте, а невежливо – потопайте.

– Поздороваться при встрече. Вежливо?
– Толкнуть, но не извиниться.
– Перебивать во время разговора.
– Уметь соблюдать на уроке тишину.
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек.
– Сказать, уходя домой «До свидания»
– Громко разговаривать.
– Помочь поднять упавшую вещь.
– Обозвать обидным словом соседа.
 – Сказать в столовой: «Приятного аппетита!»

– Пожелать «Доброй ночи!»

 Хорошо вы справились с заданием! Молодцы!

–Ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Вы не сказали ни слова, а просто придержали дверь, пропустили вперед пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжелую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких "спасибо" и "пожалуйста" понял, что вы – человек вежливый и воспитанный.

VIII. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о вежливом поведении.   Объясните пословицы:

  • От вежливых слов язык не отсохнет. (Нужно чаще говорить вежливые слова)
  • Как сытый поросенок от корыта бежит. (Так говорят про людей, кто от стола уходит, не сказав спасибо)
  • На всякий привет надобен ответ. (Если с тобой люди приветливы, то и ты будь добрым и приветливым)
  • Своего «спасибо» не жалей! (Всегда нужно людей благодарить)
  • Как проживёшь, так и прослывёшь. (Если ты вежлив, то тебя все уважают. Если ты вежлив, то про тебя все люди будут хорошо говорить.)

IX. А теперь давайте немного попрактикуемся «Выполни задание».

Я прочитаю задание, а желающий из вас выполнит.

  • Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Обратись с просьбой.
  • Попросите незнакомого человека рассказать, как пройти к аптеке.
  • Пригласи своих товарищей на день рождения.
  • Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?
  • Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?
  • Вы нечаянно толкнули девочку. Извинитесь.
  • Вы позвонили по телефону другу Саше, но трубку взяла его мама Анна Петровна. Попросите позвать к телефону Сашу.

X. Давайте поиграем в игру на внимательность «Это я, это я, это все мои друзья»

Если вы услышите слова, которые вам подходят, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если слова не про вас, отвечайте «Нет, не я, нет, не я!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите.

  • Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твёрдо?
  • У кого из вас в порядке ручки, книжки и тетрадки?
  • Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
  • Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
  • Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
  • Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
  • Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
  • Кто спасибо говорит, и за все благодарит? 
  • Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
  • Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?
  • Кто быть вежливым желает и друзей не обижает?

Молодцы, все были внимательны!

Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Такого человека любят и уважают. У него всегда будут друзья, с которыми не будет скучно.

XI. Много стихов сложено о вежливости, давайте их послушаем.

1. Мы все научились когда-то                   Андрей Алиев.

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

2. Встречая друзей и знакомых,                Владик С.  

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

3. Солнышко ясное встало,                       Коля Ф.
"Доброе утро", - сказало.
"Доброе утро!" - кричу я прохожим,
Весёлым прохожим, на утро похожим.

4. Прощаясь, мы все «до свидания»         Саша С.

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста» - если желанье  

Иль просьбу исполнить хотим.

5. Как много на свете полезных,               Павлик К.

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

6. А вежливым быть очень просто:          Витя Г.

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

7. Когда я что-то подарю,                          Андрей М.
Мне говорят: «Благодарю!»

Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не позабудь!

8. Помните, как азбуку,                             Вова П.

И как дважды два.

«Спасибо» и «пожалуйста» –

Волшебные слова.

9. Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,      Ваня Р.

«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, в школе и дома.

Слова эти очень и очень важны

Они человеку как воздух нужны.

XII. Итог. 

Вот и подошло к концу наше занятие.

? О чем мы говорили на занятии?

(О вежливых словах и вежливом поведении.)

Вы показали себя воспитанными детьми. Теперь вы знаете, в каких случаях и как нужно себя вести.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по делам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь и в добрый час!

XIII. Рефлексия.

И на последок, я прошу вас поставить цветы которые лежат у вас на столе в вазу, если на занятии вам было интересно.

Занятие окончено, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Поговорим о доброте и вежливости»

       Цель: Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках.Задачи:           1....

Классный час «Поговорим о вежливости»

Классный час «Поговорим о вежливости» рассчитан на учащихся 5 класса, включает в себя ознакомление учащихся с правилами и нормами поведения на уроке, на перемене, в общественных местах....

Методическая разработка занятия на тему "Вежливые слова

Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста....

Поговорим о вежливости

Цель данного мероприятия - сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные   ценности и  нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по  отношению к друг...

Сценарий занятия "Поговорим о вежливости"

Занятие проводится в форме игры - викторины. Предназначено для детей школьного возраста. Проводится в рамках программы "Нравственные основы"...

Классный час: « Поговорим о вежливости».

Классный час: « Поговорим о вежливости»....