Круглый стол "Душа народа-душа России"
опыты и эксперименты (9, 10 класс) по теме

Тарасова Валентина Ивановна

Материал внеклассного мероприятия позволяет учащимся расширить знания об обрядах, культуре, традициях народов Кавказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kavkaz.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Душа народа – душа России»

                                               «Если есть дом, то в нем должно быть единство»

                                                                                                   Ногайская пословица

Цель: познакомить с богатейшей историей народов Северного Кавказа,    с их обычаями  и традициями.

Развивать умение вести дискуссию,  готовить сообщения.

 Способствовать воспитанию толерантности.

Звучит музыка.

1 Ведущий:

Вряд ли найдешь на земле еще место, где на не столь уж большой территории жило бы столько народов, как на Кавказе. Здесь есть большие народы с древнейшей письменностью и тщательно записанной историей. Есть народы меньше, есть такие, чей язык понимают лишь в одном- двух аулах. Народы, говорящие на индоевропейском, кавказских и тюркских языках, христиане и мусульмане. И при этом всем богатстве, есть и общее черты у всех кавказцев: в одежде, в музыке, в орудиях труда, в облике.

Ведущий 2

Более 100 национальностей проживает на территории Кавказа, более 50 национальностей - на территории Ставропольского края. Здесь издавна перекрещивались дороги разных народов. В середине 1 тысячелетии до н. э. основным населением Кавказа были  скифы, через несколько столетий их сменили сарматы. Побывали здесь и гунны, и балкары, и половцы. Прочно освоили эти земли: осетины, адыги, черкесы, абхазы, шапсуги, убыхи, лезгины, вайнахи, табасаранцы, ингуши, карачаевцы, ногайцы, туркмены, бесселенеевцы, русские и многие другие.

     3 й Ведущий. 

   Откуда же появилось название Кавказ?

  Это слово происходит по приданию из мифов. Кавказ обязан                                                            

  своим названием убийству совершенному одним из самых            

древних богов. Когда Сатурн, изувечивший своего отца и                          

поглотивший своих детей, был разгромлен в грандиозной    битве Юпитером (своим сыном), он скрылся с поле боя. Странствуя, встретил пастуха по имени Кавказ. Он направлялся со своим стадом на гору Пифаг, отделяющую Армению от Ассирии. На своем пути он встретил Сатурна,  злого и коварного, который бежал от Юпитера. Кавказ  имел неосторожность преградить путь беглецу. Сатурн убил его ударом меча. Юпитер, желая увековечить напоминание об этом убийстве, дал имя жертвы всей Кавказкой  горной цепи. Он выбрал одну из самых высоких гор Кавказа Казбек, а одну из вершин назвал Кинжал - орудием  от которого погиб юноша – Кавказ.  

   

  1-й чтец. Как я люблю, Кавказ мой величавый!

                      Твоих сынов воинственные нравы,

                      Твоих небес прозрачную лазурь,

                      И чудный  вой мгновенных, громких бурь.

                      Когда пещеры и холмы крутые,

                      Как стражи откликаются ночные,

                      И вдруг проглянет солнце, и поток

                      Озолотится, и степной цветок.

                      Душистую головку поднимая,

                      Блистает, как цветы небес и рая…

      2-й чтец. Где есть еще такие горы?

                       Пустынь внезапные сады

                       И маковые алые уборы?

                       Мой гость, откуда б ни был ты

                       Скупиться я не захочу.

                       Дарю тебе я как родному

                       Отроги гор, цветов парчу…

                        Мой гость, откуда б ни был ты

                        Садись к огню и будь как дома.

Песня о Ставропольском крае.

 

Учитель  Мы живём в интересное и удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Мы живём в России. Мы живем на  Кавказе. Каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно думаем о будущем, мечтаем о счастье и благополучии. А ведь всё начиналось в древности. Клубок поколений продолжает своё движение. И сегодня, мы попытаемся разобраться, откуда тянется эта нить поколений.

 Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.

 В каждой семье чтут и уважает свои традиции Сегодня мы еще раз вспомним с вами о них.

Скоро новогодние праздники  и Рождество. Какие же обычаи сохранились и дошли до наших дней связанные с этими праздниками?  

Сохранился и дошёл до нашего времени  праздник, который издавна праздновали на Руси

 «Сочельник».  В канун Рождества друг друга угощали "сочельником", или "сочевником"  ритуальной пищей, вкушаемой в этот день, - сочива (или

полива). Сочиво - каша из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом и с миндальным и маковым соком; то есть это кутья - ритуальное поминальное блюдо. Ритуальным было и число блюд - 12 (по числу апостолов). Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое. медовые пряники и, конечно, жареный гусь. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая, друг другу всего доброго и светлого. Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.

Маслиница

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

Праздничные гуляния

В народе каждый день масленицы имеет свое название.

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы»

Проводы Масленицы

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах.

Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда.  В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).

     Ведущий: Одним из самых красивых обрядов и сегодня остается свадебный обряд. В каждом районе он проходит по определенному сценарию.

Свадебные традиции народов Кавказа

Всегда интересно и  самобытно проходили свадебные обряды  у всех народов Кавказа. Много было общего, были и различия.  Я расскажу вам о проведении свадебного обряда в семьях осетин, абхазов, абазин, ногайцев.

Свадьба начиналась поездкой за невестой, предпринимавшейся группой сверстников жениха во главе с несколькими пожилыми родственниками. Гости, число которых могло достигать 100 человек и более, размещались нередко за несколько дней не только в доме невесты, но и в др. домах селения.  Для более уважаемых из прибывших устраивали угощение. Над остальными потешались, например, заставляли возить на себе воду или обменивать свою хорошую одежду на старую, изношенную. Обрядовые посягательства на поезжан достигали кульминации во время торжественного вывода обряженной в свадебный костюм невесты из родительского дома и отъезда свадебного поезда. Здесь приходилось расплачиваться почти за каждый шаг: за вставание невесты, за ее выход из комнаты, со двора, за право тронуться в путь. Односельчане невесты инсценировали упорные попытки задержать девушку, для чего лошадь хватали за узды, а всадника избивали палками.

Невесту вначале везли не в дом жениха, а в дом одного из его товарищей или нестарых родственников. Здесь невеста, оставалась  несколько дней, не покидая пределов двора. В этом доме устраивались угощения, в нем же происходили тайные супружеские встречи жениха и невесты. Хозяин дома одаривал невесту и отныне становился ее названным родственником, а тем самым и родственником всех ее близких.

Невесту привозили в дом родителей жениха за несколько дней до свадьбы. Во дворе ее встречали молодые родственницы жениха, обнимали и под выстрелы вели в дом, осыпая орехами, сухариками, конфетами, серебряными монетами. На пороге приготовленной для молодых комнаты, ей мазали губы смесью масла с медом, а затем обычно ставили в угол возле кровати. Если невесту привозили из родительского дома с непокрытым лицом, то теперь на нее накидывали полупрозрачное покрывало. Входить в эту комнату разрешалось только девушкам, иногда  молодым женщинам. Во время большой свадьбы совершался центральный обряд - ввод невесты в большой дом, ее приобщали к новому домашнему очагу. Невесту снова вели под выстрелы, осыпая орехами, соломой, сеном, монетами. В большом доме невесту обводили вокруг очага или подводили к очагу, подле которого сидели старые женщины. Невеста приветствовала их поцелуями и поклонами, а присутствующий здесь старик произносил молитвы. Невеста всячески высказывала свое почтение старшим, стояла перед ними, потупившись, обслуживала их, если они угощались. За вводом в большой дом следовал ввод в кухню. Ее снова осыпали соломой, монетами. Ввод в кухню символизировал приобщение к домашним заботам, уже на завтра невеста одна или в сопровождении молодых свойственниц снова входила в кухню и делала что- либо по хозяйству. В последующие дни ее вводили в дома близких родственников семьи жениха, где она приветствовала старших женщин и получала подарок.

Жених в свадьбе почти не участвовал, участие в ней невесты было пассивным.

Заключительный обряд свадебного цикла открывался раздачей вещей невесты и подарков ее родных. Полагалось, чтобы в новой семье молодая была во всем новом, невеста оставляла свою одежду дома, и родители присылали ей одежду накануне или во время большой свадьбы. Родители прикупали новую одежду, отрезы, ткани, а заодно различные подарки для родни жениха. Все это полагалось выставить на обозрение, а затем раздать во время свадьбы. Распределением вещей невесты и подарков ведала свекровь, старшая из родственниц или уважаемая соседка. Близкие родственники жениха, в свою очередь, делали подарки невесте, однако и эти подарки доставались не ей, а раздавались. После раздачи вещей и подарков ей разрешалось общаться со свекровью. Этот элемент свадьбы знаменовал переход от свадебного скрывания к послесвадебному избеганию.

Для того, чтобы молодая женщина могла выйти за пределы двора, не скрываясь от соседей, совершался обряд первого выхода за водой. При этом она одаривала соседок мелкими подарками или устраивала им угощение, а те желали ей благополучия.

Свадьба была самым радостным семейно - общественным праздником. В ее проведении ярко проявлялась солидарность родственников и односельчан.

Вед. Ещё сохраняется у некоторых народов обычай «Умыкания». Он проявляет в различных семейных отношениях. Часто  и в свадебных.

Умыкание.

Наиболее традиционной формой - браком по сговору, у всех народов Северного Кавказа существовал брак похищением или умыканием в различных его вариантах. Существовали три различные формы:

1.Похищение без согласия девушки и вопреки воли ее родни

2. Похищение с согласия девушки, но против воли ее родни.

3. Фиктивное похищение по согласию всех заинтересованных лиц и сторон.

Были насильственные умыкания. Одной, из наиболее распространенных, была месть за неудачное сватовство, считавшееся позором или отказ от ранее данного брачного согласия. Другим нередким мотивом было желание породниться со знатной, богатой и влиятельной семьей. Наиболее частой причиной таких похищений была надежда поставить девушку и ее родню перед свершившимся фактом и тем самым заставить уменьшить брачный выкуп. Бывали случаи, когда похищенная девушка или ее родные упорно противились примирению, и похитителю приходилось возвращать похищенную обратно, подвергаясь кровной мести, или уплачивая большое возмещение за обиду. Поэтому чаще практиковалась другая форма умыкания - брак уводом. К нему прибегали приглянувшиеся друг другу молодые люди, когда родители девушки не давали согласия на брак из- за сословных предрассудков, корыстных расчетов или каких - либо других соображений. Эта форма похищения была сопряжена с опасностью погони, перестрелки, убийства, кровная месть. Вместе с тем родители упорно отстаивали свое право на распоряжение невестой и на получение калыма в полном объеме. Поэтому несравненно шире всех других форм умыкания практиковался брак уходом. Его мотивы были чисто экономические: семья жениха стремилась избавиться если не от брачного выкупа, то хотя бы от тех свадебных расходов, которые были связаны со сватовством, предварительными подарками, угощениями. Брак уходом не отличался от других форм умыкания. В одних случаях жених и невеста уходили в отсутствии родных девушки, в других - ее близкие, которые знали заранее о дне и часе ухода, обнаружив отсутствие дочери, выбегали во двор. Звали на помощь, стреляли в воздух, инсценировали неудачную погоню. Затем следовала инсценировка примирения и скромная свадьба. Независимо от того, выбирал ли молодой человек себе невесту, или подчинялся выбору родных, он не должен был не только оставаться с ней наедине, но и оказывать ей явные знаки внимания. Так обстояло дело даже в тех случаях, когда молодежь веселилась на свадьбах и других празднествах, или в домах девушек на выданье, приглядываясь, друг к другу.

В нашем районе представители мусульман празднуют праздник «Эвельцан». О нем нам расскажет Таибова Ф.

Праздник весны – «Эвельцан» - 12 марта.

С утра все собирают яйца, из них готовят 7 блюд.

 Есть ещё такая традиция: сырые яйца бить друг о друга, чье яйцо треснет, тот отдает его тому, чьё яйцо уцелело. В итоге сравнивают кто больше собрал. Особое блюдо готовят заранее «Дангу». «Дангу» принято раздавать родственникам,  друзьям, соседям, знакомым. К полудню разводят большой костер на большой и красивой поляне. Вокруг этого костра собираются люди из всего села и начинают танцевать, а молодежь и все желающие прыгают через костёр. На ночь приготавливают тоже 7 блюд  разного состава: чуду, плов, дулма  (голубцы), хинкали  (пельмени), фаршированную курицу, халву из орехов, фасоль.

 В этот же день прокладывают первую борозду для хорошего урожая. В полдень и ночью все ходят друг к другу в гости и приносят угощения. Праздник длится до утра.

Учитель: Какие мы разные и сколько, в то  же   время, как много в нас  одинакового. Как похожи наши праздники, обычаи.

Попадая в дом народов любой национальности, мы ощущаем  с их стороны гостеприимство.

 Видим, с какой любовью каждая хозяйка создает уют в доме.  Любовь к жилищу выражается в рукоделии.  

Долгими ночами трудились женщины создавая удивительную красоту для своего дома. Ручной работы ковры украшали жилища народов Кавказа.

На Руси одним из самых распространенных  украшений были русские рушники. Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы.

Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов. А сейчас где они используются?

Посмотрите на наши рушники. Они хранятся во многих семьях с трепетом и заботой. Сколько труда и любви в них! Главное в рушнике – вышивка. Она не только красота, это ещё и оберег на одежде наших предков.

Я благодарю вас, великие рассказчики. Сколько интересного вы поведали нам.

Традиции помогали наладить мирные отношения на протяжении многих веков м/д народами Кавказа. Да будет мир на земле Кавказа и в наши дни!

 Когда, как вестник торжества и славы.

 Ко мне пришел бы старец  белоглавый.

Калмыцкой старой сказки чародей

И подарил мне счастье всех людей.

 Я б это счастье разделил на части.

Всем людям поровну я б роздал счастье,

Но если б он собрал в один комок,

Все, что печально на земном просторе,

 Чтоб в сердце у себя вместить я мог

 Всё наше человеческое горе.

Я б горе вместе с сердцем сжег дотла,

Чтоб сделалась  Вселенная светла!

Учитель

Кавказ наш общий дом. Наша семья.В каждой семье были свои помощники, хранители. Это домовые. Домовые – живут в домах и дворах. Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме. Его мы дарим всем участникам нашего мероприятия. Пусть ваш дом будет полной чашей.

Рефлексия

На экране дерево.

Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки.

А корни - это, что держит крону, это традиции.

Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева?

Учитель истории: А я выбираю – надежду, ведь именно вы наша надежда на будущее.

Я выбираю – любовь. Пусть наша любовь согревает вас, будет опорой в вашем пути.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным....

Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данное мероприятие расчитано на учащихся 8-11 класов....

Круглый стол "Я-гражданин России"

Цель: расширить кругозор учащихся о государственной символике России. Задачи:способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);воспитывать у у...

Круглый стол "Я - гражданин России"

Цель:·                   Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданск...

Круглый стол "Я-гражданин России"

круглый стол "Я гражданин России"...