"Типичные ошибки в выборе профессии"
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Занятие для школьников 9-11 классов по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Саратовской области

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Волжанка»

Конспект

открытого занятия по профориентации

на тему:

«Типичные ошибки при выборе профессии»

Подготовила: социальный педагог

ГБУ СО СРЦ «Волжанка»

Корнихина О.А.

г. Вольск 2015 г.

Цель занятия:  формирование ясных представлений школьника о самом себе, своих особенностях и качествах для включения в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии.

Задачи:

Ø     раскрыть возможные ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии;

Ø     проконтролировать знания учащихся о рынке труда, профессиях;

Ø     научить избегать ошибок, применять знания на практике;

Ø     развивать интерес к мероприятиям по профориентации.

Ход занятия:

I часть.

 Видеофильм «Профессии будущего»

-А знаете ли вы,  что же такое профессия?

Профессия – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.(лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии, отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства. Например: профессия – учитель, а  специальность: математик, биолог, физик, географ. Врач, а специальность : (называют ученики - терапевт, стоматолог, хирург, окулист, лор)

   

Игра разминка: «Азбука профессий»

Класс делится на три группы. Группы за три минуты должны записать у себя на листочке название профессий на буквы:

1 группа: Назовите профессии на букву -  В (водолаз, воспитатель, врач, водитель, ветеринар).

2 группа: Назовите профессии на букву – П  (педагог, продавец, программист, почтальон,        психолог, парикмахер, пчеловод)

3 группа: Назовите профессии на букву – С  (слесарь, садовод, следователь, социолог, связист).

- Молодцы! Вы знаете очень много профессий!

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

Проведение тестирования.

«Готов ли ты к выбору своей будущей профессии ».

Обобщение результатов тестирования.

II часть.

 В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и работы (конституция РФ, Статья 37).Однако это право порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, о тех требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Ученые - социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства…Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем.

Выделим ряд качеств, необходимых человеку для выполнения любого труда:

● добросовестность,

● прилежность,

● организованность,

● инициативность,

● умение переносить неудачи,

● выдержка,

● настойчивость,

● внимание.

В последние годы появилось много профессий, связанных с обслуживанием компьютерных сетей (программист, системный администратор), рекламой (промоултеры, супервайзеры и т.д.), сферой торговли (менеджеры), бизнесом и финансами,  меняется характер работы. Практически все профессии меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается новый характер труда. Поэтому необходимо получить всю информацию о будущей профессии.

Презентация «В мире новых профессий»

Вопрос: Что значит «престижная профессия» для вас? (Ответы учащихся).

Понятие престижности, как мода, приходит и уходит. Пример: В 60-ти десятые годы профессия геолога или инженера конструктора были очень популярны. Некоторые абитуриенты  при выборе профессии опираются на престижность и популярность. Ни для кого не секрет, что в нашей стране работа, связанная с физическим трудом, считается не престижной и подходящей лишь для тех, кого природа яко бы не наградила выдающимися умственными способностями. Именно поэтому большая часть школьных выпускников метит в юристы, экономисты, журналисты и т.д., а после окончания вуза с трудом находит работу по специальности. Представителей же «не престижных» рабочих специальностей довольно мало, однако их услуги востребованы и высоко оплачиваются. В последние годы стали одинаково востребованы и популярны профессии, связанные с программированием, интернет-технологиями и работой вычислительной техникой. Таким образом, престижность профессии зависит от состояния рынка труда.

Мозговой штурм.

Дети делятся на 3 команды с помощью карточек на которых написано равное количество профессий (водитель, воспитатель, повар). На листе бумаги записывают                                                                                                                     медицинские противопоказания для каждой из профессий. Один из участников команд выходит и записывает те противопоказания, которые они смогли найти.

Противопоказания обсуждаются с подростками.

Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий»

III часть

Незнание правил выбора профессии.

  Отождествление учебного предмета с профессией

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Полистайте газеты с вакансиями (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

 Перенос отношения к человеку на профессию

         При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

  Выбор профессии «за компанию»

Не стоит подстраиваться под лучшего друга и идти в то или иное учебное заведение только потому, что он планирует туда поступить. Обычно такую ошибку совершают не очень уверенные в себе люди, испытывающие потребность в постоянном спутнике, советчике и наставнике. Если эта ситуация вам знакома, подумайте: интересна ли вам та или иная специальность, подходит ли она вашему характеру, состоянию здоровья, как вам давались школьные дисциплины, которые предстоит подробно изучать в вузе? Если вы хорошо обдумали вопрос и пришли к выводу, что выбранное другом учебное заведение вам не подходит, не стоит воспринимать это как трагедию. Ваша дружба не прекратится только потому, что друг станет медиком, а вы, к примеру, дизайнером. Пример: Вася идёт на пожарного, он рискованный и решительный человек, а Коля, следуя за ним, но по своей натуре очень осторожный и рассудительный. В итоге Вася всё-таки будет пожарным, а Коля вряд ли.

 Неумение определить пути получения профессии.

Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям дается сложно. Здесь играют роль и определенные черты характера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая информированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном, наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решения кто-то другой.

Игровое упражнение «Самая-самая»

Цель упражнения: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.

 (Упражнение проводится в круге или произвольно)

Инструкция

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют,

1. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

2. Далее называется следующая характеристика. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7. Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая профессия; самая сладкая профессия; самая волосатая профессия; самая серьезная профессия; самая детская профессия; самая смешная профессия, самая денежная профессия и т.д.

Обсуждение

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Госдумы страны, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п. Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников.

Итак, при выборе профессии нужно:

  1. Уметь ориентироваться в большом количестве профессий.
  2. Определиться в своих интересах. Посетить экскурсии на предприятиях.
  3. Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию. Посетить дни открытых дверей.
  4. Иметь основной и запасной вариант профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное).
  5. Иметь (если возможно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать поработать немного в этой области.
  6. Оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.
  7. Иметь информацию о трудоустройстве после получения образования.

   Подведение итогов занятия

Фронтальная беседа с учащимися.

- Что нового узнали на лекции?

- Нужно ли придерживаться определенных знаний при выборе профессии?

- Всегда ли можно избежать ошибок при выборе профессии?

Притча

Все в твоих руках

          Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

 - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, мастер ответил:      - «Все в твоих руках». Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор – сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.

В заключении нашего занятия  мы вручаем вам буклеты с советом, как избежать ошибок при выборе профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки в выборе профессии

Урок из элективного курса "Человек и профессия"...

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии

Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные  ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...

4 ошибки в выборе профессии

Есть два способа выбирать профессию. Один - метод "проб и ошибок", когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёшь ту единственную профессию, которая будет приносить ...

«Ошибки в выборе профессии».

Методическая разработка занятия по теме «Ошибки в  выборе профессии» из цикла занятий по авторской образовательно-развивающей программе  «Профессиональный выбор»....

Презентация по теме: Типичные ошибки при выборе профессии

Презентация   "Типичные ошибки при выборе профессии" является одним из занятий программы "Я выбираю профессию"...

Занятие №2. «Что такое профессия? Ошибки в выборе профессии».

Занятие №2. «Что такое профессия? Ошибки в выборе профессии»....

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии"

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В резу...