Патриотическое воспитание в МКОУ "Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа"
статья на тему

Братчикова Елена Ивановна

     Существующая в школе система патриотического воспитания, основанная на духовной связи поколений, легла в основу школьной программы «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района на 2006-2010 гг.».

     Творческий коллектив учителей школы ведет постоянную целенаправленную работу по приобщению обучающихся к истокам культуры, искусства, историческим событиям родного народа, возрождению традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_shkole.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

                                                                          «Патриотизм может жить и будет

                                                                        жить лишь в той душе, для которой

                                                                             есть на земле нечто священное».

                                                                                                               И.А.Ильин

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

     Сегодня патриотизм сравнивается с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма- патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность на самостоятельные направления.

     В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

     Поэтому одним из самых важных направлений в деятельности нашей школы в настоящее время является возрождение чувства истинного патриотизма как главнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование у подрастающего поколения активных гражданских и социально-значимых качеств. Обогащение обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему.

     Патриотическое воспитание на материале истории- процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, формирование преданности своей Родине и непримиримости к врагам.

     Существующая в школе система патриотического воспитания, основанная на духовной связи поколений, легла в основу школьной программы «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района на 2006-2010 гг.».

     Творческий коллектив учителей школы ведет постоянную целенаправленную работу по приобщению обучающихся к истокам культуры, искусства, историческим событиям родного народа, возрождению традиций.

     В рамках выполнения школьной программы «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района на 2006-2010 гг.» устанавливались связи прошлого, настоящего и будущего, расширялось образовательное пространство, которое объединяло все школьные дисциплины, использовались активные формы обучения (тренинги), позволяющие детям осознать материал, приобрести новый жизненный опыт, освоить культуру общения, научиться управлять своей деятельностью.

     Эта программа помогла обрести духовное наполнение, постичь новые смыслы, прикоснуться к истокам вечных ценностей, ввести в содержание современного образования систему новых категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера, привязанности к Отечеству, вызвать чувство любви к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему, становлению целостной системы обучения и воспитания.

     Формы организации работы по перечисленным направлениям различны: уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии и походы, военно-спортивная игра «Зарница», факельные шествия, вахты памяти, уроки мужества, спортивные соревнования, митинги. Чтобы заинтересовать детей, используются все имеющиеся в школе средства обучения: картины, диски, портреты выдающихся личностей, статьи, художественная литература, музыкальные произведения, Интернет.

     В письмах к сыну известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как это делали изверги- фашисты, но покорить нельзя». Никто не хотел умирать на войне, но, защищая свою Родину, шел на смерть. Раскравая на уроках подвиги героев, учителя стараются подвести обучающихся к осознанию, почему наши предки и соотечественники жертвовали всем, даже жизнью, во имя интересов Отечества.

     Особое значение в реализации программы «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района на 2006-2010 гг.» уделялось шефской деятельности и работе музея «Боевой и трудовой славы». Его работу осуществляет группа «Поиск», а руководит ею учитель истории Иноземцева Н.И. В музее созданы различные выставки, составлены тематики экскурсий, разработаны специальные анкеты, которые помогают сбору и систематизации материалов.

     В музее проводятся экскурсии к знаменательным датам, праздникам, юбилеям. Их проводят для обучающихся, родителей, гостей. Помимо экскурсий в музее проводятся встречи с тружениками тыла, передовиками производства.

     Работа музея занимает видное место в учебно-воспитательном процессе. Материалы музея широко используются на уроках, классных часах. Также в музее ведется поисковая работа, в результате которой обучающиеся самостоятельно добывают интересный материал о своих односельчанах- ветеранах войны и труда, об угнанных в трудовые лагеря в Германию. Ребята с большим желанием ухаживают за могилами ветеранов. Каждая могила ветерана имеет отличительный знак- красную звездочку.

     Ежегодно наша школа принимает участие в районном массовом мероприятии «Конференция юных краеведов, участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Последние два года были участниками областной конференции.

     В школе проводится много открытых мероприятий по патриотическому воспитанию: открытые уроки, конкурсы, уроки мужества.

    На базе школы проходил районный семинар для заместителей директоров по ВР по теме «Патриотическое воспитание в школе». Гостям была представлена музыкальная композиция «Мы рождены не для войны…» (заместитель директора по ВР Братчикова Е.И.).

     Обучающиеся школы принимают участие в районных мероприятиях: конкурс рисунков «Великой Победе посвящается», викторина «Край мой Курский, войной опаленный», операция «Мы перед памятью в долгу», конкурс сочинений «Рассказ о ветеране».

     В рамках районного семинара учителей истории и обществознания «Патриотическое воспитание через урок, внеклассное мероприятие» в школе учителем обществознания Беленьковой С.А. был проведен открытый урок «Защита Отечества», а учителем истории Иноземцевой Н.И.- внеклассное мероприятие «Современные награды России».

     В школе есть пионерский отряд «Мечтатели», которым руководит старшая вожатая Скоркина Г.А. Работа отряда нацелена на участие в фестивале «Детство без границ». Задачами пионеров являются- воспитание самостоятельности, бережливости, любви к Родине, малой Родине. Конечная цель в деятельности отряда- формирование гражданского и патриотического сознания. Традиционно проводятся пионерские сборы и торжественные линейки, посвященные Дню Конституции, Дню юного героя антифашиста, Дню народного единства.

          Центральное звено в системе воспитания и образования подрастающего поколения в школе является Учитель. Он связывает память поколений, передает знания, духовный опыт, отношение к жизни. Учитель способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитывает патриотов своей Родины, истинных граждан нашей страны.

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Анализ работы МОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа» по гражданско-патриотическому воспитанию за 2010 – 2011 учебный год

       Гражданско-патриотическое воспитание российской молодежи является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации....

Программа военно-патриотического клуба «Русичи» МКОУ "Павловская средняя общеобразовательная школа"

В целях реализации программы «Патриотическое воспитание учащихся МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» в школе функционирует объединение военно-прикладного дела «Русичи».Программа ...

Программа элективного курса по патриотическому воспитанию учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации»

Элективный курс под названием «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и на...

Программа гражданского и патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

    Цель - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интере...

План реализации программы духовно-нравственного воспитания и социализации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Кемерово на 2018-2019 учебный год

Целью  плана реализации программы духовно-нравственного воспитания школы в 2018- 2019 учебном году является:  укрепление и совершенствование нравственных основ личности обучающихся для их ус...