программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»
учебно-методический материал на тему

Король Ирина Григорьевна

Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей стране. Разумеется, к процессу образования шко­ла (как и любое образовательное учреждение) и музеи подходят раз­лично. В школе преподавание ведется на основе учебной программы, учебный процесс регламентирован не только программой и планом, но и количеством часов, и профессионализмом, и широтой культур­ного кругозора педагогического состава. Предметом же изучения му­зейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patrioticheskoe_vospitanie.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 34

Г. Новошахтинска

«Военно-патриотическое воспитание

средствами музейной педагогики»

на 20013-2017 г.г.

ПРОГРАММА

«ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

средствами музейной педагогики»

НА 2013-2017 годы

  1. ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия педагогами и психологами,  а также среди музейных работников все чаще употребляется термин — музейная педагогика.

Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей стране. Разумеется, к процессу образования школа (как и любое образовательное учреждение) и музеи подходят различно. В школе преподавание ведется на основе учебной программы, учебный процесс регламентирован не только программой и планом, но и количеством часов, и профессионализмом, и широтой культурного кругозора педагогического состава. Предметом же изучения музейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты.

  Школьный музей располагает  специальным помещением для занятий. Посетители идут теперь в музей не только для того, чтобы увидеть красивую статую, знаменитую картину, старинную вазу, коллекцию экспонатов или интересную экспозицию. В работе со школьниками, наш музей делает ставку на развитие представлений детей о мире, истории, способности наблюдать, классифицировать и генерировать информацию. На занятиях в музее теперь широко практикуются активные формы познания в процессе какой-либо деятельности, свободный обмен мнениями, ролевые и творческие задания. При этом знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. И в этом огромное отличие музейных образовательных программ от программ любого учреждения дополнительного образования. Задачи формирования гармонически развитой личности с широким культурным кругозором стоят и перед школой, и перед музеем. Это совмещение интересов позволяет установить партнерство, планировать общую деятельность, создавать интегрированные программы, а по ним проводить совместные занятия с детьми. С учетом методических принципов нами  разработаны сценарии тематических занятий, ориентированные на различные возрастные группы, а также практические материалы — листки активности, имеющие большое значение для разработки новых интерактивных методов.

 На собранном  материале краеведческого музея можно рассказать детям об особенностях и традициях края, помочь  понять общие исторические сведения, характерные и для других регионов России.

Одна из серьёзных проблем музейного дела - поддержание и сохранение постоянного интереса учащихся к музею и его деятельности. Главное, чтобы они видели и осознавали значимость своей работы, чтобы музей был источником новых знаний. Учебные лекции, ретроспективные игры, встречи с интересными людьми, обновление экспозиций, обработка экспонатов, пропаганда собранных материалов помогают поддерживать и сохранять у ребят устойчивый интерес. Правильно организованная туристско-краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения.

Огромный объём материала, накопленный в музее, поставил перед нами проблему более эффективно систематизировать весь материал - так родилась идея о создании автоматизированной информационной системы музея. Разрабатывая  идею, мы пришли к выводу о необходимости создания проектов-презентаций по разным темам, ибо этот материал имеет огромное значение в процессе формирования личности. Эта работа   ещё не завершена, но уже есть результаты. Проект-презентации «Золотая криница» занял призовое место на научно-практической конференции среди образовательных учреждений области.

В духовной жизни молодого поколения очень важна взаимосвязь музея и  школы. Музей нужен каждому учебному заведению; он с помощью своих экспозиций способен дополнить и обогатить любую вербальную информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым , музею школа  необходима как база первичной подготовки будущих посетителей к восприятию экспонируемых в нём ценностей.  

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
и необходимость ее решения системными методами

Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества.

Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все.

 Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.

Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является совершенствование системы военно-патриотического воспитания, внедрение в  воспитательную систему  методов и приемов музейной педагогики

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  •  Развитие системы военно- патриотического воспитания школы;

  •  Проведение  научно обоснованной   пропагандистской  деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России;

  •  Продолжение поисково-собирательной  деятельности;

  • Продолжение  разработки  автоматизированной информационной системы музея.

  •  Стимулирование  проявления инициативы и самодеятельности учащихся, используя интерактивные формы работы

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

реализации Программы

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех учащихся ОУ.

1. Совершенствование процесса военно-патриотического воспитания.

Системой мер по совершенствованию процесса военно-патриотического воспитания  средствами музейной педагогики предусматривается:

  •  продолжение и расширение  поисково-собирательной деятельности  на всех ступенях обучения;
  •  определение приоритетных направлений работы  школьного музея;
  •  обогащение содержания патриотического воспитания средствами музейной педагогики;
  •  развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
  •  увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

2. Совершенствование  методических основ военно-патриотического воспитания.

Системой мер по совершенствованию методических основ военно-патриотического воспитания предусматривается:

  •  продолжение исследований в сфере военно-патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
  •  изучение методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;
  •  разработка форм, методов и средств военно-патриотического воспитания  на разных ступенях обучения;
  •  изучение и обобщение передового опыта в области военно-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы музея .

3. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах развития музея

Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) развития музея  предусматривается:

  •  создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе школьного музея;
  •  активизация участия учреждений культуры, общественных организаций (объединений) в воспитании подрастающего поколения;
  •  развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания учащихся.

V. СОДЕРЖАНИЕ

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И. Ф. Харламов. Педагогика. Курс лекций).

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  •  чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  •  уважительное отношение к языку своего народа;
  •  заботу об интересах Родины;
  •  осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  •  проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  •  гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  •  уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  •  ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  •  гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать при организации работы музея

VI .ВНУТРЕННИЕ

психолого-педагогические компоненты программы

  • потребностно-мотивационный,
  • когнитивно-интеллектуальный,
  • эмоционально-чувственный,
  • поведенческий
  • волевой компоненты.

Потребностно - мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит школьный музей.

Экспозиции по  истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Собранный материал по  истории призван помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности массовых мероприятий, проведенных на базе школьного музея : беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

VII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 Программы

Основными направлениями в системе военно-патриотического воспитания средствами музейной педагогики можно определить следующие:

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе военно-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Система мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое. Составная часть военно-патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

КНИГА ПАМЯТИ

Одной из форм работы по военно-патриотическому воспитанию является создание Книги памяти. В своем составе книга имеет несколько разделов:

«История поселка Самбек», «История шахты поселка Самбек», «История школы», «Великая Отечественная война», «Ветераны войны», «Они освобождали поселок» ,«Герой Советского Союза П.С. Дернов»,

«Воины - интернационалисты, участники локальных войн» и другие

Летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Свою работу члены клуба «Поиск» осуществляют в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой в школе.

Виды  деятельности музея в процессе формирования материалов Книги памяти

- организация встреч с ветеранами, сбор  материалов о их жизни, оформление в Книге памяти;

- изучение  собранного  материала;

- проведение уроков Мужества для учащихся, их родителей, работников школы;

- оказание  содействия учителям в использовании материала в

учебном процессе.

Основная функция Книги памяти - образовательно-воспитательная. Создание Книги памяти - это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности.

Обогащение знаниями и формирование исторического сознания, подготовка школьников к жизни и трудовой деятельности -важные задачи. Успешное выполнение этих задач связано с принципами обучения и образования. В данном контексте имеется в виду следующее: научность организации материала и его изучение; достоверность излагаемых фактов; связь теоретических знаний с практическими навыками; систематичность и непрерывность воспитательной работы; доступность излагаемого материала; преемственность; прочность усвоения знаний.

ЛИСТАЯ ИСТОРИИ СЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ...

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.

Организовывая  работу в музее, необходимо учитывать, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому  важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны.

Сегодня как никогда важен выбор средств  музейной педагогики , приобщения школьников к миру духовных ценностей истории

и культуры.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.

Историческая подготовка в ходе проведения тематических экскурсий  включает следующие разделы:

- изучение истории малой Родины (родного края), микрорайона, улицы;

- изучение ратной истории России и Советского Союза;

- изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества;

- увековечение памяти российских и советских воинов;

РАБОТА С ВЕТЕРАНАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В патриотическом воспитании подрастающего поколения, формировании фондов музея  велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.

Организуя встречи с ветеранами, необходимо подготовить учащихся, сообщив некоторые сведения героической биографии приглашенных. При подготовке встречи можно заранее попросить ветерана, чтобы в своем выступлении он обратил внимание на те факты, которые наиболее актуальны в данный момент и в данной аудитории (комнате музея). Организаторам встречи необходимо помнить, что далеко не всегда человек, совершивший в свое время героический поступок, прошедший славный жизненный путь, способен убедительно, доходчиво рассказать об этом детям. В этом случае организаторы встречи (члены клубы «Поиск»)  сами рассказывают подробную информацию о герое, а он отвечает на вопросы.

Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают огромным духовным богатством. Именно поэтому клуб «Поиск» ведет поисковую работу, члены клуба берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками.

Школьники на основе найденного материала оформляют Книгу памяти, мультимедые  презентации, буклеты.

VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

реализации Программы

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением  учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания музея, школы, поселка, города.

Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма учащихся.

Перечень

обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации  программы «Патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  •  повышение толерантности;
  • упрочение единства и дружбы в  коллективе и  между классными коллективами;
  •  проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;

Количественные параметры - это количество:

  •  проведенных научно-исследовательских работ, поисковых заданий, краеведческих экспедиций, тематических и обзорных экскурсий,  а также степень их внедрения в практическую деятельность (шефская помощь, проведение классных часов, часов общения) ;
  •  учащихся, регулярно участвующих в патриотических мероприятиях;
  • проведенных выставок патриотической направленности;
  •  проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
  •  проведенных военно-спортивных игр;
  •  проведенных мероприятий военно-шефской работы.

IX.  Мероприятия по реализации программы

 «Патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»

на 2015-2016 уч. г.

Содержание

Срок исполнения

ответственные

Лекционная работа

1

Символы Российского государства

декабрь

Лекторская группа клуба «Поиск»

2

Я- гражданин России

ноябрь

Лекторская группа клуба «Поиск»

3

Новошахтинск в составе Ростовской области

январь

Лекторская группа клуба «Поиск»

4

Листая страницы истории

февраль

Лекторская группа клуба «Поиск»

5

Дни воинской славы России

май

Лекторская группа клуба «Поиск»

6

Мы- победители! (О ветеранах ВОВ)

апрель

Лекторская группа клуба «Поиск

7

Петр Сергеевич Дернов- Герой Советского Союза

январь

Лекторская группа клуба «Поиск

8

Реликвии воинской славы

март

Лекторская группа клуба «Поиск

9

Великой победе 71!

апрель

Лекторская группа клуба «Поиск

Основные направления поисковой работы

1

Земляки- герои Советского Союза

2

Летопись родного края

3

Новошахтинск в период ВОВ

4

Литературное краеведение

5

Воины интернационалисты

6

История шахты Самбековская

7

Ученики школы , живущие за границей

8

Славные сыны Отечества

9

Женщины, ветераны ВОВ

Методическая работа

1

Подготовка экскурсоводов

В течение периода

Руководитель кружка

2

Обучение членов кружка «Поиск» по вопросам:

  • Ведение беседы, интервью;
  • Особенности оформления и хранения экспонатов;
  • Учет экспонатов при помощи ИКТ;
  • Сбор и оформление материалов периодической печати;
  • Консультирование по материалам музея учащихся школы, учителей. посетителей

В течение периода

Руководитель кружка

3

Изучение методов, приемов музейной педагогики

В течение периода

Руководитель кружка

Посещение городского музея с целью обмена опытом работы

ноябрь

Руководитель кружка

Массовые мероприятия

1

акция « Пожилой человек-это мудрости клад!»

Ко дню пожилого человека

Заместитель директора по ВР

2

Неделя «Музей и дети»

декабрь

Клуб «Поиск»

3

Краеведческая викторина «Новошахтинск вчера. Сегодня. Завтра»

январь

Клуб «Поиск»

4

Смотр поисково- краеведческой работы

декабрь

Руководитель кружка «Поиск»

5

День памяти П. С. Дернова и воинов, погибших в Чечне

январь

Члены кружка «Поиск»

6

Месячник оборонно- массовой работы с привлечением живущих в поселке военных в отставке.

февраль

Руководитель кружка «Поиск»

7

Конкурс журналистского мастерства  ко дню Победы

апрель

Учителя литературы

8

Смотр строя и песни.

апрель

Учитель физкультуры;

Учитель ОБЖ

9

Праздник для начальных классов « Моя малая Родина ».

К 133- летию поселка

сентябрь

Члены кружка «Поиск»

10

Конкурс инсценированной песни о войне и о Родине

«Поем о славе России»

май

Учитель музыки;

Классные руководители

11

Вахта памяти и скорби.

май

Заместитель директора по ВР

12

Поездки по историческим местам области

В течение периода

Заместитель директора по ВР

13

Викторины по истории города, истории Великой Отечественной войны, знанию имен героев земляков.

В течение периода

Члены кружка «Поиск»

14

Как живешь ветеран?

Встречи с ветеранами и тружениками тыла

В течение периода

Члены кружка «Поиск»

15

Акцию « Подарим радость»

Апрель-май

Заместитель директора по ВР

16

«Моя родословная»

Конкурс проектов

март

Члены кружка «Поиск»

17

Единый классный час ко дню освобождения Новошахтинска от немецко- фашистских захватчиков

февраль

Руководитель кружка;

Классные руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"

Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...

Программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ

Авторская программа военно-патриотического клуба ПАТРИОТ...

Рабочая программа Военно-патриотического кружка «Я и моя семья»

- изучение истории семьи, своей родословной;- совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных кн...

программа военно-патриотического кружка

программа военно-патриотического кружка...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...