Календарно-тематическое планирование по ОЕНИ, 6 класс
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Коротченко Марина Владимировна

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_6_klass.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по курсу

«Основы естественнонаучных исследований»

6 класс – 68 часов

Раздел 3.  Растения на Земле - 68 часов

Тема «Атмосфера Земли и погода в жизни растений» - 18 часов

Номер и тема  занятия

Основное

содержание занятия

Формы работы на занятии

Оборудование к занятию

(на одно рабочее место)

Домашнее задание

Компьютерный класс

Занятие №1 

Наблюдения за погодой.

Повторение темы «Приборы»

Наблюдение за погодой

Облака и осадки

Образование и типы облаков

Виды осадков и их изучение

Беседа

Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран.

Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: измерительные приборы

Иллюстративный материал:   

«Таблица GISMETEO», «Метеорологические приборы»

1. Проведи наблюдения за облаками и/или изменением температуры – сравни свои данные с результатами других наблюдателей.

2. Подготовь устный рассказ о своей домашней лаборатории и сделай иллюстрации к нему.

1

Занятие №2

Определение направления и скорости ветра

Проверка домашнего задания

Обсуждение первых результатов наблюдений за погодой

Приборы для определения направления и скорости ветра

 

Беседа

Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом и построение графика

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: метеорологические приборы

Иллюстративный материал: «Таблица GISMETEO»,  портрет Бофорта, «Шкала Бофорта»,  

«Метеорологические приборы – флюгер, анемометр и барометры»

1. Оформи отчет о своих наблюдениях как иллюстрированные тезисы своего выступления на конференции

2. Сделай модель флюгера или анемометра.

2

Занятие №3

Давление. Давление твердых тел

Итоги проверки лабораторных журналов

Проверка домашнего задания: мини-конференция «Погода в начале сентября», показ моделей флюгера и анемометра

Давление твердых тел

Беседа

Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом

Тестирование 

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: 

барометр - анероид

Лабораторное оборудование: коробочка с песком, прямоугольный брусок, «грабельки», набор грузов массой по 100 г,  два столика

 Иллюстративный материал:

«Ртутный барометр», «Устройство барометра-анероида», портреты Торричелли и Види 

1. Подготовь устный рассказ с примерами, иллюстрирующими способы увеличения или уменьшения давления в природе, в технике или в быту.

Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

2. Подготовь описание способа изготовления своего прибора (флюгера или анемометра) и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

3

Занятие №4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Беседа

Мини-конференция.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: трубка с резиновой пленкой, сосуд с водой, широкая стеклянная трубка, кружок на нитке

Иллюстративный материал:  «Лыжник», «Трактор», «Комар», «Режущие и колющие инструменты», «Батискаф и батисфера», «Иглобрюх», «Жабовидная ящерица», «Земляной червь», «Рептилии», «Пауки», «Морские звезды», опрыскиватель, шланг 

Проследи за давлением воздуха на стенки воздушного шарика.  Пронаблюдай затем, как изменяется поверхность резиновой оболочки при надувании шарика, что с ней происходит при надавливании пальцем на поверхность надутого шарика, как растягиваются стенки этого шарика, если налить в него немного воды.

Подготовь иллюстрированный отчет о своих опытах с шариками.

 4

Занятие №5

Приборы для измерения давления жидкостей и газов

Сообщающиеся сосуды и их применение.

Манометры

Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование:  гибкая трубка, U-образный манометр, подкрашенная вода, большой мерный цилиндр

 Лабораторное оборудование: две прозрачные трубки, гибкое «соединение»,  сосуды с чистой и подкрашенной водой, подставка или штатив

1. Подготовь устное сообщение о работе шлюзов.

Подбери иллюстративные материалы для своего рассказа

2. Сделай модель манометра.  

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

5

Занятие №6

Передача давления жидкостями и газами

Давление жидкости и газа

Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование:  U-образный манометр, пульверизатор, воронка, трубка, бумажный конус и легкий шарик

Лабораторное оборудование: сосуд с водой, воздушные шарики, два больших и два маленьких шприца,  две соединительные трубки для них, пробирка

Иллюстративный материал: «Шлюзы», Водомерное стекло», «Фонтаны»

Возьми небольшую воронку и гибкую трубку. Сделай из бумаги конус таких размеров, чтобы он входил в воронку. Закрепи воронку с вставленным в нее конусом раструбом вниз и попробуй вдувать воздух через резиновую трубку. Что происходит с бумажным конусом? А если втягивать воздух "в себя"?

Повтори оба опыта, используя вместо бумажного конуса легкий шарик.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

6

Занятие №7

Проявление атмосферного давления

Проявление действия атмосферного давления

Беседа.

Самостоятельная работа с лабораторным журналом

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: U-образный манометр, манометр Бурдона,  стакан с водой, пустая емкость, лист бумаги 10х10 см, кусок стекла или пластика 10х10 см

Лабораторное оборудование: дощечка, газета,  стеклянная трубка,  пустой сосуд и сосуд с водой, ливер, пипетка, шприц.

Иллюстративный материал:  портрет Бурдона, «Устройство манометра Бурдона»,  «Устройство ртутного барометра», «Устройство барометра-анероида», портрет Торричелли

Подготовь устный рассказ по одной из следующих тем: какие бывают ветры,

как человек использует ветер, легенды и мифы о ветрах

Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

7

Занятие №8 

Давление движущихся жидкостей и газов

Давление движущихся жидкостей и газов. Конвекционные потоки.

Ветер, роза ветров

Беседа.

Самостоятельная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: модель флюгера, свеча,

Лабораторное оборудование: два листа бумаги 15х15 см,  весы, трубочка, две свечи одинакового размера, воронка, ножницы, легкий шарик, пустая пластиковая бутылка, пробка, кусок нитки (20 см)

 Иллюстративный материал: «Аэродинамическая труба»  «Движение воздушных потоков в атмосфере Земли», «Роза ветров»

Подготовь устный рассказ о составе и об основных слоях атмосферы.

Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу. 

Сделай модель пульверизатора.  Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями

8

Занятие №9

Строение и состав  атмосферы

Строение земной атмосферы

Воздух и его состав. Атмосфера планет Солнечной системы

Самостоятельная работа

Беседа.

Самостоятельная работа с лабораторным журналом

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование:  трубочка,

стеклянный сосуд, свеча,  сосуд с известковой водой

 Лабораторное оборудование: свеча на подставке, стеклянный сосуд, чашка Петри, сосуд с водой

Иллюстративный материал: «Строение атмосферы», «Состав воздуха»

1. Подготовь устный рассказ об атмосфере планет Солнечной системы.

2. Сделай пластилиновые кубики с ребром 1 см (20 – 30 штук)

Приготовь несколько щепоток пробкового порошка

Закрепи кусочек мыла и леденца на проволочке или лучинке (каждый на отдельной)

9

Тема «Гидросфера Земли. Вода и растения» - 12 часов

Занятие №10

Гидросфера Земли. Плавание тел

Гидросфера. Плавание тел.

Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: (компьютер, проектор, экран) Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: чашка Петри, пробковый порошок, пипетка, бензол или эфир

 Лабораторное оборудование: кусок фольги, сосуд с водой, кусочек пластилина, нитка (10 см), пробковый порошок, пластилиновые кубики,  две чашки Петри, деревянный и пенопластовые «плоты»,  кусочек мыла и леденец, мыльный раствор, набор проволочных каркасов, кусок медной или стальной проволоки длиной 15 см

Иллюстративный материал: «Ветер на планетах Солнечной системы», «Гидросфера Земли», «Гидросфера Земли из космоса», «Вода на планетах Солнечной системы»

1.Подготовь устный рассказ о водомерках.

2. Вырежи из картона небольшую рыбку и маленькую подкову. Аккуратно положи рыбку на поверхность воды так, чтобы верхняя сторона рыбки осталась сухой. Набери в пипетку немного мыльного раствора и осторожно введи одну или две капли в заштрихованную область вырезанного отверстия. Что произойдет с рыбкой? Повтори опыты, заменив рыбку подковой. Затем проведи аналогичный опыт, заменив мыльный раствор маслом.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

10

Занятие №11

Явления на поверхности воды

 

Явления на поверхности воды Волны и течения. Приливы и отливы

Беседа.

Лабораторная работа

Контрольная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: волновая ванна с принадлежностями, сосуд с водой

 Лабораторное оборудование: две чашки Петри,  две пипетки, сосуд с водой,  чистое предметное стеклышко и стеклышко, покрытое парафином,  фильтровальная бумага, картонная рыбка и подковка, масло, проволочная спираль, кусочки пробки

Иллюстративный материал: «Водомерки», «Приливы и отливы», «Волны»

1. Приготовь два одинаковых сосуда, в один из них налей пресной воды, а в другой столько же соленой воды. Выясни, как будут вести себя в разных сосудах картофелина, сырое или вареное яйцо.

2. Возьми сосуд с водой и свечу, подбери такой грузик, чтобы свеча плавала в воде в вертикальном положении, а ее верхний конец чуть-чуть выступал над поверхностью воды (в качестве грузика можно использовать гвоздь, чтобы его было легче вставить в свечу – его надо предварительно нагреть). Зажги свечу и пронаблюдай за тем, что будет происходить.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет о своих опытах: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

11

Занятие №12

Соленость вод морей и океанов.  

Соленость вод морей и океанов.  

Растворение и растворы

Беседа.

Лабораторная работа

Самостоятельная работа с лабораторным журналом

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: шпатель, цилиндрические сосуды с водой, поваренная соль, поплавки, электроплитка

 Лабораторное оборудование: шпатели и стеклянные палочки,  лупа, несколько сосудов с водой, набор веществ для растворения,  кусочки листьев алоэ, предметные стекла.

Иллюстративный материал: «Осадка судна», карта «Соленость морей и океанов», «Ллойдовская марка», «Типы растворов». «айсберги»

1. Исследуй растворимость твердых и жидких веществ. Выясни, как растворяются различные твердые вещества в воде или в других жидкостях.

2. Проведи опыты, показывающие, как одни жидкости растворяются в других.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

3. Начни выращивание кристаллов

12

Занятие №13

Гидропоника

Гидропоника

Растения в космосе

Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Раздаточные материалы для групповой работы

Иллюстративный материал:  «Вода в природе»

1. Закончи выращивание кристаллов

2. Изучи особенности замерзания соленой и пресной воды, молока и других жидкостей

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет о своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

13

Занятие №14

Вода в природе.

Вода в природе (твердая, жидкая и газообразная)

Круговорот воды в природе.

Роль растений в этом процессе.

Кристаллы

Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: лед, два штатива с муфтой и лапкой, прозрачный сосуд,  экран, нагреватель, прозрачная широкая емкость,

 Лабораторное оборудование: предметные стекла, лупа,  кусочки листьев

Иллюстративный материал: «Кристаллы», «Выращивание кристаллов»,

«Транспирация», «Круговорот воды в природе»,

1. Срежь «макушку» у морковки и вставь в центр прозрачную трубочку длиной 6-15 см, помести морковку с трубочкой в небольшой сосуд с водой, расположив ее вертикально; в трубочку налей до половины соленой воды и пронаблюдай, что произойдет. Изменится ли ход опыта, если в трубочку ничего не наливать (придется взять другую морковку).

2. Вырежи из картофелины три одинаковых кубика. Возьми три одинаковых сосуда. В один из них налей чистую воду, в другой – подсоленную, в третий – очень соленую. В каждый сосуд опусти по картофельному кубику и посмотри, что с ними произойдет через 2-3 часа.

3. Положи на тарелочку несколько тонких ломтиков яблок, апельсинов, морковки, свеклы и т.п. Посыпь их сахаром и пронаблюдай за тем, что будет происходить.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

14

Занятие №15

Диффузия, осмос и хроматография

Диффузия твердых тел, жидкостей и газов. Осмос и его роль в жизни растений.  Хроматография и ее применение для изучения питания и дыхания растений

Беседа.

Лабораторная работа

Проверочная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: установки для демонстрации осмоса, диффузии газов и жидкостей

 Лабораторное оборудование: пипетки, раствор соли, чернила, зеленка, фильтровальная бумага, чашки Петри, препарат кожицы лука,

Иллюстративный материал:  «Диффузия твердых веществ», «Диффузия жидкостей», «Приборы для проведения хроматографического анализа»

1. Возьми три одинаковых стакана, налей в них одинаковое количество воды, только в одном стакане вода должна быть холодной, во втором теплая, а в третьем практически кипяток. Теперь опусти в каждый по одному кусочку сахара, только не размешивай. Наблюдай за процессами, происходящими в стаканах.

2. Подготовь устный рассказ о способах распространения семян. Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу

15

Тема «Механические и тепловые явления и их роль в жизни растений» - 8 часов

Занятие №16

Движения в жизни растений. Сейсмология

Механические явления и их роль в жизни растений Колебательные явления, сейсмология

Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: модель сейсмографа, графическая иллюстрация колебаний

 Лабораторное оборудование: деревянные, металлические  и пластмассовые планки, штатив с муфтой и лапкой, бумажные трубки и полоски, две подставки, набор грузов

Иллюстративный материал:  «Движение семян растений», «Старинные сейсмографы», «Горизонтальный маятник», «Современный сейсмограф»

1..Возьми ложки из разного материала (сталь, серебро, пластмасса, стекло, дерево) и опусти в стакан с очень горячей водой. Попробуй выяснить, какая ложка быстрее нагреется.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

2. Сделай модель калориметра. Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

16

Занятие №17

Тепловые явления

Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний при нагревании и охлаждении Теплопроводность  различных веществ

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: кусочки льда (или снег), калориметр, пробирки, держатель,

 Лабораторное оборудование: сосуды с холодной и горячей водой, мензурка, термометр, кусочки льда (или снег), калориметр, небольшая пластиковая ложка,  несколько ложек из разных материалов

Иллюстративный материал: «Рельсы»,  «Распространение семян»

1. Сделай две вертушки и проведи опыты, располагая каждую вертушку над настольной лампой, сбоку или снизу от нее.

2. Возьми зажженную свечу и аккуратно проследи за язычком ее пламени, помещая свечу у окна, у открытой двери, у самого пола или в других самых разных местах комнаты (квартиры).

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

17

Занятие №18 

Конвекция и излучение

Конвекция. Конвекционные потоки и ветер

Инфракрасное излучение и его воздействие на различные поверхности

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: спиртовка или сухое горючее, лист бумаги, круглодонная колба, марганцовка, штатив с муфтой и лапкой, набор вертушек, электрическая плитка, весы, спички,  модель воздушного шара, болометр, U-образный манометр,

 Лабораторное оборудование: две или три вертушки, нагреватель

Иллюстративный материал: «Учет теплопроводности в технике»,  «Снегозадержание на полях».  «Теплопроводность почвы»

 «Схема конвекционных потоков», «Подъем  воздушного шара»

«Парники и теплицы»

Сделай небольшой парник, и помести в него семена для проращивания, ежедневно наблюдай за ними и записывай результаты своих наблюдений.

Подготовь описание способа изготовления своего парника и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

18

Занятие №19

Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе.

Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе.

Способы проращивания

Беседа

Самостоятельная работа с текстами

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран.

Лабораторные журналы, комплект текстов о различных способах проращивания растений

Демонстрационное оборудование: модель парника, растение в горшке с почвой и растение с корешками, выросшее в воде

 Лабораторное оборудование: набор проросших семян, листьев и черенков, лупа

Иллюстративный материал: « Питание и дыхание растений», «Парники», «Проращивание растений»

1. Подготовь иллюстрированный отчет о своих исследованиях по проращиванию семян в парнике.

2. Подготовь устный рассказ об искусственных и естественных источниках света

19

Тема «Свет и растения»  - 12 часов

Занятие №20

Свет и тень.  

Световые явления и их роль в жизни растений.

Листовая мозаика.

Солнечные часы. Затмения

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: сообщающиеся сосуды, два источника света,  два тела разных размеров, экран, фигуры из плотного картона, модель солнечных часов, теллурий

 Лабораторное оборудование: экран, источник света, набор фигурок для изучения теней, сантиметровая лента, чистый лист формата а 4

Иллюстративный материал: «Солнечные часы», «Листовая мозаика», «Затмения»

1. Подготовь устный рассказ по одной из тем: «Листовая мозаика», «Смена дня и ночи»,

«Продолжительность светового дня». Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу

2. Сделай модель солнечных часов

20

Занятие №21

Восприятие света и его особенности

Глаз и зрение Стробоскопический эффект, стереоизображение.

. Беседа

. Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование:  модель глаза, механический и электронный стробоскопы

 Лабораторное оборудование: ножницы, материалы для изготовления  модели стробоскопов, лупа, кусочки старой кинопленки

Иллюстративный материал: «Листовая мозаика»,  «Солнечные часы», «Камера-обскура», «История кино», «Стробоскопический эффект», «Стереоэффект»

1. Сделай модель камеры – обскуры,

стробоскопа или «кино»

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

2.  Подготовь рассказ на тему «Глаз и зрение»

21

Занятие №22

Отражение света

Отражение света. Миражи.

Зеркала

Перископ и калейдоскоп

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: плоское, выпуклое и вогнутое зеркала, спички, две свечи одинакового размера, кусок стекла, штатив с муфтой и лапкой, большая линейка

 Лабораторное оборудование: два плоских зеркала, транспортир, выпуклое и вогнутое зеркала

Иллюстративный материал: «Дворец миражей или иллюзий», «Перископ», портрет Брюстера «Калейдоскоп»,

1. Сделай модели перископа или калейдоскопа

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

2. Приготовь устный рассказ о миражах. Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу

22

Занятие №23

Преломление  и дисперсия света

Преломление  и дисперсия света

Радуга.

Спектры и спектральные приборы

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование:  источник света,, стеклянная призма, спектроскоп, спиртовка (или сухое горючее), набор химических реактивов, Лабораторное оборудование: призмы,  транспортир, стеклянная пластинка с параллельными гранями, спектроскоп прямого зрения,

Иллюстративный материал: «Радуга»,  «Перископ», «Калейдоскоп», «Спектроскоп», портреты Снеллиуса, Кирхгофа, Бунзена, Мальпиги, Бэкона

1. Пронаблюдай за поведением мыльных пузырей: висящих на конце трубочки, летящих в воздухе и упавших на какую-то поверхность. Подготовь отчет о своих опытах. Сделай для отчета рисунки или фотографии.

2. Подготовь устный рассказ о том, какие явления похожие на радугу ты видел.

23

Занятие №24

Интерференция,  дифракция и поляризация света.

Интерференция света в тонких пленках. Дифракция от щелей и при отражении света от некоторых поверхностей.

Поляризация света

Свет и цвет

Беседа

Лабораторная работа

Контрольная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: источник света, два поляроида, кристаллы исландского шпата

 Лабораторное оборудование: старый компакт-диск, набор светофильтров,  нитки, два предметных стекла, дифракционная решетка Иллюстративный материал: «Дифракция на щели», «Интерференция в тонких пленках», «Растительные клетки и кристаллы в поляризованном свете»

1. Сделай модель «Диск Ньютона» и пронаблюдай за  изменением цветового восприятия при изменении скорости его вращения.

2. Возьми несколько кусочков из прозрачного материала разного цвета (стеклышки, пластик, ткань и т.п.) и пронаблюдай с их помощью результаты сложения цветов.

Подготовь отчет о своих опытах. Сделай для отчета рисунки или фотографии.

24

Занятие №25

Фотосинтез и его роль в жизни растений

Фотосинтез.

 и его роль в жизни растений

Круговорот веществ в природе

Беседа

Самостоятельная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Лабораторное оборудование: предметные стекла, набор засушенных листьев растений, росших на свету и в затемненном помещении, лупа Иллюстративный материал: «Фотосинтез»,

 «Круговорот веществ в природе», «Как сделать султанчик»

1. Подготовь устный рассказ о янтаре. Подбери иллюстрации к своему рассказу

2. Сделай два султанчика, используя для этого любые толстые нитки, полоски из фольги, полиэтилена или тонкой бумаги.

25

Тема «Электромагнитные явления и растения» - 8 часов

Занятие №26

Электрические явления в природе

Электрические явления в природе Электризация.

Взаимодействие наэлектризованных тел

Электроскоп

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: электроскоп и электрометр, стеклянная и эбонитовая палочка, куски шелка и меха.

 Лабораторное оборудование: два султанчика, чашка Петри, кусочки ваты, бумаги и фольги, деревянная, металлическая  и пластмассовая линейка, кусочки ткани, полиэтилена, меха (10х10 см),  ножницы, подъемный столик, подставка с выпуклой поверхностью Иллюстративный материал: «Янтарь»,  «Молния», «Старинные электроскопы»,  «Огни святого Эльма»

Сделай модель электроскопа и придумай, какие опыты можно провести с его помощью.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора, а также проведенных опытов и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

26

Занятие №27

Магнитные явления в природе

Магнитные явления в природе.

Естественные и искусственные магниты. Взаимодействие магнитов

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: компас, полосовой,  кольцевой и подковообразный магниты,  сосуд с водой, два пенопластовых «плота» для магнитов,  набор «перегородок» из разных материалов

 Лабораторное оборудование: магнитная стрелка на подставке, маленький магнит, колба, сосуд с водой, кусок картона, стальные опилки, полосовые,  кольцевые  и подковообразный магниты,  стальные скрепки, гвозди, подставка для кольцевых магнитов

Иллюстративный материал: «Магнетит», «Естественные магниты», «Магнитные аномалии», карта «Месторождения  магнитных руд»

1. Сделай магнитную игрушку. Подготовь описание способа изготовления своей игрушки и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

2. Подготовь устный рассказ об одном из способов ориентирования.

27

Занятие №28

Ориентирование на местности

Способы ориентирования на местности.

Компас

План и карта. Географические и астрономические карты.

Глобус

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: глобус, компас,

 Лабораторное оборудование: полосовые,  кольцевые  и подковообразный магниты,  стальные  опилки, лист картона 20х20 см, компас, географические и астрономические карты Иллюстративный материал: «Глобус», «Компасы», географические и астрономические карты, космоснимки.

1. Подготовь устный рассказ на тему «Азимут»

Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.

2. Сделай подвижную карту звездного неба.

28

Занятие №29

Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений

Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений

Полезные ископаемые

Могут ли растения помочь в поиске полезных ископаемых?

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: коллекция полезных ископаемых,

 Лабораторное оборудование: набор для изучения электризации, магнит, зеленые и сухие листья, кусочки стеблей или маленькие ветки,

Иллюстративный материал: «Растения  -  рудоуказчики», портрет Гильберта, подвижная карта звездного неба

Подготовь устный рассказ «Основные месторождения и добыча полезных ископаемых» по одной из тем – нефть, уголь,  торф, соль, железо, золото, алмазы и т.п.

Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу

29

Тема «Как живут растения» - 10 часов

Занятие №30

Растения и полезные ископаемые

Растения и полезные ископаемые

Индикаторы для распознавания состава полезных ископаемых

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: коллекция полезных ископаемых

 Лабораторное оборудование: набор индикаторов, прозрачные стаканчики, пипетки, стеклянные палочки, лупа, образцы для исследования

Иллюстративный материал: «Растения -индикаторы полезных ископаемых». «Полезные ископаемые на карте мира», «Полезные ископаемые России»

Проведи опыты по изучению чистых жидкостей и растворов с помощью индикаторов

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

30

Занятие №31

Почва -

Почва - ее образование и  строение.

Типы почв.

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: прозрачные емкости с почвами разного типа, образцы минералов

 Лабораторное оборудование: емкости с образцами почв, лупа

Иллюстративный материал: карта месторождений полезных ископаемых, «Растения – индикаторы почв», «Морозное выветривание», «Химическое выветривание»

Проведи опыты по изучению морозного выветривания.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

31

Занятие №32

Плодородие почвы.

От чего зависит плодородие почвы? Работы Докучаева

Удобрения и их роль в жизни растений

Беседа

Лабораторная работа

Тестирование

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы.

Демонстрационное оборудование:  прозрачные емкости с различными удобрениями

 Лабораторное оборудование: набор прозрачных сосудов с водой, емкости с образцами удобрений, шпатели или ложечки, стеклянные палочки, набор индикаторов

Иллюстративный материал: «Типы почв», «Есть ли почва на планетах солнечной системы»,

«Виды удобрений», «Как получают удобрения?», «Влияние удобрений на жизнь культурных растений»

Подготовь устный рассказ на тему «Гидропоника и растения в невесомости»

Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу

32

Занятие №33

Можно ли встретить растения на других планетах?

Можно ли встретить растения на других планетах?  

Обобщение изученного материала.

Подготовка к итоговой конференции и защите индивидуальных проектов

Беседа.

Работа в группах

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы, тексты и табличные данные об условиях на планетах Солнечной системы

Демонстрационное оборудование: модель Солнечной системы

 Лабораторное оборудование: -

Иллюстративный материал: «Планеты Солнечной системы», «Атмосфера планет Солнечной системы»

Подготовься к выступлению на  итоговой конференции

33

Занятие №34

Итоговая конференция

Защита  «выпускных работ»

Индивидуальные и групповые выступления

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационное оборудование: подбор демонстрационного оборудования определяется темами «выпускных работ»

Иллюстративный материал: готовится учащимися в соответствии с темами и содержанием их выступлений на защите «выпускных работ» 

Изучение жизни растений можно продолжить во время летних каникул. Наблюдай за интересными природными явлениями: записывай, рисуй, фотографируй, снимай видеосюжеты.

Можно провести самостоятельные исследования, используя материалы четвертой части «Книги для чтения».

34

Всего 68 часов, (из них 4 часа – резервное время)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...