Программа кружка «Мастерица»
рабочая программа ( класс) на тему

Программа кружка «Мастерица» ориентирована на активное приобщение обучающихся к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок,  дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Программа кружка «Мастерица» соединяет воедино сведения о фелтинге, вязании, текстильном моделировании и декупаже. На занятиях в кружке ребята занимаются валянием из шерсти, вязанием крючком и спицами, текстильным моделированием, декупажем.   Работа с таким экологичным материалом, как шерсть, не только прията, но и полезна. Очень успокаивающее и увлекательное занятие.  Шерсти можно придать удивительную форму и объем, используя различные способы валяния. Ребята создают своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что подскажет фантазия! Ребята прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.

Образовательная программа «Мастерица» относится к художественно-эстетической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_vyazanie.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва ГБПОУ РТ

«Тувинский агропромышленный техникум»»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора                                                                                                   Директор ГБПОУ РТ ТАПТ

по ВР________ /Эней Р.Б-Ч/                                                                                                 ________ /Баркова О.П/

“___” _____________ 2015 г.                                                                                        “___” _____________ 2015 г.

        

кружок

Художественного вязания

крючком и спицами

 «МАСТЕРИЦА»

Соавтор программы:

Бумба М.К - педагог доп.обр.

Срок реализации программы:

1года

с.Балгазын

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………. 1

2. Цели………………………………………………………………………...2

3 Задачи ………………………………………………………………………3

4. Организационно-педагогические основы обучения…………………4

5. Материально-техническая  база обучения……………………………4

6. Учебно-методическая база………………………………………………4

7. Учебно-тематический план……………………………………………..5

8. Содержание программы…………………………………………………6

9. Методическое оснащение………………………………………………..9

10. Литература……………………………………………………………….10

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Мастерица» ориентирована на активное приобщение обучающихся к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок,  дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Программа кружка «Мастерица» соединяет воедино сведения о фелтинге, вязании, текстильном моделировании и декупаже. На занятиях в кружке ребята занимаются валянием из шерсти, вязанием крючком и спицами, текстильным моделированием, декупажем.   Работа с таким экологичным материалом, как шерсть, не только прията, но и полезна. Очень успокаивающее и увлекательное занятие.  Шерсти можно придать удивительную форму и объем, используя различные способы валяния. Ребята создают своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что подскажет фантазия! Ребята прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.

Образовательная программа «Мастерица» относится к художественно-эстетической направленности.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно  учатся основным техникам сразу нескольких  ремесел: шитью, фелтингу, текстильному моделированию, вязанию, работе с самыми различными материалами.Этот технический универсализм помогает достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях,  далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как обучающийся усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка  «Мастерица».

При этом следует учитывать, что программа  направлена на:

-создание условий для развития обучающихся;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мастерица»,  обучающийся укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных  социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм  стимулирования детей к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Веками отточенное мастерство вязания крючком и на спицах актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей  вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами.

Один мудрец так поучал детей: «О, милые дети, послушайтесь моего совета – учитесь ремеслу. Имущество и деньги так ненадежны в этом мире. Золото и серебро – лишь опасность для путника; а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же неиссякаемо как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств  своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремесло».  

Задачами кружка являются: развитие эстетического вкуса и творческих способностей, воспитание детей в культурно-духовных традициях русского народа; обучение основам декоративного вязания, вязания крючком и спицами и другим видам декоративного творчества; ознакомление с народными промыслами, традициями женского рукоделия, развитие навыков прикладного искусства; организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.

Поставленные цели имеют практическую направленность, дают возможность полученные навыки применить в конкретно-бытовых нуждах. 

 Задачи кружка:

1.     Образовательные:

-      познакомить с историей и развитием художественного вязания, с народными промыслами, традициями женского рукоделия;

-      обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

-      познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

-      научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

-      обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

-       научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2.     Воспитательные:

-      привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

-    обучение основам декоративного вязания и другим видам декоративного творчества;

-      воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

-      привить основы культуры труда.

3.     Развивающие:

-       развить образное мышление;

-       развить внимание;

-       развить моторные навыки;

-       развить творческие способности;

-       развить навыки прикладного творчества;

-       развить фантазию;  

-       выработать эстетический и художественный вкус;

-      организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.

Программа «Художественное вязание крючком и спицами» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. Обучение по данной программе  способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы  образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания  и умения по данному виду творчества.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ обучающихся.

В рамках отведённых часов занятий по основным темам предполагается 2 уровня сложности.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 240 часов занятий. В группу ходят девушки, умеющие вязать. Программа разработана для обучающихся 15 лет более, количество в группе 5 – 10 человек. Режим работы кружка  – 2 раза в неделю по 3 часа.

 

В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: I уровень – репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.

В конце обучения учащиеся должны:

 

 

ЗНАТЬ

 

 

УМЕТЬ

Правила поведения, ТБ.

       

 

 

  Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.  

 

Инструменты и материалы.

 

 

 

  Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

 

 

 

 

 

 

 

  Основные способы вывязывания петель.

 

 

 

 

  Условные обозначения, понятие «раппорт».

 

 

 

  Основы цветоведения.

 

  Способы вязания по кругу.

 

 

Основные мерки, правила измерения.

 

Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.

 

  Виды ручных трикотажных швов, их применение.

 

Последовательность изготовления изделий.

 

 

Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

             

Правила ухода за трикотажными изделиями.

                                                                                                       

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками и спицами, ножницами, швейными иглами,  булавками, электрическим утюгом.

 

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.

 

 

Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.

 

Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

 

Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку,  под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.  

 

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.

 

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

 

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.

 

Снимать  и записывать мерки.

 

 

Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель  и рядов для вязания деталей изделий.  

 

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».

 

Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента.

 

Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

 

 

 

Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

кружка «Мастерица»

6 часов в неделю

ТЕМА

№ занятия

Содержание занятий

I

Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка, с инструментами и материалами для ручного вязания. Правила техники безопасности.

II

История вязания.

2

Знакомство учащихся с историей вязания, инструментами и пряжей.

III

Основные приемы вязания

3

Характеристика начального ряда, приемы набора петель и провязывания первого ряда.

4

Характеристика лицевых и изнаночных петель. Вывязывание начального ряда, образцов лицевых и изнаночных петель.

5

Чулочная вязка.

6

Платочная вязка. Условные обозначения.

7

Резинка

8

 Накиды. Две петли вместе.

9

Убавление петель. Прибавление  петель.

10

Край изделия. Закрепление вязаного полотна.

11

Расчет петель.

12

Орнамент.

13

Узорное вязание. Простые узоры спицами.

14

Узоры, вязаные на спицах.

15

Узоры, вязаные на спицах.

IV

Вывязывание шарфа.

16

Подбор узора вязания для шарфа. Расчет петель на шарфик.

17

Вывязывание шарфика.

18

Вывязывание шарфика.

19

Отделка изделия.

20

Изготовление кистей.

V

Носки.

21

Приемы вязания на пяти спицах. Технология вывязывания резинок, их разновидность.

22

Расчет петель по снятым меркам.

23

Правила вывязывания пятки, правила спуска.

24

Спуск петель на мыске, закрепление петель.

25

Вывязывание второго носка.

26

Вывязывание второго носка.

VI

Варежки.

27

Правила снятия мерок для вывязывания варежек. Правила вывязывания большого пальца.

28

Вывязывание варежек. Вывязывание резинки, большого пальца.

29

Вывязывание мыска варежки. Закрытие и закрепление петель.

30

Вывязывание второй варежки.

31

Вывязывание второй варежки.

VII

Шапочка.

32

Правила снятия мерок для вывязывания шапочки. Расчет петель. Подбор рисунка или узора вязки. Вязание образца.

33

Вывязывание шапочки.

34

Правила снятия петель, как лучше закончить изделие.

35

Отделка готового изделия.

VIII

Основы вязания крючком.

36

Основы вязания крючком. Воздушная петля. Набор цепочки воздушных петель. Вязание столбика без накида.

37

Основные петли крючком. Условные обозначения.

38

Простые узоры, вязаные крючком.

39

Узоры крючком.

IX

Прихватка.

40

Выбор прихватки. Разбор схемы вязания. Вязание изделия.

41

Вязание изделия.

42

Отделка готового изделия

X

Косметичка или футляр для телефона, очечник, связанные крючком.

44

Выбор изделия, узора для вязания, изготовление изделия.

45

Вязание изделия.

XI

Варежки, связанные крючком.

46

Снятие мерок. Подбор ниток, орнамента. Вывязывание большого пальца.

47

Вывязывание варежек.

48

Обвязывание края варежек.

49

Вывязывание второй варежки.

50

Вывязывание второй варежки.

XII

Салфетка.

51

Выбор салфетки для вязания. Разбор узора для вязания. Подбор ниток. Начало вязания салфетки.

52

Вязание салфетки.

53

Вязание салфетки.

54

Накрахмаливание  и сушка готового изделия.

XIII

 Летняя кофточка, связанная на спицах.

55

Снятие мерок. Расчет петель для кофточки реглан. Подбор узора для вязания. Начало вязания.

56

Вязание кофточки.

57

Вязание кофточки.

58

Вязание кофточки.

59

Вязание кофточки.

60

Сборка изделия.

61

Отделка готового изделия.

XIV

Вязание прихватки-панно.

62

Выбор и изготовление прихватки.

63

Вязание прихватки

XV

Вязание игрушки - цыпленка

64

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

XVI

Вязание цветочка.

65

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

66

Изготовление игрушки.

XVII

Вязание солнышка.

67

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

68

Вязание игрушки.

69

Вязание игрушки.

XVIII

Вязание гусеницы.

70

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

71

Вязание игрушки.

72

Вязание игрушки.

73

Отделка  и сборка игрушки.

XIX

Изготовление карандашницы.

74

Порядок работы, необходимые материалы. Изготовление изделия.

75

Изготовление изделия.

76

Изготовление и сборка изделия.

XX

Черепашка «амигуруми»

77

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

78

Вязание игрушки.

XXI

Подставка под горячее «Звезда» или «Лужайка»

79

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.

80

Вязание изделия.

XXII

Новогодняя игрушка.

81

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

82

Изготовление игрушки.

83

Изготовление игрушки.

XXIII

Тапочки-зайчики

84

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление изделия.

85

Изготовление изделия.

86

Изготовление изделия.

87

Сборка и отделка тапочек.

XXIV

Подушка – игрушка.

88

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление. Вязание панциря.

89

Вязание туловища.

90

Вязание головы, лап.

91

Сборка изделия.

92

Отделка подушки

XXV

Валентинки.

93

Вязание валентинок.

XXVI

Вязаные яйца для Пасхи.

94

Выбор рисунка, изготовление изделия.

XXVII

Помпоны и кисточки.

95

Изготовление мартиничек.

XXVIII

Игрушка.

96

Выбор игрушки. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

97

Изготовление игрушки.

98

Изготовление игрушки.

99

Сборка игрушки.

100

Отделка игрушки

XXIX

Игрушка.

101

Выбор игрушки. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

102

Изготовление игрушки.

103

Изготовление игрушки.

104

Сборка игрушки.

105

Отделка игрушки

XXX

Сумка летняя.

106

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.

107

Вязание сумки.

108

Вязание сумки.

109

Сборка изделия.

110

Отделка изделия.

XXXI

Пояс

111

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.

112

Изготовление изделия.

113

Изготовление изделия.

XXXII

Грелка на заварной чайник

114

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.

115

Изготовление изделия.

XXXIII

Шаль или палантин

116

Выбор изделия. Выбор узора вязания. Спицы или крючок.

117

Вязание изделия.

118

Вязание изделия.

119

Вязание изделия.

120

Вязание изделия.

121

Вязание изделия.

122

Отделка изделия.

123

Изготовление кистей или помпонов

XXXIV

Летняя кофточка-топ, связанная крючком

124

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.

125

Вязание изделия.

126

Вязание изделия.

127

Вязание изделия.

128

Сборка изделия.

129

Отделка изделия.

XXXV

Изделие по желанию

130

Выбор изделия, подбор ниток, схемы вязания, изготовление изделия.

131

Вязание изделия.

132

Вязание изделия.

133

Сборка и отделка изделия.

XXXVI

Выставка работ учащихся.

134

Подготовка и организация выставки.

135

Подготовка и организация выставки.

Выставка работ учащихся.

136

Проведение выставки.

ВВЕДЕНИЕ

Ручное вязание на спицах и крючком— один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а  продолжает  расти  с каждым  годом:  И  это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей, используемых в различные сезоны года. На занятиях кружка дети знакомятся с историей художественного вязания,  применяемыми  в  нем  орнаментами, свойствами ниток и трикотажного полотна, овладевают основными приемами вязания, особенностями ухода за готовыми изделиями и их хранения.

При правильной организации занятий ручное вязание способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи,  вооружает  навыками  общественно полезного труда.  В кружке школьники изготовляют различные изделия как для себя, так и для нужд кружка — образцы узоров, детали изделий, которые используются в качестве наглядных пособий. Большое внимание следует уделять и изготовлению декоративных  изделий,   украшающих   быт,   и сувениров. В них с наибольшей полнотой проявляется   индивидуальный   вкус   хозяйки, теплота ее рук. Изделия, выполненные школьниками,   служат   отчетным   материалом работы   кружка.   Ими   оформляют   выставки, представляют на конкурсы.

ОРГАНИЗАЦИЯ    И    ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Организация и планирование

Обучение в кружке художественного вязания на спицах в соответствии с программой планируется на два полугодии: 1 п/г – «Основы вязания крючком и спицами»; 2 п/г – «Вязаные игрушки и аксессуары».

Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа. Изделия, выполняемые на втором году обучения, крупные и трудоемкие, поэтому достаточно один раз в неделю проводить занятия с кружковцами.

В кружки художественного вязания рекомендуется привлекать учащихся с V по IX классы. Дети более младшего возраста с программой второго года обучения справляются с трудом, так как для них сложны работы по построению чертежей, у них не хватает усидчивости при выполнении более крупных изделий. Учащиеся десятых классов, как правило, второй год обучения не заканчивают.

Набор в кружки в школах проводят в начале учебного года (конец августа, начало сентября). Предварительно вывешивают объявление о приеме в кружок, в котором указывают возраст ребят, а также место и время проведения занятий. В местах, где ведется запись, желательно оформить небольшой стенд с изделиями по профилю работы кружка. Руководитель кружка записывает фамилию, имя желающего заниматься, а также класс, домашний адрес и телефон. Записавшемуся в кружок рекомендуется выдать памятку, в которой указывается название кружка, режим его работы, место проведения занятий, а также фамилия, имя и отчество руководителя.

Группы кружка рекомендуется комплектовать с учетом возраста ребят. В каждой должно быть не более 5—10 человек. В группах выбирают старосту, который будет помогать руководителю кружка следить за посещаемостью учащихся, выполнять его поручения, назначать дежурных.

Подведение итогов учебного года проводится в форме отчетной выставки работ кружковцев. Представленные на выставку работы должны иметь подписи с фамилиями кружковцев и руководителя, указанием номера школы и возраста ребят. Выставочные работы обсуждаются жюри и получают оценку.

На заключительном занятии руководитель кружка подводит итоги полученных знаний и умений, отмечает лучшие работы, а также дает советы детям,  как в дальнейшем  совершенствовать свое  мастерство.

О проведении занятий

Учащиеся будут активно работать в кружке, творчески, аккуратно выполнять задания, хорошо посещать занятия только в том случае, если дело, которым они занимаются, их увлекает, вызывает живой интерес. Поэтому руководителю с первых же дней необходимо наладить контакт с кружковцами, заинтересовать их. Учащиеся должны воспринимать занятия в кружке не как дополнительную нагрузку, а как творческий отдых.

Изучение теоретических вопросов по каждой теме должно предшествовать выполнению практических работ. Поскольку детей больше интересует практическая работа, теоретические вопросы рекомендуется освещать в краткой, доступной форме, учитывая возраст ребят. Не следует загружать кружковцев записями и выполнением сложных чертежей.

Можно рекомендовать следующее построение занятий:

  1. Организационный момент — 3 мин.
  2. Проверка выполнения работ         — 5 мин.
  1. Изучение нового материала: теоретические сведения  - 12 мин.
  2.  Практические работы — 20 мин.
  3. Уборка помещения — 5 мин.

Изучение теоретических вопросов проводится фронтально. Руководитель излагает новый материал, сопровождая рассказ демонстрацией образцов изделий, чертежей и др.

В процессе выполнения практической работы проводится индивидуальный инструктаж.

Руководитель кружка должен контролировать выполнение работы учащимися. Типичные ошибки, обнаруженные в процессе проверки заданий, разбираются со всей группой. Это способствует закреплению знаний и умений учащихся.

Работу рекомендуется строить так, чтобы на каждом очередном занятии кружковцы получали новые знания в проработках изделия или деталей, в выполнении новых образцов узоров. Это будет поддерживать интерес к работе. Однако надо учитывать, что проработка большого количества новых образцов утомляет детей. В течение учебного года желательно выполнить 40—50 образцов узоров, постепенно усложняя технику вязания. По каждому виду петель желательно давать два-три узора.

На занятиях учащиеся ведут тетрадь, в которой делают краткую запись приемов проработки изделий, деталей и образцов узоров. Связанные образцы узоров закрепляют в альбоме и нумеруют.

Надо учитывать индивидуальные способности кружковцев. К тем, кто быстрее и лучше выполняет задания, можно предъявлять повышенные требования. Если у ученика не ладится работа, то нельзя постоянно подчеркивать это, иначе можно отбить желание к работе.

Такому  ученику  надо   помочь,   при  удобном   случае   похвалить   его, что поднимает настроение, трудоспособность, вселяет уверенность.

Если ученик способен выполнить изделие дополнительно, сверх программы, то руководитель кружка должен помочь ему в проработке этого изделия.

Надо постоянно развивать творческие способности детей. Важно, чтобы они сами продумывали узор, фасон, а руководитель направлял их советами.

Большое внимание следует уделять воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, аккуратно посещать занятия, помогать отстающим товарищам, выполнять общественные нагрузки — участвовать в оформлении выставок, изготовлении наглядных пособий и т. д. Из числа наиболее активных кружковцев, проявляющих особый интерес к занятиям, готовят пионеров-инструкторов. По желанию , они могут быть направлены в пионерский лагерь для ведения кружковой работы в процессе отдыха. С этими кружковцами руководитель дополнительно проводит занятия. Пионеры-инструкторы должны хорошо усвоить программу летней работы кружка, овладеть методикой передачи своего опыта.

Руководителю рекомендуется наладить связь с родителями, приглашать их на отчетные выставки детей.

Требования безопасного труда.

С первых же дней занятий руководитель кружка должен ознакомить кружковцев с правилами безопасного выполнения работ. Со спицами и крючком надо обращаться осторожно, не подносить их близко к лицу, хранить в коробочках или пеналах.

Спицы и крючок не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить палец. Острые концы спиц и крючков можно затупить с помощью абразивного бруска или напильника.

В работе приходится пользоваться утюгом. Для проведения влажно-тепловой обработки изделий необходимо отвести определенное место. Утюг надо ставить на специальную подставку, следить за исправностью его шнура, за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. По окончании работы не забывать выключать утюг. Хранить его надо в вертикальном положении.

Ниже приводятся краткие рекомендации по содержанию занятий и их проведению. Разбивка материала по занятиям дана примерная. В зависимости от степени подготовки детей и от того, как они усваивают материал, изучению тех или иных вопросов может быть отведено большее количество времени.

 Первое полугодие

Вводное занятие

Руководитель знакомится с группой, рассказывает о режиме работы кружка, правилах поведения. Учащиеся не должны без уважительных   причин   пропускать   занятия,   так   как   это   ведет   к отставанию от группы и нарушает последовательность изучения материала. Следует разъяснить кружковцам, что с инструментами, материалами и наглядными пособиями надо обращаться очень бережно. Важно также подчеркнуть, что выполнять работу надо очень аккуратно, чтобы готовое изделие получилось чистым, красивым. Для этого незавершенное изделие должно храниться между занятиями в специальном мешочке. Руки перед работой надо вымыть; если они потеют, их надо мыть и в процессе работы. На колени во время работы рекомендуется положить кусочек ткани, для того чтобы не пачкать изделие (особенно светлое) и предохранить одежду от шерстяных ворсинок.

Руководитель рассказывает о программе первого и второго годов обучения, показывает вязаные изделия, альбомы с образцами узоров, детали и чертежи. Знакомство с наглядными пособиями, как правило, вызывает у детей большой интерес и желание овладеть искусством вязания. Педагог дает детям высказаться и отвечает на интересующие их вопросы.

Руководитель рассказывает о правилах соблюдения техники безопасности при работе на занятиях кружка и дома с крючком, спицами, иголками, ножницами и т.д.

Занятие 1

Цель. Кратко ознакомить учащихся с историей вязания, инструментами и пряжей.

            Содержание.

            История вязания.

Установить точно, когда зародилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, нелегко ему сохраниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщиками древности считались арабы. Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад. В XII веке вязать научились испанцы и итальянцы, век спустя — французы, шотландцы и англичане. Работали в основном спицами: деревянными, костяными^ металлическими. Вязали чулки, носки, перчатки. Большую известность получил национальный головной убор шотландцев — вязаный берет. Во Франции начиная с XIII века стали вязать шляпки, береты, фуфайки, перчатки, а в XIV—XV веках научились вязать колпаки (капюшоны), носки и даже верхнюю одежду.

Постепенно вязание стало известно всей Европе. Начали открываться цехи по изготовлению шелковых чулок. Интересно, что занимались этим ремеслом в те времена исключительно мужчины.

В 1589 году в ручном вязании произошел переворот: английский священник Вильям Ли придумал ручной вязальный станок с крючковыми иглами, который позволил увеличить скорость вязания по сравнению с ручным в 10 раз. Принцип работы станка и его важнейший элемент — игла с крючком на конце — сохранились в современных вязальных машинах.

В конце XVIII века во Франции была изобретена круглая трикотажная машина, на которой получается полотно в виде трубки. Из него затем выкраивали детали изделий и сшивали.

В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В городе Арзамасе Нижнегородской губернии с конца XIX — начала XX века стало распространяться вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII веке. Здесь изготовляют платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные — из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узора, легкостью и высочайшим мастерством исполнения. Такой платок размером 2X2 м весит всего 70 г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение. Небольшие артели вязальщиков объединились теперь в крупный комбинат.

В настоящее время трикотажное производство в нашей стране развивается быстрыми темпами. Оно оснащается мощными, высокопроизводительными машинами, позволяющими постоянно увеличивать количество и повышать качество трикотажных изделий. Они любимы всеми, так как не стесняют движений, хорошо растягиваются и вновь приобретают первоначальную форму, не мнутся, обладают способностью сохранять тепло, мягкостью и гигроскопичностью. Производственное изготовление трикотажа имеет неограниченные возможности. Несмотря на это, многие увлекаются ручным вязанием, позволяющим иметь абсолютно индивидуальные вещи. К тому же вязание — прекрасный отдых за работой.

Знакомство с инструментами, пряжей, требованиями безопасного труда. Руководитель показывает различные виды ниток, объясняет, в каких случаях используют ту или иную пряжу, сколько ниток нужно для того или иного изделия (об этом руководитель будет говорить почти на всех занятиях, когда речь пойдет о конкретных изделиях). Он демонстрирует различные виды спиц, рассказывает об их применении и правилах безопасной работы со спицами.

Учащиеся записывают, что нужно для работы.

Занятия 23

Цель. Ознакомить учащихся с техникой вязания: набором петель начального ряда, вывязыванием лицевой, изнаночной петель, а также с закреплением последнего ряда петель.

Содержание. Руководитель объясняет назначение начального ряда петель, знакомит с техникой его выполнения. Затем показывает приемы вывязывания лицевой петли. Ее можно выполнять двумя способами (лицевой и лицевой скрещенной). Следует остановиться на выполнении лицевой петли первым способом. Педагог показывает, как вывязывают краевые петли. Затем дети усваивают технику вязания изнаночной петли, которую также можно выполнять двумя способами (изнаночной и изнаночной скрещенной). Следует остановиться на первом способе. Руководитель рассказывает о технике закрепления последнего ряда петель, показывает, как это делается.

Кружковцы выполняют практическую работу. Руководитель инструктирует каждого ученика.

Следует сразу же обращать внимание школьников на плотность вязания полотна. Петли должны скользить по спице свободно, но вторая спица не должна проходить в эти петли. На конкретных примерах учитель объясняет значение номера спиц и правильность выполнения петли. Если дети вяжут слишком туго или слабо, надо помочь им исправить эту ошибку.

С первых же занятий необходимо обращать внимание на осанку, правильное положение корпуса ученика, положение его рук (сгиб в локтях) и положение пальцев, а также на правильность их движения.

Практическая работа. Выполнение набора петель начального ряда, вывязывание лицевой и изнаночной петель, закрепление последнего ряда петель.

Занятия 4—5

Цель. Ознакомить детей со свойствами трикотажного полотна и   особенностями   основных   переплетений;   научить   их   выполнению.

Содержание. Руководитель рассказывает о свойствах трикотажного полотна и особенностях основных переплетений: чулочного, платочного вязания и двухлицевого (резинки).

Гладкое однолицевое вязание, или чулочное, имеет ярко выраженную лицевую и изнаночную стороны. С лицевой стороны видны отрезки петель в виде палочек, с изнаночной в виде дуг (см. рис. 33). Гладкое однолицевое вязание распускается с любой стороны (сверху вниз и снизу вверх). Недостаток этого вида вязания заключается в том, что оно закручивается с краев, поэтому края изделия, их отделку нельзя выполнять чулочным вязанием. Гладкое однолицевое вязание растягивается по ширине и длине.

Двухизнаночное! вязание, или платочное, получается в результате чередования ряда лицевых и изнаночных петель. Обе стороны этого вязания похожи на изнаночную сторону однолицевого вязания (см. рис. 34). Двухизнаночное вязание распускается с обеих сторон, растягивается в ширину и длину. Оно не закручивается с краев, поэтому его используют для вязания платков (откуда и название — платочное), а также для отделки краев изделий.

Двухлицевое вязание, или ластик (резинка), образуется путем чередования лицевых петельных столбиков с изнаночными (см. рис. 35). Двухлицевыми оно называется потому, что обе его стороны в свободном состоянии сходны с лицевой стороной гладкого однолицевого вязания.

Двухлицевое вязание распускается в обратном направлении, т. ё. сверху вниз. С краев оно не закручивается и обладает большой эластичностью (откуда и произошло слово «ластик»), упругостью и растяжимостью по ширине. В связи с этими свойствами это переплетение используют при вязании таких частей в изделии, которые должны плотно прилегать к телу и в то же время при необходимости хорошо растягиваться.

Руководитель знакомит кружковцев с понятием «раппорт» узора и краткой записью его. Дает запись основных узоров (чулочного, платочного, резинки).

Практическая  работа. Вывязывание образцов.

Занятия 610

Цель. Ознакомить детей с сочетанием лицевых и изнаночных петель; научить вязанию рельефных узоров.

Содержание. Педагог показывает образцы узоров с сочетанием лицевых и изнаночных петель, а также рельефные и плоские узоры в изделиях, дает запись рельефных узоров: с 1-го по 9-й (они приведены далее в книге).

Практическая работа. Вывязывание рельефных узоров с 1-го по 9-й.

Занятия 1113

Ц е л ь. Рассказать детям о цвете, его значении в одежде, показать приемы вязания плоских узоров.

Содержание. Ознакомление детей с сочетанием цвета в одежде, помощь в выборе пряжи для изделия; запись раппортов узоров с 10-го по 13-й образец.

Практическая работ а. Вывязывание плоских узоров.

Занятия 1432

Цель. Научить детей вязать шарф и показать вывязывание орнаментов.

Содержание. Определение размера шарфа, подбор узора с учетом      < данной   пряжи,    расчет   петель   для   данного   изделия,   вывязывание шарфа, отделка его.

Значение орнаментов, применение их в изделиях, техника вязания орнамента и вышивка его.

Практическая работа. Вывязывание изделия и образцов орнаментов, их вышивка.

Занятия по следующим темам (вязание шапочки, носков и других изделий) строятся аналогично.

Второе полугодие

Материально-техническая база объединения.

Занятия проводятся на базе общежитии ГБПОУ РТ ТАПТ

В комнате отдыха имеется необходимая мебель для детей и педагогов. У каждого студента имеются: ножницы, принадлежности для фелтинга, шерсть, иглы, нитки, клей, кисти, краски.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа.

- Декларация о правах ребенка.

- Конституция РФ.

- Закон РФ «Об образовании».

- Типовое положение образовательного учреждения дополнительного образования.

- Устав образовательного учреждения

- Программы школа успеха техникума.

- Должностные обязанности ПДО.

- Программа развития.

- Перспективный план.

- Документы и материалы по профилю кружка.

Ожидаемые результаты реализации программы.

- Формирование интереса к творческой деятельности;

- Выражение собственной индивидуальности;

- Развитие творческого, креативного мышления;

- Формирование умения решать художественно-творческие задачи;

Учебно-тематический план

п\п

Тема

 Общее кол-

во

часов

В том числе

Теоретические знания

Виды практической  деятельности

теория

практика

1

Вводное занятие

Правила ТБ, инструменты и приспособления

2

1

1

 

2

Фелтинг (валяние шерсти)

Знакомство с понятием «Фелтинг» (валяние шерсти, фильцевание, фильц, набивание)

Объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. (Брошь-цветок ,чехол для мобильного телефона, или маленькая сумочка
Небольшая картина-открытка или бусы

44

3

41

3

Вязание крючком

Историческая справка,

возможности вязания крючком, инструменты

и материалы, правила техники безопасности,

техника - выполнения исходных элементов,

условные обозначения, вязание по схеме).

Прихватка «солнышко», «ягодка», «квадрат», игрушки, беретки, шляпки, декоративные элементы одежды  

40

2

38

5

Текстильное моделирование

теоретическая справка, правила техники безопасности, техника простых операций,

куклы-берегиньки, цветы из капрона).

26

2

24

6

Техника декупаж

Теоретические сведения о технике

Декупаж посуды, обуви, одежды.

32

2

     

        30

ИТОГО:

144

10

134

                                       

Содержание программы

Тема №1 Вводное занятие. (2ч.)

Теоретические занятия(1ч)

1.1Основы ТБ работы с инструментами, инструктаж безопасной работы.

1.2 Фелтинг – валяние шерсти

Практические занятия.

Показ работ учащихся, коллекций кружка, знакомство с экспонатами из различных материалов. Записи ТБ в тетрадь.

Литература

Инструктаж по ТБ, учебные пособия по ТБ.

Тема -№2 "Основы: мокрого валяния"

Теоретические занятия: (1ч)

Ознакомление с материалами: разновидности шерсти и волокон, элементов декора, их применение в зависимости от изготавливаемого изделия  (шарфы, шляпы, тапки, нуно фелтинг).
Ознакомление с приспособлениями и инструментами для валяния (классификация игл для сухого валяния).

Рассмотрение образцов шерсти для понятия фактуры и возможностей шерсти различных пород овец.
Тема № 3  Цельно-валяный цветок 3ч

Ознакомление с техникой мокрого валяния на примере валяния цельно- валяного цветка.

а) Правильное раскладывание шерсти
б) Приваливание элементов декора
Тема № 4 Формирование цветка 3ч

 Валяние жгута-стебля и его дальнейшее приваливание к цветку.
Тема №5  Валяния бусин различной формы (круглых, эллипсообразных, нарезных) с применением волокон банана, сари, шёлка малбери. 3ч

Тема №6 Оформление бус, ожерелья, браслета  3ч

Тема -№7  "Основы: сухого валяния" 15ч

Теоретические занятия: (1ч)
ТБ при работе с острыми предметами. Ознокомление с материалами: разновидности шерсти и волокон для сухого валяния. Ознакомление с приспособлениями и инструментами для валяния (классификация игл для сухого валяния).
7.1  Валяние игрушки. 8ч

Ознакомление с техникой сухого валяния на примере валяния игрушки:

Практические занятия: 
7.2 Формирования частей тела (голова, ноги, руки)
7.3 Проработка мелких деталей головы, проработка мимики (глаза, нос, уши)
7.4 Прикрепление частей тела к туловищу.
Шлифовка изделия и придание окончательного вида игрушки.

Тема -№8 "Тема: валяние тонкого шарфа" 6ч
Рассмотрение образцов для правильного выбора шерсти в намечающимся изделии, возможности совмещения различных видов шерсти.

 Рассмотрение образцов с применением различных видов волокон и декора.
Ознакомление с техникой мокрого валяния на примере изготовления
 тонкого шарфа
8.1  Правильная раскладка шерсти. Создание фактурных элементов
Формирование ровного края изделия
Раскладка различных вариантов концов шарфа (жгуты-бахрома, фигурный край)
8.2 Декорирование шарфа с применением всевозможных материалов.
Валяние шарфа с распознаванием готовности сваленного изделия.

Тема -№9 " Тема: шарф на шёлковой ткани" (нуно фелтинг) 6ч
Ознакомление с видами тканей и шерсти используемой в этой технике, эффекты получаемые от той или иной ткани.

 Виды декора используемые в технике, способы их приваливания.
9.1 Техника валяния шарфа на шелковой основе
Правильная раскладка (постановка руки для правильной раскладки).
Последовательность валяния шарфа.

9.2 Валяние цветка брошки для декора шарфа. Придание изделию конечного вида.

Тема  -№10  "Тема: цельно валяная косметичка, чехол для телефона, клатч"6ч
Правила ТБ. Ознакомление с видами шерсти для валяния прочных изделий.
Ознакомление с декором и способами его приваливания.

10.1  Расчёт и изготовление шаблонов для валяния цельно валяных изделий, с расчётом усадки.Раскладка шерсти с использованием шаблона.

10.2  Украшение элементами декора или рисунок по шерсти (по Вашему желанию)
Валяние изделия.Формирование боковых швов, дна, клапана.Конечное формирование изделия.

Тема №11  «Акварельная картина из шерсти "  6ч

 Ознакомление с видами шерсти используемых для валяния прочных изделий. Ознакомление с декором и способами его приваливания.
11.1 Раскладка рисунка. Валяние картины
11.2 Придание картине, законченной формы.

 Тема № 12 Вязание крючком. 3ч

Тб при работе с крючком и спицами

Ассортимент крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания.

Тема № 13 Упражнения вязания  столбиков и воздушных петель.6ч

Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.

Тема № 14 Вязание узорного полотна. 6ч

Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о рапорте.

Тема № 15  Прихватка. 6ч

Выбор форм. Зарисовка схем оформления.

Тема №16  Сумочка. 6ч

Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание изделия.

Тема №17 Сувениры, игрушки  8 ч

Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.

Тема № 18  Кружева, воротники и салфетки. 6ч

Способы вязания воротников по выкройке. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Чтение схем салфеток, воротников, кружев.

Тема № 19 Создание куклы в технике скульптурный текстиль 3ч

Тб при  работе с острыми и режущими инструментами, иглами, ножницами

Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров; выбор своей темы, образа и характера будущей куклы; работа над эскизами; материалы; текстильные швы.

Тема № 20 Изготовление головы: техника, схемы утяжек; пробная работа. 4ч

Тема № 21Продолжение работы над головой куклы: формирование лица; изготовление и пришивание глаз, век, ушей; работа над рельефом, выражающим эмоциональное выражение лица; волосы.

Тема №22 Изготовление туловища куклы: каркас, формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; ладони, ступни.6 ч

Тема № 23 Основы изготовления костюма:

 моделирование и раскрой; сборка и окончательная доработка куклы в целом.

Тема №24 Прическа, макияж; подготовка куклы к выставке;

Тема № 25 Техника декупаж. 3ч

ТБ при работе с инструментами и материалами для декупажа

История появления техники декупаж

Первые пробы декупажа.

Учимся обрабатывать деревянную поверхность. Учимся клеить салфетку классическим способом, постановка руки. Учимся удалять морщинки салфетки.  

Тема № 26 Декупаж посуды, предметов интерьера  6ч

  Панно со сложным фоном    

Учимся клеить фоновую салфетку  (орнамент и узор вместо краски) большим фрагментом 2-мя  способами с помощью утюга и пленки.

Клеим декупажную карту -принципы работы со спец картой.

Тема № 27 Декорируем  бутылку, тарелку 6ч        

Правила работы со стеклом –обезжиривание, грунтование.  Клеим салфетку, декорируем фон. Знакомимся с декоративными материалами – глиттеры, структурные пасты, контуры и т.п.  

Тема № 28 Подрисовки в декупаже. 6ч

Принципы подрисоко акриловыми красками в декупаже  

Тема №29 Композиция в декупаже.

Составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток в декупаже. подрисовки.

Тема № 30 Декупаж одежды, обуви 6ч

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В течение учебного года осуществляется неоднократный контроль ЗУНов обучающимся. Применяются следующие виды контроля:

- начальный контроль, используется с целью выявления ЗУНов обучающихся, при поступлении в Студию.

- промежуточный контроль проводится в середине учебного года и используется с целью выявления ЗУНов   за истекший период.

- итоговый контроль проводится в конце года, после изучения основного цикла образовательной программы  

- текущий контроль проводится на каждом занятии с целью проверки уровня усвоения данного материала и обладания практическими навыками.

Контроль проводится в форме:        

- просмотра и анализа практических работ, защиты проектов.

- устного опроса по основным разделам теоретического материала,

- участия в выставках и конкурсах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  • стенд по технике безопасности «Запомни»,
  • стенд сменный – лучшие работы учащихся,
  • папки образцов вязания,
  • коллекция работ,
  • карточки заданий по вязанию,
  • карточки заданий для чтения схем вязания,
  • коллекция работ рукодельниц прошлых лет,
  • альбом образцов вязания крючком,
  • альбом образцов для вывязывания и вышивки цветных орнаментов.

-    учебно-методическая литература по технологии (учебники, тетради, дидактические материалы, справочная литература).

     -   печатные пособия (таблицы, раздаточные пособия, альбомы).

     -  коллекции (натуральных волокон, искусственных волокон, тканей).

     - оборудование  и приспособления (машины швейные, оверлок, утюг, доска гладильная, ножницы, манекен, лента сантиметровая, линейки, резец портновский, иглы швейные, иглы машинные, наперстки, угольники , игллы длля фелтинга, крючки, пряжа, кисти, декупажные карты, клей, заготовки и тд.).

    - образовательные ресурсы сети Интернет

Литература

  1. Еременко Т.И. Рукоделие. Москва 2000
  2. Симоненко В.Д. «Технология» . М. «Вентана – Граф» 1997  
  3. Симоненко В.Д. «Технология». М. «Вентана – Граф» 2000
  4.  Сичкаренко Л.А.Вязание крючком Москва 1999
  5.  Симоненко В.Д. «Технология». Москва 2000
  6.  Фомичова Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком Москва «Просвящение» 1991
  7.  Школа и производство Журналы 2000-2008гг.
  8.  Зубкова Т.А. Вязание на спицах С-Питербург 2002г.
  9.  Вышивание, вязание, поделки  из кожи Москва Знание 2007
  10. Журналы Валентина 2000-2008гг.

     11 Лазарева Н.Н. Интерьер квартиры: Справочное пособие по проектированию и декорированию.-М.,1999.

     12.Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире.- М.,2001.

     13. Максимова М.В. Кузьмина М.А.Волшебные лоскутки.-М.,1998.

     14.Пермякова М. Рукоделие.-М.2000.

     15. Чудесные аксессуары для дома.-М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мастерица"

Представленная программа занятий кружка « Мягкая игрушка» предложена для учащихся 1 классов. Программа составлена на основании рабочей программы Ефимовой А. В. «Работа с мягкой игрушкой»....

Программа кружка "Мастерица" 5-7 класс

Трудовое и эстетическое воспитание учащихся....

Программа кружка "Мастерица". 7-8 кл

Программа кружка по технологии (обслуживающий труд) для обучающихся 7-8 класса рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....

Программа кружка "Мастерица" 5 класс ФГОС

Работа в кружке «Мастерилка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей....

Программа кружка "Мастерица 5 класс"

Предметы, изучаемые в кружке «Мастерица» -конструирование и моделирование швейных изделий; -технологическая обработка швейных изделий; -материаловедение; -лоскутное шитьё.Деятельность «Мастерицы» - эт...

Программа кружка "Мастерица 6 класс"

Логика программы заключается в следующем - практическое обучение дево­чек предполагает следующие формы работы:работа по инструкционным картам;работа по образцу;работа с журналом «Мода»;-самостоятельно...

Программа кружка «Мастерица» (тестопластика)

Программа кружка «Мастерица» (тестопластика)...