Программа школьного музея национальных культур
методическая разработка ( класс) на тему

Представленна программа деятельности школьного музея национальных культур, направленная на создание педагогических условий эффективного формирования межэтнической толерантности у  школьников в поликультурной среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Содержание

стр.

1.  

Значимость проекта

3

2.

Концептуальные подходы

4

3.

Цель и задачи

5

4.

Ход  реализации проекта

5

5.

Содержание проекта

6

6.

Когда и чьими силами ведется реализация проекта 

6

7.

Ресурсы, использованные для реализации проекта

7

8.

Привлечение партнеров к реализации проектов

8

9.

Результаты и оценка эффективности реализации проекта

9

Приложение 1

Этапы формировании межэтнической толерантности

13

Приложение 2

Модель деятельности  школьного музея национальных культур

14

Приложение 3

Основные мероприятия по реализации проекта

15

Приложение 4

Схема взаимодействия  школьного музея национальных культур

17

Приложение 5

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

17

Приложение 6

Уровень толерантности и этническое самосознание

18

1.  Значимость проекта

Проблема формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений  в многонациональной России имеет особую важность и смысл.

По данным переписи населения 2010 г. на территории Советского района проживают люди свыше 30  национальностей и этносов.

С целью изучения состояния и динамики межэтнических отношений  администрацией Советском района в 2012 г.  проведено социологическое исследование.

Опрос выявил следующее:

  • 55,5 % опрощенных отмечают наличие противоречий между людьми разных национальностей на территории Советского района;
  • 24,3 %  респондентов отмечают постепенное  ухудшение  ситуации в отношениях между представителями различных национальностей за последние годы;
  • 45,4 % респондентов оценили  состояние межнациональных  отношений в Советском районе как внешне спокойные, но с ощущением некоторой напряженности;
  • 48,6 %  респондентов иногда испытывают чувство неприязни, раздражения к людям иной национальности.

Таким образом, несмотря на то, что видимых межнациональных конфликтов на территории района не зарегистрировано, существуют скрытые, явно не выявленные  противоречия в отношениях людей разных национальностей.

Ежегодно в школе возрастает количество обучающихся - мигрантов, которые являются носителями  национальной культуры, отличной от русской, что вызывает иногда напряженность в межличностных отношениях.

В этих условиях особенно значимой становится  организация образования подрастающего поколения, обеспечивающего   трансляцию  этнического наследия новым поколениям, призванного обеспечить  интеграционные процессы, закладывающего основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливающего на умение поддерживать и развивать диалог культур.

Особая роль в системе формирования межэтнической толерантности у  школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободной, совместной практической деятельности.

В нашей школе накоплен большой опыт по реализации данного направления деятельности. На протяжении 15 лет реализуется образовательная программа  художественно-эстетического направления "Музыкальный фольклор".  За годы работы  собрано много материала, отражающего традиционную культуру разных национальностей.

Разнообразные формы работы данного творческого объединения позволяют в полной мере реализовать  комплексный подход по формированию когнитивного и эмоционально-мотивационного компонентов межэтнической толерантности у младших школьников. Однако при переходе в основную школу с учетом возрастных изменений учащихся, необходимо  совершенствование используемых форм и методов работы.

С целью формирования деятельностного компонента межэтнической толерантности, сохранения системности и преемственности  при переходе из начальной школы в основную, с учетом психологических особенностей подросткового возраста, необходимо включение учащихся в социально значимую деятельность, основанную на сотрудничестве и межличностном общении.

Для комплексной  организации деятельности в данном направлении в школе решено создать музей национальных культур. Это обусловлено рядом факторов:

  • Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей расширяет и углубляет знания учащихся в сфере традиционных культур разных народов;
  • Музей создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности детей разных национальностей, создает условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением;
  • Музей обеспечивает учащимся возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры;
  • Музей способствует  развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления, пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
  • Музейная  деятельность способствует привитию учащимся  умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Изучая общественное мнение,  мы  провели анкетирование среди старшеклассников и учителей нашей школы. Всего было опрошено 62 человека. Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея.

48 человек (77 %) - считают, что создание музея разнообразит  деятельность школьников и создаст дополнительные возможности для их развития.

35  человек (56 %) - готовы оказать посильную помощь в создании музея.

Гипотеза: 

Если деятельность образовательного учреждения, направленная на создание толерантной среды, будет организована на основе музея национальных культур, то это будет способствовать включению учащихся в продуктивную деятельность, соответствующую возрастным особенностям подростков, формированию у учащихся национального самосознания и воспитанию гражданско-патриотических чувств.

2. Концептуальные подходы

Проблема формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения находилась в центре внимания многих педагогов. В ее изучение внесли свой вклад Я.А.Коменский, С.Русова, В.А.Сухомлинский и др. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работах В.Г. Маралова, В.А. Ситарова, П.М. Паламарчука, О.В.Сухомлинской,  Ю.А.Ищенко, В.С. Заслуженюка и др.

По определению М.И. Богомоловой, межнациональное воспитание - это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и воспитуемых с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.

Ученые отмечают, что первую ступень формирования этнокультурной компетентности ребенок проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте (5—10 лет), вторую - в подростковом детстве (11 —15 лет) и третью — в юношеском возрасте (15—18 лет). При этом  обозначенные ступени достижения учащимися этнокультурной компетентности отражают общее направление последовательного обогащения детей знаниями, умениями, навыками, способствующими эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

В соответствии с системным подходом   деятельность по формированию межэтнической толерантности  организуется в  3 этапа: когнитивный (знаниевый), эмоционально-мотивационный  и деятельностный (Приложение 1).

Выделение данных  этапов не означает существование четкой "границы" между ними,  а призвано  показать логичность и последовательность организации деятельности по формированию межэтнической толерантности в школе.

Проект реализуется на основе принципов:

  • продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения каждого  ребенка.
  • культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
  • коллективности – воспитание у детей социально-значимых качеств, развитие и обучение их как членов общества.
  • комплексности  -  воспитание и обучение является равноправными и взаимодействующими компонентами образовательного процесса;
  • успешности - успех в деятельности путем отбора содержания, форм и методов деятельности с учетом  индивидуальные особенностей и наклонностей  детей;

3. Цель и задачи

3.1. Целью проекта является  создание педагогических условий эффективного формирования межэтнической толерантности у  школьников в поликультурной среде через создание и организацию деятельности школьного музея национальных культур.

3.2. Задачи проекта: 

  • Приобщение детей к культурному наследию народов разных национальностей, проживающих на территории  Советского района;
  • Формирование культуры межнационального общения;
  • Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и развитию обучающихся;
  • Привлечение к организации и функционированию музея учащихся, родителей, учителей.

4.  Ход  реализации проекта

4.1. Сроки реализации проекта: январь 2013 г.- май  2016 г. 
4.2. Этапы реализации проекта: 
       1 этап: январь  2013 г.  – май 2013 г.

Разработка программы создания и развития школьного музея национальных культур:

  • анализ состояния проблемы;
  • изучение общественного мнения;
  • изучение методической литературы, раскрывающей опыт создания школьных национальных музеев;
  • анализ воспитательных возможностей музея для формирования у учащихся национального самосознания и воспитанию гражданско-патриотических чувств;
  • выявление и систематизация материалов, по традиционной культуре народов разных национальностей,  имеющихся в школе;
  • определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея;
  • разработка программы деятельности.

2 этап: июнь 2013 г. – сентябрь 2013 г. 

  • организация поисковой работы;
  • создание творческих групп по направлениям деятельности музея;
  • обучение актива музея;
  • оформление экспозиций музея;
  • формирование общественного мнения.

3 этап: октябрь 2013 г. - май 2016 г. 

Реализация основных направлений программы развития музея

  • разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы  по созданию толерантной среды с использованием возможностей музея;
  • организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
  • проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов;
  • мониторинг влияния деятельности музея в школе на формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств учащихся;
  • формирование банка методических разработок по воспитанию толерантности у учащихся;
  • создание виртуального музея.

4 этап июнь 2016 г.

Оценка эффективности реализации программы развития музея

  • анализ результатов деятельности;
  • оценка и контроль выполнения плана;
  • корректировка хода реализации проекта.

5.  Содержание проекта

Школьный музей занимает особое место. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся,  педагогов, родителей и других представителей общественности.

Модель деятельности  школьного музея национальных культур представлена в приложении 2.

Основными  направлениями  деятельности  школьного  музея национальных культур являются:

  • Проведение фестивалей и  национальных праздников (обрядовая театрализация).
  • Просветительская деятельность (проведение экскурсий, «заочных» путешествий, викторин, тематических занятий)
  • Проектно-исследовательская деятельность учащихся и учителей.

Методы и технологии, используемые в  музейно-педагогической деятельности:

  • метод социальных ролей;
  • метод создания игровых ситуаций;
  • метод практического манипулирования с предметами;
  • метод театрализации;
  • технология  проектно-исследовательской деятельности.
  • технологии коллективных творческих дел (КТД);
  • технологии проблемного обучения;
  • ИКТ технологии.

Основные мероприятия по реализации проекта, направленные на достижение поставленной цели представлены в Приложении 3.

6. Когда и чьими силами ведется реализация проекта

Координатором  реализации проекта является  заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который:

  • организует разработку программы и внесение в нее необходимых изменений;
  • разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные документы, необходимые для выполнения программы;
  • дает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год и механизмам реализации программы;
  • разрабатывает перечень целевых показателей мониторинга хода реализации программы;
  • координирует деятельность по подготовке и реализации программных мероприятий;
  • консультирует, оказывает необходимую методическую помощь;
  • готовит предложения по привлечению общественности к управлению программой.

С целью управления, планирования  работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию им полномочий по организации деятельности музея  создается  Совет музея. В состав Совета музея входят по одному представителю от каждой творческой группы. Совет координирует работу каждой творческой группы и музея в целом.

Совет музея:

  • готовит предложения по формированию перечня программных мероприятий;
  • организует своевременное исполнение программных мероприятий;
  • организует взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации программных мероприятий;
  • несет ответственность за своевременную и качественную программу и реализацию программы;
  • проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
  • готовит отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.

  В соответствии с личными интересами, способностями и наклонностями учащиеся объединяются в следующие  творческие группы:

Группа по созданию экспозиций музея «Дизайнеры»

Группа отвечает за размещение экспонатов в музее,  а также за оформление и сохранность экспозиций.

Экскурсионная группа

Группа отвечает за проведение экскурсий по музею.

Проектно- исследовательская группа

Группа, занимающаяся проектной и исследовательской  деятельностью в области истории и этнографии.

Творческий отчет проводится 1 раз в год на научно- практической конференции.

Отвечает за создание виртуального музея.

Группа по проведению творческих мероприятий

Группа отвечает за организацию и проведение школьных мероприятий, направленных на воспитание у учащихся межнациональной толерантности, гржданско-патриотического сознания.

7. Ресурсы, использованные для реализации проекта

7.1. Административные и кадровые ресурсы

Для реализации программы создается  рабочая группа. Кадры подбираются из числа работников  МБОУ СОШ №  2  г. Советский.

В реализации программы участвуют:

  • Директор школы: осуществляет общее руководство  реализацией программы.
  • Заместитель директора по УВР – осуществляет общую координацию деятельности по созданию и функционированию музея.
  • Заместитель директора по ВР – координирует системность внеурочной деятельности на базе музея.  
  • Руководитель музея  - назначается приказом директора школы, осуществляет взаимодействие  с заинтересованными организациями и учреждениями,  отвечает за организацию работы музея, совместно с  Советом музея осуществляет распределение  функциональных обязанностей и контроль деятельности музея.
  • Учителя-предметники  – руководят работой творческих групп.
  • Бухгалтер по расчетам – ведет бухгалтерский учет реализации программы, несет ответственность за правильность и своевременность расчетов и отчетности.

7.2. Материально-технические ресурсы

Музей планируется оформить в специализированном кабинете музыки, который находится с непосредственной близости с актовым залом. Такое расположение создает возможность совмещать театрализованные и концертные выступления учащихся с экскурсией по экспозиции музея.  

Кабинет оснащен мультимедийным презентационным оборудованием, музыкальное оборудование, видеоаппаратура, что позволяет использовать разнообразные формы и методы работы на базе музея.

Для оборудования временных экспозиций музея, проведение просветительских мероприятий  и мастер-классов  приобретено  специализированное экспозиционно-выставочное оборудование.

7.3. Финансовые  ресурсы

Финансирование мероприятий осуществляется с привлечением бюджетных и внебюджетных источников.

Бюджетные средства в размере 200 тыс. руб. поступили из окружного бюджета  в форме грантовой поддержки программ и проектов, направленных на укрепление толерантности и профилактику экстремизма в молодежной среде.

Средства израсходованы на:

№ п/п

Наименование

Сумма, (руб.)

1.

Приобретение  витрин

160 000

4.

Оплата услуг по договору:

Изготовление банеров

5 000

Изготовление  макетов охотничьих ловушек

10 500

5.

Приобретение расходных материалов для мастер-классов (ткань, иглы, бисер, пряжа, картон  и др.)

24 500

Текущие расходы при оформлении экспозиций музея, проведения мастер-классов и фольклорных праздников покрываются за счет бюджетных средств МБОУ СОШ № 2 г. Советский  и средств родителей (законных представителей) обучающихся.

8. Привлечение партнеров к реализации проектов

Для повышения эффективности деятельность музея организуется на основе сотрудничества с семьями обучающихся, общественными национально-культурными объединениями, районным музейно-выставочным центром и этнографическим музеем г. Югорска (Приложение 4).

Принципы  привлечения партнеров к реализации проекта:

Исполнители

Форма участия в проекте

Районный музейно-выставочный центр

Предоставление экспонатов для оформления временных экспозиций.

Консультационная помощь в сборе материала и  оформлении экспозиции

Этнографический музей истории и этнографии

Предоставление экспонатов для оформления временных экспозиций.

Консультационная помощь в сборе материала и  оформлении экспозиции

Центр творчества и ремесел "Шанс"

Оказание помощи в проведении мастер-классов

Национально-культурные общественные объединения

Консультационная помощь в сборе материала и  оформлении экспозиции

Советский районный центр развития творчества детей и юношества "Созвездие"

Реализация дополнительных образовательных программ для детей по изучению культурного наследия народов

Родительская общественность

школы

Оказание помощи при проведении мероприятий и подготовке обучающихся к участию в конкурсах различной направленности

Дошкольные образовательные учреждения

Доставка  воспитанников в школу к месту проведения экскурсий и мастер-классов

Партнерские отношения построены на основе равноправия сторон и гарантий, отраженных в гарантийных письмах и договоре о взаимоотношениях между МБОУ ДО Советский районный центр развития творчества детей и юношества "Созвездие" (от 01.09.2011 г.).

Каждая из сторон при этом добровольно принимает на себя обязательства по реализации отдельных мероприятий проекта, которые она в состоянии выполнить с учетом всех обстоятельств и условий.

9. Результаты и оценка эффективности реализации проекта

В 2013 году проект «Формирование национального самосознания учащихся посредством организации деятельности школьного музея национальных культур» занял 2 место в конкурсе  программ и проектов, направленных на укрепление толерантности и профилактику экстремизма в молодежной среде.

За период его реализации с 2013 по 2015 годы  проведена следующая работа:

  • на базе кабинета музыки оборудован школьный музей национальных культур;
  • оформлена выставка «Золотая нить Мокоши», которая была посвящена русской традиционной культуре (10.11-10.12.2013г.). Выставку посетило свыше 653 обучающихся школы и воспитанников МАДОУ "Радуга".
  • оформлена выставка «Под созвездием Кедра», объединившая предметы материальной культуры коренных малочисленных народов Севера (10.12.2013 г.-24.03.2014 г.). Выставку посетило 824 обучающихся школы и воспитанников ДОУ, посещающих "Школу будущего первоклассника).
  • оформлена выставка "Каша - кормилица наша" (октябрь - декабрь 2014 г.). Выставку посетило 226 человек.
  • оформлена выставка "В гостях у Миснэ", которая проработает с ноября 2015 г. по февраль 2016 г.
  • реализован общешкольный проект "Кукла в национальном платье" и оформлена выставка «Кукла в национальном костюме» (1.04.2014 г. - 30.05.2014 г.), которую посетило 808 человек.
  • проведено более 10 мастер-классов для обучающихся по изготовлению народных кукол русского народа и коренных малочисленных народов Севера и традиционному декоративно-прикладному творчеству;
  • проведены детские фольклорные праздники, участниками которых стали свыше 500 человек, в том числе обучающиеся и их родители;
  • 22.11.2013 г. для заместителей директоров по ВР, методистов,  учителей музыки, ИЗО, педагогов дополнительного образования детей на базе школы проведен районный семинар "Воспитание толерантности  школьников средствами школьного музея национальных культур";
  • разработан и представлен на районном конкурсе «Первые шаги» ученический практико-ориентированный проект по созданию коллекции русских народных кукол для школьного музея национальных культур «Народные куклы-подружки и помощницы»;
  • опыт реализации проекта представлен на межрегиональной научно-практической конференции "Гуманитарное образование XXI века: человек, культура, общество" (г. Ханты-Мансийск, апрель 2014 г.). Материалы опубликованы в методическом сборнике.

Значимость реализации представленного  проекта  можно проследить на 3-х уровнях:

  • уровень учащегося -  развитие творческих способностей, реализация личностных качеств  личности;
  • уровень школы – совершенствование образовательного процесса, улучшение психологического климата в  образовательном учреждении;
  • уровень общества –  воспитание социально активной, толерантной  личности.

Модель учащегося, формируемая  в результате реализации проекта, обладает следующими качествами:

  • Знает традиции и обряды своего народа,  выполняет их в повседневной жизни.
  • Уважает и проявляет толерантное отношение к самобытным традициям и обрядам других этносов;
  • Знаком с традиционной культурой народов, проживающих на территории Советского района;
  • Преломляет этнокультурные знания в умения и поведенческие модели, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию;
  • Знает примеры взаимопроникновения культур;
  • Участвует в межэтнических связях.

Эффективность реализации проекта определяется системой целевых индикаторов и показателей. Она позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям музея. Результаты реализации программы оцениваются по следующим направлениям:

Целевые показатели

Индикаторы

Методы изучения

1

2

3

Создание экспозиций школьного  музея национальных культур

  • Количество экспонатов в фондах музея.
  • Количество экспонатов, выставленных на временных экспозициях в музее.
  • Количество музейных экспозиций, посвященных национальным культурам.

Количественный учет фондов музея

Организация работы школьного музея

  • Наличие локальной нормативной базы деятельности  школьного музея;
  • Разработанная модель  межнационального и межэтнического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;
  • Количество социальных партнеров (общественные организации, музеи, школы и т.д.);

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников.

  • Количество обучающихся, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов;
  • Увеличение количества учащихся, включенных в процесс исследовательской деятельности;
  • Рост числа победителей и призеров конкурсов,  конференций разного уровня, связанных с профилем музея; 

Анализ итогов учебно-воспитательной работы

Педагогическое наблюдение.

 

Формирование  культуры межэтнических и межнациональных взаимоотношений

  • Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Приложение 5)

Уровень толерантности и этническое самосознание (Приложение 6)

Освоение педагогами технологий гражданско-патриотического и толерантного образования посредством возможностей музея

  • Увеличение количества участников мероприятий по изучению и обмену опытом  по воспитанию толерантности.
  • Формирование комплекса методических разработок по  воспитанию толерантности у учащихся на базе музея.
  • Повышение качества воспитательных мероприятий.

Карта анализа эффективности воспитательного мероприятия

Целевые показатели достижения результатов реализации программы:

№ п/п

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации Проекта

(2013 год)

Значения показателя по годам

Целевое значение показателя на момент окончания действия Проекта

2013

2014

2015

2016

Количество временных экспозиций в год

0

1

2

2

2

7

Количество социальных партнеров

1

1

3

3

4

4

Количество обучающихся, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов

75

75

100

125

150

150

Количество учащихся, включенных в процесс исследовательской деятельности

5

5

15

25

25

25

Количество участников мероприятий этнографической направленности

200

200

300

400

500

500

Количество участников мероприятий по изучению и обмену опытом  по воспитанию толерантности.

0

0

20

25

30

30


Приложение 1

Этапы формировании межэтнической толерантности

Этап

Цель

Формы и методы работы

Результат

Формирование когнитивного компонента межэтнической толерантности

Повышение межэтнической компетентности  учащихся

Занятия в творческих объединениях, экскурсии в музеи, посещение выставок национального творчества, концертов.

Знание основ этики и этнографии, особенностей своей национальной культуры, явлений национальной культуры этнических групп, проживающих на территории района.

Формирование эмоционально-мотивационного компонента межэтнической толерантности

Формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей,  культуре своего народа, позитивной этнической идентичности и ценностных ориентаций.

Практические занятия в творческих коллективах, проведение национальных праздников,

Сформированность позитивного отношения к своей национальной культуре, к представителям различных этносов, наличие ценностных ориентаций, убеждений, определяющих отношения и поведение в процессе межэтнического взаимодействия.

Формирование деятельностного компонента межэтнической толерантности

Формирование опыта этнотолерантного поведения

Коллективные творческие дела и мероприятия (национальные праздники, этнические фестивали, концертов, выставки  народного творчества, спартакиады)

Сформированность навыков конструктивного общения с людьми разных культур, осуществление межэтнического  взаимодействия на основе принципов толерантности.

Приложение 2

Модель деятельности  школьного музея национальных культур


Приложение 3

Основные мероприятия по реализации проекта

Планируемые мероприятия

Сроки

Ответственные

Укрепление материально-технической базы музея.

Определение помещения для размещения музея

июнь 2013 г.

Директор школы

Подбор оборудования для оформления экспозиций

июнь – август 2013 г.

Заместитель директора по АХЧ

Оформление временных экспозиций

октябрь 2013 г. - май 2016 г.

Творческая группа  «Дизайнеры» под руководством учителя ИЗО

Организационная работа

Разработка плана работы и программы деятельности музея

март 2013 г.

Заместитель директора по УВР

Создание нормативной базы музея

сентябрь 2013 г.

Заместитель директора по УВР

Формирование и организация работы Совета  музея.

в течение всего периода

Руководитель музея

Организация работы с экспозициями музея.

в течение всего периода

Руководитель музея

Формирование творческих групп:

  • «Дизайнеры»
  • «Экскурсоводы»
  • «Социальное исследование»
  • проектно-исследовательские группы
  • творческая группа по проведению массовых мероприятий

в течение всего периода

Руководитель музея,

Заместитель директора по УВР,

Заместитель директора по ВР

Урочная работа

Реализация регионального компонента по различным предметам через проведение музейных уроков с использованием экспонатов музея и методического материала (ИЗО, музыка, история, география).

в течение всего периода

Учителя-предметники

Внеурочная работа

Проведение национальных  обрядовых праздников:

заместитель директора по УВР,

заместитель директора по ВР

руководитель музея, руководитель фольклорного кружка

1. Кузьминки

ноябрь 2013 г.

2. С любовью к  родной Югре

декабрь 2013 г.

3. Масленица

март 2014 г.

4.Праздник урожая

сентябрь 2014 г.

5. Пасха

апрель 2015 г.

6.День Водного духа

май 2015 г.

7. Покров

ноябрь 2015 г.

8. Вороний день

апрель 2016 г.

Проведение мастер-классов по народно-прикладному творчеству

Педагоги дополнительного образования

1. Изготовление куклы-оберега (травница)

ноябрь 2013 г.

2.Изготовление куклы Акань

декабрь 2013 г.

3. Изготовление вороны

апрель 2014 г.

4. Изготовление жаворонков

апрель 2015 г.

Оформление тематических экспозиций

не менее 2-х раз в год

Совет музея при поддержке музеев г. Советский и г. Югорска

Организация экскурсий в школьный музей.

в течение всего периода

Совет музея

Организация  поисковой и исследовательской деятельности.

в течение всего периода

Заместитель директора по УВР

Участие школьников в конкурсах, проектах, конференциях различных уровней

в течение всего периода

Заместитель директора по УВР

Методическая работа

Проведение методических семинаров для педагогов

апрель 2014 г.

Заместитель директора по УВР

Создание и пополнение методической базы музея

постоянно

Руководитель музея

Сотрудничество с  районным музейно-выставочным центром, этнографическим музеем г. Югорска

постоянно

Руководитель музея

Сотрудничество с  национально-культурными общественными объединениями

постоянно

Руководитель музея

Мониторинговая деятельность

Проведение общественного опроса по изучению влияния на уровень толерантности деятельности в музее

ежегодно в мае

Заместитель директора по ВР

Анализ деятельности музея

ежегодно в мае

Заместитель директора по ВР


                                                                                                                                                                             Приложение 4

 Схема взаимодействия  школьного музея национальных культур


Приложение 5

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег   отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 Обработка результатов.

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).  

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Приложение 6

Уровень толерантности и этническое самосознание

Инструкция: ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

№ п/п

Я - человек, который….

Согласен

Скорее согласен

В чем-то согласен, в чем-то нет

Скорее не

согласен

Не согласен

1

...предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

2

...считает, что межнациональные браки разрушают народ

3

...часто ощущает превосходство людей другой национальности

4

...считает, что права нации всегда выше прав человека

5

...считает, что в повседневном   общении национальность не имеет значения

6

...предпочитает образ жизни только своего народа

7

...обычно не скрывает своей национальности

8

...считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

9

...часто испытывает стыд за людей своей национальности

10

...считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

11

...не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную

12

... нередко чувствует превосходство своего народа над другими

13

...любит свой народ, но  уважает язык и культуры других  народов

14

...считает строго необходимым сохранять чистоту нации

15

...трудно уживается с людьми своей национальности

16

...считает, что взаимодействие с людьми других   национальностей часто бывает источником  неприятностей

17

...безразлично относится к своей национальной принадлежности

18

...испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь

19

...готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

20

...считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

21

...часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

22

...считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами

23

...считает, что люди других национальностей должны быть

Ограничены в праве проживания на его национальной территории

24

...раздражается при близком общении с людьми других национальностей

25

...всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

26

...считает   необходимым        «очищение» культуры своего народа от влияния других культур

27

….не уважает свой народ

28

...считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать    только   его народу

29

...никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

30

...считает  что его народ не лучше и не хуже других народов

Благодарим за искренние ответы!

Обработка результатов

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

  1. Этнонигилизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиск устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
  2. Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
  3. Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.

Усиление деструктивное в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

  1. Этноэгоизм - данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы «за чужой счет».
  2. Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
  3. Этнофанатизм - готовность во имя так или иначе понятых этнических интересов идти на любые действия, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

«согласен» - 4 балла;

«скорее согласен» - 3 балла;

«в чем-то согласен, в чем-то нет» - 2 балла;

«скорее не согласен» - 1 балл;

«не согласен» - 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, «работающие» на данный тип):

  1. Этнонигилизм (пункты 3, 9, 15, 21, 27).
  2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
  3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1,7, 13, 19, 25).
  4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
  5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
  6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа школьного музея "Поиск"

Программа школьного музея на 2012-2015 гг....

программа школьного музея "Отчий край"

Своё начало патриотическое воспитание берёт там, где человек родился. И поэтому человек должен воспитываться на культурных традициях, исторических знаниях, постоянно помнить о жизни своих предков. В н...

Программа школьного музея "Поиск" на 2017-2020 гг.

Программа школьного музея "Поиск" на 2017-2020 гг., ориентированная на создание виртуального музея и использование информационных технологий в своей работе....

программа школьного музея

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Программа школьного музея "Интерактивный музейный досуг"

Основная идея, положенная в основу программы школьного музея – интерактивный музейный досуг.Это новая форма культурно-образовательной деятельности, которая предполагает: отход от традиционного о...

Программа школьного музея "Музейное дело"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая   программа "Музейное дело" предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу в рамках учебно-воспитате...