Классный час на тему " О красоте и мужестве"
классный час (8 класс) на тему

Комкова Лариса Валерьевна

Урок мужества к Дню знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.o_krasote_i_muzhestve.docx55.45 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

                    «Средняя  общеобразовательная школа № 8»

 

                                     День  Знаний.

                                Классный  час  на  тему

                              «О красоте и мужестве».

                               Урок мужества  в  8  классе.

                                Подготовила

                           классный руководитель

                           Комкова  Л.В.

                         

Урок  мужества «О красоте и мужестве».

Цель: духовно – нравственное, гражданско- патриотическое воспитание и становление личности учащихся.

Задачи: формировать представление уч-ся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами  людей в  годы войны и в мирное время; развивать у молодого поколения чувства сопричастности к судьбе Родины через знание истории страны и родного края; показать роль самовоспитания  в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом , вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

Оборудование: мультимедиа, портреты героев, стихи , мудрые изречения, музыкальное  оформление.

Задание уч-ся:

1)подобрать мудрые изречения , воспитывающие красоту и мужество героев ;

2)подготовить сообщения на тему: «Прекрасны подвиги в бою, прекрасны подвиги в труде»;

3)предложить уч-ся высказать свое мнение по вопросам: «Каких людей вы считаете героями? Ваше понимание подвига? Что значит  « быть мужественным? Подвиг- это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?»

                      Ход       Урока       мужества.

На доске  записаны слова:

1)И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто лишь вчера закончен бой…

                                             И.Шаферан.

2) Дерзайте отчизну мужеством прославить!

                                                М.Ломоносов.

3) Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.

                                                       Н.Островский.

4) Самое трудное – мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества  и постоянно следуй ему.

                                                        В.Сухомлинский.

5) Слайд.

              Героизм – героическое свершение выдающихся по своему  общественному значению действий, отвечающих интересам народа требующих  от человека  личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

                Подвиг -  доблестный героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях.

                      (   Звучит песня  о мужестве и подвиге воинов  )

Учитель.

 Сегодня мы с вами поведем разговор о мужестве, героизме, о подвиге. Вспомним  героев нашей Родины. На протяжении всей многовековой истории нашей Отчизны народ превыше всего ценил верность Родине, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале прекрасного человека, Каковы же они? Вспомните этих героев.

                                           (ответы  уч- ся)

Теперь посмотрите на слайд, где записаны определения слов «героизм», «подвиг».Как вы понимаете значения этих слов?

                                               ( ответы  уч – ся)

Учитель.

История нашей Родины знает много беспримерных подвигов и в годы войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые , но и дети. Кто же эти люди? Давайте послушаем сообщения ребят.

                                     ( выступления уч – ся)

Ученик  1.

 Слайд. Портрет О.Кошевого.

 Осень 1942 года. Маленький шахтерский городок Краснодон лежал, затаившись, во тьме, в горняцких домах стояли фашисты. А в одном из таких домиков, в тесной горенке, стоя друг против друга, давали клятву на верность Родине и борьбу до последнего вздоха за ее освобождение от гитлеровских захватчиков члены подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».

 «Молодая гвардия» сотнями и тысячами распространяет листовки – на базарах, в кино, в клубе. Листовки обнаруживаются даже в карманах полицейских.

Ударные группы проводят диверсионные акты против фашистов, установивших свои порядки в городе. 9 ноября  группа Анатолия Попова уничтожает легковую автомашину с тремя высшими гитлеровскими офицерами. 15 ноября группа Виктора Петрова освобождает из концентрационного лагеря в хуторе Волчанске 75 бойцов и командиров Красной Армии. Группа Тюленина совершает на дороге Краснодон – Ровеньки вооруженное нападение на охрану, которая гнала 500 голов скота, отобранного у жителей. Уничтожает охрану, скот разгоняет по степи.

Члены «Молодой гвардии, устроившиеся по заданию штаба в оккупационные учреждения и на предприятия, умелыми маневрами тормозят их работу. Сергей Левашов, работая шофером в гараже, выводит из строя одну за другой три машины, Юрий Виценовский устраивает на шахте несколько аварий.

Поджогом биржи труда со всеми документами Люба Шевцова, Сергей Тюленин и Виктор Лукьянченко спасли несколько тысяч советских людей от угона в фашистскую Германию.

Организация была раскрыта полицией… Молодогвардейцев подвергли страшным пыткам, потом расстреляли.

Во главе организации был Олег Кошевой. Несмотря на молодость, он оказался великолепным организатором. Высокий, широкоплечий, он излучал силу и здоровье, и не раз сам был участником смелых вылазок против врага. После провала организации Олег Кошевой пытался перейти линию фронта, но был схвачен на станции Кортушино. На допросах он доводил фашистов до бешенства непоколебимым презрением к ним. Его пытали. После каждого допроса в его волосах появлялись седые пряди. На казнь он шел совершенно седой в свои 17 лет. Звание Героя Советского Союза Кошевому Олегу Васильевичу было присвоено посмертно.

Ученик 2.

 Слайд. Портрет З. Космодемьянской.

 Сразу после начала Великой Отечественной войны Зоя записалась в  добровольцы, и ее определили в разведшколу.  В глухой деревушке Петрищево немцы расположили часть армейской радиоразведки. Она перехватывала наши радиопереговоры, устраивала эфирные помехи. В те дни Советское командование планировало мощное контрнаступление. Вот почему стало необходимо вывести вражескую станцию хотя бы на время. Фашисты надежно охраняли Петрищево. Туда было послано несколько групп, но ни одна задание не смогла выполнить, наши войска несли обидные потери… В ту зиму стояли лютые морозы. Снег выпал по пояс. Все это осложняло задачу. И вот в очередную группу была включена Зоя. Она одна из группы дошла до Петрищева.  Девушка перерезала провода немецкого полевого телефона, подожгла конюшню немецкой воинской части и была схвачена фашистами. Только в избе немецкие офицеры разглядели, что перед ними девушка, совсем юная, высокая, стройная, с большими темными глазами и темными, коротко остриженными волосами.  Зоя была подвергнута ужасным пыткам. Ее били, подносили к подбородку зажженные спички и лампу, прошлись по спине пилой. А затем, босую, раздетую до нижней сорочки, выгнали на мороз и под ружьем стали водить по снегу до тех пор, пока сопровождавшие ее солдаты сами не продрогли.

У нее выбивали хоть какое-то признание. Откуда пришла?  Кто прислал? С каким заданием? Но ответы были короткие: «нет», «не знаю», «не скажу». Утром 29 ноября 1941 года Зою повели на казнь. Фашисты согнали жителей деревни к месту показательной казни, чтобы смертельно запугать их, вышло все наоборот! Русские люди оказались свидетелями такой невероятной силы духа совсем юной соотечественницы, что это вызвало потрясение: оказывается, человек может быть сильнее любых мучений и даже самой смерти.

- Мне не страшно умирать, товарищи! – успела сказать Зоя с петлей на шее.- Это – счастье умереть за свой народ…

И еще успела крикнуть громким и чистым голосом, обращаясь к стоявшим вокруг местным жителям:

- Эй, товарищи, что смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!

Ей было 18 лет.

Учитель. 

Та страшная война затронула судьбы всех советских людей. Нет ни одного населенного пункта на карте нашей Родины, где бы война не оставила свои отметины. Наши с вами, ребята, земляки становились солдатами и храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Вот рассказ об одном герое.

Ученик 4.

Слайд. Портрет Модина Б.Ф.

http://mviu60.3dn.ru/Vypuski/1940e/1941/Modin_BF/modin.jpg

МОДИН

Борис Федорович

(19.5.1920 – 7.12.1943)

 

Герой Советского Союза 

Советский военный инженер

Майор

 

 

Награды: ордена: Ленина – 2, Красного Знамени.

 

Родился в д. Кольдино Муромского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Получил среднее образование. Крупный, физически развитый парень мечтал стать офицером.

Начал военную службу в 1938 г.

1940 – поступил в Военно-инженерное училище .

1941 – окончил ускоренный курс Московского КВИУ. Лейтенант.

Участник Великой Отечественной войны.

Уже осенью 1942 г. имя молодого офицера узнала вся страна. На страницах журнала «Огонек» была опубликована статья о героической обороне Новороссийска и о бесстрашном офицере Модине. Награжден орденом Ленина. Майор. Считался одним из самых талантливых и перспективных офицеров 18Уд.А. Слава о нем гремела повсюду.

Батальону предстояло подготовить плацдарм для высадки нашего морского десанта.

В первые дни обороны Керченского пролива организовал разминирование взрывоопасной территории в тылу у десантников и на условной нейтральной полосе. Сняв около 2000 немецких противотанковых мин, саперы установили их на линии обороны. Потом во время боя на этих минах подорвалось 5 немецких танков.

В ночь на 7.12.1943 г. по приказу командования все, кто мог двигаться, – более полутора тысячи десантников, – пошли на прорыв. Разорвав вражеское кольцо, они за ночь достигли Керчи и, ударив неожиданно с тыла по фашистам, вышли на гору Митридат и прилегающие улицы. Потом ещё 4 дня вели бои в тылу врага, пока не были эвакуированы катерами.

Саперы участвовали в этом бою. Из трофейной пушки Модин расстреливал баржи противника, сбил вражеский самолет. Во время прорыва обороны (7.12.1943), увлекая за собой бойцов, он первым бросился в атаку, преодолевая пулеметный огонь. Ему удалось гранатой уничтожить гитлеровскую пулеметную точку, но вражеская автоматная очередь сразила его... Пал смертью храбрых.

Указом Президиума ВС СССР от 16.5.1944 г. за храбрость, отвагу и находчивость, проявленные при высадке на керченский плацдарм, майору Борису Федоровичу Модину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен в пос. Эльтиген (ныне пос. Героевское).

3.5.2007 – в г. Муроме Владимирской области прошла торжественная церемония открытия мемориальной доски памяти Героя Советского Союза Б.Ф. Модина на здании СШ № 28, которая с марта носит имя Героя.

Инженер-подполковник Модин казался хрупким, несмотря на свой высокий рост и широкие плечи. Он заслужил любовь и штабных работников, и людей в полках за мастерство, за то, что умел учить солдат. Притягивал он к себе добрым нравом, веселым словом и песней, без которых в окопах порой жизнь была бы не в жизнь. Наконец, за  инженером упрочилась и слава дивизионного поэта. Я всматривался в его красивое лицо под шапкой русых волос и думал: «Вот кому будет работы на плацдарме!..»

… Офицеры сидели и поглядывали на ясное небо. Плыть днем на беззащитном боте было безусловно опасно. Но что поделаешь, война ни с чем не считается. Настроение у большинства было неважное. В такие минуты всегда находятся люди, умеющие ободрить товарищей. Модин пел, шутил, рассказывал анекдоты. Однако я видел, что овладеть настроением людей ему не удается. Тогда он придумал другое:

– Мина справа!.. Все вскочили.

Модин, улыбаясь, сказал:

– Ошибся, это дохлый дельфин.

Лица у всех просияли. Полковник Ивакин, взглянув на офицеров улыбающимися глазами, сказал:

– Доведет нас инженер до инфаркта!.. А ну за борт его!

– С пустым желудком не страшно, Василий Николаевич. Легко будет плавать.

… Атака была настолько стремительной и неожиданной, что вражеский пулеметный батальон не успел открыть организованный огонь. Две его роты, стоявшие перед фронтом прорыва, были уничтожены штыками и прикладами наших штурмовых групп. Но и у нас при прорыве были жертвы. Был убит дивизионный инженер.

О гибели Модина я узнал, когда подходили к Митридату. Как он погиб, мне рассказал Григорян. К траншее они бросились вдвоем. Модин громко, крикнул «ура!» и послал гранату в пулеметную ячейку. Пулемет захлебнулся, но в это время автоматная очередь наповал скосила инженера. Он упал лицом вперед, и тело его осталось на бруствере вражеского окопа».

Учитель.

«Наша юность росла и мужала в боях» - эти слова Якова Шведова  в полной мере относятся ко всем героям , о которых мы сегодня вспоминаем..Тогда , в 1945, победители были уверены, что больше никогда не придется воевать ни их детям, ни их внукам. Как они ошибались!

Война в Афганистане, Чечне, в Цхинвале. И отправлялись юные ребята  выполнять свой долг.

Ученик 5. Читает стихотворение.

                                                                         

В. Иванов

Шестая рота

Там белый снег – в горах, как будто саван.

«Зеленку» в марте все еще знобит.

И этот снег пропитан кровью алой.

Шестая рота в тех снегах лежит.

А пуля – сволочь, жалит, не жалея.

Тельняшки стали цветом – в «триколор».

И командир молчит, от ран слабея.

Да в небе слышен погребальный звон.

Упал один, второй, седьмой, двадцатый…

«Аллах Акбар» доносит эхо к нам.

А умирать не хочется, ребята,

Да, видно, жребий этот выпал вам.

Сорвались в рукопашный – будь что будет,

На все Господня воля – жизнь и смерть.

И пусть на небесах он нас рассудит,

А здесь одно лишь – Родина и Честь.

А за туманами Шатой и Ведено,

И на войне мы не сидим без дел.

Да, видно, Богом до конца нам суждено

Крестить «матерых» сквозь оптический прицел.

Весна приходит, но уже без вас,

У матерей в глазах не сохнут слезы.

Восход на небе ласково угас

И распустились на Руси березы.

Учитель. Жить – Родине служить. Мужество и самопожертвование проявили герои Беслана. Вот рассказ об одном герое.

 

Ученик 6.

1 сентября 2004 года, в День знаний, во всей стране миллионы ребят с утра собрались у своих школ на торжественные митинги. Более  тысячи учеников с родными и близкими пришли к школе № 1 в городе Беслане в Северной Осетии. И в это радостное для всех граждан России утро произошло событие, которое потрясло не только россиян, но и все человечество. Группа террористов численностью более 30 человек из элитного батальона специального назначения Басаева напала на эту школу. Бандиты, угрожая оружием, согнали собравшихся в спортзал и объявили всех заложниками.

С первых же минут действия террористов отличались особой жестокостью. Мужчин отделили от женщин и детей и более 20 из них расстреляли. В этом испытании на нравственную прочность подростки, их матери, отцы, братья и сестры стали помогать друг другу выжить.

Задачу по освобождению заложников должны решать спецподразделения ФСБ «Альфа» и «Вымпел». Оперативная группа Александра Перова к середине дня прибыла в Беслан. Он видел, как боевики свободно ходили внутри школы, минировали подступы к ней. Вести огонь не разрешалось. За каждого убитого боевика они грозились убивать 50 заложников.

Затем началась очень напряжённая, полная драматизма работа по подготовке спасения людей в школе.

Было около часу дня. Вдруг в школе прозвучали два мощных взрыва, началась автоматная и пулемётная стрельба. Примерно через минуту перед школой начали появляться голые окровавленные дети, женщины, многие даже не шли, а еле плелись, с широко открытыми ртами..

Александр, находясь за бетонным забором, всего этого не видел. Только понял, что пришло время штурма и ведения ожесточённого боя с террористами внутри здания школы.

 Подложив взрывчатку, он взорвал одну из них. Оказалось, что дверь изнутри была завалена столами и партами. Бойцы из «Вымпела» взрывали другую. Не слетела внутренняя металлическая решётка. Ребята верёвкой сдернули её, но Александр не успел отскочить, дверь ударила ему в ногу и повредила кость. Ребята хотели его отнести в машину «скорой помощи», но он категорически отказался и продолжал выполнять поставленную группе задачу.

Напряжение боя нарастало. Проникнуть внутрь школы и уничтожить террористов пока не удавалось, Они вели огонь из окон учебных классов второго и первого этажей. Спецназовцы отвечали огнём из автоматов. Александр, превозмогая боль в ноге, продолжал управлять. Александр с ребятами, встав под окна, начали сдёргивать детей с подоконников на землю.

Необходимо было во что бы то ни стало ворваться в столовую. Майор Петров, не раздумывая, влетел в окно, успел убить боевика у подсобки.

Шёл шестой час вечера. Перов получает новую задачу - продолжать зачистку всего правого крыла здания.

Перов своим телом прикрыл от осколков гранаты группу детей, которых ещё не успели эвакуировать сотрудники МЧС. Перов упал перед детьми. Улыбаясь, показал рукой, что ранен, успел дать несколько распоряжений. Вскоре под ним стала появляться лужа крови, а когда подскочившие сотрудники МЧС потащили Александра к окну, чтобы передать в машину скорой помощи, за ним тянулся кровавый шлейф. Тогда бойцы поняли, что Александр Перов погиб. Бой продолжался. Только во втором часу ночи бои в школе завершились. Так погиб один из лучших офицеров спецподразделения ФСБ «Альфа» майор Александр Перов. Он отдал свою жизнь за Отечество.

О Герое будут напоминать улица Александра Перова в Нижегородской области.

Учитель.

Многим покажется, что подвиг связывается с физической силой, отвагой,

мужеством, которые можно проявить только в боях и сражениях. Но разве подвиг - это только бесшабашная храбрость? Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?

Ученик 7. Что же такое подвиг?

Подвиг – это поступок, целью которого является устранение зла, насилия или несправедливости. Подвиг может совершить человек с твердой волей, способный побороть страх за свою жизнь, забывающий о личном благополучии. Мы должны гордиться тем, что среди нас  жили и живут такие люди, которые готовы в любую минуту прийти к нам на помощь ни минуты не задумываясь о своей жизни. С некоторыми из них я хочу познакомить Вас сегодня.

Владимир Карват. 23 мая 1996 года в 22 часа 54 минуты при выполнении учебного полета самолет СУ- 27П подполковника Карвата из-за возникшего пожара стал терять управление. Полет проходил на высоте 800 метров над густонаселенной местностью.. Последние 14 секунд полета подполковник продолжал уводить самолет  в сторону от деревень. Ценой собственной жизни и благодаря летному мастерству ,он не допустил падения самолета на населенные пункту, чем спас множество человеческих жизней.

Дмитрий Гвишиани.     В ночь с 28 на 29 августа 1999 года в районе станции Драгичин Брестской области загорелся пассажирский поезд. Курсант 3-его курса Военной академии РБ Дмитрий Гвишиани одним из первых бросился тушить горящий локомотив.Указом Президента РБ героический поступок  Дмитрий Борисович Гвишиани награжден орденом «За личное мужество» посмертно.

Третьеклассник  Саша  Ложечник спас при пожаре двоюродных сестер – шестилетнюю Настю и четырехлетнюю Катю. Ничто не предвещало беды в то воскресное утро. Родители протопили печь, накормили детей и ушли на работу. Сестрички Настя и Катя играли в комнате и ждали, когда придет присматривать за ними двоюродный брат Саша. Саша, зайдя в дом, сразу же почувствовал едкий запах дыма. Открыв дверь в кухню, он увидел, что помещение заполнено плотным дымом, а где-то около печи пробиваются языки пламени. «Где же Настя и Катя?» Саша бросился  в комнату, плотно закрыл за собой дверь и стал думать, как вывести сестер на улицу. Нужно выбираться через окно – решил Саша. Он помог девочкам выбраться и побежал к соседям вызывать службу спасения.. Третьекласснику была вручена почетная грамота районного отдела образования «За проявленное мужество при спасении людей при пожаре».

        Выпавшая из рук солдата граната скатилась на дно узкого окопа. Рядовой Андрей Ковгар замер в оцепенении.  «Выбросить гранату из окопа!» - первое что мелькнуло в голове у капитана Сергея Суховило. Но сообразив, что сделать это не успеет (путь к гранате преграждал растерявшийся боец), офицер схватил его за бронежилет и рывком выбросил на бруствер. До взрыва оставалось мгновение, и тут Сергей, готовый пружиной выскочить вслед за Ковгаром, увидел что тот, оказавшись наверху, даже не пытался укрыться от смертоносных осколков,  готовых вот-вот разлететься  в разные стороны. Едва успев в броске накрыть своим телом Андрея, капитан услышал хлопок разрыва. Жизнь солдата была спасена.Этот случай произошел в конце ноября 2006 года Этой случай говорит не только о героизме человека, офицера, но о его высоком профессионализме, сумевшего  в экстремальной ситуации принять единственно верное решение.За проявленное  во время исполнения воинского долга мужество  Сергей Суховило награжден орденом « За личное мужество».

Заключительное слово учителя.

        9 декабря наша страна отмечает День Героя Отечества. Люди , о которых мы сегодня с вами говорили ,не думали, что когда-нибудь страна назовет их героями. Просто они честно выполняли свой человеческий долг.

Любить Родину -  значит не только ее защищать, но и гордиться ей, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам просто жить и радоваться жизни. От того, какими интересами живет человек, как он участвует в решении пусть даже маленьких общественных задач, зависит готовность к подвигу. Подумайте и ответьте на вопрос: как можно готовить себя к подвигу? Как развивать свою волю, целеустремленность, смелость? В чем проявляется ваша любовь к Родине?

В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. 2 Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты,- писал В. Сухомлинский,- необходимы каждому человеку не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, труде. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с ленью, ложью, недисциплинированностью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Разработка классного часа на тему "Урок мужества" 10класс

Классный час посвящен годовщине вывода советских войск из Афганистана. Воспитывает в обучающихся нравственные качества, любовь и уважение к воинам-интернационалистам, формирует чувство патриотизма и у...

Классный час на тему: "красота и труд вместе идут"

«Красота и труд - вместе идут»Цели: развитие у учащихся чувства красоты, воспитание у учащихся потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда....

Классный час на тему "Красота земли Югорской в творчестве художников Севера"

Цель: Раскрыть образ земли Югорской, отражённый в работах художников Севера...

Классный час на тему: «Красота: как ты это понимаешь?»

Классный час для 5-7 классов о ценности красоты внешней и внутренней...

Сценарий конкурса красоты и мужества Тажы болгаш Дангына

Сценарий конкурса красоты и мужества Тажы болгаш Дангына...