Сценарий общеколледжского классного часа, посвященный выпускнику 1941 года Доценко Дмитрию Максимовичу
классный час ( класс) на тему

Касаткина Ольга Николаевна

Общий классный час, посвященный выпускнику 1941 года Доценко Дмитрию Максимовичу предназначен для студентов колледжа с целью воспитания у молодого поколения чувства патриотизма чувства долга и чувства гордости за старшее поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa_podvig_vernosti.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

общеколледжского классного часа «Подвиг верности»,

посвященный выпускнику 1941 года ДОЦЕНКО ДМИТРИЮ МАКСИМОВИЧУ.

                                                (Портрет Д. М. Доценко на экране)                                                                               В.1 Этой дружбе стареть не дано! 

       И крепчала она с годами,

       Словно выдержанное вино…

       Проверялась всегда делами!

В.2. Это музыка прошлых лет-

        Ни одной в ней фальшивой ноты,

        Это памяти яркий след,

        Это то, чем сейчас живете!

В.3.  Доценко Дмитрий Максимович, выпускник 41 года, « почтовый ящик» Дима Доценко - уникальное, удивительное явление в истории колледжа! Через всю свою долгую, более чем 80-летнюю жизнь, он пронес верную память своим друзьям- одногруппникам,  благодарность своему учебному заведению, преподавателям. Пройдя тяжелыми дорогами Великой Отечественной войны, оставаясь верным однажды выбранной профессии, Дмитрий Максимович поистине совершил подвиг верности, его жизнь- это подвиг верности! Однажды, перед отправкой на фронт, он дал обещание друзьям- собрать их после войны, и выполнил это обещание. Все, что вы увидите и услышите сегодня, создано усилиями этого человека. В течение долгих десятилетий он собирал не только сведения о жизни своих одногруппников - живых и погибших, но издавал самиздатовские книги, собирал выпускников 41 года на юбилейные даты колледжа( они приезжали  на 30- летний, 40- летний, 50-летний юбилеи колледжа),имел постоянную связь- переписку с колледжем. Уже глубоким стариком, тяжело больным, все мечтал дожить и побывать на 70- летнем юбилее колледжа и не дожил до него совсем немного…

                                (на экране - книги, созданные Д.М., его письма в колледж)

В.4.  История его жизни - это история нашей родины в страшном и прекрасном, тяжелом и великом, очень противоречивом 20 веке! Давайте сегодня вместе перелистаем страницы жизни одного человека, чтобы лучше понять и историю своей страны, и сегодняшний день, увидеть, какие скромные, но великие духом эти люди войны- ветераны. Спросим себя,  сумеем ли мы сохранить то, что было в этих людях, достойны ли мы их! Или прав был великий Лермонтов – «да, были люди в наше время- не то, что нынешнее племя, богатыри- не вы!»

В.1.  Давайте вернемся к истокам… Итак, ДЕТСТВО.

                     (на экране свидетельство о рождении, детские фото Д.М.)

       Из книги «БМТК. 50 лет», созданной Дмитрием Максимовичем: «В нашем преклонном возрасте уже трудно вспомнить подробности всего того, что происходило в прошлой жизни. Пережитое нами время, дела, заботы и соответствующие события выветрили из памяти многое.

       Но почему-то свое детство более всего запомнилось в подробностях и более всего приятно вспоминается.

       Все мои воспоминания о детстве будут связаны с сельской жизнью. Ведь родился я и провел детство в селе Квашино, Воробьевского района.

       Наше детство было чем-то вроде сельского профессионального образования. С малых лет учили всему понемногу. Делилось наше «образование» на классы, шутки ради, конечно.

  В.2   «Первый класс»- гусей пас. Для удобства мать пастушка завязывала длинную рубаху узлом сзади, чтоб при перебежках не путала ноги, давали в руки хворостинку. Вот и вся наука для «первоклашки». Без фуражки, без штанишек, загорелый, запыленный, рубашка нараспашку. Паси, пастушок, гусей! Да гляди в оба! А тебе- то и всего полных шести лет нет!

  В.3   «Второй класс» такого образования был «поросячий». Поросят да свиней пасли. Вооружали нас на сей раз палкой с шарообразным утолщением на конце (кийок). В каждом дворе были и свиньи, и поросята, и молодняк. Во второй класс я не сразу перешел, возраст не позволял. А «учеба» эта была уже куда серьезней, чем гусиная наука. Поэтому меня заменила старшая сестра Агафья, а я продолжал гусей пасти. Остался, так сказать, второгодником в 1 классе.

 В.4. «Третий класс» был  еще более ответственный - «телячий». Со всей улицы маленькие пастушки сгоняли в гурт каждый своего теленка. Сколько телят - столько же и пастушков. Гоняли телят на пастбище далеко  в поле. С собой брали в сумку харчи на весь день. Пастушкам давался отдых - выходной. На этот день телят привязывали на веревку «до прикорня» (кол) или пастушка подменял кто-нибудь из семьи. Такая «учеба» проводилась одинаково и для мальчиков, и для девочек.

  В.1.  Да, наше детство в прямом смысле слова было босоногим и голоштанным. Теперь ни один первоклассник не поверит, что мы до школьного возраста ходили босые и без штанишек. Ходили в длинных рубахах  из конопляного полотна, домотканого, грубого, как мешковина, сурового, отбеленного на солнцепеке полотна.

   В школу все без исключения приходили босиком, и так ходили до первого снега. А весной соревновались удальцы - кто первый придет в школу по первым проталинам босиком!

В.2  Нельзя сказать, что мы бедно жили. Нет. А так уж повелось. Считалось лишним иметь в доме обувку для малых детей. И тем более штанишки дошкольному малышу! Зачем они ему? Такой обычай завелся. Время такое было.

  В.3. Вспоминая детство, нельзя не вспомнить насущный хлеб- батюшку. Какой вкусный хлеб пекла моя мама! Подовый, на капустном листе. Пшеничный хлеб выпекали на хмелю, а зачастую в тесто добавляли настой душистых трав: чернушки, ганнуса, укропа и других. Хлеб получался ароматный, аппетитный, сытный.

        Пекла мама хлеб один раз в неделю, обычно в субботу. Из печи готовый хлеб вынимался в двенадцатом часу, перед обедом, вся семья в сборе. Аромат печеного хлеба заполняет всю избу, а мы ходили вокруг да слюнки глотали. Не велит мать свежий хлеб брать. Накроет она его после печи специальным полотенцем (хлебный рушник), чтоб отдохнул после печи.

      Только за обедом хлеб на стол ставился. Румяный, ароматный, бока потрескались в печи. Хорошо эти бока чесноком натирать, почесноченный хлеб сам в рот просится.

      Мой отец не был религиозным, не ходил в церковь, Богу не молился. Но, не перекрестившись, не брал хлеб. Он хлеб считал священным.

В.4. Семья наша была в составе семи человек. Старший брат Иван  с отцом ( фото отца и семьи) хозяйство вели, а мы им помогали. В голодный 1921 год один брат и сестренка умерли, нас, детей, осталось трое.

      Старший брат в 1928 году вступил в комсомол. Окончил курсы трактористов, потом учительские курсы в Павловске, стал учить грамоте односельчан - ликвидировать неграмотность. Потом был бухгалтером, опять закончив курсы. С первых дней войны - на фронте, погиб в 1941 году в боях под минском. Старшая сестра Агафья умерла от голода в блокадном Ленинграде.

                                                       ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.

 В.1.  Человеческая жизнь так коротка, что он не может в полной мере понять, какой путь прошла наша страна за неполные 100 лет, а молодым свойственно не столько смотреть назад, сколько устремляться вперед, в «прекрасное далеко». Тем ценнее воспоминания людей, живших в это историческое время и оставивших живые свидетельства эпохи.

В.2. Дмитрий Максимович так вспоминает свои школьные годы (вдумайтесь, вслушайтесь, сравните!): «В переломный и не совсем спокойный 1929 год я пошел в школу. Подготовка меня к школе тем и закончилась, что пошили мне штанишки из конопляного полотна, выкрашенного в темный цвет наваром из веток черного клена, из него же пошили новую рубаху, сумку для книг с тесемкой через плечо.

       Первый класс. Первый учитель! Это незабываемо на всю жизнь! Елизавета Георгиевна Мировицкая - первая моя учительница! Каких трудов ей стоило собрать в то время в школу учеников на занятия 1 сентября. Неохотно крестьяне посылали своих детей в школу. Обрадовались, что советская власть дала земли  вдоволь. Всю детвору заставляли работать на земле, превращая их в работников в своем хозяйстве.  Поэтому очень мало пришло ребят. В школе была одна классная комната. В ней поместили учеников всех четырех классов в возрасте от 7 до 17 лет, учитель тоже был один. Обучение шло на украинском языке аж до 5 класса. Начальную школу я окончил успешно, за что был награжден значком «Ударник учебы» и премирован путевкой в районный пионерский лагерь.

 В.3. Был конец весны 1933 года, второй после 1929- голодный год. В ноябре- декабре еще 1932 года в село нахлынуло много семей с Украины, где голод был еще свирепее. В школе всех нас подкармливали горячими завтраками из затирки, кулеша, галушек. Но к весне продукты в колхозе были на исходе, и кормить стали нерегулярно.

      После успешного окончания 4-го класса меня с опухшими от голода ногами повезли в село Березовка в районный пионерский лагерь.

В.4. Тяжелый был 1933 год. Много умерло  людей в нашем селе. Умирали и  от голода, и от переедания, когда, изголодавшись, набрасывались на первые появившиеся молодую картошку, огурцы…

В.1. Летом 1933 года закончили строительство новой школы с тремя просторными светлыми классами. В селе была образована семилетняя школа колхозной молодежи (ШКМ).  Осенью, оправившись от голода, начали учиться в 5 классе. Учеников набралось много: пришли и переростки, закончившие 4 класса 2-3 года назад, и ребята со станции, из совхоза. Новая школа, новая программа обучения теперь уже на русском языке, новые учителя, новые учебники! Сколько впечатлений, сколько волнений!

В.2.  В седьмом классе у меня пропал интерес к учебе, я перестал читать художественную литературу, понизилась дисциплина, успеваемость, и я оказался в числе «трудных». К весне учеба окончательно разладилась, и на выпускных экзаменах я получил сплошные «неуды». Спохватились отец, старший брат, но было уже поздно- меня оставили на второй год!

В.3. На лето старший брат организовал мне воспитательный семестр- устроил подсобником на строительство. Режим дня, полезный труд кое- чему меня научили. Кроме того, я заработал 90 рублей - немалые по тем временам деньги. Понравилось, что отец стал советоваться со мной на равных! Хорошую школу я прошел на строительстве: в бригаде были хорошие, честные люди, доброжелательно относились ко мне.

В.4. Пришла пора идти в школу, опять в седьмой класс. Но как идти второгоднику на занятия?! Мой брат взял под контроль мою учебу. Изменилось и мое отношение к учебе, книгам, учителям. Помог и пришедший в седьмой класс учиться Ваня Пятибратов, ставший моим другом на долгие годы.  Закончил я семилетку с похвальной грамотой.

      Никогда не меняйте друзей,

      Их нельзя разменять, как монету.

      Вы поймете это поздней-

      Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,

Ту потерю ничем не заменишь.

Старый друг не вернется к тебе.

Новым другом его не заменишь.

    Нужно дружбу беречь всегда,

   Это чувство длиннее века.

    Лучший друг не предаст никогда,

   Просто преданней нет человека!

           

                                                                   ТЕХНИКУМ.

      В1. Еще зимой ученики седьмого гласа стали задумываться о выборе своей будущей профессии - своего жизненного опыта никакого, да и учителя мало чем здесь могли помочь. В голове сплошная романтика! Я мечтал то в Воронежский аэроклуб поступить, стать летчиком, то в геологи податься.

     Решили нашу судьбу отец Вани Пятибратова и мой брат - работники Заготзерно - он и предложили нам поступить в Бутурлиновский мукомольный техникум, убедив в важности и нужности этой профессии.

 Так мы с Ваней Пятибратовым, успешно сдав вступительные экзамены, стали студентами 3-й группы 1 курса БМТ.

   В.2. Итак, я - студент! Жили в общежитии, питались в студенческой столовой. Часто на питание денег не хватало, тогда из дому привозили картошку, хлеб, пшено, сухари. Специальных кухонь в общежитии не было, варили кашу и картошку прямо в отопительных печах общежития, в котелках, чугунках, а в летнее время прямо на кострах во дворе общежития – по-цыгански!

 Успевающим студентам платили стипендию - 33 рубля, повышенная стипендия была на 10 рублей больше. Поэтому студенты разгружали вагоны, чистили ж/д пути от снега. Мне помогал старший брат и деньгами, и добрым советом.

В.3. Летом, закончив 1 курс, по совету брата, я поступил на работу в лабораторию Заготзерно. Принимали зерно на небольшой, 3 тыс. тонн, деревянный элеватор. Нехитрая техника элеватора вызывало во мне восхищение и интерес. Мне очень понравилась работа по приемке зерна, даже ночные смены не были в тягость. Я приобщился к избранной профессии и , что немаловажно, пополнил свой студенческий бюджет.

    Интересная, полезная обществу работа избавили меня от несбыточных фантазий, праздных мыслей, необдуманных поступков. Вырабатывался характер рабочего человека.

В.4. С накопленным опытом работы и  некоторым жизненным опытом я начал учебу на втором курсе. Учился успешно. Черчение было одним из любимых предметов. Нашим девушкам черчение давалось трудно, особенно чертежные шрифты и сопряжения. Часто я помогал девушкам делать надписи на чертежах. Преподаватель черчения Николай Антонович узнавал мой почерк на чужих чертежах и иной раз, в шутку, конечно, ставил на чертежах две оценки: девушкам – за чертеж, мне, с указанием фамилии,- за надписи.

   Находилось время и на увлечения. Был при техникуме фотокружок. Фотолаборатория размещалась под лестничной клеткой полуподвального этажа. Увлекся я фотолюбительством на всю жизнь. Принимал участие в работе драмкружка, обучался игре

на струнных инструментах, но танцы так и не полюбил.

В.1. После второго курса предстояла первая производственная практика.  Я был направлен на Тимашевскую мельницу Краснодарского мельтреста. Меня на время практики зачислили смазчиком - магнитчиком. Руководителем практики был назначен лаборант мельницы. Рабочие и руководство мельницы относились ко мне заботливо, и я старался быть исполнительным в работе.

     Из подсобного хозяйства мельницы мне выписывали мясо, арбузы. В питании я не испытывал нужды. Зарплату, суточные и квартирные я не тратил, берег для покупки одежды.

    Программу производственной практики я выполнил досрочно с оценкой «4».

    Благоприятный климат Кубани, арбузы, виноград благоприятно повлияли на мое здоровье. Я повзрослел, возмужал и уже не был похож на сельского «пацана».

В.2. На третьем курсе нас осталось три группы. Многих ребят постарше призвали в армию, направили в училища.

      Вторую производственную практику после третьего курса я вновь проходил на Кубани,  станции Запорожская, на небольшой мельнице. Рядом море, Керченский пролив, залив Малый Кут. Впервые в жизни я увидел море. На вкус морская вода не понравилась - солона, горька, солить огурцы - тоже не получилось, а купаться понравилось. Набрал воды в бутылку - отцу дома дать попробовать!

     Директор зачислил меня в штат мельницы шеретовщиком, определил на квартиру к тете Поле Халкиди - гречанке. Она назвала меня то русином, то северянином, относилась исключительно уважительно. Ее дочери Наде, которая готовилась поступать в техникум я помогал готовиться к вступительным экзамена. А по воскресеньям и праздникам Тетя Поля угощала меня «Надиным вином» - Наде - 16 лет и вину - 16! До самой войны я переписывался с Надей. А по отчетам той производственной практики я получил «5».

В.3. 1940 год. Шла учеба на 4 курсе. Нас осталось 30 человек. Было тревожное время. Не только студентов, но и преподавателей призвали в армию- преподавателя русского языка Дудина, истории- Ивана Яковлевича. Усиленно работали кружки ОСОАВИАХИМА, по ПВХО, ГСО, ГТО, сдавали нормы на значок  «Ворошиловский стрелок».

    Наглядных пособий было мало, поэтому студенты многое делали сами. Преподаватель крупяного дела Яценко В.Ф. часто давал мне чертить крупным масштабом разрезы крупяного оборудования. Платили за лист 20-35 рублей. Это была хорошая добавка к  стипендии и полезно для углубления знаний. Несмотря на сложное предвоенное время, студенты нашего техникума были значительно лучше обеспечены материально, чем студенты совторговли.

В.4. Преддипломная производственная практика была зимой в Пензенской области в Бековском межраймельуправлении.  Бековская мельница располагалась в райцентре, на реке Хопер. Большая мельница - шесть вальцевых станков и жернов на вымоле. Впервые я был на водяной мельнице - запас воды с перепадом в 6 метров! С интересом и любознательностью я взялся за выполнение подробного чертежа оборудования этой мельницы. Получился грамотный чертеж, заметив мои способности и старание, технорук управления, Александр Васильевич, предложил мне оформить техпаспорта всех мельниц мельуправления. Начал с Бековской мельницы. Она очень большая, занимала оба берега Хопра, три острова на реке. Снег, зимние холода. Помощника мне не дали. Не было хорошей бумаги, чертил на обратной стороне обоев. За 10 дней закончил эту работу и поехал на другие мельницы. Средство передвижения - лошадь, запряженная в санки.

    Сделал 6 техпаспортов 6 мельниц, но сильно простудился, работу вынужден был оставить. Уже после войны технорук Бековского мельуправления сообщил, что мои чертежи и паспорта до сих пор хранятся на мельнице.

В.1. Тема моей дипломной работы «Реконструкция Бековской мельницы». Технорук мельуправления просил меня прислать ему копию моего дипломного проекта, т.к. многие замыслы дипломной работы имели практическую ценность и заинтересовали технорука, Но война помешала этому.

   Защита дипломных проектов намечалась на 25 июня 1941 года, а 22, в воскресенье, началась война. На западных границах  Родины отражали наши воины вероломное нападение Германии, а мы в этот солнечный воскресный день до обеда ничего об этом не знали. Все мы ранним утром, придя  в техникум, увлеклись завершением своих чертежей, пояснительных записок. Проголодавшись,  все вместе пошли обедать в студенческую столовую и увидели нашу кормилицу - буфетчицу в слезах. Она-то и сказала нам, что уже с 4-х часов утра идет война с немцами. (вставить из экскурсии)

                                                                       ВОЙНА.

   В.2.  Мне и Дегтяреву А.М.военком вручил направления в окружную медкомиссию г. Воронеж. Выдержав все медицинские проверки, мы были направлены в Ртищевское училище штурмовой авиации. Летчики! Радость, гордость, тревога! До начала занятий нас отпустили домой со справкой, что мы являемся курсантами авиаучилища.

   Дома я застал одну мать. Отец мобилизован на оборонительные работы, брат на фронте, сестра не вернулась из Ленинграда. В селе одни старики да малые дети. Теперь и я между ними в ожидании вызова из училища, а его все нет.

   Уже отчетливо слышен гул артиллерийской канонады со стороны Павловска, Богучара. В селе появился загранотряд пограничников, проверяли документы. А вызова все нет. В облвоенкомате г. Борисоглебска мне и еще 20 курсантам Ртищевского училища сообщают, что оно эвакуировано в Ташкент, и отправляют нас туда. Но… в неразберихе первых месяцев войны мы попали не в Ташкент, а в Благовещенске на Амуре и не в летном, а в военно-пехотном училище. Но зато хоть наконец-то накормили, дали обмундирование… ну и намучились же мы с обмотками! А научившись ими пользоваться (каждая 3метра, 15см), поняли, что они лучше и удобнее сапог!

 В.3.  Обучали оборонительному бою зимой, держать «оборону» 5 суток в снегу, как спать под открытым небом зимой в снегу. Расчистили в дубовом кустарнике площадки, большими кострами прогрели землю, на неё постелили сухие дубовые листья. Ложились плотно друг к другу по кругу радиусом, ноги в центре круга, там костёр, где постоянный дежурный поддерживал огонь. Эта наука потом очень пригодилась на фронте - почти не было обмороженных.

В.4.  Только на фронте я понял, как многому нас не научили. Много занимались шагистикой, которая нужна разве что для парада, а не для боевых действий.  Нам не показали танки. А надо бы было не только показать, но и обкатать на танках и под танками. Идет прямо на тебя  вражеский танк - ты ложись на дно траншеи, пропусти танк без боязни, если он даже начнет утюжить траншею, если даже присыплет тебя обвалившейся землей. Прошел танк, вставай и бросай ему противотанковую гранату, под гусеницы ему, в моторную часть, успеешь - бросай другую! Этому мы учились уже на фронте. К сожалению, среди обучавших нас в училище командиров не было ни одного фронтовика, он- то и мог бы нас обучить с учетом фронтового опыта.

  В.1.  Осенью нас выпустили, присвоив звания лейтенантов. Одна рота была отправлена на Сталинградский фронт, другая осталась в местном гарнизоне ОКДВА. Небольшая команда, где был и я, по заявке с Волховского фронта была отправлена туда. Ехали больше месяца, на сибирских станциях покупали куски мороженого молока- чудно – из мешка кусок молока. Перевалили через Урал, стали попадаться эшелоны с ранеными. Фронтовики смеялись над нашими буденовками, говорят: «Как каску на него надевать будете?» И, правда, на фронте пришлось менять буденовку на ушанку.

В.2.   На Волховском фронте я попал во вторую ударную армию, штаб ее располагался на берегу Ладожского озера. Меня назначили командиром стрелковой роты, всего в роте было 59 человек, русских и украинцев- 19 человек, все остальные узбеки, казахи, туркмены, татары и др. национальности. В первом же бою по захвату вражеского дзота я был ранен, пока добирал с линии фронта к своим, ранило еще раз, ноги не чувствую. Так я полз с 3-х часов ночи до 10 утра, ослаб, выбился из сил. Стоял морозный солнечный день 10 февраля 1943 года. Первый день моего пребывания на фронте - мое боевое крещение. Запомнился он мне на всю жизнь!

В.3.   Уже в госпитале в одной палате со мной оказался мой связной Газаев. Он-то и рассказал, что в строю после боя остался 31 человек. Меня искали среди убитых и раненых, а я выполз  в расположение соседнего батальона.

       После госпиталя - опять фронт- 24-я отдельная стрелковая бригада, заместитель по строевой части роты автоматчиков капитана Журавлева. Прошло несколько месяцев службы. Я - командир взвода автоматчиков. Офицерский коллектив дружный, солдаты опытные, особенно по душе мне пришелся капитан Журавлев.

 В.4.    Волховский фронт имел задачу силами 59 армии к 20 января 1944 года освободить город Новгород. Только 29 января после упорных, кровопролитных боев встретились войска, наступавшие с севера с войсками оперативной группы. Враг был окружен, но продолжал сопротивляться еще упорнее, пытаясь вырваться из окружения. Им это не удалось, наша сила взяла верх. Многие немцы сдались в плен, на окраинах города и сел лежали трупы гитлеровцев, разбитая военная техника, обозы. Великий Новгород был освобожден.

В.1. Гитлеровцы, отступая, сжигали села. Ночами вокруг полыхали зарева пожаров. Командиры стрелковой бригады торопили войска, чтоб не дать гитлеровцам сжечь дома, гнать его без остановки, чтоб дать людям вернуться в свои дома.

В.2. Волховский фронт в феврале 1944 года расформировали. Я получил назначение во 2-ю стрелковую дивизию, в 13 стрелковый полк, г. Сланцы Ленинградской обл.

   В городе было много наших танков и танкистов. В каждом дворе стоял замаскированный танк или самоходка. Уходя из города, я увидел лейтенанта в форме танкиста очень похожего на Сашу Дегтярева- выпускника техникума. Я окликнул через улицу: «Дегтярев!» Он остановился, присматривается, я двинулся к нему. Тут налетели немецкие самолеты, поливали из пулеметов и пушек, мне пришлось вернуться в укрытие. После боя я не нашел Дегтярева- все танки спешно покинули город.

В.3. За время войны Дмитрий Максимович и тонул, и еще неоднократно был ранен, за взятие высотки у хутора Паркас (Латвия) был награжден орденом Красного знамени.

    Победа застала Доценко Д.М. на берегу Дуная, неподалеку от  селения Киряку, в лесу из акаций.  Пригодились цветы белой акации! Кончилась война! Радость и слезы!

В.4. Домой! Не ожидая вагонов, эшелонов,  дивизия запылила пешком с песнями по дорогам Румынии. Шли через людской коридор. Многие километры по городу  плотной стеной по обе стороны улиц стояли люди - жители Бухареста и бросали солдатам цветы.  Более 800 км протопали до Котовска Одесской обл. Это было уже в августе 1945 года.

     До мая 1946 года  Д.М. прослужил в 301 –м стрелковом полку. Жили на частной квартире 4 офицера, в этом же доме жили 4 студентки. Доценко и Хамраев выбрали из них себе подруг и женились. Далее - годен к нестроевой, инвалид войны, демобилизован из рядов вооруженных сил.  (Кино)

                                                                       ИТОГ.

      Кончилась трудовая деятельность. Чем заняться? Без дела человек обречен. Без цели жить невозможно. Появившееся вдруг большое количество свободного времени позволяет точнее и глубже осмыслить пережитое, все, чему сам был свидетелем.

     Ярче всего вспоминается все первое: первый день в школе, первый учитель, первый день учебы в техникуме, первый день войны, первый бой…

     Вспоминая и размышляя иногда возникает вопрос - правильно ли ты выбрал жизненный путь, правильно ли выбрал профессию? Правильно ли сделал, поступив в техникум. Оправдал ли затраты государства на мою учебу?

    Жизненный опыт говорит - нет, не зря мы учились в техникуме, не зря нас учили.

     Я по специальности, полученной в техникуме, работал 17 лет. В смежных отраслях - еще 19 лет. 4 года и часть своего здоровья отдал защите Родины на фронтах Отечественной войны. Сорок лет с лишним служению государству - таков итог моего служения родине, такова отдача нашему государству! И не меньше длилась верность Дмитрия Максимовича своим друзьям-одногруппникам, своей alma mater, своей профессии - что еще можно назвать подвигом верности!

                                                     

                                                        Стихотворение «Сквозь года»

СКВОЗЬ ГОДА

Дай мне руку, мой верный товарищ,

А в ответ ты держи вот мою.

Тем взаимностью тут же одаришь,

И тебя в тот же миг одарю.

Седина и морщины застали,

Но в глазах неподдельный блеск.

Много в жизни они повидали,

Но не видели дружбы треск.

Лучше всех ты, и ты это знаешь.

И ты знаешь, что это не лесть.

Ты всё тот же мой верный товарищ,

Я - твой друг пред тобою как есть.

И какие бы ни были беды

И какой бы ни ждал поворот,

Каждый, будучи с кем-то и где-то,

На подмогу друг другу идёт.

Мы при встрече с тобой улыбнёмся

И ладони друг другу пожмём.

Мы не скоро с тобой разойдёмся,

Мы почти что родились вдвоём.

Пусть слова ты у сердца оставишь,

И храни их в душе от всех вьюг:

«Ты мой лучший на свете товарищ,

Я - твой лучший на свете друг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...

Сценарий открытого классного часа " Весна 45-го года"

Сценарий праздника "Весна 45-го года" в 7 "Б" классе. Собран из множества версий. Проводили в 2011 г...

Внеклассное мероприятие "Выпускники 2020 года выпускникам 1941 года посвящают"

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне, людям, воевавшим на  полях сражений....

Сценарий открытого классного часа "Посвящение в пятиклассники".

Сплочение классного коллектива. Формирование у пятиклассников уважения к нормам и ценностям школьной жизни....

Методическая разработка классного часа, посвященного Году памяти и славы- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для обучающихся 10-11 классов

Цель : формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и ...