'' Пока горит свеча…'' Конкурс чтеца, посвященный 70 - ой годовщине победы в Великой отечественной войне
классный час (10 класс) на тему

Абрамова Галина Владимировна

Ожидаемые результаты:

1.Личностные:  воспитывать у учащихся чувство  любви к родине, бережное отношение к старшим, к своему прошлому, к своей истории.

2. Надпредметные: развивать эмоционально-образное мышление, память, умения и навыки выразительного чтения стихотворений, посвященных победе в Великой отечественной войне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конкурс чтеца60 КБ

Предварительный просмотр:

    РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

'' Пока горит свеча…''  

 Конкурс чтеца, посвященный

70 - ой годовщине победы

в Великой отечественной войне

             учитель       Абрамова Г.В.

Ожидаемые результаты:

1.Личностные:  воспитывать у учащихся чувство  любви к родине, бережное отношение к старшим, к своему прошлому, к своей истории.

2. Надпредметные: развивать эмоционально-образное мышление, память, умения и навыки выразительного чтения стихотворений, посвященных победе в Великой отечественной войне.

Оборудование: плакаты, посвященные войне, свечи, репродукции по теме '' Великая отечественная война'', магнитофон, записи песен военных лет.

Литература: сборники стихов К. Симонова, А. Твардовского, В. Высоцкого, Ю. Друниной, Д. Самойлова и других.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

 Сегодняшний конкурс '' Пока горит свеча''  мы открываем и посвящаем его Дню Победы, который будет отмечаться всей страной, каждым из нас 9-го мая.

 Все стихи, которые будут читать наши конкурсанты, сосредоточены на одной мысли: если в каждом из нас будет жить память о тех страшных годах войны, если каждый раз при воспоминании об этом мы почувствуем скорбь, то наши деды и прадеды умирали на полях сражения, совершали подвиги не зря.

 Сейчас мы зажжем свечу, которая будет гореть на протяжении всего конкурса. Она символизирует то, что мы не забываем трагических лет войны и людей, которые были ее героями.

 Перед тем как сюда выйдут наши конкурсанты, несколько слов об условиях нашего конкурса. Каждый участник вызывается на сцену со своим стихотворением, посвященным Великой отечественной войне. После жюри оценивает артистизм, манеру исполнения, понимание конкурсантом основной идеи стихотворения.

  1. Большинство поэтов, писавших о войне, были ее непосредственными участниками. Так, поэт и прозаик К. М. Самойлов служил фронтовым корреспондентом. По воспоминаниям современников, он старался попасть в самое пекло. Это позволило написать ему несколько правдивых произведений о войне.

  В стихотворении '' Ты помнишь, Алеше, дороги Смоленщины…'' Симонов обращается к Суркову. Здесь он открывает для себя Россию исконную, настоящую, которую он не знал до фронтовой дороги.

Стихотворение '' Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…'' исполнит ...

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как крики несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдеою,

Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное все- таки родина –

Не дом городской, где празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскую

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша, изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

'' Мы вас подождем!''- говорили нам пажити.

'' Мы вас подождем!'' – говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По- русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что уже вся,

Я все- таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По- русски три раза меня обняла.

2.Центр военной лирики Симонова- моральная проблематика: верность долгу, фронтовому братству; подвиг. А подвигом уже считалось умение ждать.

Стихотворение ''Жди меня'' напоминает письмо с фронта. Это стихотворение звучит как заклинание.

Стихотворение Симонова '' Жди меня'' прозвучит в исполнении ...

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.-

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

3.Нелюбовь к пафосу, к тяжеловесному стилю- черта поэзии всего военного поколения. Лучше всего фронтовикам удавались короткие зарисовки- вспышки памяти:

Я только раз видала рукопашный,

Раз- наяву, и сотни раз во сне,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Это стихотворении Юлии Владимировны Друниной. Вспышку памяти другого стихотворения Друниной исполнит …

 '' Худенькой, нескладной недотрогой…''

Худенькой, нескладной недотрогой

Я пришла в окопные края,

И была застенчивой и строгой

Полковая молодость моя.

На дорогах родины осенней

Нас с тобой связали навсегда

Судорожные петли окружений,

Отданные с кровью города.

Если я солгу тебе по- женски,

Грубо и беспомощно солгу,

Лишь напомни зарево Смеленска,

Лишь напомни ночи на снегу.

4.Судьбы тех, кто вернулся с фронта, складывадись по- разному. У некоторых первые книжки вышли только спустя только полтора десятилетия после Победы. В числе таких поэтов- Давид Самойлов. Стихотворение этого поэта исполнит ...

'' Сороковые''

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка неуставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало!

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало!

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

5. Спустя много лет после окончания войны эта тема на переставала волновать поэтов. Владимир Николаевич Соколов по возрасту чуть младше, чем военные поэты и чуть старше шестидесятников, он не похож ни на те, ни на других.

Стихотворение В. Соколова '' Все время чувствую вину…'' исполнит ...

Все время чувствую вину.

Одну, потом еще одну.

Когда судьба и не судьба.

Когда не рано и на поздно.

Вину тирана и раба,

Вину больных и вши тифозных.

Все время чувствую вину,

Как будто я разжег войну,

А не она меня нашла.

Все время чувствую вину.

Бессилье это или сила,

Когда и малую твою

Я ощущаю, как свою.

6.Александр Трифонович Твардовский, как и многие его современники, был военным корреспондентом. В ту пору им были сделаны наметки поэмы '' Василий Теркин''.'' Книга про бойца'' адресована солдату. Она писалась и доходила до читателя отдельными главами. Отрывок из главы '' На привале'' прозвучит в исполнении ...

Теркин- кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силен,

Скажем откровенно:

Красотою наделен

Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой- героем.

На Карельском воевал-

За рекой Сестрою.

И не знаем почему,-

Спрашивать не стали,-

Почему тогда ему

Не дали медали.

С этой темы повернем,

Скажем для порядка:

Может, в списке наградном

Вышла опечатка.

Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди!

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Теркин на войне.

  • Видно бомба или пуля

Не нашлась еще по мне.

Был в бою задет осколком,

Зажило- и столько толку.

Трижды был я окружен,

Трижды- вот он!- вышел вон.

И хоть было беспокойно-

Оставался невредим

Под огнем косым, трехслойным,

Под навесным и прямым.

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблен…

Но, однако,

Жив вояка,

В кухне- с места, с места- в бой.

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо-

Не сдавай, вперед гляди.

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

7.Чудо этой книги- в непритязательной форме солдатских ''баек'', в которых воплотились самые высокие человеческие чувства: не показной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, все лучшее, что есть в народном характере. Своим искрящимся, заразительным юмором Теркин скрашивает солдатские невзгоды. А рядом с шуткой возникают и проникновенные лирические картины природы, и неприкрашенная правда жестоких боев, невозвратимых потерь.

Стихотворение '' Переправа'' исполнит ...

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода,-

Ни приметы, ни следа.

Ночью первым из колонны,

Обломав у края лед,

Погрузился на понтоны

Первый взвод.

Погрузился, оттолкнулся

И пошел. Второй за ним.

Приготовился, пригнулся

Третий следом за вторым.

Как плоты пошли понтоны,

Громыхнул один, другой

Басовым, железным тоном,

Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда- то,

Притаив штыки в тени.

И совсем свои ребята

Сразу будто не они,

Сразу будто не похожи

На своих, на тех ребят.

Как- то все дружней и строже,

Как- то все тебе дороже

И родней, чем час назад.

Поглядеть- и впрямь- ребята!

Как по правде, желторот,

Холостой ли он, женатый,

Этот стриженый народ.

Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы,

Как когда- нибудь в двадцатом

Их товарищи- отцы.

8. '' Полную свободу со стихом и со словом'', которую ощутил Твардовский при работе над этой книгой, выразилась и в ее жанровом богатстве, и в разнообразии строф.

Сам автор именовал '' Теркина'' '' моей лирикой, моей публицистикой, песней, поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю''.

Отрывок из стихотворения '' О любви'' из поэмы ''Василий Теркин'' исполнит ...

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата,

Проводила хоть одна

Женщина когда- то…

Не подарок, так белье

Собрала, быть может,

И что дольше без нее,

Тем она дороже.

И дороже этот час,

Памятный, особый,

Взгляд последний этих глаз,

Что забудь, попробуй.

Обойдись в пути большом,

Глупой славы ради,

Без любви, что видел в нем,

В том прощальном взгляде.

Он у каждого из нас

Самый сокровенный

И бесценный наш запас

Неприкосновенный.

Он про всякий час, друзья,

Бережно хранится.

И с товарищем нельзя

Этим поделиться,

Потому- он мой, он весь-

Мой, святой и скромный.

У тебя он тоже есть,

Ты подумай, вспомни.

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата

Проводила хоть одна

Женщина когда- то…

9. На рубеже 60-х годов стал чрезвычайно популярен жанр авторской песни. Людям хотелось свободно высказать то, что невозможно было выговорить при сталинском терроре. Постепенно тексты авторских песен стали настоящей поэзией с присущей ей тайной и силой воздействия. На авторскую песню оказала существенное влияние поэзия военного поколения. Так, стихотворение В. Высоцкого '' Песня о земле'' пронизана чувством солдатского  братства, личной ответственности, состраданием человеку.

Стихотворение '' Песня о земле'' прочитает …

Кто сказал: '' Все сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя?!''

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет!- она затаилась на время.

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет!- она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки, как раны зияют.

Обнаженные нервы Земли

Неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет.

Не записывай Землю в калеки!

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин.

Ведь Земля- это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу!

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет! – она затаилась на время.

10. Владимир Семенович Высоцкий, пожалуй, самый любимый народом бард. Высоцкому удалось сполна выразить национальный характер, вольную волю, удаль, сердечный надрыв, мужскую дружбу, скорбь, боль.

Стихотворение '' Он не вернулся из боя…'' исполнит ...

Почему все не так, вроде все, как всегда,

То же небо- опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах- без сна и покоя,

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь- не про то разговор,

Вдруг заметил я- нас было двое.

Для меня будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась словно из плена весна.

По ошибке окликнул его я :

  • Друг, оставь покурить! – а в ответ – тишина.

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие – как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих,

Все теперь одному, только кажется мне –

Это я не вернулся из боя.

11. По всей территории нашей страны – в граните, в бронзе, в металле – высятся памятники городам, сражениям, войнам. Нескончаемым потоком идут к ним люди.

Стихотворение В. Высоцкого '' Братские могилы'' исполнит ...

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И Вечный огонь зажигает.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы,

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск, и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов,

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?

Самая нетленная память – это память, которая переходя от поколения к поколению, вечно будет гореть в нашем сердце. Мы склоняем голову перед теми, кто отдал свою жизнь ради нашей жизни. Если мы все вместе подумаем о тех страшных годах, то , возможно, в будущем ничего подобного не случится.

( Подведение итогов конкурса. Объявление и награждение победителей. Поздравление ветеранов, которые являлись гостями конкурса).

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый классный час для учащихся 5-7 классов «Хоть война не детское дело…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Классный час посвящен детям войны, героям - пионерам, о которых современные дети очень мало знают. К данному мероприятию подготовлена и презентация....

Музыкально-историческая композиция, посвященная 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Салютуем во славу Победы!!!"

Мероприятие направлено на воспитание в детях мужества и любви к Отчизне, приобщение их к изучению военной истории и патриотических традиций края и страны, утверждение в сознании учащихся патриотически...

Презентация к школьному конкурсу чтецов, посвящённому 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Конкурс проводился в мае 2017 года. Посвящён всем тем, кто пережил годы Великой Отечественной войны, кто помнит о ней. На конкурсе прозвучали стихотворения о войне, вспомнили поэтов, которые писали о ...

Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"

Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...

Митинг, посвященный 77- ой годовщине победы в Великой Отечественной войне "Нет срока давности у нашей памяти, победа в сердце каждого живет".

Материал представлен в форме музыкольно-поэтической композиции с прохождением Бссмертного полка, минутой молчания, возложения гирлянды памяти и корзины с цветамик памятнику погибшим солдатам....

Сценарий поэтического конкурса художественного чтения стихотворений о войне, посвящённого 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Когда бьют пушки, музы не молчат»

1.Вступительное слово       1.Чтение стихотворения В.С.Высоцкого «Песня о новом времени»В.С.Высоцкий, наш замечательный поэт, родившийся за три го...