Программа по общекультурному направлению Танцевального кружка «Надежда»
рабочая программа (7 класс) на тему

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnaya_programma_2.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по общекультурному направлению

Танцевального кружка «Надежда»

Пояснительная записка

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

Чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей является такой вид искусства, как танец. Танец как синтетический вид искусства сочетает в себе: музыку, телодвижение, артистичность.

Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танец активно, что побуждает к танцевальному действию.

Программа по общекультурному направлению танцевального кружка «Надежда» опирается на новые технологии и методы обучения детей с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями), строится на основе корректировки типовой программы, с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области познания искусства танца.

Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, которая поможет ему овладеть определенным видом деятельности (танец) и знаниями в области этой сферы.

Цель обучения: способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления о понятиях общих и специальных в области хореографии.

Задачи обучения:

- расширять общекультурный кругозор обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта);

- овладеть практическими умениями и навыками в области хореографии;

- развивать индивидуальные творческие способности обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта);

- развивать творческое воображение; развивать коммуникативные качества личности;

- прививать учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими.

Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.

Задача воспитателя состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.

Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия.

Программа рассчитана на один год. Занятия группы проходят один раза в неделю по одному академическому часу. В год - 35 часов.

Основным условием приема является желание учащихся.

Постановочная работа.

Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение. Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность  участников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) танцевального  коллектива,  каждая  постановочная работа в процессе ее развития и конечном результате должна
ориентироваться на формирование художественных взглядов и
представлений участников.
        Важнейшей задачей педагога в процессе постановочной работы является воспитание у учащихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.

Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:

1.        Дать общую характеристику танца:

  • рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);
  • рассказать сюжет танца.

  1. Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).
  2. Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, ноги, голова).
  3. Разучивание движений танца.

Танцевальная импровизация.

Развитию у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) творческих возможностей, формированию стремления к самостоятельному творчеству способствуют занятия на тему -т.е. танцевальная импровизация.

На занятиях по импровизации можно рассматривать две ситуации:

  1. Педагог задает определенную тему.
  2. Ребенок самостоятельно выбирает тему.

Задача педагога - побуждать детей к творческой активности, ассоциативному мышлению, пластической выразительности. Именно на занятиях импровизации раскрываются артистические способности каждого ребенка.

Учебно-воспитательная работа.

Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность, и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами.

Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.

Выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детей чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог - родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.

Условия реализации программы.

Занятия хореографического коллектива должны проводиться в специально оборудованном, хорошо проветриваемом танцевальном классе.

Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие аудио-и видеотехники, фотоаппарат, материалы для изготовления концертных костюмов, аудио- и видеокассеты.

Прогнозируемые результаты

Предмет содержит богатые возможности для формирования общеучебных навыков учащихся, что создает основу для целостного развития личности.

Настоящий курс опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получают на уроках в общеобразовательной школе. Он является яркой иллюстрацией применения тех или иных знаний на практике.

Учащиеся должны освоить понятия «ритм», «счет», и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом учащиеся должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с началом музыкальной фразы.

Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

К концу учебного года учащиеся должны:

  • уметь двигаться в такт музыке;
  • иметь навыки актерской выразительности;
  • уметь технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
  • знать позиции рук и ног;
  • танцевать все основные виды танцев, предложенные программой, с определенной степенью легкости и автоматизма.

Список литературы

  1. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.
  2. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
  3. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - с.76-98.
  4. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
  5. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат».  (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
  6. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
  7. Васильева Т. К. «Секрет танца»  (-С.-П.: Диамант, 1997)
  8. Воронина И. «Историко-бытовой танец»  (-М.: Искусство, 1980)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015

Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015...

Программа по внеурочной деятельности кружка «Россошанская слобода» 5- 9 классы (общекультурное направление)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.Цель программы– развитие музыкальной культуры школь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 1 а,б,в,г,д классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 2 а,б,в,г,д классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа кружка «Танцевальные ритмы» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год.

Рабочая программа кружка «Танцевальные ритмы» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год....

Рабочая программа кружка «Акварель» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год.

Рабочая программа кружка «Акварель» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год....