Игровая программа "Толерантность"
методическая разработка (5 класс)

Денисова Виктория Владимировна

Методическая разработка "Игровая программа "Толерантность" содержит материалы для проведения мероприятия ко Дню толерантности для 5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА: "Толерантность"

Цели и задачи:

  1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  2. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
  3. Сформировать представление о толерантном отношении.

Ход мероприятия:

Вступление

Ученики читают наизусть стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир. '

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди.

Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

 От этой невозвратности кричать.

II. Слово учителя

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает

внимания  и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

Что же такое толерантность?

Толерантность:  

  • Терпимость к другим  людям, мнениям, к другим  поступкам;
  • Стремление  к полноценной  реализации своих способностей;
  • Умение понимать  и познавать других  людей;
  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.

   Давайте обобщим  слово толерантность  в виде солнца

   

Сегодня мы с вами совершим  волшебное путешествие по стране «Толерантность».Поможет

нам в этом волшебный паровозик. В добрый путь!

1.СТАНЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ АННАГРАМЫ»

Даны несколько качеств характера,но буквы переставлены местами. Раставьте их правильно.

ДИЕСЕМИЛО                                                                     ИЗМЭГО

 МАННОГУСТЬ                                                                  НОРАВШИЕДУ

 СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ                                                СТЬОЛЗ

 ЕИВТСВУЧОС                                                                   ТЕРНЕПОМИСТЬ

АТОРБОД

ЖЕНУВАИЕ

СБИАМОЛЮЕ

-Только ли хорошие черты характера мы угадали?

-Можно ли бороться с плохими качествами?

-Может ли толерантный человек  быть злым и эгоистичным?

                   

  Работа по группам

   Мы видим, что есть два пути развития  личности – толерантный  и интолерантный.

2.СТАНЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ»

Перед вами цветики-семицветики, но один из них  разноцветный, а другой однотонный. Ваша задача: 1 вариант подбирает семь черт ,присущие  толерантной личности, 2 группа – интолерантной  личности.

 Цветы на доске.

Оказывается, не только люди могут быть нетерпимы к друг другу,но и мыши.Не верите? Тогда мы переходим к следующей станции.

3.СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНАЯ»

Сказка о мышонке из книжонки

Этот мышонок всю свою жизнь прожил в тоненькой дешевенькой книжонке –знаете,из тех,где больше картинок,чем слов,да ите какие-то ненастоящие.Надоело мышонку жить в этой книжке, и решил он поменять квартиру-найти другую, где бумага была бы лучше на вкус и хотя бы пахла сыром. Собрал он все свои силенки и   как прыгнет!.. Так он и оказался в настоящем мире, среди настоящих живых мышей.

<Скуаш! — сразу же испугался он, почуяв запах кошки.

то он сказал? — удивились мыши, услышав столь непонятный язык.

-Сплум, бах, плюм! — сказал мышонок, который умел говорить только на том нелепом языке, на котором делались подписи к рисункам в его книжонке.

-Наверное, он иностранец! — заметила одна старая корабельная мышь, которая, прежде чем уйти на пенсию, служила на Средиземном море.  И она попыталась заговорить с ним по-английски. Но мышонок посмотрел на нее, ничего не помнимая , и сказал:

-Циип, фниш, броик.

Нет, это не англичанин, — заметила корабельная мышь.

-Тогда кто же?

-Пойди разбери кто!

 |Так и прозвали мышонка — Пойди-Разбери — и относились. к нему как к деревенскому дурачку.

-Поиди-Разбери, — спрашивали его, — какой тебе сыр больше нравится — пармиджанс-

 пошехонский?

 -Спнипг, гронг, цицицаир, — отвечал мышонок из книжонки.

-Спокойной ночи! — смеялись мыши. А самые маленькие мышата вдобавок дергали его за

хвост -  им хотелось послушать, как смешно он будет сердиться:

-Цооиг, сплаш, скуарр!

Однажды мыши отправились на мельницу, где лежало много мешков с белой и желтой мукой. Мыши прогрызли мешки и принялись уплетать муку. Только и слышно было, как они дружно щелкали зубами:

— Крак, крак, крак!

Впрочем, так делают все мыши на свете. Только мышонок из книжонки щелкал зубами совсем

по-другому:

— Крек, скрек, скерекек.

— Научись хотя бы есть, как порядочные люди, — проворчала старая корабельная мышь. — Будь ты на корабле, тебя за это давно бы уже выбросили в море. Неужели не понимаешь, что неприятно слушать твое чавканье?

— Кренг, — ответил мышонок из книжонки и снова забрался в мешок с мукой.

Корабельная мышь подала остальным мышам знак, и все они тихо-тихо удалились, покинув «иностранца» на произвол судьбы, уверенные, что он не найдет дорогу домой. Мышонок как ни в чем не бывало продолжал лакомиться мукой. А когда заметил наконец, что остался один, было уже слишком темно, чтобы возвращаться домой. И он решил провести ночь на мельнице. Он уже и задремал было, как вдруг в темноте вспыхнули два желтых семафора и послышались осторожные шаги четвероногого охотника. Это был кот! — Скуаш! — в ужасе воскликнул мышонок. — Граграньяу! — ответил ему кот. Он, оказывается, тоже был из книжки! И настоящие коты прогнали его, потому что он не умел правильно говорить «мяу».

Изгнанники обнялись, поклялись в вечной дружбе и всю ночь провели в разговорах на своем странном книжном языке. Они прекрасно понимали друг друга!

-За что нормальные мыши невзлюбили «мышонка из книжонки»?

-Почему мышонок и кот подружились? Как Вы думаете, изменился бы смысл сказки, если бы мышонок подружился с одиноким мышонком?

- О каких явлениях человеческой жизни говорится в этой сказке?

- Разберите эту сказку,спользуя приведенные выше термины.

   Все люди на земле разные. Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (Ученики могут назвать: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и тд.).

  А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (ответы учащихся). Думаю, ответ у всех один- нет. Хорошо или плохо, что все мы разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга, поэтому мы должны знать хотя бы некоторые национальные и культурные особенности.

3.СТАНЦИЯ «Обычаи и традиции народов мира»

1. Вы идете по улице Сеула, столицы Южной Кореи. Неожиданно Вас толкает какой-то прохожий вы оборачиваетесь и видите, что он негромко смеется. Как Вы поступите? Почему именно так?

2. Вы сидите в кафе в Софии (в Болгарии). К Вам подходит официантка и спрашивает, не принести ли Вам мороженое. Вы радостно киваете и ждете, однако мороженого все нет и нет. Раздованный, Вы идете узнать, в чем же дело. «Но Вы же отказались от мороженого», —говорит  удивленная официантка. Что же произошло?

3. В Европе при встрече люди пожимают друг другу правые руки. А как, по-Вашему, пожимали друг ругу руки в Древнем Китае?

4. Вы приехали с родителями в Китай в гости к другу Вашего отца (китайцу). За обедом Вам вначале подали салаты и мясо с овощами и только в конце обеда — суп. Что Вы будете чувствоватъ? А что Вы подумаете о китайцах?

4.Одного европейского путешественника в Индии пригласили в гости. В семье был очень милый младенец, и путешественник поцеловал его в голову. Как Вы думаете, как отнеслись к этому родители ребенка?

5.На деловой встрече с японским бизнесменом европеец задумался и почесал себе голову.

После этого японец незаметно сменил тему беседы и постепенно прекратил разговор. Как

вы думаете, почему он так поступил?

6.Жители Ирана никогда не поинтересуются друг у друга, как поживают их родственники. Как вы думаете, почему?

Ответы

1.Наверное, лучше всего показать, что Вы не сердитесь и прощаете неловкого прохожего. Дело что негромкий смех в Корее означает смущение.

'2.Официантка права. В Болгарии кивок головой сверху вниз означает отрицание (в нашей культа покачивание головой из стороны в сторону).

3.При встрече древние китайцы пожимали руки сами себе — правой рукой жали левую. 4.Не нужно думать, что китайцы ничего не понимают в еде и обедах. В Китае именно такой порядок блюд считается традиционным и правильным.

5.Родители ребенка очень обиделись и испугались. Не нужно было целовать ребенка именно в голову. В Азии уверены, что там находится душа человека и поцелуй может оскорбить ее. она немедленно покинет тело.

6.Потирание головы кончиком среднего пальца воспринимается в Японии как обозначение обмана или плутовства.

7.В исламскихстранах личная жизнь — «строго охраняемая территория». Вопросы о семье недопустимы.

Культур на свете очень много. Если не знать их особенностей,можно совершить много ошибок,из-за этого даже начинались войны?Не лучше ли постараться распространить на все страны одну культуру?Каково ваше мнение?

В каждой культуре есть  свои афоризмы. Мы попытаемся понять,что же они обозначают.

 Работа с афоризмами

Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает.

Афоризмы для работы

1. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
2. "...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (
Ф.Бэкон)
3. "Сострадание правит миром". (
Древнеиндийский афоризм)
4. "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (
Конфуций)
5. "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (
Л.Толстой)
6. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (
Конфуций)
7. "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (
С.Смайлс)
8. "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (
Л.Толстой)
III.Тестирование

 А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

1. Ким плохо одет...

! Это неважно.
? Ты подсмеиваешься над ним.

2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии...

! Ты говоришь, что он выглядит смешно.
? Ты просишь, чтобы он объяснил это.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

! Ты стремишься лучше узнать его.
? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

4. Пожилая женщина медленно идет…

? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

? Ты говоришь, что все девочки – нули.
! Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

? Ты говоришь, что все мальчики – нули.
! Ты разговариваешь с ним.

7. На твоих глазах на кого-то нападают...

! Ты пытаешься защитить его.
? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

8. К тебе подходит ребенок-инвалид...

! Ты естественным образом разговариваешь с ним.
? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
Дети считают.
– Если восклицательные знаки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7  восклицательных знаков- ты не очень толерантен. чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 восклицательных знаков-  ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Таким образом, мы  с вами  много  говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем  составить правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся  понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи  лучшие  аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Тезисы:

  • Мы не можем  в одночасье  сделать толерантным  ни свое поведение, ни поведение  других людей, и не надо корить себя за это.
  • Однако важен  даже самый маленький  шаг в этом направлении.
  • Важно не то, что мы говорим  и во что играли  на протяжении занятия, а то, что вы из него  вынесете в реальную жизнь, как измените  отношения с людьми, с которыми встречаетесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».

Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...

ПРОГРАММА"Толерантный Я в толерантном мире" 5-6 класс

Задачами программы  "Толерантный Я в толерантном мире"для 5-6 классов выступают  - воспитание  у младших подростков миролюбия,признания и  уважения других людей, формирование ...

Игровая программа «У зимних ворот, игровой хоровод»

Конкурсная программа для старшеклассников перед новогодней дискотекой....

Применение мультимедийного игрового поля для проведения познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны».

Особенностью данной познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны» является использование игрового поля, с...

Сценарий игровой программы "Час толерантности".

Сценарий ко Дню толерантности....

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «Толерантность» (для детей 7-11 лет)

Цель: Формирование толерантного отношения у учащихся к людям другой национальности.Задачи: Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.Разв...

Игровая программа по воспитанию общечеловеческих ценностей "Страна толерантности" (квест-игра)

Игровая программа по воспитанию общечеловеческих ценностей "Страна толерантности" (квест-игра)...