Социальный проект "Создание профориентационного центра "Перспектива"
проект на тему

Шабалина Ирина Вячеславовна

Создание центра "Перспектива" позволит каждому учащимуся МАОУ СОШ 4 построить свою профессиональную траеуктирию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_tsentr_perspektiva.docx452.66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

 Свердловской области

Управление образования городского округа Сухой Лог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Социальный проект

«Создание профориетнационного центра

«Перспектива»

             

                село Курьи

М.О. Сухой Лог

2015 -  2016  учебный  год

Содержание.

Сведения об авторах и месте реализации проекта………………………………………………

3

Введение…………………………………………………………………………………………….

4-10

Модель профессионального центра «Перспектива»………………………………………….....

11-12

Цикл мероприятий профессионального центра «Перспектива» на 2015-2016 учебный год…

13-16

Разработки мероприятии профессионального центра «Перспектива»…………………………

17-27

5.1.

Разработка внеклассного мероприятия «С чем человек рождается, чего он добивается» для среднего звена..

17-22

5.2.

Разработка мероприятия. Конференция по профориентации «В посках своего призвания». 5.3. Разработка мероприятия «Ярмарка вакансий»……………………………………………....

23-25

25-27

Смета расходов……………………………………………

28

Библиографический список………………………………………………………………………..

29

Приложение…………………………………………………………………………………………

30-45

Сведения об авторах и месте реализации проекта

C:\Users\1\Desktop\День именинника 2015\IMG_2498.JPG

География: Сухоложский район, село Курьи, МАОУ СОШ № 4.

Сроки выполнения:

1 этап: сентябрь - ноябрь  2015

2 этап: декабрь 2015– апрель 2016

3 этап: май 2016

Исполнители:  учащиеся МАОУ СОШ № 4, волонтерский клуб « Смайл-позитив», родители, педагоги, социальные партнёры.

Руководители проекта: педагог-психолог Именных Светлана Викторовна, ( 89221184286) учитель технологии Шабалина Ирина Вячеславовна ( 89536075487)

  Участники проекта: учащиеся  1- 11 классов МАОУ СОШ 4, педагогическое сообщество.

Введение

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека.

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и сознательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. А в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 августа 2013г. №380н г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования» данная государственная услуга должна основываться на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности.

Развитие современного, стремительно изменяющегося общества невозможно без самостоятельного, ответственного, думающего человека. Целью образования является максимальное развитие потенциала каждой личности.

Обучение ребенка, ориентированное на личность, должно учитывать его базовые потребности. Только создание соответствующей развивающей среды способно обеспечить индивидуальное раскрытие каждого ребенка, превратить его в чрезвычайно активного и заинтересованного участника процесса обучения, а само обучение сделать максимально эффективным.

Школа 21 века требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности.

Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос гостей студии в ходе Прямой линии, заявил, что профессиональную ориентацию лучше начинать на самой ранней стадии - еще в школе.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: учащегося с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности учащегося совпадают с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Профессиональное самоопределение является системообразующим центром для всей системы возможных «самоопределении» подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина.

В МАОУ СОШ № 4 существует целевая комплексная прогамма профориентационной работы «Путь к успеху», но данная программа не простраевает  траекторию профессионального самоопределения для каждого учащегося  от первоклашки до выпускника школы.  

В соответствии с этим подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и построению траектории от 1 до 11 класса при выборе профессии является актуальной задачей центра «Перспектива».

Целью нашего проекта является: создание профессионального центра «Перспектива» на базе  МАОУ СОШ 4.

Задачи проекта:

  • создание условий для построения траектории профессионального самоопределения каждого учащегося МАОУ СОШ 4;
  • разработать и апробировать мониторинг профессиональных намерений учащихся;
  • научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  •  научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности;
  • создать электронную картотеку профессиональных намерений учащихся;
  • создать информационных стенд «Мои профессиональные намерения»;
  • выработать гибкую систему взаимодействия начальной, средней, старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Актуальность проблемы была выявлена в ходе анкетирования ,проведенного среди старшеклассников, 1, 4, 6 классов.

Вопросы для 9-11 классов.

  1. Определились ли вы с выбором профессии?
  2. Откуда вы получаете информацию о профессиях?
  3. На каком уровне поставлена профориентационная работа в школе?
  4. Нужен ли в школе профориентационный центр, который бы оказал вам помощь в выборе профессии?

Вопросы для 1-4 классов.

  1. Кем ты мечтаешь быть в будущем?
  2. Хотели бы вы, чтобы в нашей школе проводились различные мероприятия по выбору профессии?

Профессиональная траектория выбора профессии с 1 по 11 класс

Результаты:

Проект может стать причиной повышения у ряда учеников учебной мотивации в школе и после ее окончания.

В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в целях оказания практической помощи учащимся в определении профиля своего дальнейшего обучения и осуществления сознательного и самостоятельного профессионального выбора эффективность профориентационной работы следует оценивать с учетом следующих критериев:

- степень информированности учащихся о профессии и путях ее получения,

- наличие потребности в обоснованном выборе профессии,

- уверенность школьника в социальной значимости труда,

- степень самопознания школьника,

- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана для построения траектории профессионального самоопределения.

Ожидаемые результаты деятельности центра «Перспектива»:

1. Создание системы комплексного мониторинга.

2. Повышение личностного самопознания школьников.

3. Объективная оценка своих способностей школьниками и умение соотнести ее с дальнейшей траекторией развития.

4. Высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.

5. Приобретение умений соответствующих способностям и интересам при выборе профиля обучения.

6. Построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения каждого учащегося.

7. Создание электронной картотеки профессиональных намерений каждого учащегося школы.

2. Модель деятельности профориентационного центра «Перспектива»

3.Основные направления деятельности профессионального центра «Перспектива»

Начиная с первого года обучения детей будет организована  работа кураторов по профессиональной ориентации учащихся в нижеследующих направлениях.

  • Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача кураторов, осуществляющих профориентацию, заключается в том, чтобы довести эти сведения до учащихся через различные формы профориентационной работы (беседы, кл.часы, круглые столы, экскурсии и т.д.)
  • Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность работы центра в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе используются различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся (кружки, факультативы, ремонтные бригады)
  • Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Эта работа проводится школьным психологом совместно с кураторами центра. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

        Ключевая позиция в организации работы центра «Перспектива» будет занимать  сопровождение каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе.

        Обучение на начальной, основной и старшей ступени осуществляется непрерывно в соответствии с индивидуальной траекторией. Это поможет подготовиться учащемуся к осознанному выбору будущей профессии.

4. Цикл мероприятий профессионального центра «Перспектива» на 2015-2016 учебный год.

Мероприятия

Время выполнения

Участники

Ресурсы

Ответственные

Анализ профессиональных намерений обучающихся 9-х, 10-х и 11 классов

Сентябрь

Учащиеся

9-11 классов

Человеческие, материально-технические

Клуб «Смайл-позитив», Именных С.В. психолог.

Анкетирование учащихся 1, 4,5 классов «Моя профессиональная мечта»

Сентябрь

Учащиеся

1,4,5 классов

Человеческие, материально-технические

Кураторы центра «Перспектива», Именных С.В. психолог.

Цикл классных часов в 5-9 классах «Новые профессии и специальности"

Октябрь

Учащиеся

5-9 классов

Человеческие, материально-технические

Кураторы центра «Перспектива», учителя технологии

Создание электронной картотеки профессионального самоопределения

Ноябрь

Учащиеся

1-11 классов

Человеческие, материально-технические

Кураторы центра «Перспектива»

Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»

Ноябрь

Учащиеся

3-х классов

Человеческие, материально-технические

Кураторы центра «Перспектива», Шабалина И.В.

учитель технологии

Составление и корректировка индивидуального плана профессионального самоопределения старшеклассника

Ноябрь

Учащиеся

9-11 классов

Человеческие

Именных С.В. психолог.

Мастер-класс  «Искусство складывать салфетки как элемент оформления праздничного стола»

Декабрь

Учащиеся

9-11 классов

Человеческие, материально-технические

Шабалина И.В.

учитель технологии

Мастер-класс

«Сладкий новогодний подарок»

Декабрь

Учащиеся 7-8 классов

Человеческие, материально-технические

Кураторы центра «Перспектива», Шабалина И.В.

учитель технологии

Конкурс семейных сочинений «Профессии нашей семьи»

Январь-март

Учащиеся

1-10 классов

Человеческие, материально-технические

Кураторы центра «Перспектива», учителя-словесники,

классные руководители

Профессиональная проба по профессии «Повар»

Февраль

Учащиеся

9-11 классов

Человеческие, материально-технические

Шабалина И.В.

учитель технологии

«Типичные ошибки» беседа при выборе профессии

Март

Учащиеся

5-9 классов

Человеческие

Именных С.В. психолог.

Конкурс презентаций «Профессии 21 века»

Март

Учащиеся

9-11 классов

Человеческие, материально-технические

Шабалина И.В.

учитель технологии

Участие в школьном месячнике профориентации «Мой профессиональный выбор»

Апрель

Учащиеся

5-11 классов

Человеческие, материально-технические

Шабалина И.В.

учитель технологии

Классные руководители

Конкурс «Юный кулинар», «Юный столяр», «Юный токарь», «Юный модельер»

Апрель

Учащиеся 6 – 7 классов

Человеческие, материально-технические

Шабалина И.В.

учитель технологии Шабалина И.В.

учитель технологи, Храмцов А.Г. учитель технологии

«Ярмарка вакансий» , «Профессиональные пробы» для старшеклассников

Апрель

Учащиеся

9-11 классов

Человеческие, материально-технические

Липина Т.В.

Кураторы центра «Перспектива», Именных С.В. психолог., учитель технологии Шабалина И.В.

Оформление стенда «Мой профессиональный выбор»

Апрель

Кураторы центра «Перспектива»

Человеческие, материально-технические

Кураторы центра «Перспектива», Именных С.В. психолог., учитель технологии Шабалина И.В.

«Люди всякие нужны, люди всякие важны», профориентационная встреча с подростками

Май

Учащиеся

9 классов

Классные руководители,

Шаблина И.В учитель технологии

Анализ организации профориентационного центра « Перспектива»

Май

Кураторы центра «Перспектива»

Человеческие

Кураторы центра «Перспектива», Именных С.В. психолог., учитель технологии Шабалина И.В

Экскурсия на предприятия Сухоложского района

В течение учебного года

Учащиеся

1-11 классов

Человеческие

Педагоги ОУ, кураторы центра «Перспектива»

Вывод: Каждое проведённое мероприятие предусматривает общую цель и конкретные задачи по формированию профессионального самоопределения  и развитию социально-значимых качеств личности. В результате у учащихся должны быть сформированы такие качества личности как патриотизм, гражданственность, экологическое поведение, гуманность, трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые учащемуся в личном профессиональном самоопределении.

 

5. Разработки мероприятий

5.1. «С чем человек рождается, чего он добивается»

«Человек-хоть будь он трижды гением-

Остаётся мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава.

Не стыдитесь этого родства.

Вам даны до вашего рождения

Сила, стойкость, жизненность растения.»

С.Я.Маршак

Тема внеклассного мероприятия: « С чем человек рождается, чего он добивается».

Методическая тема: Познай себя как личность.

Цель: Создание условий для развития общих компетенций учащихся, через познания себя как личности, для успешной социализации и профессиональной адаптации в обществе.

Задачи:

  1. Создание условий для развития практических навыков самопознания учащихся, через тестирование, тренинги.
  2. Развитие самопознания учащихся для успешного решения жизненных вопросов.
  3. Развитие творческих способностей учащихся, через анализ жизненных ситуаций.
  4. Обучение общению с использованием дополнительных знаний по психологии.
  5. Воспитания основных правил поведения в обществе.

Планируемый результат: определение темперамента каждого участника мероприятия и влияние его на выбор профессии.

Методы: словесные, практические, проблемные, частично-поисовые, продуктивные.

Участники мероприятия: Учащиеся 5-8 классов.

Место проведения: Аудитории образовательного учреждения.

Литература: Г.Г.Кулинич «Классные часы», С.И.Борсякова «Сценарии классных часов на основе современных технологий». Журнал  Классный руководитель № 2,3 2013г.

Подготовительная работа: создание группы для проведения мероприятия из числа кураторов старшего звена, подбор литературы по теме, разработка творческих заданий, распечатка раздаточного материала.

Таблица № 2. Технологическая карта внеклассного мероприятия.

Этапы, задачи этапа

Время

Деятельность кураторов

Деятельность учащихся

Используемые методы

1.Организационный этап:

а) задача – подготовить учащихся к доброжелательному отношению в процессе общения;

б)содержание – проверка готовности к общению;

в)условия проведения и получения положительного результата – доброжелательность, собранность и волевая направленность.

2.Мотивационный этап:

а) задача – мотивация на предстоящее общение;

б)содержание –постановка проблемы, определение темы,  постановка целей, регламента, условий;

в) условия проведения и получения положительного результата –направить на предстоящее общение, снять эмоциональное напряжение.

3. Творческое общение:

а) задача – создание условий для развития практических навыков самопознания;

б) содержание – творческое общение в процессе дискуссии, выполнение тестов, тренингов;

в) условия проведения и получения положительного результата – комфортная обстановка, партнёрские отношения, эмоциональный рабочий настрой.

5.Заключительный этап:

а)подведение итогов мероприятия, выводы о достижении поставленной цели;

б)содержание – выступление участников, обобщение и выводы кураторов;

в) условия проведения и получения положительного результата – атмосфера благожелательности и взаимопонимания.

1

2

25

2

Приветствуют присутствующих.

Психологический прием «Чувствую ли я». Стихотворение

«Чувства»

/Приложение № 1/

Ставят проблему,

совместно с учащимися определяют цель и задачи мероприятия,  регламент, условия проведения.

  1. История темпераментов. /Гепократ, Кант, Павлов, Юнг./Приложение № 2/
  2. Тест на определение темперамента. /Приложение № 3/
  3. Характеристика темпераментов /Приложение № 4/
  4. Музыканты обладающие тем или иным темпераментом. /Приложение № 5/
  5. Упражнение №1 /Приложение № 6/
  6. Определение личного темперамента по кругу Айзенка. /Приложение № 7/

7. Упражнение №2. /Приложение № 8/

Кураторы предоставляют слово участникам мероприятия, обобщают выводы учащихся о достижении поставленных целей, дают благожелательное напутствие.

Доброжелательный настрой на общение.

Участие в «Чувствую ли я».

Решают проблему, выдвигают цели и задачи мероприятия.

Ранжируют темпераменты.

Тестируют себя.

Знакомятся с характеристиками темперамента.

Слушают произведение.

Выступают, вступают в диалог, слушают историю музыканта.

Выполняют упражнение №1.

Определяют тип темперамента.

Выполняют упражнение № 2.

Выступают –делают выводы, подводят результаты о достижении поставленных целях.

Говорят о положительных и отрицательных сторонах мероприятия.

Эмоциональное стимулирование.

Информационно-побуждающий, развитие ситуации успеха, развитие мотивационной сферы, эмоциональное стимулирование.

Проблемный ситуация, практические упражнения, рассказ, дискуссия.

Контроль, коррекция, эмоциональное стимулирование.

Аналитический этап.

1.Самооценка проведения мероприятия.

2.Выводы./ Положительные,  отрицательные./

5.2.Конференция по профориентации «В поисках своего призвания»

Цель:  оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями некоторых профессий.
  2. Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.
  3. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
  4. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

Участники: учащиеся 8, 9, 10, 11 классов, классные руководители, гости, администрация МАОУ « СОШ № 4», специалисты центра занятости, выпускники.

Подготовительная работа 

  1. Определение классным руководителем совместно с классом темы и формы проведения круглого стола, составление плана подготовительной работы.
  2. Диагностическое изучение профессиональных предпочтений учащихся.
  3. Подготовка оборудования и оформления кабинета для проведения круглого стола.

Дата, место, время проведения: 5 декабря 2015 год. МАОУ « СОШ № 4», 12.00

Планируемый результат: Сформировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Представление гостей.
  3. Выступление гостей.
  4. Беседа с учениками и гостями.
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов.

Ход проведения.

Добрый день дорогие гости, учителя и учащиеся!  Выбор профессии – важное и ответственное дело! И сегодняшняя наша встреча станет шажком в этом направлении. Уже через год вы встанете перед выбором: идти ли вам в 10 класс или попрощаться со школой. Некоторые для себя этот выбор уже сделали, есть колеблющиеся, а некоторые вообще еще не задумывались. Это подтверждают результаты опроса по определению уровня профессионального образования.

Зачем я вообще учусь? Чем буду заниматься после окончания школы? Где я буду работать? Эти вопросы, наверняка, уже мелькали у вас в голове. Хотя, может быть, нечетко, неясно, неконкретно.

Что это за будущее дело под названием “работа” и нужно ли для него высшее или средне специальное образование.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу? А это мероприятие откроет вам огромный мир профессий, ведь зачастую человек просто не знает о существовании целого ряда профессий, а как раз та единственная – которая его может сделать счастливым – ему пока неизвестна…

Попробуем в этом разобраться.

Итак, я представляю наших гостей, которые уже выбрали себе профессию и успешно ее изучают в своем учебном заведении, это наши выпускники школы-студенты. Сегодня каждый из них представит презентацию своего учебного заведения и своей специальности, по которой обучается, после этого вы можете задать все интересующие вас вопросы.

Выступление гостей.

Огромное спасибо нашим гостям, все было очень интересно и полезно.

Я же хочу вам всем пожелать быть только счастливыми, а это ещё и значит, что очень важно в жизни найти работу по душе. Вы ещё молоды и у вас есть время присмотреться и определиться со своим будущим, а школьные беседы, встречи с интересными профессиями и людьми вам в этом обязательно должны помочь.

Поэтому сегодня вам уже есть над чем задуматься, определиться с профессиональной направленностью своего будущего. А наша совместная работа по подготовке и проведению этого круглого стола, надеюсь, некоторым уже помогла в этом.

Счастливого пути вам в Мир профессий!

5.3. Разработка профессиональной игры «Ярмарка вакансий»

Цель:  оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.

Задачи:

  1. Познакомить с правилами игры учащихся и представителей разных профессий.
  2. Создать личное портфолио каждого ученика.
  3. Написать правильно резюме в различные организации.
  4. Самопрезентация.

Участники: учащиеся 10- 11 классов, классные руководители, представители различных профессий, администрация МАОУ « СОШ № 4».

Подготовительная работа 

  1. Приглашение гостей различных профессий по запросу учеников.
  2. Создание папки-портфолио по алгоритму.
  3. Пробное написание резюме.
  4.  Самопрезентация ученика.
  5. Подготовка оборудования и оформления кабинета для проведения профориентационной игры.

Дата, место, время проведения: 27 февраля 2016 год. МАОУ « СОШ № 4», 10.00

Планируемый результат: Сформировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, выработка умений и навыков в правильной самопрезентации.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Представление гостей.
  3. Выступление гостей.
  4. Беседа с учениками и гостями.
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов.

Ход игры

Доброе утро дорогие учащиеся, коллеги, родители и гости! Мы рады приветствовать всех здесь в этом кабинете. В нашей школе проводятся различные мероприятия по профессиональному самоопределению и наша сегодняшняя игра относится к их числу, для того чтобы вы сделали еще более уверенный шаг в своей будущей профессиональной карьере.

Итак, я бы хотела ознакомить всех с правилами игры:

Сегодня каждый из учащихся должен постараться устроиться на работу по предложенным профессиям. У нас сегодня в гостях представители различных профессий и организаций( перечисление) и именно они сегодня будут экспертами и принимать Вас ребята на работу. Вы же должны сделать для этого все, чтобы именно Вас приняли на эту должность. Для этого вы заранее готовили свои папочки-портфолио и самопрезентации.

Сейчас я вам даю 10 минут, чтобы вы определились с местом работы и после этого вы должны будите заполнить бланки резюме в фирмы, которые Вас заинтересовали.

Далее вы отправляете свое резюме в фирму и ждете ответа. После этого этапа приступим к самопрезентации, где у вас будет возможность продемонстрировать все свои умения и навыки.

Итак, начинаем.

Смета расходов

Наименование

Количество

Цена(руб)

Стоимость

Ноутбук

1

12000-15000

12000-15000

Цветной принтер

1

5000-7000

5000-7000

Бумага (снегурочка)

7

215

1505

Бумага(писчая)

6

100

600

Картон

10

45

450

Стенд

1

5000

5000

Материалы для мастер-класса «Сладкий новогодний подарок»

Сахарная пудра

Яйца

Мука

Салфетки

Пищевые красители

2 кг

20шт.

2 кг

2 уп

1 уп

50р

50р

75

50

50

100

100

150

100

50

Итого

30155р

6. Библиографический список

  1. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, стр. 98;
  2. Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.;
  3. Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976  -196 стр.;
  4. “Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987-176 стр. (Библиотека учителя и воспитателя).

7. Приложение

Приложение № 1.Виктор Солоухин

Чувства.

Какого вкуса чувства наши –

И скорбь, и лютая тоска?

И впрямь горька страданий чаша?

Любовь и впрямь, как мёд, сладка?

Горчинка легкая в стакане

У грусти явственно слышна.

Живая соль на свежей ране,

Когда обида солона.

Среди страстей, среди боренья

Я различить тот час берусь

И кисло сладкий вкус презренья,

И кисловатый скуки вкус.

Под вечер сладкая услада,

И на просвет почти черно

Вино дождя и листопада,

Печали терпкое вино.

Но все оттенки – бред и бренность,

И ничего не слышит рот,

Когда сто градусная ревность

Стаканом спирта оплеснёт.

Всё так. И пусть. И горечь тоже.

Приемлю мёд, приемлю соль,

 От одного меня, о боже,

По милосердию уволь:

Когда ни вьюги и ни лета,

Когда ни ночи и ни дня,

Когда ни вкуса и ни цвета,

Когда ни льда и ни огня.

Приложение № 2.

Великие люди о темпераменте.

 

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют её в общении с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту.

Ещё 400 лет до нашей эры греческий врач Гиппократ исследовал многообразие характеров и темпераментов и разделил их на 4 типа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их теле. Таких жидкостей считал Гиппократ 4: кровь, 2 сорта желчи – желчь жёлтая и желчь чёрная, затем слизь или лимфа. Гиппократ считал, что у сангвиников преобладает кровь (по латыни «сангвис»), у холериков преобладает желчь жёлтая («холе»), у флегматиков преобладает слизь или лимфа («флегма»). И наконец меланхолики – это люди, у которых преобладает чёрная желчь («меланхоле»).

Известный немецкий философ 18 века Кант предложил свою интересную характеристику темпераментов. Он считал, что у сангвиников основное стремление – это стремление к наслаждению. Сангвиник увлекается тем, что ему приятно. Легко возбудим и чувственен, но чувства непродолжительные, склонности непостоянны и нельзя слишком много на них рассчитывать.

Холерический темперамент обнаруживает значительную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-либо страсти. Он мало размышляет и быстро действует. Ему присуще гордость, мстительность, честолюбие. Сила его чувства не знает пределов, если душа находится под влиянием страсти.

Флегматиком, по мнению Канта, чувства не овладевают быстро. Ему не нужно делать над собой усилие, чтобы сохранить хладнокровие.

Физиолог Павлов, изучая условные рефлексы на собаках, установил, что у разных животных условные рефлексы образуются по разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других образуются медленно и быстро угасают. Одни могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, другие при той же нагрузке впадают в тормозное состояние. Павлов предположил, что всё это зависит от особенностей высшей нервной системы, деятельности организма, силы нервной системы, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и подвижности нервной системы.

Швейцарский психолог конца 19 начала 20 века Карл Юнг, рассматривая течение человеческой жизни, заметил, Что судьбы одних людей обуславливаются преимущественно объектами их интересов, а судьбы других, прежде всего их собственной внутренней жизнью, их субъектами. Он назвал людей соответственно интровертами и экстравертами.

Для экстравертов наибольшее значение имеют внешние предметы и события. Это люди обычно активные, шумные, хорошие организаторы, отличные бизнесмены, для них важно внешняя оценка.

Интроверты более углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько интересуют внешние события, сколько собственные переживания и собственная жизнь. Интроверты хорошо справляются с монотонной работой, они могут быть хорошими начальниками, если не требуется постоянное общение с людьми.

Приложение № 3.

Тип темперамента

Инструкция: Ответьте «Да» или «Нет» на следующие 57 вопросов.

  1. Вы часто испытываете к новым  впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнутся», испытать возбуждение?
  2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
  3. Вы человек беспечный?
  4. Правда ли, что вам очень трудно отвечать «нет»?
  5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
  6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?
  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Обычно вы говорите и действуете быстро, не раздумывая?
  9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным без достаточных на то причин?
  10. Сделали бы вы почти все что угодно- на спор?
  11. Возникает ли у вас чувство смущения, когда вы хотите заговорить с симпатичным незнакомым человекам противоположного пола?
  12. Бывает ли, что вы выходите из себя, злитесь?
  13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
  14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
  16. Легко ли вас обидеть?
  17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
  18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
  19. Верно ли, что иногда вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
  20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но особенно близких вам?
  21. Часто ли вы мечтаете?
  22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
  23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселится в компании?
  26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
  27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
  28. Часто ли вы сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
  29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
  30. Вы иногда сплетничаете?
  31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
  32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?
  33. Бывают ли у вас приступы сердцебиения?
  34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
  35. Бывают ли, что вас «бросает в дрожь»?
  36. Вы всегда бы платили за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
  37. Вам неприятно находится в компании, где подшучивают друг над другом?
  38. Раздражительны ли вы?
  39. Нравится ли вам работа, которая требует от вас быстроты действий?
  40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
  41. Вы ходите медленно и неторопливо?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?
  43. Часто ли вам снятся кошмары?
  44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай побеседовать с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
  46. вы чувствовали бы себя очень несчастным человеком, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
  47. Может ли вы назвать себя нервным человеком?
  48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
  49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
  50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
  51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
  53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
  54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
  55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
  56. Любите ли вы подшучивать над другими?
  57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Обработка результатов

Чтобы определить тип темперамента, необходимо полученный ответ сверить с «ключом».

 «Ключ»:

1.Шкала экстраверсии- интроверсии: начислите по 1баллу за каждое совпадение: «да» при ответе на вопросы: 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56;

«Нет» - 5,15,20,29,32,34,37,41,51.

   Интроверсия: 0-12 баллов.

   Экстраверсия: 13-24 балла.

2.Шкала эмоциональной стабильности- эмоциональной нестабильности: начислите по одному баллу за каждое совпадение :

«Да» при ответе на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21,  23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 52, 55, 57.

Эмоциональная стабильность (устойчивость): 0- 12 баллов.

Эмоциональная нестабильность( неустойчивость): 13 – 24 балла.

3.Уровень вашей искренности: начислите по 1 баллу за каждое совпадение: «да»- 6, 24, 36; «Нет»- 12, 18, 30, 42,48 ,54.

Если совпадений меньше четырех, результат тестирования достоверный.

  Экстравертам свойственна общительность, импульсивность, прямолинейность в суждениях, ориентация на внешнюю оценку.

Интровертам присущи необщительность, закрытость, склонность к самоанализу, осторожность.

   Эмоционально устойчивые люди не склонны к беспокойству, устойчивы к внешним воздействием. Эмоционально-нестабильные- чувствительны, тревожны, эмоциональны, склонны расстраиваться по мелочам.

Приложение № 4.

Типичные характеристики типов темпераментов.

ХОЛЕРИК - характеризуется высоким уровнем психической активности. Быстрый, иногда порывистый, вспыльчивый, горячий, легковозбудимый человек. Его чувства ярко отражаются в речи, мимике, жестах. Быстро возбуждается и быстр успокаивается. При недостаточном воспитании недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои поступки в трудных жизненных ситуациях, эмоциональными вспышками. Лучше его оставить в покое, если сам хочешь покоя. Таков, например, старый князь Болконский из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». А. С. Пушкин и А.В.Суворов тоже были холериками.

САНГВИНИК – характеризуется высокой психической активностью, энергичностью и эмоциональностью речи, высокой работоспособностью. Человек быстрый и подвижный, полнокровный, темпераментный, импульсивный. Его чувства непосредственно отражаются в поведении, но они не очень сильны и легко меняются. ( Примером сангвиника является Стива Облонский из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина») Девиз абсолютного сангвиника: «Живи и давай жить другим». В обществе его ценят за жизнерадостность, обаятельность, щедрого на выдумки. Может быть ненадёжен, хотел бы всем нравиться, характер непостоянный, лишен твёрдости, обещания иногда выходят за рамки возможного. М.Ю.Лермонтов и Наполеон были сангвиниками.

ФЛЕГМАТИК- человек медлительный, уравновешенный, иногда вялый, толстокожий. Его нелегко эмоционально задеть и трудно вывести из себя; равнодушен к беспокойству, не любит спешки и волнений, не любит неожиданностей. Предпочитает профессии, где «не горел бы на посту», а работал спокойно без рывков. Желанный друг и супруг, его спокойный и медлительный характер очень полезны в напряжённых ситуациях, где нужна холодная трезвая голова. Верен и надёжен. (Таков например Пьер Безухов из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», из великих людей И.А.Крылов, М.И. Кутузов).

МЕЛАНХОЛИК- человек, имеющий слабый тип нервной системы, низкий уровень психической активности, проявляющий сдержанность в мимике и речи, замедленность движений, быструю утомляемость. У него большое разнообразие переживаний, но эти переживания отличаются большой силой и длительностью. Унылый мрачный человек – жизнь давит на него тяжким бременем. Недоволен самим собой и жалеет себя, необщителен, полон подозрений. Его желания носят грустный отпечаток, страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений. На него нельзя обижаться, он нуждается в сердечном отношении, понимании и чуткости. Примеры: княгиня Марья из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». Меланхоликами были Н.В.Гоголь и П.И.Чайковский.

Вывод: Своих друзей и знакомых мы легко можем отнести к тому или иному темпераменту, определить свой темперамент гораздо сложнее. И не случайно, так как в «чистом виде» тип темперамента встречается редко, и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов.

Среди великих людей и в том числе среди великих музыкантов встречаются все 4 типа темперамента.

Приложение № 5.

Звучит симфония № 5  Бетховена. №1.

Отрывок, только что прозвучавший, очень известный в наше время. К какому типу темперамента вы отнесете его автора? – Холерик.

Обратимся к портрету. Кто может быть автором этой музыки?

Творчество Бетховена возникло и сформировалось в революционную эпоху, окрылённое великой мечтой о свободе, равенстве, братстве.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец» - говорил композитор. Эта фраза объясняет всё его творчество.

Трудности сопутствующие ему с детства – болезнь и смерть матери. С 18 лет – Людовик глава семьи. Пьянство отца, болезни, обезображенное оспой лицо наложили отпечаток на его характер и творчество. Бетховен в молодости  -  угрюмый, застенчивый, с резкими манерами, часто сдерживающий вспышки гнева.

Особого образования не получил, только самообразование – изучение древних языков, истории, философии, литературы сделало его одним из образованных людей своего времени.

В 26 лет Людовик столкнулся со страшным недугом – глухотой, которая постоянно прогрессировала. Постепенно этот недуг полностью захватил его. Болезнь долго он скрывал, а характер становился более замкнутым.

Вскоре Джульетта Гвичарди, страстно любимая им девушка из аристократической семьи, выходит замуж за другого. Всё это чуть не оборачивается трагедией: Бетховен решает покончить жизнь самоубийством. Именно в этот период появляется знаменитая «Лунная соната» и «Багатель».

Звучит «Багатель». №14.

Страдания человека стали источником силы музыканта. Всепобеждающая любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль, и отчаяние Бетховен нашёл в себе силы перебороть самого себя и выстоять. Симфонию № 5 Бетховен посвятил Бонапарту, но когда узнал, что тот провозгласил себя императором, в ярости воскликнул: «Главная тема симфонии № 5 – идея борьбы, завоевание счастья для человека и человечества».

Так особенности темперамента наложили отпечаток на творчество, проявились в чертах характера композитора.

Звучит отрывок симфонии № 40 Моцарта. № 8.

При имени Моцарт  возникает ощущение света, радости. Блаженства. Но именно его творчество вступает в разрез с личной жизнью, которая была очень тяжёлой. А порой и безысходной.

Детские годы были годами триумфа: с трёх летнего возраста мальчик вместе со старшей сестрой Анной-Марией и отцом Леопольдом посетил все музыкальные центры Европы, где приобрёл большую популярность. К нему пришла слава. Но в 17 лет, когда возраст чудо ребёнка прошёл, начались трудности, которые всё больше усугублялись и становились безысходнее.

Больше всего поражает то, что чем тяжелее становилась его жизнь, тем более яркие, жизнерадостные сочинения рождались в его душе. Явление это кажется удивительным. Как будто то, что не удавалось ему в жизни, чего в ней не хватало, создавал он своим талантом в прекрасной музыке, наперекор всем превратностям судьбы, можно назвать это особенностью характера.

И в это время он пишет три свои лучшие симфонии, одна из которых, № 40 соль-минор, популярна более других и многим известна. Эта симфония рассказывает о горькой правде жизни, жестокой борьбе, которую приходится вести человеку,…но как бы не было тяжело и мрачно вокруг. Композитор и его герой помнят о том светлом и хорошем, что несёт с собою жизнь. В этом произведении ярко просматривается его жизненное кредо. Так каким темпераментом должен обладать такой человек – сангвиник.

Звучит отрывок Петра Ильича Чайковского

«Вальс цветов». № 10.

Любовь с сострадание к человеку определили всё творчество великого русского композитора. Как у многих великих людей жизнь его не была простой и безоблачной.

Пётр Ильич родился и вырос в образованной музыкальной семье. В детстве был чувствительным мальчиком, впечатлительным и нервным. Родители отдали его в училище правоведения, которое готовило юристов высшего класса. Но любовь к музыке переборола, и он становится профессиональным музыкантом.

«Для меня это труд (то есть именно этот труд) необходим как воздух. Как только я предамся праздности, меня начинает одолевать тоска… недовольство собой, даже ненависть к самому себе. Единственное средство уйти от всех мучительных сомнений и самобичевания – это приняться за новый труд…Только труд спасет меня».

Много было в жизни Чайковского трудных моментов, была попытка самоубийства, но опять же талант помог преодолеть эти трудности, творчество спасло его.

Душевные переживания и образы русской природы – вот основные темы его творчества. Великий гуманист Чайковский всегда был предельно правдив в своих откровениях. Поэтому и музыка его так одухотворена и так проникновенна. В его симфониях и операх, романсах и пьесах отображён целый мир разнообразных переживаний: от самых светлых полных восторженного ликования, до беспредельно гнетущих, мрачных. А между этими полярными точками состояний духа – великое множество иных настроений, окрашенных в тонкие акварельные тона, полные метких переходов и легких светотеней.

Так кто же Чайковский по темпераменту – меланхолик.

Завершая разговор о композиторах, с которыми мы сегодня немного познакомились, хочется особо отметить, что темперамент накладывает оттенок на музыку этих авторов.

Мир музыки и Бетховена, и Моцарта, и Чайковского ошеломляюще разнообразен. Мы же просто пытались рассмотреть их творчество через призму темперамента. Учились понимать и любить то, что хотел сказать композитор.

Приложение № 6.

Упражнение №1.

Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

  • повышенная активность
  • длительная работоспособность
  • энергичность
  • сдержанность
  • вспыльчивость
  • непоседливость
  • терпеливость
  • медлительность движения и речи
  • медленная смена чувств и настроений
  • слабая эмоциональная возбудимость
  • быстрое усвоение и перестройка навыков
  • эффективность
  • бедность движений
  • малая активность
  • вялость
  • выразительность мимики, пантомимики
  • молчаливость
  • бодрое, повышенное настроение
  • быстрая приспособляемость к новой обстановке
  • медленное усвоение и перестройка навыков
  • неуверенность в себе
  • повышенная эмоциональная возбудимость
  • выдержанность
  • однообразие мимики
  • энергичность
  • подвижность
  • подавленность и растерянность при неудачах
  • быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний
  • малая активность
  • терпеливость
  • невыразительность речи
  • ровное, спокойное настроение
  • возбужденное состояние
  • сосредоточенность внимания

Приложение № 7.

Круг Айзенка

Приложение № 8.

Упражнение № 2.

На основании характеристики определите тип темперамента.

1.Мальчик очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, расстраивается по каждому пустяку. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Нередко долго смотрит в окно, вместо того чтобы общаться со сверстниками. Покорно подчиняется все правилам. Пассивен. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.

2.Мальчик безгранично увлекающийся. Часто берёт работу не по силам. До крайности подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости даёт сбивчивые ответы. Приходится всё время ему говорить: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителей буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Когда рассердиться не умеет держать себя в руках, хотя старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит «Изумрудная пятёрочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручения, так как от желания его выполнить часто не дослушивает до конца.

3. Медлителен. Походка неторопливая, в вразвалочку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя всегда отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднимает руку, отвечает односложно «Да так..». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлоблив, но для товарищей ленится что-то сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, полученное на дом задание между тем, выполняет правильно, аккуратно. Любит порядок. Придя в новую компанию с трудом сдруживается с ребятами. Привязчив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением

Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....

Социальное партнёрство в профориентационном воспитании при изучении биологии

Профориентационная работа в школе дожна быть устремлена, прежде всего, на формирование профессиональной направленности личности учащихся и на развитие профессиональной мотивации. Именно эти качества п...

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

Профориентационные методики для социального педагога

Профориентационные методики для социального педагога включают :профориентационную методику (тест) "Карта интересов" и вопросник изучения отношения обучающихся к учебным предметам (по Г.Н.Каз...

Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...