Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Приятель. Друг. Товарищ », с использованием ИКТ.
классный час (5 класс) на тему

Алексеева Галина Юрьевна
Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: "Приятель. Друг. Товарищ", с использование ИКТ. Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищество; Дружба, товарищество. Друг и товарищ, казалось бы, понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь. Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее. «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Запомни! Ты живешь среди людей. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich.razrab.kl_.chasa_.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Приятель. Друг. Товарищ », с использованием ИКТ.

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа» Апастовского района РТ

Цель: 

  • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
  • формировать умение различать дружбу и товарищество;
  •  способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, воспитание добрых качеств детей, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.

    В результате занятия участники смогут:
    - сформулировать понятие «дружба»,
    - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
    - приобретут навыки работы в сотрудничестве,
    - Поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу
    и уметь доверять ему.

Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление.

Класс оформляется высказываниями по теме о дружбе, 2-3 ученика подбирают и учат стихотворения

. Высказывания по теме.

Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
                                        От недругов друзей.  М. Джалиль.(слайд№2).

Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикоснемся к этике человеческих отношений, постараемся войти в мир тонкий и сложный. В мир  отношений людей близких и знакомых, посторонних и совсем незнакомых, что заслуживает вечной памяти.

Дружба, товарищество. Друг и товарищ казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь.

У всех у нас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем же отличаются понятия “друг”, “товарищ”? Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

Возможные ответы: Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.

Друг – тот, с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии. (слайд № 4

).

  1. Иметь друга и самому быть другом-  очень большое счастье для каждого из нас. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)

А теперь потренируемся  в умении различать, когда и какое слово нужно употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово) (слайд № 3).

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажитеприятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажетедруг.

VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

Классный руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Сложно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:

                  Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

  • Друга иметь – себя не жалеть.
  • Друг познается в беде.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.(слайд№8).

Мы сейчас проиграем ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации  и опишите свои действия.(инсценирование).

Учитель: Что можно считать настоящей дружбой?

Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.

Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?

 Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей”. Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Костя опешил и не успел высказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа же сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.

Учитель: А можно ли критиковать друг друга?

Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу тоже нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду - преданным. (слайд№6).

 Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?

Итог : Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная дружба основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.

Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

Итог : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним , честным по отношению к другому.

Прочитайте следующую ситуацию и скажите:

Как бы вы вышли из этой ситуации?

Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.

Итог : Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”.

На сцене вывешено 2 плаката на одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Я предлагаю вам определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует вашей точке зрения на данный вопрос. Хорошо. Теперь попробуйте объяснить свою позицию. Почему вы встали именно сюда? Хорошо, спасибо. Как вы уже наверное поняли, тема сегодняшнего классного часа посвящается дружбе. Мы с вами постараемся выяснить Что такое «дружба»? Нужно ли иметь друзей? Как правильно их выбирать?
Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Давайте поразмышляем с вами Что такое «дружба»? (учитель записывает все высказанные мысли на плакат, затем подводит итог и дает определение понятию «дружба».) Зачем нужна дружба? (Ответы учащихся)

2. А теперь давайте немного поиграем.

 Вам дается следующее задание: найти «себе подобного». Разговаривать при этом нельзя. Ну вот. Молодцы!
Обратите внимание, что один ученик остался один. Давайте узнаем у него «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
Владимир Иванович Даль в своем знаменитом \"Толковом словаре\" приводит такое
определение дружбы: \"Дружба - бескорыстная стойкая приязнь\".
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за \"красивые глаза\". Умеет человек хорошо и модно одеваться - буду с ним дружить. Не умеет - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку - все
это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

3. А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: \"Как бы я поступил?\".
1. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
2. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
3. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
4. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

4. Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./

Игра «Знаю ли я своего друга?»

 Классный руководитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто же у нас в классе действительно настоящие друзья.

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

  1. Какой урок у него любимый?
  2. На чем он любит кататься?
  3. Какое время года у него любимое?
  4. Какой вид спорта любит?
  5. Кем хочет стать, когда вырастет?
  6. Какое животное он хотел бы иметь дома?

7.Какие книги любит читать?

(слайд№5).

Классный руководитель: Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется)

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)

Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.(слайд№7).

Подведение итогов

Классный руководитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

Законы дружбы: (слайд№9).

1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.

Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

2. Дружба – это, прежде всего вера в человека, не надо менять друзей.

3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.

4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.

6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.

Запомни!

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

\"Круговая беседа\".
Все ребята встают в круг. Передают карточку, на которой написаны слова \"Я чувствую себя счастливым, когда \". Вам необходимо продолжить фразу.
Вывод:
Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.

6. На нашем классном часе утвердим \"Законы дружбы\":
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай
духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Итог: Существует много законов о дружбе. Но это - основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями. Сегодня мы с вами выяснили, что дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Булгакова Елена Ивановна. Жертвы моды. Методическая разработка классного часа для 5-7 класса

В даннной методической разработке каждый классный руководитель найдёт для проведения кл.часа интересный, полезный и увлекательный материал. Данный кл. час поможет настроить учащихся не на слепое следо...

Методическая разработка классного часа для обучающихся 6 класса,

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы,дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитаниюпатриотизма. Содействова...

Методическая разработка классного часа в 5 А классе "Космос и мы"

Методическая разработка классного часа в 5 А классе "Космос и мы".Классный час посвящен Дню Космонавтики.Форма проведения – ВикторинаЦель: Воспитать любовь и уважение, чувство гордости к Родине, актуа...

Разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Моя малая Родина»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека; способствовать воспитанию патриотизма; определить, что для каждого ученика является малой родиной; экологическое воспитание...

Методическая разработка классного часа в 7-б классе МОБУ СОШ № 19 «МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!» (улицы города Кореновска, названные в честь героев Великой Отечественной войны, наших земляков) Автор : Гузей Светлана Анатольевна

Данная разработка - результат совместной исследовательской деятельности классного руководителя и учащихся по изучению истории родного города, отраженной в названии улиц. Особый интерес учащихся вызвал...

Методическая разработка классного часа для 9-11 классов "Дороги Победы".

Данная разработка знакомит учащихся старего звена образовательной школы с событиями Великой Отечественной войны, региональный окмпонент, включенный в разработку позволяет представить информацию о геро...