Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
рабочая программа (6 класс) на тему

Сычев Илья Владимирович

Рабочая программа  для 6 классов средних общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Павлово-Посадского муниципального района

Московской области

                                                                                     «Утверждаю»:

Директор МОУ СОШ №11

__________С.Н. Дубровина

от «____»__________20___г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

6 «а» класс

Составитель:

учитель математики

Сычев И.В.

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» 01 29.12.2012 г., в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе основной общеобразовательной программы МОУ СОШ №11 и разработана  на основе сборника «Примерные программы  по внеклассной работе по математике «Стандарты   второго поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г.

Общая характеристика курса.

Повышение качества школьного математического образования за счёт более высокого уровня преподавания предмета является одной из актуальных проблем, стоящих перед современной школой, задачей которой является формирование интеллектуального потенциала учащихся, развитие их познавательных интересов и творческой активности. Введение новых стандартов для изучения математики на базовом уровне требует решения двуединой задачи: с одной стороны, обеспечивать овладение учащимися определённым программой объёмом знаний и умений, с другой — создание возможности углублённого изучения школьного курса математики. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Активные методы и  формы обучения во внеурочной деятельности помогут подготовить обучающихся, обладающих необходимым набором знаний, умений, позволят им уверенно чувствовать себя в жизни.

        Данная программа внеурочной деятельности посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению задач,  с которыми школьники почти не встречаются на уроках. Поскольку объём учебной нагрузки не позволяет учителю в урочное время предоставить внепрограммную информацию и значительная часть разнообразного занимательного математического материала, способствующего развитию познавательных интересов школьников, остаётся невостребованной, то устранить данное несоответствие может предлагаемая программа.

Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Научить правильно применять математическую терминологию;
  • Подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
  • Совершенствовать навыки счёта;
  • Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

  • Формировать навыки самостоятельной работы;
  • Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
  • Формировать приемы умственных операций  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
  • Воспитывать уважительное отношение между  членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Программа способствует:

  • Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
  • Созданию условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • Выявлению одаренных детей;
  • Развитию интереса к математике.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

В соответствии с Планом внеурочной деятельности МОУ СОШ №11 рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» реализуется в 5 классах по 1 часу в неделю, 35 часов в год.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению  «Занимательная математика» предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • умение высказывать своё мнение и аргументировать его;
  •   сформированность мотивации к учению и познанию;
  •  владение способами исследовательской деятельности;
  •  сформированность творческого мышления;

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности учебно-познавательному направлению  «Занимательная математика» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений).

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (средством формирования этих действий служит учебный материал и ориентированные на линии развития средствами предмета).

3. Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах).

Предметные результаты: 

  • освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Содержание программы

Раздел I. Из истории математики

Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать?

Разделить учащихся на три группы и предложить ответить на вопросы:

- Что дала людям математика?

- Зачем ее изучать?

- Когда она родилась и, что явилось причиной её возникновения? (Дети рассказывают друг другу, записывают главные мысли, выбирают консультанта, и он выступает от данной группы с выводами по этим вопросам.)

Рассказ учителя. Возникновение математики. Первый математик – Фалес, высота египетской пирамиды. Математика- наука, красота и гармония. Рассказ одного человека, современника Шекспира, об истории своего открытия. Русский ученый Николай Иванович Лобачевский. Высказывание английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона.

Счет у первобытных людей

Возникновение потребности в счёте. В 1937 году в Вестонице (Моравия) была найдена кость с 55 глубокими зарубками. Единичная система записи чисел. Рисунки на стенах пещеры или на деревьях. Счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода».

Цифры у разных народов

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр.

Практическое задание: запись чисел различными способами (иероглифами, римскими цифрами, буквами).

Метрическая система мер

Возникновение метрической системы. Определение метра (Парижский меридиан).

Практическое задание: перевести значение одной единицы измерения в другую.

Старые русские меры

Выступление учащихся с докладами на следующие темы:

  • Меры длины (миля, верста, сажень, аршин, пядь, фут, вершок и др.);
  • Меры площади (кв. верста, кв. десятина, кв. осьминник, кв. линия и др.);
  • Меры объёма (куб. сажень, куб. аршин, куб дюйм и др.);
  •  Меры сыпучих тел («хлебные меры») (цебр, кадка, куль, половник, гарнец, стакан и др.);
  • Мер меры жидких тел («винные меры») (бочка, корчага, ведро, винная бутылка, чарка и др.);
  • Меры веса (ласт, берковец, пуд, безмен, гривенка и др.).

Конкурс знатоков

Учащиеся делятся на команды, выбирают капитана. Отвечают на вопросы о возникновении математики, о системах счисления, о записи цифр, о возникновении метрической системе мер, о старинных русских мерах.

Раздел II. Великие математики

Пифагор и его школа

Великий древнегреческий ученый Пифагор родился на острове Самос в VI в. до н. э. Краткое описание жизни Пифагора. Пифагорейский союз. Деятельность и взгляды этого союза. Деление математики на 4 части - арифметику, геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке).

Архимед

Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда.

Задачи на переливание жидкостей

Практическое задание: решение задач в группах и самостоятельно на переливание жидкости, опираясь на закон Архимеда.

Л.Ф.Магницкий и его  «Арифметика»

Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого. Книга создавалась как учебник для будущих офицеров армии и флота. Энциклопедия математических и навигационных наук. В книге более 600 страниц, автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач.

Практическое задание: решение задач из книги «Арифметика» (житейские истории, денежные расчеты, любопытные свойства чисел).

Доклады о великих математиках

Выступление учащихся с докладами о великих математиках  (Эвклид, Р. Декарт, Н.И. Лобачевский, Э. Галуа, К.Ф. Гаусс, П. Ферма. Ж. Даламбер и др.).

Математический КВН

Тема игры «Великие математики». Учащиеся заранее делятся на две команды, выбирают капитана, название команды. Готовят приветственный номер и вопросы к команде соперников.

Глава III. Цифры и числа

Открытие нуля

Нуль был изобретён в Индии в V веке. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи.

Практическое задание: решение примеров и задач, опираясь на основные свойства нуля.

Число Шахерезады

Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Примеры. Доказательство (рассмотреть умножение в столбик).

«1001 ночь». Получение палиндрома из любого числа.

Практическое задание: нахождение палиндрома из данных чисел (число складывается со своим «перевёртышем» до тех пор, пока не получиться палиндром).

Делиться или не делиться

Признаки делимости на 2, 3, 4, 5 и 10. Решение задач - на какие числа делятся данные числа, делятся ли данные числа на предложенные числа.

Признак делимости на 11

Число делиться на 11 только тогда, когда сумма цифр с чередующимися знаками делиться на 11. Выбрать из списка те числа, которые делятся на11; составить числа, которые делятся на 11.

Числа счастливые и несчастливые

Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия).

Практическое задание: составление своих счастливых чисел по фамилии, имени, отчеству; по дате рождения.

Арифметические ребусы

Решение различных арифметических ребусов: вставить пропущенные цифры в примерах; заполнить «лесенку цифр»; вставить пропущенные знаки в примерах. С помощью определённого количества заданного числа, знаков арифметических действий и скобок составь выражения, значение которого равно некоторому числу.

Как появились десятичные дроби?

Человечество знакомо давно с дробными числами, а мысль записывать их в виде десятичных чисел пришла намного позже. В 15 веке узбекский астроном и математик из Самарканда использовал десятичные дроби в своей книге, которая называлась «Ключ к арифметике». Однако в Европе в то время данный труд был неизвестен, европейцам пришлось заново изобретать десятичные дроби.  Правилам деления и умножения десятичных дробей.

Практическое задание: решение примеров, опираясь на правила деления и умножения десятичных дробей.

Игра «Цифры в буквах»

Тематическая игра, в которой следующие задания: математические загадки; задачи, в которых каждой букве соответствует определённая цифра и нужно составить число или слово.

         Математическая газета «Цифры и числа»

Коллективное составление математической газеты.

Глава IV. Задачи на смекалку

Магические квадраты

Возникновение магических (волшебных, математических) квадратов. Определение магических квадратов. Принципы их составления и заполнения. Магические квадраты разных порядков. Применение магических квадратов.

Практическое задание: заполнение магических квадратов.

Математические фокусы

Практическое задание: ученики выполняют задания из следующих фокусов: угадай задуманное число; 10 чисел Фибонначи; число в конверте; угадай возраст собеседника.

Теоретическая часть: Что такое математические фокусы? Содержание и секреты математических фокусов, которые были рассмотрены на практическом задании.

Решение занимательных задач в стихах

Решение занимательных задач, условие которых дано в стихотворной форме коллективно и самостоятельно (задачи про уши; про братьев; про яблоки, про цыплят и др.).

Отгадывание ребусов

Отгадывание различных ребусов, ответы на которые - математические термины, пословицы. Самостоятельное составление ребусов и выбор лучшего ребуса.

Решение олимпиадных задач

Самостоятельное решение задач из школьных, городских, региональных олимпиад. Затем подробный разбор решения коллективно этих задач.

Решение задач повышенной трудности

Самостоятельное решение задач повышенной трудности. Затем подробный разбор решения коллективно этих задач.

Игра «Поле чудес»

Тематическая игра. Учувствуют 9 человек (3 тройки), остальные болельщики. Задания игры следующие: разгадать ребус; решить задачу в стихах; решить задачу повышенной трудности. Участники дома готовят «подарки» ведущему в виде математических фокусов.

Олимпиада

Учащиеся самостоятельно решают олимпиадные задачи. Определяются победитель и призёры.

V. Геометрические головоломки

Головоломка Пифагора

Что такое головоломка Пифагора. Цель данной головоломки.

Практическое задание: изготовление головоломки Пифагора из картона, составление всевозможных фигур-силуэтов, сначала самостоятельно, затем по образцу.

Колумбово яйцо

Что такое Колумбово яйцо. Цель данной головоломки.

Практическое задание: изготовление головоломку Колумбово яйцо из картона, составление всевозможных фигур-силуэтов, сначала самостоятельно, затем по образцу.

Лист Мебиуса

Август Фердинанд  Мёбиус -астроном, математик. Открытие листа Мёбиуса. Применение  листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве.

Практическое задание: изготовление листа Мёбиуса, опыты (разрезание, закрашивание одной стороны).

Математическая газета «Ребусы и головоломки»

Коллективное составление математической газеты.

Заключительное занятие - игра «Веришь или нет»

Тематическая игра, задания в которой составлены так, что нужно отвечать верю или нет. Задания по всему курсу пройденного материала.


Учебный план

Учебно – тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

теория

практика

всего

I.

Из истории математики

4

2

6

1

Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать?

1

2

Счет у первобытных людей

1

3

Цифры у разных народов

0,5

0,5

4

Метрическая система мер

0,5

0,5

5

Старые русские меры

1

6

Конкурс знатоков

1

II.

Великие математики

3,5

2,5

6

7

Пифагор и его школа

1

8

Архимед

1

9

Задачи на переливание жидкостей

1

10

Л.Ф.Магницкий и его  «Арифметика»

0,5

0,5

11

Доклады о великих математиках

1

12

Математический КВН

1

III.

Цифры и числа

2

7

9

13

Открытие нуля

0,5

0,5

14

Число Шахерезады

0,5

0,5

15

Делится или не делится

1

16

Признак делимости на 11

1

17

Числа счастливые и несчастливые

0,5

0,5

18

Арифметические ребусы

1

19

Как появились десятичные дроби?

0,5

0,5

20

Игра «Цифры в буквах»

1

21

Математическая газета «Цифры и числа»

1

IV.

Задачи на смекалку

1

7

8

22

Магические квадраты

0,5

0,5

23

Математические фокусы

0,5

0,5

24

Решение занимательных задач в стихах

1

25

Отгадывание ребусов

1

26

Решение олимпиадных задач

1

27

Решение задач повышенной трудности

1

28

Игра «Поле чудес»

1

29

Олимпиада

1

V.

Геометрические головоломки

1,5

3,5

5

30

Головоломка Пифагора

0,5

0,5

31

Колумбово яйцо

0,5

0,5

32

Лист Мебиуса

0,5

0,5

33

Математическая газета «Ребусы и головоломки»

1

34-35

Заключительное занятие - игра «Веришь или нет»

2

Итого:

12

23

35

Учебно-методический комплект

  1. Волина В.В. Занимательная математика. С.-Петербург: Виктория Специальная литература, 2009. – 189с.: ил.
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Книга для учащихся 5-6 классов. М.: Просвещение, 2009. – 258с.
  3. Калугин М.А.  После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 2010. – 270с.: ил.
  4. Кордемский, А.А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 2012. – 96с.
  5. Мочалов Л.П. 400 игр, головоломок и фокусов. – М.: НТЦ Университетский, 2009. – 125с.: ил.
  6. Рыбников К.А. История математики (в 2-х томах ). М.: Изд-во Моск. Университета. Т.1, 2008. 191с.
  7. Сафонова В.Ю. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 кл..   – М. :  Мирос, 2008. – 143с.
  8. Тихомиров В.М. Великие математики прошлого и их великие теоремы. М.: МЦНМО, 2010. — 16 с.: ил.
  9. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2009. – 124с.
  10. Шевнин Л.Г. Школьная олимпиада по математике. – М.: Русское слово, 2009. – 79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Волшебный мир математики"

Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).А...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс

Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История развития математики", 6 класс

Программа рассчитана на 34 ч . Учащиеся познакомятся с основными этапами и ключевыми событиями истории математики....

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика

Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс математика...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир математики"

Программа «Волшебный мир математики» для 5 класса разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образован...