Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
статья на тему

Моргунова Елена Васильевна

Работа Дубенской средней общеобразовательной  школы по гражданско-патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Возрождение традиций                                                                                       МКОУ Дубенская СОШ

(Из опыта работы)

Мы живём в достаточно сложное, непростое время. Теряются духовные приоритеты, размываются нравственные ценности, исчезают многие традиции, помогающие воспитывать молодое поколение. Погоня за материальными благами приобретает для человека всё большее значение, чем духовное,  нравственное самосовершенствование.  Если обратимся к истории, то увидим, что патриотизму народа всегда отводилась особая роль в решении проблем личности, социума и государства, патриотизм являлся характерной чертой менталитета русского народа и духовной основой развития российской государственности.  И сегодня «движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции», - из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед участниками дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013г. Поэтому важнейшим принципом государственной политики в области образования сегодня – это воспитание   гражданственности и любви к Родине – Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший  в силу 1 сентября 2013 года.

Школа в посёлке Дубна основана в 1929 году. И на протяжении всех лет педагогическим коллективом, заслуженными учителями школы РФ М.М.Савельевой, П.В.Поляковым, учителями – ветеранами А.Т.Мурашовым,  Н.Ф.Ермаковым, А.С.Егоровым целенаправленно и систематически осуществлялась работа по патриотическому воспитанию школьников.

Дубенский край является краем с богатым культурным и историческим наследием. Родом отсюда  - русские мореплаватели, первооткрыватель Северо-Западной Америки Алексей Чириков и первая полярная путешественница Татьяна Прончищева, основатель крупнейшего парка в Туле Пётр Белоусов, тульский оружейник Никита Демидов. Дубенская земля – родина четырёх Героев Советского Союза: К.С.Седова, В.М.Косорукова, А.Г.Рогова, И.В.Головина и  Героя России В.Л.Новикова. Богата она и  знаменитыми современниками, среди которых олимпийский чемпион Вячеслав Веденин. Чем не благодатная почва для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гордости за своих знаменитых земляков,  великий русский народ, героическое прошлое нашего края и России в целом?

Воспитательная программа муниципального казённого образовательного учреждения Дубенской средней общеобразовательной школы, ведущим направлением которой является раздел «Россия – Родина моя»,  составлена с учётом того, что социальное пространство для гражданско-патриотического воспитания не ограничивается школой. В тесном взаимодействии в данном направлении школа сотрудничает с муниципальным образованием Дубенский район, районным Советом ветеранов, отделением полиции «Дубенское»,  районным краеведческим музеем, Дубенской поселковой библиотекой, отделом социальной защиты населения, Центром культуры и досуга.

Уроки истории «Солдатами не рождаются» - со-бытие с  приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников боевых действий в Афганистане и Чеченской республике, солдатских матерей, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, офицеров воинской части, старшеклассников школьной команды — участницы военно-патриотической игры «Зарница». Такие  встречи не оставляют равнодушными жителей посёлка, о чём свидетельствуют отзывы:

«Уроки истории просто необходимы. Это наша история, наша память, важно уважать и почитать людей, которые защищали Родину»,  -  Жукова Галина, выпускница 2011 года.                                                                

«Затронута важная тема: служба в армии. Такие уроки воспитывают чувство патриотизма у подрастающего поколения», -   выпускник 2012года, Костиков Максим, капитан школьной команды зарничников.

«Мне небезразлична эта тема. Дети должны знать героев своей страны. Подобные встречи делают нас лучше», -   Залдя Алексей, ученик 11 класса, президент школы 2013г.

 «Стоит проводить подобные встречи с ветеранами и участниками боевых действий, потому что это история нашего посёлка, и мы должны сохранить память о них и передать её своим детям», -  Пухов Роман, учащегося 11А класса, член школьной команды зарничников 2013г.

Не будет преувеличением,  если отмечу, что для учащихся школы одним из главных праздников стал  День Победы. Этому дню предшествует большая подготовка.    Акции «Поздравь ветерана с Победой», «Подарок ветерану»,  уход за памятниками посёлка, районный мотопробег с участием ветеранов, кросс, посвящённый знаменательному событию,  проводятся накануне праздника.

Главные события начинают происходить в День Победы. Весь ученический и педагогический коллектив школы, родители утром 9 Мая идут празднично украшенной колонной, с транспарантами,  цветами, флажками на митинг на Центральную площадь посёлка.  В  Почётном карауле у Вечного Огня несут вахту лучшие  учащиеся школы,  зарничники. Слово от молодёжи Дубны предоставляется старшеклассникам. По окончании митинга начинается театрализованное представление с участием работников Центра культуры и досуга, служащими воинской части, школьников. Перед зрителем, а это фактически, все жители Дубны,  проходят фрагментально картинки начала войны, её суровые дни и долгожданный День Победы! Подобная практика делает школьников сопричастными к жизни посёлка, истории родного края и страны в целом. Праздничный концерт с участием школьников, смотр строя и песни, в котором обязательно марширует команда зарничников, продолжают череду   событий Дня Победы. Вечером – новое событие, которое полностью готовит  школа, молодёжь Дубны  -  это факельное шествие «Огонь Победы».  Последние семь лет оно стало традиционным в посёлке. Ровно в 21:30 минут от школы отправляется команда зарничников, группа факельщиков в сопровождении дорожной патрульной службы, пожарной службы.  В 22:00, когда стемнело, они подходят к храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла и ступают на центральную площадь посёлка. Под торжественно-траурную музыку звучат стихотворения о Родине, войне, победе, которые декламируют лучшие чтецы школы, сквозь коридор жителей посёлка, школьников, их родителей с поминальными свечами чеканным шагом участники шествия подходят к главной трибуне и выстраиваются  вдоль неё.  Объявляется минута молчания. Весь посёлок замирает. По традиции звучит песня «Тишина», в небо устремляются шары с бумажными голубями по числу лет Победы. С момента первого проведения акции  школьниками, родителями, жителями Дубны было высказано пожелание о ежегодном проведении факельного шествия.  Так родилась новая традиция в посёлке.

Ещё одним мощным воспитательным средством воспитания  является наш школьный музей, на базе которого реализуется социально-педагогический проект «Школьный музей – гражданско-патриотический центр поселкового сообщества».  Цель проекта: совместная деятельность участников образовательного процесса,  направленная на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения  средствами школьного музея и социума.

Музей создан на основе длительной поисковой и исследовательской работы  учащихся и педагогического коллектива, основными направлениями которой являются изучение истории школы, посёлка, родного края.

Совместно с педагогами учащиеся нашей школы разрабатывают экскурсии по экспозициям музея. По материалам исследовательско - поисковой работы созданы транспаранты для школы:

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»                     «Традиции нашей школы»                                                                         «Спортивный калейдоскоп»

           Стало доброй традицией посещение музея  участниками районных, областных семинаров, выпускниками школы, родителями, ветеранами педагогического труда, воспитанниками детских садов посёлка.

           Действенным средством патриотического воспитания является спорт. Защита чести школы, района для наших учащихся не пустой звук.  Они активно участвуют в межрайонных соревнованиях по спортивно-художественному многоборью «Виктория» (четвёртый год подряд наша команда занимает первое место), по пожарной безопасности, в районных соревнованиях по пейнтболу, соревнованиях «Школа безопасности», в районной игре «Зарница», в областных соревнованиях «Лыжня Веденина». Спортивные состязания вызывают большой интерес у участников, воспитывают стремление к победе, развивают командную дружбу, волевые качества.

          Данные диагностического исследования учащихся старших классов показали динамику в формировании чувства гражданственности и патриотизма у школьников. Анализ анкетирования показал неравнодушное отношение к своей стране, её истории:

-Я многим обязан своей стране. (93%).                                                    

-Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности (100%)

-День Победы – праздник не только для ветеранов. (93%)

-Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня воспринимали как россиянина. (100%)

-Человеку  обязательно знать свою  родословную (83%)

-Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине. (85%)

-Мы сильная военная держава, и поэтому нас должны уважать. (80%)

-Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей стране. (95%)

-Я обязан знать символику (гимн, герб, флаг) своей страны. (100%)

- Меня  волнуют трагедии, происходящие в стране (катастрофы, гибель самолётов, кораблей). (100%)  

          Какие перспективы мы ставим на ближайшее будущее? Думаю, что социально-педагогический проект «Пространство детства: современность и будущее» верно  определил стратегию действия: «В процессе проектирования новых технологий и методик работы с детством важно соблюдать разумный баланс между традициями и новациями, готовность использовать лучший опыт, накопленный региональной  и российской системой воспитания».

          Педагогический коллектив Дубенской средней общеобразовательной  школы наметил следующие направления своей работы:                                                                                                -  «ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ» - взаимодействие с социокультурной  средой по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.                                                                                                     - «ЗЕЛЁНЫЙ МАРШ» - экологические акции в посёлке.                                              - «РАВНЕНИЕ НА ЧЕМПИОНОВ» - воспитание средствами спорта  на примере наших земляков: олимпийского чемпиона В. Веденина, паралимпийской чемпионки России по голболу  Овсянниковой Л.Н.,   паралимпийцев, проживающих в Доме-интернате посёлка Дубна.

         Активное участие в социально-педагогическом проекте позволит   создать  благоприятную воспитательную социокультурную среду  для саморазвития и самовыражения каждого ребёнка. И обращение к героическому прошлому России  как к непреходящей духовной ценности, поможет нам в решении намеченных задач.   «Мы должны гордиться своей историей, и нам есть, чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперед», - из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед участниками дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013г.

Заместитель директора по воспитательной работе муниципального казённого общеобразовательного учреждения Дубенской средней  общеобразовательной школы Моргунова Елена Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения

Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Детство, юность - самая благодатная пора дл...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Вопрос гражданско-патриотическое воспитания подрастающего поколения всегда был и остается актуальным. Современная школа сегодня должна решать важнейшие задачи для успешного воспитания гражданственност...

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (из опыта работы)

В статье представлены материалы в рамках проведения Всероссийской научно-патриотической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения»,где особое...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А....

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ 14-18 ЛЕТ...