Урок внеклассного чтения "Их боль воспримем как свою" (10 класс)
план-конспект урока (10 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Васильевна

Урок внеклассного чтения "Их боль воспримем как свою" ( по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"; 10 класс) с приложением-презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavkin_urok.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по повести А.И.Приставкина «Ночевала тучка золотая» (10 класс)

                             «Их боль воспримем как свою»

Тип урока: интегрированный ( история, литература)

Цели и задачи урока:

- Знакомство с краткой биографией А. Приставкина.

- Проникновение в глубину мировосприятия писателя;

- Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям;

- Раскрытие драмы гонимых войной детишек, втянутых в трагические обстоятельства

насильственного переселения целых народов.

- Развитие навыков комментированного аналитического чтения.

- Размышление об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

- Формы организации работы детей: индивидуальная, в группах сменного состава

- Формы организации работы учителя: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

- Технологии: коллективное обучение, проблемное обучение,

дифференцированное обучение

Время реализации урока: 1 академический час (45 мин.)

Приобретаемые навыки детей:

-  развитие навыков комментированного, аналитического чтения;

-  развитие коммуникативных навыков;

-  развитие навыков публичного выступления.

На данном уроке перед детьми ставятся серьезные вопросы о гражданской ответственности каждого за то, что происходит вокруг него, об истинном сострадании и милосердии, т.к. в современном мире ситуация очень неспокойная: межнациональные войны, межэтническая рознь.

Главная задача: подтолкнуть учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений, о роли личности в истории. Повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”, как никакая другая, подходит для этого.

Оборудование:

1. портрет писателя, картины с видами Кавказа

2. презентация к уроку;

3. компьютер, проектор.

Ход урока

I. Слово о писателе

(рассказывает заранее подготовленный учащийся)

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в г. Люберцы Московской области в 1931 году. Потерял родителей во время войны, воспитывался в детском доме.

До войны семья Приставкиных с родственниками жила в деревянной коммуналке – 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия – диванчик, у сестры – колясочка, остальные взрослые спали на полу – ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.

И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни – еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела.

Когда началась война, А.Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза.

Мальчик всю войну бродяжничал, и все, что досталось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю. В детских домах жили дети репрессированных, военнослужащих, сироты, среди них встречались начитанные мальчики, которые за корочку хлеба рассказывали романы с продолжением, растянутые на много вечеров, – так Анатолий познакомился с произведениями Виктора Гюго.

С детства Анатолия Приставкина носило по разным частям огромной страны – Подмосковье, Сибирь, Северный Кавказ, куда в 1944 году, в момент депортации чеченцев, направили для заселения территорий, ставших пустыми, московских беспризорников. О том времени Приставкин через некоторое время скажет: «В самой середке войны тыл представлял собой фантастическую картину: военные и беженцы, спекулянты и инвалиды, женщины и подростки, выстоявшие по нескольку смен у станков, беспризорные и жулики... Мы были детьми войны и в этой пестрой среде чувствовали себя как мальки в воде. Мы всё умели, всё понимали и, в общем-то, ничего не боялись, особенно когда нас было много».

Работать Приставкин начал в 12 лет.

У детдомовцев путь в жизнь лежал через ремесленное училище, завод, вечернюю школу или техникум, и Анатолий не миновал его. В 14 лет, когда судьба забросила его на Кавказ, под Серноводск, Приставкин мыл банки на консервном заводе в станице Асиновской, а с 15 лет устроился в радиолабораторию при авиационном заводе, и это место на многие годы стало для него прибежищем, почти домом. С 1946 по 1951 год будущий писатель учился в авиационном техникуме на вечернем отделении. Все это время главную надежду на то, что когда-нибудь жизнь станет светлее, лучше и интереснее, давали Анатолию книги. Приставкин любил их, доставал, где возможно, иногда чтением пытаясь заглушить чувство голода, а потом много думал о прочитанном, стихи запоминал целыми страницами. Уже после войны Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. «Василий Теркин» в его исполнении пользовался большой популярностью, а в период, когда Приставкин проходил военную службу, армейское начальство возило его из части в часть, относя его выступления к важным «воспитательным мероприятиям».

Начинал писать А. Приставкин с 1954 года. Литературное творчество настолько его увлекло, что он закончил в 1959 году Литературный институт им. М. Горького. Студентом работал на строительстве Братской ГЭС, полученные впечатления легли в основу его первых очерков о молодых покорителях Сибири. В 60-70-е гг. вышли в свет «сибирские» произведения писателя: «Записки моего современника», «Ангара-река», «На Ангаре».

В 70-х г.г. Приставкин обратился к теме детдомовского детства в повести «Солдат и мальчик»(1977). Автобиографичная в своей основе, она стала шагом к созданию самого известного произведения автора – повести «Ночевала тучка золотая…», впервые опубликованной в журнале «Знамя»(1987). Тему сиротства продолжила повесть «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца». В 1991 г.вышел в свет автобиографический роман «Рязанка (Человек из предместья)». Проза Приставкина, выходившая многотысячными тиражами в начале 90-х годов, с началом войны в Чечне приобрела неожиданную актуальность. С этого времени писатель выступает как публицист и общественный деятель, работал в комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая А. Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением .

А.И. Приставкин – лауреат Государственной премии СССР, лауреат литературных премий в России и за рубежом, в частности национальной германской премии за юношескую литературу.

Скончался 11 июля 2008 года в Москве.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

Учитель:

: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Когда вы впервые услышали это название, какие ассоциации у вас возникли?

Учащиеся:

  • Это название напоминает нам стихотворение Лермонтова «Ночевала тучка золотая»…

Учитель: Случайно ли это? Давайте вспомним стихотворение Лермонтова.

Ученик: (наизусть)              

Ночевала тучка золотая

На груди утеса  великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

1841 г.

Учитель: Где и при каких обстоятельствах было написано это стихотворение?

Учащиеся: Стихотворение было написано на Кавказе, где поэт находился в ссылке. В это время на Кавказе были постоянными военные стычки русских солдат  с горцами.

Учитель:

 Значит,  писателю Приставкину  было важно, чтобы читатели вспомнили это стихотворение; оно сообщает нам, что повесть каким – то образом связана с темой Кавказа.

1.Когда происходят события повести?

Какие события происходили на Кавказе в 1944 году?

Историческая справка об операции «Чечевица»(Индивидуальное задание)

1 ученик

В 2 часа ночи 23 февраля 1944 года небо Чечено-Ингушетии озарилось осветительными ракетами: началась тщательно продуманная операция под кодовым названием«Чечевица». Повсюду были расставлены дозоры, на горных дорогах устроены засады,  отключена телефонная связь и радио.

У дверей домов жителей появились автоматчики в форме войск НКВД. К пяти часам утра было собрано всё мужское население аулов и городов. Чтобы не возникло недоразумений, на родном языке объявили о решении правительства выселить чеченцев и ингушей на восток СССР. Огласив решение, руководители операции приступили кличному досмотру всех мужчин. А в домах проводили обыски…

2 ученик

Первоначальное оцепенение сменилось яростью. Сегодня можно только предположить, сколько проклятий и угроз слышалось в адрес исполнителей этой операции. Но мог ли кто-нибудь противостоять НКВД того времени?!

1 ученик

Пока шла операция, руководство подводило первые итоги. А через несколько часов на стол Сталина легла телеграмма.

2 ученик

Совершенно секретно.

Телеграмма №6051 от 23.02.1944.

Товарищу Сталину.

Сегодня ,23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей.

Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имело место шесть случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением  оружия. Из намеченных к изъятию в связи с  операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 часов утра вывезено из населенных пунктов 94 тысячи 741 человек, т.е. свыше 20% подлежащих выселению, погружено в железнодорожные эшелоны из этого числа 20 тысяч 23 человека.

1 ученик

27 железнодорожных станций республики огласились плачем детей, криком женщин, проклятиями мужчин, лязгом затворов, ревом паровозных гудков и грохотом железнодорожных сцепов. Менее чем через сутки к 00 часам 24 февраля 1944 года 18 эшелонов, наполненных человеческим горем, громыхая на стыках, отправились в глубь России. 107 431 человек потеряли свой кров, потеряли надежду. 43 529 детей должны были начать новую жизнь на новом месте… 39 эшелонов были готовы к отправке, 32- стояли под погрузкой. Меньше недели понадобилось руководству НКВД, чтобы Берия доложил Сталину: «Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Операция прошла успешно».

2 ученик

Не выселялись только женщины, чеченки и ингушки по национальности, состоящие в браке с лицами других национальностей. Русские женщины, состоящие в замужестве с чеченцами и ингушами, выселялись на общих основаниях, если они не изъявляли желания расторгнуть брак. Это называлось: национальный подход к делу!

1 ученик

Результат операции: по 29 февраля выселено и погружено в эшелоны 478 479 человек.

159 эшелонов отправлено к месту нового поселения.

2 ученик

Когда восстановят автономию чеченского народа в 1957 году, несколько тысяч человек удостоят правительственных боевых наград. 36 получат звание Героя Советского Союза т.к. они воевали против фашистов. А в 44 укрывшиеся в горах чеченцы будут уничтожать русских…

А на фронте идут бои с фашистами. Но об этом в повести ничего не говорится .Писатель рассказывает о жизни военного тыла, точнее о беспризорных детях.

Вот так  писал  о  своем  поколении  Ю. Визбор:

Вспоминаю сквозь памяти дюны:

Вот стоит, подпирая забор,

На войну опоздавшая юность.

Вот тельняшка - от стирки бела,

Вот сапог - он гармонью, надраен.

Вот такая в те годы была

Униформа московских окраин.

Много знали мы, дети войны,

Дружно били врагов-спекулянтов,

 И неслись по дворам проходным

По короткому крику: атанда!.

Кто мы были? Шпана не шпана,

Безотцовщина с улиц горбатых,

Где, как рыбы, всплывали со дна

Серебристые аэростаты.

2.Кто такие Кузьмёныши? Назовите наиболее важные события их жизни (жизнь в детдоме, голод, подкоп под хлеборезку, бегство от расправы).

Учитель:

Вот мы читаем о голодной жизни детей в детдоме. Писатель  удивительно точно предал состояние голодного человека, мечтающего о хлебе, мечтающего вдохнуть опьяняющий , дурманящий хлебный запах. И все! Все! Нам, сегодня живущим, это трудно понять. Мы сыты.

Что заставляет Кузьменышей воровать и даже делать подкоп в хлеборезку?

Приставкин  показывает нам психологию голодного человека. Голод порабощает  человека физически и морально: «…в детдоме…за корочку хлеба попадали в рабство на месяц, на два…» В каждом эпизоде звучит взволнованный голос автора: «Кто испытал,  тот поверит: нет на свете изобретательней  и нацеленней человека, чем голодный человек, тем паче, если он детдомовец, отрастивший свои мозги на том, где и что достать…» Именно голод заставляет Кольку и Саньку Кузьминых рыть подкоп под помещение, где делили хлеб, хотя сами они говорят, что хотят лишь увидеть целую буханку хлеба, целую буханку, а не маленький кусочек, который им выдавали - и то не всегда.

3. Что значит Кавказ для мальчиков? (…они видели картинку на папиросной пачке, знали 2 строчки из стихотворения, которое им задали учить наизусть и которое они  так и не выучили, место, куда они хотят укрыться после подкопа, Кавказ был для них мечтой о сытой, счастливой жизни…)

4. О ком Приставкин говорит:  «Кому война, а кому  мать родна»?

( директор интерната, проводник Илья)

Как забыть нам толстого , красного, сытого, довольного директора детдома, который получил приказ о выдаче детям пятидневного  сухого  пайка и обеспечении их теплой одеждой, а сам, кормивший продуктами из детдома не только свою семью и своих родных, но и своих свиней, не дал детям в дорогу и буханки хлеба, а все обеспечение одеждой ограничилось тем, что он приказал братьям поменяться одеждой. И как мог оставаться спокойным и довольным этот человек, отправляя детей в поездку, которая могла продлиться неделю, месяц – всего лишь с половиной буханки хлеба на двоих ребятишек! А проводник  Илья с поезда, которому они принесли вещи со склада, напоил детей самогоном, а наутро прогнал, сказав, что они обменяли вещи на самогон.

5. Есть ли другие люди-  внимательные, сострадательные, тихо и незаметно делающие добро ? (машинист паровоза, Регина Петровна, тетка Зина, евреи с консервного завода, Демьян)

Рядом с этими людьми – другие: внимательные, сострадательные, тихо и незаметно делающие добро. Это Регина Петровна, которая еще в поезде выделила двух братьев – близнецов и практически спасла  Сашку от смерти, не разрешив оставить его, больного, на станции. Не выдала Регина Петровна братьев, когда они своровали из склада зимнюю  взрослую одежду решив подзаработать денег на побег  с Кавказа Регина Петровна взяла детей с собой на  подсобное хозяйство. И здесь, впервые за много лет они почувствовали  уют,  тепло дома, а ведь они, наученные  горьким опытом, знали, что на всем белом свете нет « ни одной, ни единой кровинки близкой…», поэтому были убеждены: «друг у друга они есть…Значит, куда бы их ни везли, дом их… - это они сами».

Регина Петровна устроила для мальчиков праздник – день рождения и подарила им новые рубашки.

Были ещё добрые люди: машинист поезда, остановивший состав посреди поспевающих овощей и, глядя на то, как «…в зеленях , как жучки в траве, мельтешила, суетилась, перебегая с места на место, ребятня», сказал: «Россия не убудет, если детишки раз в жизни наедятся». Это и рослые евреи, которые носили наверх корзины со сливами и мешки с сахарным песком « и иной раз кто – то из грузчиков будто невзначай, наклонял мешок за край котла и тогда манна небесная  с неба просыпалась в подставленные ладони ребят – белая, сладчайшая струйка !» Это и тётка Зина с консервного завода, которая подкармливала мальчишек, жалея их как собственных детей..

6. Как встретил детей Кавказ? . Какая тайна окружает эти места? Чего боятся люди, переселившиеся сюда?

Продвигаясь к Кавказу на поезде, ребята боялись проспать и не увидеть горы. Какие они?  Но Регина Петровна  сообщила им , что едут уже по Кавказу . А гор  не видно . Наконец раздался крик: «Горы!»   Все показывали наверх, на тучки. А это не тучки  , вершины гор . Они были  еще далеко. Ехать до них и ехать.

Следующее яркое впечатление – купание в серных источниках. Ребята не хотели залезать в них. Пришлось директору колонии раздеться и показать пример. Потом купались  все с удовольствием. Источники были горячими, целебными.  Это напоминало сказку.

Ребята двигаются по пустынной дороге. Жутко, что эта земля будто вымерла . Нет никого.  Ни один человек не попался им  навстречу. Поля дозревали. Кто же их засевал? Кто пропалывал?  В деревне тоже было пусто.  Глухо встретила  их эта красивая волшебная земля.  Жителей вывезли. Это ребята  с удивлением узнают уже потом.  Проводник Илья им сообщит: « Вас везли заселять тут землю, несчастные обормоты! Вы тут должны населением стать… И я должен населением стать.»

С теми, кто здесь уже поселился, у колонистов идет война. Дети   нападают на огороды. Ведь они предоставлены сами себе. есть хочется, а государство им еще ничего не  дает ни на завтрак , ни на ужин. Колонисты грабят  огороды местных жителей.

Хорошо, что природа Кавказа достаточно  богата. Здесь можно найти и виноград (хотя еще неспелый), алычу, тыквы, кукурузу, да и картошка растет неплохо.  Можно было из кукурузы и зерен различных сделать муку.

Постепенно ребята приспособились  к жизни на этой прекрасной земле. Особенно  помогла им работа на консервном заводе. Здесь они попробовали  неведомые им фрукты и овощи, поели  вкуснейшие салаты

 Кто стрелял в Регину Петровну, кто убил шоферицу Веру и кто, наконец, убил Саньку?

7. Анализ эпизода «Смерть Сашки». Какую роль играет эпизод в повести? Какой образ напоминает нам эта картина? Этот эпизод – кульминационный в повести…(.Санька напоминает нам Иисуса Христа. Он является символом человека, принявшего на себя все человеческие страдания…

---- В повести «Ночевала тучка золотая» мы видим  христианские мотивы. Распятый на заборе Сашка с распоротым животом, выколотыми глазами и ртом, наполненным кукурузой – не Христос ли нового времени, который принимает на себя страдания и воскресает в облике другого – по внешности, языку, обычаям, национальности…)

зловещей цепи, в которой всегда кто-то заинтересован, кому-то она на руку?..

Когда Колька везет на тележке мертвого брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с гибельного Кавказа. Сашка для него еще живой, и он хочет, чтоб тому было удобно в тележке, а в собачнике, железном ящике под вагоном, не было холодно. Но его сбивчивые мысли уже шли дальше, он пытался понять, почему убили Сашку. Недоумения в этих мыслях больше, чем гнева. Колька вел воображаемый разговор с убийцей: «Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, видишь, как выходит… Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты - погибнете. А разве не лучше было бы, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили?.. «Колькины рассуждения настолько бесхитростны, что едва не отдают юродством. (Часто юродивые-то и выкладывали правду, утаиваемую от народа или недоступную вполне здравомыслящим людям.) Колька, привыкший быть для Сашки руками и ногами, на извечный вопрос: «Ты Колька или Сашка?» теперь отвечает: «Я - обои» В новом своем качестве Колька странен А как остаться не странным, пережив такое? И А Приставкин передал этот сдвиг.

8. Какую роль в повести играет образ Алхузура? (рассказать: Колька и Алхазур.

Странность усиливается «новым Сашкой», появляющимся взамен мертвого, которому так и предстоит вечно колесить по стране в железном, собачнике. «Нового Сашку» зовут Алхузур - это чеченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, неприкаянный сын войны, лишившей его крыши и родителей. В придачу - права жить в родимом краю.

Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: я и есть «Саск». Заботой, смелостью, готовносгью делить любые опасности Алхузур доказывает свое право стать Колькиным братом, называться Кузьменышем.

Привычные представления о возможном и невозможном окончательно теряют силу, непреложность. Теряют потому еще, что Колька и Алхузур ведут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придерживаются взрослые. Непосредственное побуждение берет верх, знакомое уже нам чувство взаимовыручки в беде, одинаково угрожающей двум мальчикам - русскому и чеченцу. Все должно было распалить ненависть, жажду мести до седьмого колена. А возобладала братская любовь. Любовь помогла выжить прежним Кузьменышам, помогает и новым. В новом Кольке нет былой легкости, надежды на Сашкину подсказку, позволяющую сообразить, как говорит Регина Петровна, ху из ху Сам он должен соображать, выбирать, решать, а Регина Петровна лишается былого ореола. Теперешний Колька не прощает ей отступничества, даже если оно было отчасти вынужденным, и сейчас она хочет, робко пытается искупить свою вину, выгородить Алхузура, уверяя, что он - Сашка.

Настоящий Сашка, может, и простил бы Регине Петровне ее бегство. Колька после Сашкиной гибели не прощает. Он сделался не ожесточеннее, но суровее, непреклоннее. В нем проступает судья.

С образом Алхузура и Кольки  связана главная идея повести, несущая свет и надежду. Сашка говорит брату: «Я думаю, что все люди – братья». Не случайно, что полумертвого, в беспамятстве после пережитого Кольку нашел и выходил чеченский мальчик, сирота Алхузур. Подружившись с Колькой,  он стал откликаться на имя брата: «Я –Саск ». Русский мальчик и мальчик – чеченец поочередно спасают друг друга и действительно становятся братьями: по наивному и мудрому детскому обычаю они, надрезав пальцы, смешивают кровь. И несмотря на бросающуюся в глаза непохожесть и невозможность того, что они братья, настаивают на этом и одерживают маленькую победу над взрослыми).

9. Как заканчивается повесть? Почему автор назвал свою повесть так? (Рассказать) 

Писатель дал своей книге  поэтическое название: «Ночевала тучка золотая». Строки грустного  лермонтовского стихотворения несколько раз повторяются на её страницах, автор примеряет их на главных героев, на их короткую и трагическую поездку. Колька вдруг осознает, что «…все худшее, что могло бы с ним случиться…уже случилось», что он утес, «потому и плачет, что стал как каменным, старым, как этот Кавказ. А Сашка превратился в тучку… Тучки мы… Влажный след мы… Были и нет…»

С образом Алхузура и Кольки  связана главная идея повести, несущая свет и надежду. Сашка говорит брату: «Я думаю, что все люди – братья». Не случайно, что полумертвого, в беспамятстве после пережитого Кольку нашел и выходил чеченский мальчик, сирота Алхузур. Подружившись с Колькой,  он стал откликаться на имя брата: «Я –Саск ». Русский мальчик и мальчик – чеченец поочередно спасают друг друга и действительно становятся братьями: по наивному и мудрому детскому обычаю они , надрезав пальцы, смешивают кровь. И несмотря на бросающуюся в глаза непохожесть и невозможность того, что они братья, настаивают на этом и одерживают маленькую победу над взрослыми).

Именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка, над которым издевалась целая когорта всякого рода «воспитателей», оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. Золотая тучка – это душа ребенка, чистота и незащищенность. Это феерическое видение, согревающее сердце и заставляющее его биться в тревоге – не разобьется ли эта тучка о горные вершины?

Повесть  оставляет нас в раздумье: куда приведет мальчиков дорога, какой будет их дальнейшая судьба, не сломают ли их осторожные чиновники ОГПУ, смогут ли они остаться братьями, пусть не по крови, а по духу, обретут ли они покой и счастье?

Учитель (обобщение):

Итак, в повести «Ночевала тучка золотая» автор рассказывает о трагедии доведенного до отчаяния, озлобившегося народа, который продолжает бороться за свою землю жестокими,  нечеловеческими способами . Хотя повесть «Ночевала тучка золотая» и небольшая по объему, автор затрагивает в ней очень важные проблемы: сострадания и милосердия, добра и зла, любви к ближнему, силы духа, предательства, межнациональной розни, детей на войне… Главным в повести является, пожалуй, не столько стремление воссоздать прошлое, понять его, а извлечь из этого прошлого нравственные уроки, не допустить их повторения. . Страдания детей – самый горький упрек  и укор  взрослому миру, неоспоримый показатель его нравственного неблагополучия. Оберегать, защищать детство – святой, незыблемый человеческий закон.

Русская литература со времен Толстого и Достоевского утверждала человечность как одну из величайших ценностей. Русские писатели условием существования человека провозглашали сострадание к ближнему, любовь к ненавидящим и любящим нас, добро и справедливость. Писатели выступают против войны как самого кощунственного действия, против насилия над личностью. О том, что война - явление противоестественное, говорили писатели и в 19 веке, и в 20. Кавказская война шла и во времена Александра 1, и во время переселения чеченов из Чечни по приказу Сталина, неспокойно на Кавказе и по сей день. А. Приставкин в своей повести «Ночевала тучка золотая» осуждает насилие над народом, над личностью. предупреждает о кровавых последствиях этого насилия. Это урок мы должны извлечь, исследуя «Тучку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ахмадулина Б.А. Поэзия изысканного вкуса": Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 9, 11 класса

Презентация посвящена жизни и творчеству одной из замечательнейших поэтесс нашего времени - Б.А. Ахмадулиной. В презентации освещены вехи биографии Бэллы Ахатовны, основные сборники произведений, пере...

презентация к уроку внеклассного чтения "Благие намерения"(литература, 8 класс)

Презентация  создана в программе Microsoft Power Point. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и дает представление о д...

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему "Птица-Гогоь"

Конспект данного урока был разработан автором мини-сайта к открытому уроку по творчеству Н.В.Гоголя с целью дать учащимся дополнительную информаци. о  жизни и творческих этапах этого великого пис...

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе.

Тема милосердия в рассказе А. Платонова «Юшка».Цели :Образовательные: 1. Научить учащихся анализировать, обобщать, используя стратегии    Критического   мышления.2.Систематизи...