Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"
проект (9 класс) по теме

Куприна Екатерина Николаевна

Поис наиболее оптимальных средств создания и укрепления здоровья воспитанников, создания благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу

жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Здоровый образ жизни"141 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 576 среднего (полного) образования

с углубленным изучением предмета физическая культура

Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Социальный проект

«Мы выбираем здоровый образ жизни»

(разработан для учащихся 6-9-х  классов)

                                                                                                                                         

                                                                             

2016 год

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

     Цель проекта:  

поиск наиболее оптимальных средств создания и укрепления здоровья воспитанников, создания благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни.

     Задачи проекта:

Обучающие:

- обучить  школьников основам здорового образа жизни;

- сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Развивающие:  

- развивать познавательное отношение к ЗОЖ, индивидуальные и творческие способности детей;

- содействовать гармоничному физическому развитию школьников;

- привить навыки закаливания организма.

Воспитательные:

- воспитать у детей бережное отношение к своему здоровью;

- формировать потребность в культуре общения, положительных привычках.

      Принципы проекта:

•        непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день;

•        принцип активного обучения — учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий;

•        последовательность и систематичность — проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;

•        доступность — определяется прежде всего ролью воспитателя как консультанта, организатора процесса;

•        прочность — знания подкрепляются практикой;

•        учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

    Срок реализации проекта:

 дата начала проекта: 1 сентября 2016 года.

 дата окончания проекта: 31 мая 2017 года.  

продолжительность проекта: 1 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Сведения о проекте.  Направление проектирования,

информация о руководителе,  партнёры, участники проекта……………….4

Раздел 2. Описание проекта. Актуальность…………………………………..5

Направления работы, меры по реализации проекта,

ожидаемые результаты…………………………………………………………6

Деятельность в рамках проекта………………………………………………..7

Технология реализации проекта……………………………………………….8

Устойчивость проекта, распространение результатов………………………10        

           

Раздел 3. Приложения…………………………………………………………  11                          

 

РАЗДЕЛ 1

 СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ

1.Направление проектирования – здоровьесбережение и здоровый образ жизни.

2.Информация о руководителях проекта.

Полекова Елена Геннадьевна – воспитатель высшей категории.

Куприна Екатерина Николаевна – воспитатель.

3.Участники проекта.

Полекова Елена Геннадьевна, Куприна Екатерина Николаевна - обеспечивают общий контроль и мониторинг хода реализации проекта. Вырабатывают совместные  решения и планирует деятельность по проекту. Предоставляют  отчётность после реализации проекта. Организуют взаимодействие с партнёрской организацией.

Партнёры проекта:

Сотская Ирина Игоревна, заместитель директора по воспитательной работе -

координатор проекта. Координирует работу по проекту, взаимодействует с педагогами, детьми и их родителями.

 Лодысева Юлия Алексеевна, старший воспитатель -  помощь в реализации проекта.

Зведре Марина Александровна, психолог - диагностика учащихся, консультации родителей.  

Лапина Елена Владимировна, врач - помощь в проведение мероприятий, консультации.

 Учащиеся 6-х классов и их родители – непосредственное участие.

РАЗДЕЛ 2

 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 Актуальность.

                               

       Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения  и укрепление здоровья подрастающего поколения.  

       В наше время  подключение системы образования к решению данной проблемы, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс является особенно важным. 

      Новая стратегия образования в области здоровья включает: 

  • просвещение учащихся в вопросах здорового образа жизни;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
  • объединение семьи и школы в вопросах формирования здоровья учащихся.

        Здоровье ребёнка и его социально – психологическая адаптация в обществе, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Более половины своего жизненного времени ребёнок находится в школе-интернате. Руководителям проекта предстоит организовать жизнь и деятельность детей в интернате так, чтобы в нём было хорошо и комфортно каждому ребёнку, Задача взрослых -  помогать  процессу становления  личности, гарантировать его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Для этого необходима правильная  организация предметно – пространственной среды, режима и мероприятий по охране здоровья детей – питания, отдыха, физкультурно-оздоровительной работы, прогулок и др.

 

      В связи с этим возникает необходимость совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей  понятие здорового образа жизни,  воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья  детей.  

                                                                                                                               

       Настоящий проект «Мы выбираем здоровый образ жизни» разработан в условиях реализации национально-образовательной инициативы «Наша новая школа» и раскрывает содержание в приоритетном направлении – здоровьесбережение и здоровый образ жизни. Он направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в условиях школы-интерната, формирование здорового образа жизни  школьников в современных условиях.  

       Направления работы:

  • организация работы с опорой на здоровьесьерегающие технологии;
  • организация занятий с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий;
  • физическое развитие;
  • тесное сотрудничество воспитателя с учителями , психологом, медицинской сестрой, родителями, социумом.

         Меры по реализации проекта:

  •  оптимальный двигательный режим;
  •  рациональное питание;
  •  закаливание;
  •  личная гигиена;
  •  положительные эмоции;
  •  высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

Ожидаемые результаты по проекту:

Долгосрочные

1) Активный интерес учащихся к приобретенным знаниям, полученных ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

2) Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств интернета в целях получения новых знаний.

3) Приобретение коммуникативных навыков.

4) Создание сплоченного коллектива.

5) Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в виде мини-сочинений, советов, презентаций и т.д.

6) Снижение заболеваемости среди детей.

7) Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

8) Повышение профессиональной компетентности воспитателя.

Актуальные

1) Составление плана работы по внедрению ЗОЖ.

2) Использование  анкетирования для выявления проблем, связанных с ЗОЖ.

3) Сбор материала для портфолио

4) Выпуск:

-поваренной книги  «Для спортсменов».

-презентаций: «Путешествие в школу Здоровья», «Здоровое питание», «Мой организм»;  

-памяток: «Напоминалочки добрых советов» (для детей) и «Родителям о ЗОЖ» (для родителей);

5) Изготовление настольной игры по ЗОЖ «Путешествие в страну Здоровья».

6) Подборка фотоматериала о проделанной работе.

7) Создание альбома «Азбука общения»

Деятельность в рамках проекта.  

       Деятельность в рамках данного проекта будет проходить с 1 сентября 2016 г. по 31 мая 2017 г.  Мероприятия проекта будут проводиться по трём этапам. Их главные принципы: «Не навреди!», «Ребёнок, ты – ценность».

        На первом (подготовительном) этапе «Да здравствую Я!» будет изучена   учебно – методическая литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана программа «Здоровья», определены действия учащихся в рамках проекта и списки родителей, желающих оказать помощь в проведении проекта. Работа практического этапа «Разноцветный мир здоровья» будет разбита на 4 блока:

1 блок «Азбука здоровья» направлен на систематизацию знаний о здоровье и образе жизни.

2 блок «Следствие ведут Динамозавры» направлен на формирование знаний о правильном питании.

3 блок «Физкульт! Ура!»  задействует все формы физической активности.

4 блок «Азбука общения» направлен на создание психологического комфорта, формирования потребности в культуре общения, положительных привычках.

       Обобщить знания по каждому блоку помогут итоговые работы.

На завершающем этапе «Здоровые дети – счастливые дети!» необходимо провести итоговое внеклассное мероприятие по теме ЗОЖ «Путешествие в школу Здоровья», итоговую диагностику сформированности знаний и умений учащихся по основам здорового образа жизни, обобщить опыт педагога, предоставить отчёт о проделанной работе. Выявить удовлетворённость учащихся в реализации проекта.

       Информация о деятельности по здоровьюсбережению будет распространяться на родительских собраниях,  размещена на школьном сайте. Действие по реализации проекта будут осуществлять  воспитатели, учителя, медицинский персонал, психолог,  учитель физкультуры, заместитель директора по воспитательной работе, старший воспитатель, учащиеся 6-х классов и их родители.

ТЕХНОЛОГИЯ  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

                 

 1 этап – подготовительный:   «Да здравствую Я!»

     

        Цель:  изучение возможностей и потребностей  педагогического коллектива и  родителей по оздоровлению детей, внесение изменений в  содержание проекта на основе результатов диагностики детей и родителей.

Задачи:

-  изучить и проанализировать имеющийся банк учебно-методической литературы;  

- проанализировать характер оздоровительных мероприятий;

-  определить психофизиологические и личностные особенности учащихся, степень интересов к проблеме ЗОЖ;

-  провести диагностику запросов, интересов и пожеланий детей.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

№ п/п

Мероприятие

Сроки об исполнении

Ответственный

Отметка об исполнение

1.

Разработка плана по подготовке и реализации проекта.

Изучение учебно-методической литературы, освещающей вопросы формирования здорового образа жизни учащихся,   медицинских карт школьников.

Разработка содержания проекта в соответствии с выбранной темой, целью и задачами.

 Август-сентябрь

         

                                 

Воспитатели

2.

Выступление на МО воспитателей, родительских собраниях. Знакомство с проектом.

Сентябрь

Воспитатели

3.

Анкета по запросам, интересам и пожеланиям учащихся. Анкетирование родителей по проблеме ЗОЖ.

Сентябрь.

Воспитатели

4.

Разработка программы действий учащихся по реализации проекта, определение целей и задач изучения.

Обсуждение организации поиска информации. Обсуждение и выбор защиты проекта.  

Сентябрь-май

Воспитатели

Решение:  подготовить и провести защиту проекта в конце учебного года в форме

портфолио.

5.

 «Психоэмоциональная устойчивость учащихся» (на начало учебного года).

Октябрь

Психолог

Итоги подготовительного этапа:

  • изучена литература, проанализированы ресурсы;  
  • проведено анкетирование родителей и детей;
  • проведена индивидуальная (дистанционная) работа с родителями с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся (по результатам анкетирования);
  • разработано содержание проекта «Мы за ЗОЖ»;
  •  разработана программа действий учащихся, распределены обязанности (что делать? как делать?  кто ответственный? что для этого нужно?).  

2 этап – основной  «Разноцветный мир здоровья»

     

        Цель: реализация целей и задач через отработку и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих  форм, методов, приёмов и технологий.

 Задачи:

  •  реализовать   творческий, интеллектуальный и физический потенциал детей;
  •  ориентировать учащихся на пропаганду идей здорового образа жизни;
  •  формировать у учащихся культуру здорового образа жизни;
  •  развивать нравственные и коммуникативные качества;
  • работа ведётся по 4 направлениям – блокам (заполнение  каждым ребёнком паспорта здоровья  в течение уч. года)  
  •  «Азбука здоровья» (см. приложение 1).
  • «Следствие ведут Динамозавры» (см. приложение 2).
  •  «Физкульт! Ура!» (см. приложение 3).
  •  «Азбука общения» (см. приложение 4).  

3 этап – завершающий  «Здоровые дети – счастливые дети!»  

                                                 

       Цель: обобщение  опыта по пропаганде и формированию здорового образа  жизни учащихся.

  • Подготовка и  оформление портфолио «Мы выбираем здоровый образ жизни» (Май 2017 г.)  
  •  Проведение диагностики (Май 2017 г.) «Психоэмоциональная устойчивость учащихся» (вывести сравнительную диаграмму на начало и конец учебного года).
  •  Проведение анкетирования (Май 2017 г.) «Удовлетворённость учащихся в реализации проекта»
  •  Награждение отличившихся детей (на итоговом мероприятии).
  • Отчёт о результатах проекта.  Обобщение опыта воспитателей (презентация). Выступление на МО.  

Устойчивость проекта.

 

       По окончанию проекта весь наработанный материал будет использоваться в организации воспитательной деятельности  школы-интерната 2017 – 2018 учебного года, внеклассной работы учащихся, школьного оздоровительного лагеря.

Распространение результатов.

  • Размещение детских статей и фоторепортажей в школьной газете «Наша жизнь» о деятельности воспитанников в рамках проекта.
  • Размещение результатов проекта на школьном сайте, стенде для родителей.

Приложения

Приложение 1. Планирование работы 1 блока «Азбука здоровья».

 «Мой паспорт здоровья»………………..……………………………………....13

Приложение 2. Планирование работы 2 блока «Следствие ведут Динамозавры»…………………………..……………………………………………………17

Приложение 3. Планирование работы 3 блока «Физкульт! Ура!»…………...20

Приложение 4. Планирование работы 4 блока «Азбука общения» ………….22

Приложение 5. Анкета «Удовлетворенность учащихся реализацией

проекта…………………………………………………………………………....23

Приложение 1

1 блок – «Азбука здоровья»  

Цель: формирование у детей представлений и закрепление навыков здорового образа жизни.

№ п/п

Тема занятия.

Задачи.

Форма работы.

Сроки.

Ответственные

1.

Анкетирование

Режим дня школьника.

Сон – лучшее лекарство.

Консультация для родителей (дистанционно) «Режим дня школьника».

 

Познакомить детей с режимом дня школьника.

Учить детей планировать своё время в условиях интерната.

Формировать у детей правильное представление об отдыхе

Работа с паспортом здоровья «Моё самочувствие».  

Обработка анкет.

 Конкурс: «Мой режим дня»

Демонстрация научно-популярного фильма

Сентябрь

Воспитанники

Воспитатели

2.

Поведение в школе.

Я – ученик.

Напомнить детям о правилах поведения в школе.

Объяснить необходимость выполнения правил  школьной дисциплины.

Беседа о безопасном поведении.

Октябрь

Воспитатели

Воспитанники

3.

Рейды

 

Проанализировать внешний вид детей.

Уточнять и расширять представления детей о личной гигиене.

Работа с паспортом здоровья «Мой внешний вид».  

Подведение итогов рейдов.

Октябрь

Зам. дир. по ВР,

Ст. воспитатель,

Воспитатели

Мед. сестра,

Воспитанники

5.

Как устроен  человек.

Систематизировать знания детей об организме человека. Дать первоначальные сведения об анатомии.

Презентация.  

Отгадывание кроссворда «Мой организм» (закрепление знаний)

 

Октябрь

Воспитатели

Ст. воспитатель

6.

В гостях у докторов.

Конкурс на лучшего медбрата.

Беседа с врачом «Детский травматизм и оказание первой помощи»

Практическая отработка навыков оказания первой помощи при травмах.

Ноябрь

Воспитатели

Врач.

Мед. сестра.

7.

Моё самочувствие.

Формировать представления детей о здоровье, о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствие.

Беседа с врачом

Ноябрь

Врач

Воспитатели

8.

Чихали мы на простуду!

Познакомить детей с основными методами профилактики простудных заболеваний. Углубить знания о способах лечения.

Учить детей выбирать одежду в зависимости от погоды, от сезона.

Беседа с врачом.

Ярмарка советов закаливания.

Конкурс рисунков «За моду на здоровье!»

Ноябрь

Воспитатели

Врач

9.

Компьютер – друг или враг?

Консультация родителей (дистанционно) «Компьютерная зависимость».

Рассказать детям о пользе и вреде компьютера, об опасности компьютерной зависимости.

Беседа.

Тренинг

Декабрь

Воспитатели

Психолог

Воспитатели

Психолог

10.

Изготовление настольной игры по ЗОЖ «Путешествие в страну Здоровья» (подведение итогов работы по данному направлению)

Обобщить знания по данному направлению.

Настольная игра

Декабрь

Воспитатели

Приложение 2

2 блок – «Следствие ведут Динамозавры»

Цель: формирование понятия и навыков правильного питания.

№ п/п.

Тема занятия.

Задачи.

Формы работы.

Сроки.

Ответственн.

1.

Мониторинг паспорта здоровья.

Проанализировать употребление детьми вредных и полезных продуктов.

 Использовать результаты для игры - расследования.

Работа с паспортом здоровья.

Подведение итогов мониторинга.

Декабрь

Воспитатели

2.

Игра-расследование «Ты есть то, что ты ешь. Кто ты?»

Дать представления о значимости пищи в рационе человека.

Творческая работа в группе: «Составь меню для спортсмена-хоккеиста, спортсменки-фигуристки»

Январь

Воспитатели

Медсестра

3.

Путешествие в «Тайную комнату» школьной столовой.

Познакомить детей с правилами питания. Прививать детям навыки правильного питания.

Занятие – экскурсия.

Мастер – класс (показывает повар) «Приготовление и украшение салатов».

Фотовыставка.

Январь

Воспитатели

Медсестра

Повар

4.

Путешествие по стране напитков.

Дать представления о значимости жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков.

Просмотр научно-популярного фильма, эксперименты с напитками.

Февраль

Воспитатели

Ст. воспитатель

5.

Я выбираю кашу.

Формировать знания о пользе каши, расширять представления о видах каши.

Праздник. «Варим кашу вместе».  Приготовление различных каш.

Фотовыставка.

Февраль

Воспитатели

Повар

6.

Создание рекламы здорового питания ( подведение итогов работы по теме)

Обобщение знаний по данной теме.

Творческий проект (коллаж)

Март

Воспитатели

Дети

Приложение 3

3 блок – «Физкульт! Ура!»

Цель: формирование у учащихся культуры сохранения, защиты и совершенствования своего здоровья, собственной  позиции « я» в данной проблеме.

        

Формы физической активности.

  •   утренняя зарядка (ежедневно);
  •   физкультминутки и физкультпаузы, которые включают в себя упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, рук и ног, формирования правильного дыхания, укрепления мышц глаз и улучшения зрения, приёмы релаксации (во время занятий, самоподготовки);
  • физические упражнения в вечернее время: малоподвижные игры, настольные игры;  
  • трудовая деятельность, разные виды прогулок, подвижные игры, тренировки;
  • участие в школьных спортивных мероприятиях;
  • обсуждение спортивных достижений и побед учащихся.

№ п/п

Тема занятия.

Задачи.

Формы проведения.

Сроки исполнения. Ответственные.

1.

Советы доктора «Зачем спортом заниматься?»

 Систематизировать

знания о пользе спортивных занятий.

Беседа.

Конкурс пословиц.

Сентябрь

Воспитатели

Ст. воспитатель

2.

Спорт и мы!

Воспитывать чувство ответственности за

своё здоровье.

День Здоровья.

Октябрь

Воспитатели

3.

Супер мама.

Приобщать родителей и детей к оздоровительным мероприятиям.

Конкурсная программа, посвящённая Дню матери.

Ноябрь

Воспитатели

Ст. воспитатель

4.

Новогодний праздник «Зимние забавы».

Влияние положительных эмоций на здоровье человека.

Конкурсная программа.

Декабрь

Воспитатели

Ст. воспитатель

5.

Как победить грипп?

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих близких.

Оформление стенда

Январь

Воспитатели

Врач

6.

Богатырские забавы.

Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения

между детьми.

 Развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества.

Февраль.

Воспитатели

Ст. воспитатель

8.

Я - хоккеист.

Прививать детям интерес к спорту.

Оформление стенда

Апрель.

Воспитатели

Приложение 4

 4 блок – « Азбука общения»  

Цель: формирование потребности в культуре общения и положительных привычках.

№ п/п.

Тема занятия.

Задачи.

Формы работы.

Сроки исполнения.

Ответственные.

1.

Работа с паспортом здоровья

Проанализировать «хорошие» и «плохие» поступки детей.  

Подведение итогов. Награждение отличившихся.

Май

Воспитатели

Зам. дир. по ВР

2.

Полезные и вредные привычки.

Формировать представления детей о полезных и вредных привычках. Прививать детям ответственное отношение к своему здоровью. Закрепить знания о полезных привычках.

Презентация

Март

Воспитатели

4.

Эмоции и здоровье.

Формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительные  и отрицательные)

Конкурс рисунков

Март

Воспитатели

Воспитанники

5.

Ложь и правда.

Познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать нравственные качества: честность и справедливость.

Тренинг

Апрель

Воспитатели

Психолог

6.

«Азбука общения».

(подведение итогов работы)

Обобщить знания по данному направлению.

Создание альбома «Азбука общения» ( игры, пословицы, поговорки, рисунки, сочинения – рассуждения).

Апрель

Воспитатели

7.

Как закалять детей летом.

Довести до родителей полезную информацию о закаливании (дистанционно)

Советы родителям

Май

Воспитатели

Врач

Приложение 5

        

Анкета «Удовлетворенность учащихся реализацией проекта»

Понравилось ли тебе работа по теме ЗОЖ? (да, не знаю, нет)

Считаешь ли ты, что достаточно приложил усилий для успешной работы группы? (да, не знаю, нет)

Понравилось ли тебе работать над данной темой проекта? (да, не знаю, нет)

Что нового ты узнал?

Какой совет ты можешь дать друзьям по укреплению здоровья?

Хочется ли тебе и в дальнейшем принимать участие в проектах? (да,  не знаю, нет)

Над какими проблемами ты бы хотел поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое поколение выбирает здоровый образ жизни

Буклет "Новое поколение выбирает здоровый образ жизни"содержит информацию о профилактике вредных привычек, предназначен  для  подростков. Буклет может быть использован в качестве раздаточног...

Классный час на тему "Я выбираю здоровый образ жизни"

Внеклассное мероприятие составлено для выступления на муниципальном этапе конкурса классных руководителей "Востипать человека"....

Спортивно - семейный праздник "Мы выбираем здоровый образ жизни!"

Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки...

Выбираю здоровый образ жизни.

Выбираю здоровый образ жизни....

Социальный проект "Мы выбираем здоровый образ жизни"

Миссия  проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья.Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорово...

Час здоровья "Мы выбираем здоровый образ жизни!"

Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни...

Социальный проект "Я выбираю здоровый образ жизни"

Социальный проект "Я выбираю здоровый образ жизни"...