Нам, живущим, не понять
методическая разработка (5 класс) на тему

Нам, живущим, не понять  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nam_zhivushchim_ne_ponyat.docx13.82 КБ

Предварительный просмотр:

Нам, живущим, не понять,

Что чувствовал ребенок, угасая,

Везя на санках умершую мать

И губы от бессилия кусая…

Звучат сирены, метронома звук

Тревожит память деточек блокадных,

Им выпало без счета адских мук,

Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдались,

Не сдался город, взрослые и дети! Их памяти, живущий, поклонись

И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

                          Г. Станиславская

Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады, -
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамёна Петрограда.
                                                          О.БерггольцС тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград — символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира. СЛАЙД 1 (Музыка – сейчас вы слышите Симфонию Дм. Дм. Шостаковича, посвященную Ленинградской блокаде, написанную в 1941 г. Часть симфонии была написана в оккупированном городе).

За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб. Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания. Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.  Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. Но самые страшные цифры таковы – к началу блокады в городе находилось 2 млн 544 тыс чел, всего за годы блокады погибло 1, 5 млн (3% - от бомбардировок и артобстрелов, а 97 % от голода). СЛАЙД 2 (Музыка фоном).

В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус, за водой ходили к Неве. СЛАЙД 3.

Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек. СЛАЙД 4.

Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады. У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся. СЛАЙД 5 (Музыка фоном, Тамара Гвердцители «Дети войны»).

12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, 67-я армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели! Через 6 дней кольцо блокады было прорвано. СЛАЙД 6.

Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом; прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий. СЛАЙД 7.

Слайд 8-15 звучат песни и мелодии войны.

Далее мы обсуждали с детьми то, что их интересовало больше всег: их сверстники на войне, как жили люди без еды и воды, как совершали подвиги и т.д. Я уверена, что этот классный час запомнился моему 5г классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальное самосознание этносов, живущих на Донской земле

«В нашем рождении участвоваликамни гор и воды рек, травы степейи клики пролетающих когда-то птиц; нас согревает не одно лишь солнце...

Контрольный срез по английскому языку по теме: «Человек и звери, живущие в неволе» (2 четверть). 6 класс.Базовый уровень

Цель контрольного среза: учебный аспект:контроль уровня сформированности лексических навыков по изученным темам:- умение вставить пропущенные слова в текст;- умение выполнять задание с выбором лишнего...

Сценарий композиции «Их памяти, живущий, поклонись»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию прорыва блокады Ленинграда «Их памяти, живущий, поклонись»...

«Чайка, живущая в каждом из нас. Р.Бах»

Данное эссе подготовлено в рамках конкурса "Учитель года города Казани", где участникам предлагалось сформировать свое видение произведения....

Патриотический классный час" Поклон селу и людям в нем живущим"

Воспитание патриотизма, гордости за сое село и людей, которые живут в нем и известны во всей России....

Устный журнал "Птицы живущие рядом"

Мероприятие в форме устного журнала позволит  учащимся по – новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор, речевую базу. Это очень важно для у...

Единство звуков, живущих в гармонии

   Представленный проект сопровождается описанием хода занятия, его технологической картой и нотным текстом.Цели:·        Познакомиться с понятиями ...