Литературно- правовой лабиринт
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Игра для учащихся, проверяющая правовые знания на основе литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shagi_po_pravovomu_labirintu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ВСОШ№2»

Игра: Шаги по правовому лабиринту.

Ефимова Елена Викторовна

Цели игры:

- повышение уровня правовой культуры учащихся

 - формирование понятия – уважение к закону

- формирование мотивов к активному изучению права как науки.

Задачи игры:

- закрепление основных прав человека, записанных в Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка

- развитие умений отстаивать и использовать гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека в конкретных жизненных ситуациях.

Оборудование к игре:

     

 Ведущая: Здравствуйте, ребята! Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто незнание прав ведёт к отсутствию уверенности в себе. К, сожалению, очень часто российские граждане попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности. Трудно общаться с другими людьми, заботиться о чьих то правах, когда не осознаёшь своих собственных. Но если человек владеет достаточным объёмом информации о своих правах, у него имеется не мало способов отстоять их, защитить себя и других. Наша игра позволит Вам использовать теоретические знания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям!

Игра включает 7 этапов:

  1. Представление команд.
  2. Разминка.
  3. Конкурс «Вредные советы».
  4. Конкурс «Правовая сказка».
  5. «Сказка глазами юристов»
  6. Литературные и киногерои
  7. Конкурс капитанов. (Литературные вопросы, касающиеся закона и права).

Сейчас я попрошу вас разбиться на 2 команды.

Ведущая: В добрый путь! Желаю удачи! Первый шаг по лабиринту - презентация команды. Название должно соответствовать теме: «Права человека». Высший бал-2 балла. (Команды представляют свои названия)

Ведущая: Второй шаг по лабиринту называется «Разминка». Он покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается 3 вопроса: необходимо  назвать 3понятия на основе данного определения. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, у других есть право дать ответ. Отвечать команды будут по очереди.

Вопросы команде №1

  1. Главные защитники прав ребенка (родители)
  2. Основной закон государства, обладающей высшей юридической силой, документ, в котором определены принципы устройства государства, права и свободы граждан (конституция).
  3. Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, нравственно осуждаемое (преступление).

Вопросы команде №2

  1. Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость прав и свобод граждан, принцип разделения властей (правовое государство).
  2. Свод законов РФ, регулирующий семейные отношения (Семейный кодекс).
  3. Законодательный орган власти в России (Федеральное собрание)

Ведущая: Третий шаг по лабиринту - Конкурс «Вредные советы».

 Каждая команда получает по два совета на карточках. Перед вами начальные строки вредного совета в стиле Григория .Остера. Вам необходимо продолжить данный совет. Максимальный балл за самые оригинальные советы-5 баллов.

Команде №1

1.Если вдруг тебя решили

Прав каких-нибудь лишить…

                       2.Если жить на этом свете

                       Ты решился без друзей…

Команде №2

1.Если вдруг ты не согласен

С тем, что люди говорят…

                        2.Если ты не добрый малый.

                           Скажем прямо даже злой…

Ведущая: Четвёртый шаг по лабиринту – Конкурс «Правовая сказка».

Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки. 1 балла за каждый правильный ответ.

Команде №1

  1. Он был приговорён к утоплению в пруду как беспаспортный, бездомный, беспризорный (Буратино).
  2. В какой  сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк  и семеро козлят»).

Команде №2

  1. Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо  роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек  («Колобок»).
  2. В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).

Ведущая: Пятый шаг по лабиринту «Сказки глазами юристов». Что бы сказали знатоки права, прочитав сказки.  За правильный ответ 1 балл. Право ответа достается первому поднявшему руку.

О каких правах идет речь:

  1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …. (свободное передвижение).
  2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на….(личную неприкосновенность).
  3. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …. (неприкосновенность жилища).
  4. Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался правом на …. (труд).
  5. Царевич Иван из сказки «Иван – царевич и серый волк», украв Жар – птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом).
  6. О каком праве идет речь в  сказке К. Чуковского «Айболит»

«Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и паучок, И медведица, Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит».

(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)

  1. В какой сказке произошло похищение ребенка? («Снежная королева»)
  2. Вопросы на 2 балла (обсуждение 1 мин.)

Статья 15

«Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его».

О соблюдении этой статьи мог только мечтать герой сказки, поневоле лишенный свободы в младенческом возрасте, выросший до совершеннолетия буквально за один день в камере заточения. Назовите сказку и героя.

  • Подсказка: «…Объявили царскую волю

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ.

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

И пустили в океан –

Князь Гвидон, А.С.Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

  1. Героиня какой сказки была вынуждена неоднократно подвергаться попыткам нарушить статью 16:2

Статья 16:2

«Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих сторон». Подсказка: женихами её были жук и крот и жабий сын . Андерсен «Дюймовочка»

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудится. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?( Ст.31, признающая  право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях , соответствующих возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством
  2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Согласно Конвенции, ребенком                                   является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
  3. Опекун Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? Статья 16 гласит: Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь или репутацию.

Ведущая: Шестой шаг- «Узнай литературного героя и киногероя».

  1. Внешность: острый пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикатов. Хобби- музицирование(Шерлок Холмс)
  2. Этот герой очень не любит черных кошек. О нем поет группа «Любе». В фильме его сыграл известный актер и бард. Его клиентами были: Кирпич, Манька Облигация, Фокс (Глеб Жиглов)
  3. Его никогда не воспринимали серьезно, считали простаком. Он всегда ездил в своем старом автомобиле, ходил в одном и том же плаще и курил сигары. При каждом удобном случае вспоминал о своей жене и собаке (Коломбо)
  4. Национальность- бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. (Эркюль Пуаро)

  1. Она первая женщина-детектив. Она уже не молода, но очень наблюдательна и проницательна. Ее придумала Агата Кристи(Мисс Марпл)
  2. Кем по образованию был главный противник Шерлока Холмса? (Профессор математики- Мориарти)

Ведущая: Вы успешно миновали 6 трудных этапов. И сейчас я объявляю конкурс капитанов  команд. Эрудированные капитаны, руководившие вашей работой, должны ответить на литературные вопросы, касающиеся закона, права. Конкурс называется «Литературная дуэль». За каждый правильный ответ -1 балл. Побеждает – набравший наибольшее количество баллов.

Вопросы дуэлянтам:

  1. Назовите фамилию судьи в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (Ляпкин-Тяпкин).
  2. Назовите автора высказывания: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов).
  3. Что означает выражение «Пуститься во все тяжкие?» (Сбиться с жизненного пути, вести праздный образ жизни).
  4. Назовите автора высказывания: «Человек- это звучит гордо» (А.М.Горький).
  5. Вспомните и назовите хотя бы одно литературное произведение, содержание которых связано с судом и следствием. (Ф.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Воскресенье», В.Липатов «И это всё о нём» и др.).

6. Назовите участников кулачного боя в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Допустимы ли кулачные бои с точки зрения современного права? (Купец Степан Калашников и опричник Кирибеевич; недопустимы – право на личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ), право на жизнь как высшая ценность человека в современном мире).

Ведущая:  Ребята! Наш путь по правовому лабиринту сегодня завершён. Игра показала, что вы обладаете конкретными правовыми знаниями, которые позволяют Вам ориентироваться в сложных современных отношениях. Остаётся подвести итоги.

Пока жюри подводит итоги, я предлагаю игру Да-нет. Поднимите соответствующую карточку.

Да – нетки на правовую тематику.

Верите ли вы, что…

Ответ

1    ...в   России  можно  выйти  замуж' с   14 лет?

Да, в особых случаях

2    ...в случае изменения закона должен применяться тот, который более благоприятен для лица, совершившего подсудное деяние?

Да. Так поступают судьи в правовом государстве

3    ...в Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, кто имеет охотничий билет?

Да, как ни странно

4....в «Семейном кодексе РФ» отсутствует определение понятия «семья»?

Да.   До  сих  пор

не смогли найти краткого, но точного определения этого понятия

5....таможенники всегда спрашивают пассажиров, не везут ли они наркотики или оружие?

Да, таким образом они предоставляют пассажирам возможность добровольного признания

6....в пассажирских поездах Италии запрещается петь?

Нет, наоборот

7....человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности?

Нет, все обязанности и права останутся прежними

8.....шантаж есть разновидность мошенничества?

Нет, это разновидность вымогательства

9....кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства?

Да

10. ...за ложную рекламу налагается штраф до 500 минимальных окладов или принудительные работы?

Да

11...судьи и арбитры в своей обычной работе не могут пользоваться Конституцией — Основным законом страны, для этого есть своды законов по всем отраслям права?

Нет,  впервые можно ссылаться на статьи Основного закона, если в стране еще не принят такой закон

12...правовое воспитание есть часть идеологического воспитания гражданина страны?

Нет, поскольку права человека не носят классового характера, они являются всеобщим достоянием

13...в  правовую систему  России входят только законы и нормы, принятые законодательными органами страны?

Нет, сюда входят еще и общепринятые принципы и нормы международного права, ратифицированные государством

...в США запрещено целоваться в автомобиле?

Да, если ведешь автомобиль и целуешься с пассажиром переднего сиденья

14...абориген Австралии становится холостяком, когда скажет женщине «Уходи!»?

Да, вот так все просто

15...исследования  США показали, что в среднем холостяки живут дольше на пять лет, по сравнению с женатыми?

Нет, «с точностью до наоборот»

16...правитель Баварии Максимилиан был свергнут в 1704 году за то, что проиграл в бильярд?

Да, ведь проиграл-то он казну!

17...если мужчина государства Того сделал комплимент женщине, он обязан на ней жениться?

Да, потому там, видимо, редко говорят любезности

18...в Японии поводом для развода может послужить заявление мужа о том, что жена спит в некрасивой позе?

Да, увы. Эти японцы такие эстеты!

19...если полицейский в штате Оклахома избил кота, он рискует провести в тюрьме до пяти лет?

Да

Слово предоставляется членам жюри. Награждение команд.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М. 1999г.
  2. Правовое образование: организация внеурочной работы. Выпуск I,II. М. ООО Издательский дом «Новый учебник», 2002г.
  3. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9 класс», М. Издательство Вита- «Пресс», 2000г.

Оценочный лист для жюри

1 команда

2 команда

1

Презентация команд(макс. 2 б.)

2

Разминка (1 балл за каждый вопрос)

3

Вредные советы (от 1 до 5)

4

Правовая сказка (1 балл за каждого героя)

5

Сказки глазами юристов(1 балл с1 по 7; 2 балла остальные)

6

Узнай литературного героя и киногероя (1 балл)

7

Литературная дуэль(1 балл)

Вопросы для разминки.

Вопросы команде №1

  1. Главные защитники прав ребенка .
  2. Основной закон государства, обладающей высшей юридической силой, документ, в котором определены принципы устройства государства, права и свободы граждан
  3. Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, нравственно осуждаемое

Вопросы команде №2

  1. Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость прав и свобод граждан, принцип разделения властей.
  2. Свод законов РФ, регулирующий семейные отношения.
  3. Законодательный орган власти в России

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-турнир: «Восемь шагов по правовому лабиринту»

Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто не...

Конкурсно-игровая программа "Правовой лабиринт"

Конкурсно-игровая  программа «Правовой лабиринт» направлена на формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения у детей младшего, среднего и старшего школьного возрас...

Презентация к игре "Литературно- правовой лабиринт"

Презентация поможет сделать игру более наглядной и зрелищной....

Игровая программа «Правовой лабиринт»

Игровая программа по праву для учащихся 6-9 классов...

Профилактическое мероприятие "Правовой лабиринт"

Проведено мероприятие правовой направленности «Правовой лабиринт». Главная цель проведения мероприятия – повышение правовой культуры воспитанников, формирование активной гражданской ...