Социальный проект «Живая библиотека»
проект (7 класс) на тему

Агапчева Раиса Емельяновна

Любовь к России  начинается  с любви к семье, своей школе, родному краю. В нашем проекте мы предлагаем встречи с интересными людьми – выпускниками нашей школы. Учащиеся должны знать о тех, кто своими делами прославляет Отечество, родной край, добивается высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности, работает с душой и с большим чувством ответственности. У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhivaya_bibl.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Социальный проект    

 «Живая библиотека»

Посвящён 50-летию села Заволжье

                          Руководитель проекта:

 

                   Агапчева Р.Е, учитель биологии  и химии ГБОУ ООШ с.Заволжье,м.р. Приволжский  

Самарской области

                   

                               Визитная карточка проекта

 Участники проекта:

-ГБОУ ООШ с.Заволжье,

-МБУ ЦБС Заволжская сельская библиотека (

Основная целевая аудитория:

 -учащиеся 7-9 классов ГБОУ ООШ с.Заволжье;

 -учащиеся 7-11 классов с Заволжье, обучающиеся в  ГБОУ СОШ с.Приволжье;

- родители учащихся.

Социальные партнёры проекта:

-Администрация села Заволжье,

-СПК «Новое Заволжье»,

-отдел  по делам  молодёжи  администрации м.р.Приволжский.

Сроки реализации проекта:

ноябрь 2015г- май 2016г.

         

                  Нормативно-правовое обеспечение проекта

Федеральные акты:

-Об образовании /Закон РФ;

-Концепция Модернизации российского образования;

-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 /;

-Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 01.01.2010/;

-Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ /;

-Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ /;

-Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования /Приказ министерства образования РФ /

Региональные акты:

-О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2010-2020гг /Постановление Правительства Самарской области от 01.01.2010 г/;

-Об утверждении Положения об областном мониторинге социально-трудовой сферы /Постановление Правительства Самарской области от 01.01.2015/;

-О Концепции региональной системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения Самарской области /Решение коллегии министерства образования и науки Самарской области/;

-Основные принципы реализации концепции профильного обучения на территории Самарской области /Приложение к письму департамента образования и науки администрации Самарской области /

Акты образовательного учреждения:

-Устав ГБОУ ООШ с.Заволжье;

-Локальный  акт образовательного учреждения  о профориентации учащихся.

   

                                      Обоснование проекта

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании  учащихся и их профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей  молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования  выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная утеря значимости рабочих специальностей.

 Актуальность профориентационной помощи учащимся возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная школьникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности. С точки зрения государственных интересов профориентационная  работа с учащимися становится основой для развития кадрового потенциала всей страны.

Проведенный в школах мониторинг профессионального определения старшеклассников   показал, что лишь 15% подростков имеют твердые профессиональные намерения. 26%  вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 59 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе.  Ребята не ориентируются на спрос  рынка  труда района, края, и,  выбирая уже много лет подряд невостребованные профессии , тем самым пополняют ряды безработных, либо выпускников, работающих не по специальности.  

Таким образом, актуальность  проблемы  профориентации  учащихся   проявляется в  необходимости  преодоления  противоречия  между  объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно    этому    сложившимися    субъективными    профессиональными устремлениями  молодежи.   Состояние проблем и перспектив занятости молодежи  на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в районе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемый проект по  профориентации «Живая библиотека»

Суть проекта в том, чтобы помочь учащимся определить свой дальнейший профессиональный путь.

 Идея проекта уникальна -  создание единого информационного  пространства, в котором школьники смогут получить информацию об огромном количестве возможностей в выборе профессии напрямую от уже состоявшихся профессионалов. Они смогут выбирать не специальность, а именно профессию.

Любовь к России  начинается  с любви к семье, своей школе, родному краю. В нашем проекте мы предлагаем встречи с интересными людьми – выпускниками нашей школы. Учащиеся должны знать о тех, кто своими делами прославляет Отечество, родной край, добивается высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности, работает с душой и с большим чувством ответственности. У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение.

                                     Цель и задачи проекта

Цель: создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными особенностями  личности  с учетом  социокультурной и экономической ситуации в районе. 

Задачи:

-Создать систему профориентации учащихся через  внеурочную деятельность.

-Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об основных и востребованных профессиях,  их требованиях к личности, о трудностях в выборе профессии, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

-Познакомить  школьников с успешными людьми разных профессий.

-Собрать  материал о профессиях выпускников школы.

-Оформить собранные материалы о профессиях выпускников  в виде альбомов, музейные стендов, творческих работ.

-Создать Летопись профессий выпускников Заволжской школы, посвящённой 50-летию села Заволжье.

-Разработать формы и методы  социального партнерства по профориентации учащихся при сельской библиотеке и школе.

-Использовать информационный потенциал  библиотеки для повышения общей культуры молодежи.

-Создать единое информационное пространство для выбора профессии напрямую от состоявшихся профессионалов.

                           

                     Способы достижения поставленной цели.

Для достижения поставленной цели   выбрана необычная форма – «Живая библиотека».

«Живая библиотека» – это аналог международного проекта, дающего представление о разнообразии общества и посвященный борьбе с социальными предрассудками.

Однако наша цель будет  иной – помочь школьникам в профессиональном самоопределении, а, следовательно, «книгами» в нашей «Живой библиотеке» станут люди, ставшие высококлассными специалистами в своем деле: врачи, учителя, юристы, бухгалтера, ветеринары, инженеры и другие.

 Никто не расскажет лучше о той или иной профессии, чем сам специалист.

«Живая библиотека» работает так: ребята приходят в  библиотеку, где приглашены выпускники школы разных профессий. Как в обычной библиотеке: «читатели» приходят, заполняют библиотечную карточку, в которой отвечают на несколько вопросов, связанных с их будущим выбором профессии. После чего карточки сохраняются до того момента, пока ребята не «прочтут» все «книги». Отличие лишь в том, что книги «Живой библиотеки» – это живые люди, а чтение – это разговор.

Библиотечные карточки помогут  проанализировать, что ребята получили из разговора  с людьми разных профессий, и как меняется их мнение о той или иной профессии.

Формат «Живой библиотеки» придуман для того, чтобы  юные читатели библиотеки могли лучше узнать о выбранных выпускниками школы профессиях.                                                                                                          Интерактивный проект позволит создать систему действенной профориентации учащихся.

В ходе реализации проекта учащиеся узнают о выпускниках, которыми гордится наша родная школа, и о тех, кто незаслуженно забыт; будет установлен контакт с выпускниками школы,  собран необходимый материал о выпускниках (фото, документы, награды, грамоты, газетные статьи и др.),

оформлен  собранный материал о выпускниках (альбомы, музейные стенды, творческие работы и др.);

ярко и образно рассказано об их судьбе (школьные годы и жизнь после школы) в виде статей в рамках

Летописи профессий выпускников Заволжской школы:

«Жизнь посвящаю людям…»- судьбы выпускников разных профессий, рассказ о людях, без которых нам было бы трудно жить. Несомненно, заслуживают внимания и те выпускники нашей школы, которые пользуются уважением окружающих, которые работают с людьми и для людей. Не только деловитость и профессионализм делают работника ценным и нужным. Важны еще и человеческие качества: доброта, коммуникабельность, милосердие, вежливость.

 «Не место красит человека…» - статьи не только о поэтах и художниках, но и о людях обычных профессий, вроде продавца или повара, которые умеют творчески подходить к своей работе.

Русская земля богата талантами. Бывают творческие профессии, а бывают творческие люди. Мы считаем, что необходимо рассказать о тех людях, которые вносят индивидуальность и неповторимость в свою трудовую деятельность, работают с душой, привносят свою «изюминку» и тем самым добиваются всеобщего уважения и признания другими людьми.

                            

                       

                                 

                                 Планируемые результаты

На уровне района:

-Создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями  личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе.

На уровне  села Заволжье:

-Создание условий   социального партнерства по  профориентации учащихся при  заволжских  образовательном учреждении и  сельской библиотеке  по вопросам профессионального самоопределения учащихся.

-Формирование  единого  информационного  пространства  по профориентации.

-Оформление   музейного стенда «Профессии выпускников школы»

-Создание библиотечного Каталога  востребованных в Приволжском районе профессий.

На уровне ОУ:

-Создание  системы профориентации учащихся через внеурочную деятельность.

- Оформление фотоальбома  о профессиях выпускников.

-Создание видеофильма  о выпускниках Заволжской школы.

-Создание  и издательство Летописи профессий выпускников Заволжской школы, посвящённой 50-летию села Заволжье

                            Этапы реализации проекта

Организационный этап (ноябрь 2015г)

Нами проведена предварительная работа над проектом:

1. Изучение информации по проекту.

2. Проведён социологический опрос:

- Считаете ли Вы проект «Живая библиотека» актуальным?

В социологическом опросе приняли участие 50 респондентов,

из них 50% -  учащиеся, 50% - родители.

Все опрошенные согласны с актуальностью проекта.

Высказывания учащихся и родителей о значимости проекта «Живая библиотека»:

 

*«Живая библиотека» — это когда вместо книги ты имеешь возможность «прочитать» живого человека, который сможет приоткрыть тебе историю своей жизни и судьбы, рассказать о своей профессии, ответить на самые разнообразные и порой неожиданные вопросы».

*«Живая библиотека» — это непринуждённый диалог, ответы и вопросы, рассказ о жизни и много информации о  профессиях».

*«Общение в «Живой библиотеке» -это возможность узнать о «живых профессиях» через живой рассказ «живой книги».

*«Общение в «Живой библиотеке» всегда захватывает. Здесь можно узнать много нового и интересного, расширить свои знания о мире профессий, научиться понимать и познавать. И разрушать свои стереотипы, общаясь лицом к лицу».

*«Общаясь с людьми разных профессий, можно узнать много интересного о профессиях, задать вопросы и получить исчерпывающие ответы».

*«Такое общение даст  мне новые знания, интересные факты из жизни и просто прекрасную атмосферу, оно поможет  мне избавиться от моих стереотипов».

 *«Живая библиотека» — это отличный способ узнать что-то новое, ведь живое общение – это очень важно».

*«Книга рассказывает и показывает факты, а живое общение даёт возможность узнать то, о чём в книгах не написано».

*«Живая книга» — это здорово!  Ты листаешь страницы о профессиях выпускников  школы, узнаёшь много нового и интересного о людях родного села».

*»Живое общение сплачивает людей».

В село с «Живой библиотекой» станут вновь и вновь возвращаться выпускники школы, где о них всегда помнят и где их ждут».

Основной этап (декабрь 2015г- май 2016г)

                                          План  мероприятий

Дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

 декабрь 2015г.

 библиотека

Создание библиотечных карточек

о профессиях.

Шалина С.В.

декабрь 2015г.

библиотека

Заседание клуба  «Выбор профессии»

Агапчева Р.Е.

Учащиеся Заволжской школы.

 декабрь 2015г.

библиотека

Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете»

Агапчева Р.Е.

Шалина С.В.

январь 2016г.

Заволжская школа

Круглый стол

 «Профессии

в педагогике»

Агапчева Р.Е.

январь 2016г.

Заволжская школа

Круглый стол «Профессии

в медицине».

Агапчева Р.Е.

февраль 2016г.

Заволжская школа

Круглый стол «Профессии в сельском хозяйстве».

Агапчева Р.Е.

 февраль 2016г.

библиотека

Круглый стол «Профессии в строительстве».

Шалина С.В.

 март 2016г.

библиотека

Круглый стол «Профессии в полиции».

Шалина С.В.

март 2016г.

библиотека

Круглый стол «Профессии в торговле».

Шалина С.В.

апрель 2016г.

Заволжская школа

Конференция по профориентации

«Профессии выпускников Заволжской школы»

Агапчева Р.Е.

Шалина С.В.

ноябрь 2015г- март 2016г.

библиотека,

Заволжская школа

Сбор необходимого материала о профессиях выпускников (фото, документы,  награды, грамоты, газетные статьи и др.)

Учащиеся Заволжской школы

март –апрель 2016г.

библиотека,

Заволжская школа

Оформление собранных материалов о профессиях выпускников (альбомы, музейные стенды, творческие работы и др.)

Учащиеся Заволжской школы

март

библиотека,

Создание Каталога востребованных в Приволжском районе  профессий .

Шалина С.В.

апрель 2016

Заволжская школа

Создание и презентация видеофильма о выпускниках Заволжской школы.

Агапчева Р.Е.

март-май  2016г

библиотека,

Заволжская школа

Статьи о  судьбе выпускников Заволжской школы (школьные годы и жизнь после школы)  в рамках летописи.

Агапчева Р.Е.

Шалина С.В.

Учащиеся Заволжской школы.

май 2016г

Заволжская школа

Создание Летописи профессий выпускников Заволжской школы, посвящённой 50-летию села Заволжье. Презентация Летописи о выпускниках на празднике «Живи, моё Заволжье »

Издательство Летописи профессий

выпускников.

Агапчева Р.Е.

май 2016г

библиотека

Презентация проекта «Живая библиотека».

Агапчева Р.Е.

Шалина С.В.

Заключительный этап ( май 2016г)

1.Проведение диагностических  мероприятий по результативности проекта «Живая библиотека»

2.Мониторинг профессиональных планов юных

читателей Заволжской сельской библиотеки.

                            Список используемых источников

Список литературы:        

-Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ткаченко Л.П. Азбука профориентации XXI века. – СПб.: Рост, 2011.

-Большакова М.А. Активные формы профориентационной работы в школе. Методические рекомендации в помощь педагогическим коллективам школ и внешкольных учреждений. – Ульяновск, 2015.

-Вершинин С.И., Сурудина Е.А. Как осуществить профессиональный выбор. Методические рекомендации. – М., 2011.

-Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

-Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск.: Принтер, 2013.

-Программа курса дополнительного образования для учащихся образовательных школ. Технология профессионального самоопределения и трудоустройства. / МЦТЗМ «Перспектива». – М., 2011.

-Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.

-Рогов Е.И. Выбор профессии:  Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.

-Савина М.С., Солнцева В.А., Савин А.А. Профориентационное сопровождение профессиональной карьеры. Методическая разработка. – М., 2011.

 Интернет-ресурсы:

-http://www.alted.ru/bgpk «Атлас профессий». Информационная база о профессиях и специальностях

- «Профориентация. Кем стать?». Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

-«Профкарьера.ру». Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Профессиональная помощь в выборе и принятии жизненно важных решений (для молодых людей)

 -«Методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Владимировны Резапкиной. Разнообразные материалы для педагогов и учащихся по профессиональному самоопределению школьников, предпрофильной подготовке и профессиональной диагностике

- «ПрофВыбор.ру». Электронный музей профессий. Проект Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» (Юго-Западный административный округ Москвы) создан для помощи подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций. Он знакомит всех желающих с миром профессий и различными взглядами на профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Живем в многонациональном обществе»,

В нашей школе обучаются дети 8 национальностей. С февраля 2011 года по настоящее время педагогическим коллективом школы, обучающимися, родительской общественностью и совместно с социумом идет реализац...

Проект "Живая библиотека"

По мнению экспертов, работавших над национальной программой,  современную ситуацию в России можно определить как системный кризис: страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтение...

Паспорт социального проекта "Классная библиотека"

Этот проект был разработан для популяризации чтения среди учащихся 5 "А" класса. Период реализации проекта сентябрь 2015 - июнь 2016 года....

Социальный проект "Классная библиотека"

Целью данного пректа является желание помочь ребятам осознать насколько важно сегодня, в век информационных технологий, не забывать о книгах, об их уникальной ценности и значимости для всех нас. ...

Социальный проект «Живи, родник, живи!»

Социальный, экологический проект по охране "Святого источника"...

Социальный проект "Помоги библиотеке"

Проект "Помоги библиотеке" расчитан на 1 год обучения....