Исследовательская работа "Жизнь без оглядки"
творческая работа учащихся (11 класс) на тему

Работа посвящена жизни и деятельности Н.И.Сидорова - почетного гражданина Благодарного, труженика тыла, краеведа и фотографа, летописца истории города и района..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Отечество – 2013»

Программа «Земляки».

Тема исследовательской  работы: «Жизнь без оглядки».

Автор: Павлова Ирина Романовна, ученица 11 а класса

 МКОУ «СОШ №6»,  г.Благодарный, пл. Королева 38

Руководитель: Аккочкарова Зарина Наильевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ №6», тел. 2-11-77

Содержание.

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Трудное детство Николай Ивановича.

2.2 Долгая дорога к профессии.

2.3 Вклад Н.И. Сидорова в сохранение историко-культурного наследия Благодарненского района.

     3. Заключение.

     4. Источники информации.

     5. Приложения.

1.Введение.

        Подростковый возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Моя работа является реализацией этого желания, она посвящена жизни и деятельности Н.И.Сидорова - почетного гражданина Благодарного, труженика тыла, краеведа и фотографа, летописца истории города и района. Данная тема очень актуальна, так как мы не можем допустить того, чтобы со смертью человека обрывалась его история, забывались его заслуги, чтобы оставалась память в наших сердцах о людях, верно служивших на благо Родины, о людях, совершивших трудовые подвиги. Но ведь наверняка   немало примеров незаслуженно забытых, но очень достойных людей. Пора исправлять эти ошибки.

Цель исследования.
Рассказать об интересной судьбе Н.И.Сидорова, который прославляет своим трудом, мастерством свою малую родину, стремится сохранить его историю.
Задачи исследования
1. Проанализировать различные виды источников информации по теме.
2. Изучить историю малой родины через изучение судьбы одного конкретного человека.
Гипотеза исследования
Могу предположить, что жизнь и труд простого гражданина может быть хорошим примером в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.
Объект и предмет исследования 
Объект исследования: Н.И.Сидоров, его  личный пример, вклад в развитие современного общества
Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.
Методы исследования: анализ источников информации, наблюдение, интервью, личная беседа.

Информацию про Н.И. Сидорова можно найти и в городском музее, и в газетах «Благодарненские вести», «Ставропольская правда». Однако, встретившись с ним лично, я узнала много нового, что, несомненно, будет интересно всем. В этом, я считаю, заключается новизна моей работы. Кроме того, я могу гордиться тем, что Николай Иванович любезно поделился со мной неизвестным до сих пор уникальным фотоматериалом старого города.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы в память о нашем почетном жителе Н.И.Сидорове. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края. Материалы работы послужат для создания презентаций на уроках истории  по изучению родного края и города.

  1. Трудное детство Николай Ивановича.

Девятого мая 1929 года в селе Алексеевском в крестьянской семье Сидоровых родился мальчик. Назвали Николаем. Он стал старшим из шестерых, рожденных мамой, Евдокией Федоровной, детей. Когда в 1941 году отец, Иван Дмитриевич, уходил на фронт, Коле было 12, сестренкам – шесть и годик. В 1942 году при обороне Керчи Сидоров-старший погиб. Пришлось Коле школьные занятия оставить и идти работать в колхоз. Труд физический тяжел и для взрослого человека, а для подростка – тем более, только кто тогда об этом думал! Во время жатвы подносил воду женщинам, которые вязали снопы, вымолачивал зерно на току, пахал на коровах, был воловщиком, конюхом, скотником, прицепщиком на тракторе, а как подрос – трактористом. Все военные годы Николаю было не до учебы.

За ударный труд на подъеме зяби молодому трактористу Николаю Сидорову осенью 1944 года первый секретарь РК ВКП(б) т. Раков Ф.А. и первый секретарь райкома комсомола т. Коновалова В.А. вручили подарок: носки и кусочек туалетного мыла, тут же «в борозде» приняли в комсомол, а в декабре на бюро РК ВЛКСМ вручили комсомольский билет.  Это были первые успехи молодого Николая Ивановича.

2.2  Долгая дорога к профессии.

В 1947 году Николай Сидоров окончил 7 классов Алексеевской школы №3 . Он твердо решил учиться дальше, поехал во Владикавказ поступать в горно-металлургический техникум. Стране требовались специалисты в этой области. Однако, пару недель только и проучился, вытащили деньги из кармана и жить стало не на что.

Назад Николай возвращался на крыше вагона со справкой, что обворован и средств к оплате проезда не имеет.  Но этот первый поход за знаниями не сломал паренька! И он поехал не домой, а в село Петровское. Там поступил на курсы строителей. Одним из аргументов для выбора места учебы был такой: учеников раз в день кормили. Но еда была настолько скудной, что Николай вынужден был вернуться в родное село, где, вскоре, его назначили заведующим сельским клубом. В избе-читальне Николай проработал до августа 1948 года. Далее он поступает в Благодарненское педагогическое училище. И вот только-только наконец-то, наладилась жизнь, и главная цель – образование – была так близка, как произошел случай, круто изменивший его  жизнь. Второкурсник педучилища добирался домой на попутке, водитель которой спросил, знает ли он кого-то, кто мог бы купить мешок зерна. Парень назвал фамилию соседа, у которого водились деньги, и, спрыгнув с машины, пошел домой. Старшее поколение еще помнит, что в те годы действовала жесточайшая политика – за украденный в колхозе мешок зерна колхознику грозило десять лет лагерей, рабочему совхоза – 15, если же это огромное по тем меркам экономическое преступление совершалось в группе – 20-25 лет ссылки.[1]

Николая забрали прямо из училища, обвинили в соучастии в преступлении, осудили и отправили в Западную Сибирь на лесозаготовку. Это были очень тяжелые годы, несколько  раз он был на грани жизни и смерти, но выжил. Так прошли 5 лет, и в 1955 году был полностью реабилитирован. День освобождения Николай Сидоров считает днем настоящего рождения. Все эти годы он не только стремился выжить, но и продолжить обучение. Поэтому сразу из Сибири отправился в Москву, в Генеральную прокуратуру, чтобы решить самый важный теперь вопрос, имеет ли он право дальше учиться и работать учителем? Получив положительный ответ, он  поспешил в педучилище, ожидая встретить своих друзей-сокурсников! Но увидел только чужих ребят и ни одного родного лица.

К счастью, его приняли сразу на третий курс Иноземцевского педучилища. В 1957 году Сидоров получил и приехал работать в Благодарненскую восьмилетнюю школу № 9, где вел трудовое обучение и преподавал физкультуру.

Наверное, в первую очередь потому, что образование далось такой ценой, а еще потому, что в те годы учитель был безусловным авторитетом и кристальной репутации личностью, Н. Сидоров так дорожил своей специальностью, своей работой, в которую, без преувеличения, вкладывал всю душу без остатка. Через год педагог перешел в среднюю школу № 6, где преподавал машиноведение, а после того, как в 59-м году поступил в Ставропольский педагогический институт на географический факультет, – географию. И практически сразу начал заниматься с ребятами краеведением, изучая местные реки и перелески.

2.3  Вклад Н.И. Сидорова в сохранение историко-культурного наследия.

Николай Иванович Сидоров увлечен краеведческой деятельностью, и где бы  ни работал,   всегда  занимался  ею на общественных началах: организовывал и проводил встречи со старожилами города и ветеранами войны и труда, собирал вместе с учащимися материалы по истории города, вел фотолетопись района. А все началось с того, что учитель географии, по роду своей деятельности,  водил своих учащихся в походы, возил на экскурсии. Приходилось много путешествовать, и все это затягивало, увлекало. Николай Иванович принимал активное участие в сборе и оформлении экспонатов для краеведческого музея, которые составили уникальную часть фонда Благодарненского районного историко-краеведческого музея. И по сей день Николай Сидоров сотрудничает с его коллективом.

В поисках материалов о прошлом нашего города Николай Иванович вместе с Петром Федоровичем Грибцовым неоднократно посещали краевой архив, Ставропольский краевой музей, а также  музеи других городов и районных центров в нашем крае. Фотоматериалы Николая Ивановича, отражающие жизнь и события города, неоднократно демонстрировались на его выставках. За многолетний период  своей деятельности  Николай Иванович собрал огромное количество фотодокументов и создал при детской студии богатейший архив.    

             Николай Иванович является основателем туристического краеведческого движения в Благодарненском районе. С 1960 по 1977 годы  он на общественных началах возглавлял туристический   краеведческий совет при Благодарненском отделе народного образования. За это время было проведено 15 районных слетов по туризму и краеведению. Команды, победители районных соревнований,  14 раз  принимали участие в краевых слетах, где показали отличные результаты и получили многочисленные грамоты и призы.   Николай Иванович  - большой любитель походов и экскурсий по родному краю и по стране. Особенно запоминающийся была  его поездка на грузовой автомашине ГАЗ – 51 в 1961 году из села Благодарного в город Ленинград с лучшими производственниками ученических бригад и  активными  краеведами школ района.

               В конце 1950 и начале 1960 годов Николай Иванович вместе с бывшим заведующим отделом образования Романенко С.П. вел работу по созданию во всех школах  района комнат боевой и трудовой славы. Н.И.Сидоров помогал подбирать экспонаты и делал фотографии для оформления школьных музеев.

В 82-м ветеран ушел на пенсию по состоянию здоровья, а через два года вернулся к работе с детьми в Доме детского творчества.  На базе фотокружка в 95-м была создана детская видеостудия. Н.И.Сидоров  с ребятами снимали видеоматериалы, монтировали ролики и регулярно по пятницам на районном телевидении выходили передачи о школьной и спортивной жизни, о военно-патриотической работе

                 Более 45 лет Николай Иванович является внештатным корреспондентом районной газеты «Благодарненские вести», публикуя в ней  интересные  материалы о прошлом и настоящем нашего города, а также статьи по военно-патриотическому воспитанию молодежи.    

          За самоотверженный труд в военные годы Николай Иванович был отмечен  медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны», имеет звания «Ветеран Великой Отечественной войны»,  «Ветеран  труда», а также юбилейные медали   «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» и «60 лет Победы в Великой Отечественной войне». В 2004 году за вклад в развитие движения ученических бригад Н.И.Сидоров награжден медалью губернатора Ставропольского края.

              Благодарненская городская Дума Решением от 19 ноября 2003 года № 117 «О присвоении звания «Почетный гражданин города Благодарного» Николаю Ивановичу Сидорову за заслуги в патриотическом воспитании детей и молодежи, за огромный вклад в сохранение историко-культурного наследия Благодарненского района присвоила звание «Почетный гражданин города Благодарного». [2]

  1. Заключение.

В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам. Каждое определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Чем больше я знакомилась с  Николаем Ивановичем Сидоровым, тем больше проникалась к нему уважением. Оказывается, рядом с нами живут такие люди, вроде ничем не приметные, но с такой удивительной судьбой.

Проведя большую исследовательскую работу, изучив музейные документы, общаясь лично с этим поистине легендарным человеком, я могу сказать, что наша гипотеза полностью нашла свое подтверждение. Разве этот человек не достоин быть примером подражания для молодого поколения?! Человек, который навсегда вошел в историю Благодарненского района, человек, чьи труды так значимы для истории малой родины. А ведь именно из этого складывается история всего Отечества в целом.
Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства. Мне кажется, что поставленная мною цель достигнута, думаю, что мне удалось донести до читателя рассказ об интересной судьбе земляка.

Метод анализа собранного материала помог понять, что деятельность  моего героя была очень разносторонней: он был прекрасным учителем, о чем говорят его воспитанники, он – прекрасный краевед, активно участвовал в составлении фонда историко- краеведческого музея, основатель туристическо – краеведческого музея,  фотограф, кинооператор. Внештатный корреспондент газеты, новатор по жизни. Николай Иванович собрал богатейший материал, отражающий историю района и  особенно города. Человек передовых устремлений, он с интересом осваивает все достижения прогресса.

Методы личной беседы, наблюдения и интервью  доказали нам, что Сидоров Н.И. - человек огромной человеческой души, кладезь ума, неиссякаемой энергии и оптимизма.  Он активно продолжает свою деятельность.
         Завершая свою работу,  я делаю вывод, что судьба России находится в наших руках, в руках каждого человека. Хорошо,  если каждый подросток выберет себе примером в жизни такого человека как наш земляк Николай Иванович Сидоров. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать, черты национального  характера независимо от того, какой ты национальности. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей, не допускать в себе симптомов современной болезни – «денежной шизофрении», или «вируса» национализма. Спасибо моим землякам, таким как наш герой, Николай Иванович Сидоров,  неутомимому  труженику, который по- своему делает историю, внося свой посильный труд в «трудовую славу, трудовое наследие моей большой страны».

Заканчивая свое исследование, ловлю себя на мысли, что очень не хочу расставаться с этим, ставшим уже родным мне, человеком. Мне ничуть не жаль времени потраченного на интересную беседу с ним, мне искренне было бы жалко бесцельно провести его в социальных сетях или с телефоном в руках. До сих пор вспоминаются добрые глаза, натруженные руки, и чуть усталая улыбка. В моем районе есть  много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.

  1. Источники информации.
  1. «Фотовспышка судьбы»//Ставропольская правда от 12.05.2010 г.
  2. http://gorodblag.ucoz.ru/
  3. http://www.proza.ru/ 
  4. http://mcbs-blagodarnyi.ru/

Приложения.

Дорогому земляку Н. И. Сидорову от благодарных потомков.

Нет, не святой Вы, если строго,

Но говорю Вам, не боясь молвы,

Вы тот учитель, что от Бога

И это точно, несомненно, Вы!

Вы – Человек, в мерцании светил,

Которых в этой жизни, к сожалению, мало,

Поэт бы вам поэму посвятил

Вы света, доброты, любви, начало.

Вы – педагог, фотограф, краевед

Такой судьбы прекрасные моменты,

Вам позавидовать готов и сам поэт!

Для вас звучат сейчас аплодисменты!

(Автор Павлова Ирина)


[1] «Фотовспышка судьбы»//Ставропольская правда, 12.05.2010, с.5

[2] http://mcbs-blagodarnyi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Классный час "Гуляй на святки без оглядки!"

Ознакомление учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Возможность каждого учащегося реализовать свои творческие возможности....

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Гуляй на святки без оглядки

театрализованное мероприятие посвященное рождественнским праздникам...