Внеклассное мероприятие "О чем говорят куклы"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие  для обучающихся 5-6-ых классов об истории происхождения кукол, пробуждает познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа мари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_o_ochem_govoryat_kukly.docx198.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного мероприятия «О чем говорят куклы?»

Цель:

Рассказать об истории происхождения кукол. Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа мари. 

Задачи:

  1. Дать понятие об обрядовой кукле.
  2.  Приобщать интерес к народной культуре, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда.
  3. Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования
  4.  Научить мастерить куклу.

Оборудование: «Круг жизни», иллюстрации кукол, тряпочные куклы, ткань для изготовления куклы, осиновые ветки.

Ход мероприятия.

1 Организационный момент.

  1. Вступительная часть.

Учитель:

Поро кече лийже, йоча-влак! Уна –влак!

Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости! Если гость в доме, день особый. «Гость в доме- бог в доме», - говорили наши предки. К нам на урок пришли девушки - сказательницы в нарядных костюмах, поэтому  посмотрели на них, улыбнулись, посмотрели друг на друга, тоже улыбнулись. И так наше путешествие начинается.

3.Основная часть.

А) Боги –куклы.

Ребята, у нас сегодня необычное мероприятие, мы сегодня проведем путешествие в старину к нашим предкам, в далекое прошлое.  А помогут нам в этом эти прекрасные создания – куклы. Значит о чем мы с вами будем говорить?

Дети: О куклах.

Учитель: Правильно.  Куклы –это не только игрушки, но и обереги и жертвы. Поэтому мы сегодня познакомимся какую роль играли куклы в жизни народа мари.  Посмотрите на эту выставку. Вы видите много кукол. Все они сделанные руками наших детей. Раньше такими куклами играли наши бабушки, мамы. (Знакомство с выставкой)

- Кто же были наши предки?

- Язычники. Ошмарий - чимарий. Поклонялись природе.

Выходит 1 девушка – сказательница. Начинает свое повествование.

В те дальние времена люди находились наедине с природой. Предки верили в силу природы. Солнце утром рождается, а к вечеру умирает, утром вновь рождается, значит оно бессмертно. Значит, оно - бог. Солнечный бог то ласково греет, то спалит урожай. Бог дождя добрый, но капризный, его нужно долго упрашивать, чтобы послал нужный для полей дождик, а чтобы послал нужный для полей дождь- нужно принести жертву. И тогда люди стали делать изображения этих богов дерева, глины, камня, чтобы было видно, кому приклоняться. Такие изображения назывались идолами, или кумирами. Идол-  это образ. Это самые первые куклы. (Изображение куклы на рисунке). Этой кукле 5 тысяч лет. Такие куклы были не игрушками, они имели магическое значение.

Выходит 2 девушка - сказательница и рассказывает о куклах-жертвах.

Б) Куклы – жертвы.

Ребята, а вы знаете, что не все куклы были богами. Куклы приносили в жертвы.

Правь - это где живут боги, а жертву богам сначала приносили живых девушек. Помните сказки разных народов, где морским чудовищам и другим злодеям  приносили  жертву красавиц-девушек.  И только позднее люди осмелились заменить их куклами. Появились куклы - жертвы. (Показ иллюстрации кукол- чучел). Брали березовое полено, наряжали. Это была первая славянская кукла, у нее даже имя было - Коллодия. Немного позже у нее появились братья и сестры – тоже куклы: Купала, Кострома, Ярило, Морена, Русалка. С тех пор, как кукла заменила человека обряд жертвоприношения стал похож на забаву, превратился в праздник. Кукол плели из соломы, вокруг нее водили хороводы, затевали игры, потом с песнями несли на руках. В песнях просили хороший урожай, а девушки – счастливой судьбы. Затем куклы перешли в сноп. Иногда сноп повязывали платком, надевали рубаху. «Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржа да овса». (Показ куклы) Потом куклу бросали в реку или сжигали. Обряд сжигания кукол сохранилось до сих пор. Куклу-чучело мы сжигаем на Масленицу(Уярня). 

C:\Documents and Settings\Завуч\Рабочий стол\IMG_5226-.jpg

Уярня праздник народа мари, где готовили много угощений, и мастерили куклы своими руками.

 Ритуала сжигания поселенцы всякий раз ждали с особым нетерпением, ибо считалось, что все, сгоревшее в этом костре, переродиться из пепла в новое и лучшее. Сжигание чучело Масленицы символизировало достаток и плодородие. Пепел развеивали по полям и с уверенностью ждали богатого урожая в следующем году. И очень часто все сбывалось именно так, как хотелось. 

Выходит 3 сказательница. Рассказывает о куклах оберегах.

В) Кукла – оберег. Избавляясь от недуга, сжигали куклу. В старину в русской избе, возле печки висело около 12 кукол. У них была обязанность – оберегать живущих в этой избе от болезни, отвлекая на себя злые силы. Так появились куклы – обереги.

D:\Мои документы\Рабочий стол\0_60a86_de5dc9ab_orig.jpg

(Показать куклы) Если человек желал избавиться от какой-то напасти, он брал куклу, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом - повернись добром». Также куклы висели напротив двери. Они охраняли дом от сглаза. Они оберегали дом от нечистой силы.

Выходит 4 сказательница. Рассказывает о куклах игрушках

Г) Кукла превращается в игрушку.

- Ребята, вы любите играть в куклы? Как вы думаете,  с какого возраста и до  скольки лет можно играть в куклы?

Ответы детей.

-А в старину уже в годовалом возрасте ребенок начинает играть в куклы. Как писал марийский поэт Владимир Мухин-Сави:

«Ребенок играет. Ребенок растет.

Время пройдет- глаза раскроет.

Ребенок играет. Ребенок растет.

Мир познает.»

Перевод:

Йоча модеш. Йоча кушкеш.

Жап эрта - шинчам почеш.

Йоча модеш. Йоча кушкеш.

Туням пален налеш.

- Раньше детей воспитывали по другому. В три года они получали обязанности. Мальчика сажали на коня, а девочек сажали за ткацкий станок. С пяти лет девочка могла сделать свою куклу. Играя в куклы девочка училась шить, вышивать, прясть. Считать, что кукла – игра девичья, большая ошибка.  В куклы играли и мальчики до 7-8 лет. До этого возраста даже одежда была одинаковой – рубашонка, различалась только длина волос. Это вечная игра «Дочки-матери». Девочка была матерью, а куклы детьми. Так они росли и  учились жизни.

  1. Заключение.

- Вот и завершился наш разговор о куклах. Ребята, что нового вы сегодня узнали? О чем вам поведали наши девушки?

 Ответы детей:

- Куклы выполняли важную роль: старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт. Она была и детской забавой, и средством воспитания, магическим подарком, украшением в суровой трудовой жизни.

-Какую роль играли куклы в жизни людей?

- Огромную роль. Куклы помогали в жизни.

-Молодцы. Все запомнили.

  1. Практическая часть

- Ребята, сегодня мы с вами научимся делать куклы. Их можно сделать очень быстро, не надо тратить много времени.

- А из чего изготавливались куклы?

          - Из глины, из соломы, из дерева, из полена.

- Сегодня мы с вами остановимся на куклах, которые сделаем из осиновых веток. Для изготовления куклы потребуются осиновые ветки и лоскутки  ткани.  Помните, что при изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания. 

(Ребята выполняют по схеме. Схема составляется по усмотрению учителя.)

  1. Выполнение работы

Берем две осиновые веточки. Заворачиваем ткань вокруг осиновых веточек, завязываем ниткой. Сгибаем ткань пополам, завязываем нитками. Сгибаем верхний край лоскутка на два сантиметра. Веточки заворачиваем тканью. Накладываем сверху передник. Завязываем красную ленту на верхний край передника. Завязываем красную ленту на верхний край передника. Завязываем красный платок красными нитками. Скручиваем шерстяную ткань вокруг веточки. Сгибаем ткань пополам, завязываем нитками. Вот и кукла готова. 

(Смотри приложение 1)

Теперь нужно спеть колыбельную. Пусть вам эти куклы принесут удачу, счастье.                              О-о-о, о-о-о.             Баю-баю-баюшки,

                                Изи колой папалта.        Прискакали заюшки,

                                Тумна толын тукалта,     Прилетели гулюшки.

                                Пун копаж ден ниялта.    Стали гули гулевать,

  1. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль. 

- Ребята, вам понравилось мастерить куклы?

-А сложно было сделать куклу своими руками?

- У всех  все получилось?

- Как вы оцениваете свою работу?

(Ответы детей)

  1. Домашнее задание. Расспросить родителей, бабушек, дедушек  играли ли они в куклы, из чего они их изготовляли?

Приложение1.  Практическая часть

"Марийская кукла-оберег своими руками"
Последовательность изготовления:
1. Берем две осиновые веточки.

D:\Мои документы\Рабочий стол\detsad-304250-1429702777.jpg

Заворачиваем ткань вокруг осиновых веточек, завязываем ниткой. 

D:\Мои документы\Рабочий стол\detsad-304250-1429702826.jpg
2. Заворачиваем ткань вокруг осиновых веточек, завязываем ниткой. 

D:\Мои документы\Рабочий стол\detsad-304250-1429702858.jpg
3. Сгибаем ткань пополам, завязываем нитками. 
4. Сгибаем верхний край лоскутка на два сантиметра. Веточки заворачиваем тканью. 

D:\Мои документы\Рабочий стол\detsad-304250-1429702889.jpg

5. Накладываем сверху передник. 

D:\Мои документы\Рабочий стол\detsad-304250-1429702935.jpg
6. Завязываем красную ленту на верхний край передника. 
7. Завязываем красный платок красными нитками. 

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-304250-1429702967.jpg
8. Скручиваем шерстяную ткань вокруг веточки. Сгибаем ткань пополам, завязываем нитками. 

Вот и кукла готова. У нас получилась марийская национальная кукла.

Используемая литература:

А.Е. Китиков  «Марий калык модыш», Й.-Ола,1990г.

С.В.Большов, А.М.Юзыкайн «В гостях у наших предков», Й –Ола, 2001г.

Г.М.Науменко «Народная мудрость и знание о ребенке» Центрополиграф, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

Люди и куклы в искусстве и жизни. Урок внеклассного чтения (В.Короленко "В дурном обществе", Ю.Олеша "Три толстяка", Н.Носов "Кукла").

История кукол, проблемный вопрос "Как кукла помогает человеку быть Человеком", соотнесение музыкального произведения с литературными образами, комплексное исследование новеллы Н.Носова и сопоставление...

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков

Внеклассное мероприятиея, посвященное Дню родных языков. На мероприятие можно пригласить бабушек и дедушек  и попросить поговорки о языке, которыми пользуются в селе....

Сценарий внеклассного мероприятия «Русская народная кукла»

Класс: 5-«З»Дата проведения: 21.11.2017Классный руководитель:  Бердникова Т.А.Цели:Ø  пробудить интерес обучающихся к русской народной культуре;Ø  прививать уважение к тради...

Внеклассное мероприятие. Природа говорит языком математики.

Необычны и интересны уроки и внеклассные мероприятия, на которых можно проследить связь физики и биологии, физики и химии, физики и математики, физики и литературы и т.д.Примером  такого  вн...

Внеклассное мероприятие "Календарь народной куклы"

Сценарий внеклассного мероприятие для обучающихся для 1-5 классов . Рассказывает о традицих изготовления куклы-закрутки....

Внеклассное мероприятие "Русская обереговая кукла-закрутка"

Женщина связана с куклами всю свою жизнь. Она играет ими в   детстве, потом со своими детьми и внуками. Вспомните, какие куклы были у вас за эти годы? Сейчас огромный выбор самых ...