Лекторий для родителей
рабочая программа (5 класс) на тему

Синягина Светлана Альбертовна

Лекторий разработан в рамках программы "Духовно-нравственного воспитания школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ И ШКОЛА: К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

С.А. Синягина, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г.Тутаева Ярославской области

Сотрудничество педагогического сообщества школы и родительского коллектива, безусловно, становится важнейшей составляющей успешности обучающихся в новых условиях современной школы. Существуют разные подходы к осуществлению этого взаимодействия. На взгляд педагогов МОУ СОШ №6 города Тутаева Ярославской области, давно работающих в духовно-нравственном направлении воспитательной работы со школьниками, именно приобщение родителей к вечным ценностям, осуществление единого  подхода в воспитании детей в семье и школе могут привести к положительным результатам в воспитании.

Программа лектория для родителей «Традиции духовно-нравственного воспитания в семье», разработанная в школе в 2011 году,  является дополнением к курсу «Духовно-нравственные традиции русской культуры», апробированному в 2010 году и до сегодняшнего дня успешно реализуемому не только самим авторским коллективом учителей, но и педагогами района и Ярославской области. Нацелена эта программа прежде всего на сотрудничество школы и родителей.

Цель данного лектория - расширить  представление родителей о системе воспитания духовно-нравственной личности, основанной на приобщении  к традиционным ценностям семьи.

Современное образование не мыслится без воспитания, потому важным компонентом для работы педагога необходимо считать взаимодействие с родителями, их сотрудничество, основанное на общих целях и задачах. Программа предполагает не только знакомство  родителей с развитием духовно- нравственных качеств личности ребенка, основанном на возрастных особенностях, но и с  традициями православной семьи, оформлением дома, русской усадьбы, изучение которых способствует формированию культуры быта, стремления эстетически облагораживать «домашний очаг», создавать красоту вокруг себя.

        Концентрический принцип построения программы позволяет педагогу поднять те вопросы воспитания детей на родительском собрании, которые являются важными в данный момент в конкретном ученическом коллективе. Учитывая возраст школьников, классный руководитель вправе сам спланировать программу совоспитания и  сотрудничества с родителями, выделив те или иные темы в текущем учебном году и вернуться к ним через 2-3 года в связи с целесообразностью воспитательных задач нового возрастного периода детей.  

       Задачи программы:

  • познакомить родителей с основами христианского нравоучения, содержанием и значением Евангельских заповедей;
  • познакомить с Педагогическими воззрениями отцов и учителей Русской Православной Церкви, с духовными основами русской семьи, укладом жизни   и традициями воспитания детей;
  • помочь выделить духовно-нравственную доминанту в семейном воспитании и создать условия для духовного развития личности.

        Программа лектория включает 14 тематических занятий разных видов.

Данная программа имеет практическую направленность, позволяет не только расширить кругозор взрослых слушателей, но и дать необходимые сведения о воспитании ребенка в семье, помочь родителям избежать ошибок, направить их потенциал на развитие целостного нравственного и гражданско-патриотического мировоззрения современного школьника. Кроме этого, включение родителей в подготовку и проведение семейных праздников и семейных уроков позволяет осуществить  более тесный контакт родителей и детей не только в домашней обстановке, но и в официальной, поможет осуществить совместный процесс воспитания ребенка.

Педагог может  выстроить работу с родителями с учетом возрастных особенностей класса и индивидуальных потребностей родительского коллектива; программа  позволяет провести корректировку тем. Эпиграфы к занятиям с родителями позволяют не только сконцентрировать внимание взрослого на важной воспитательной проблеме в начале лекции, но и стать вопросом для обсуждения с родителями в ходе её, поводом для дискуссии или одним из завершающих компонентов.

       В соответствии с планом проведения родительских собраний на учебный год отводится:

  • 1 четверть- 1-2 занятия,
  • 2 четверть- 1 занятие,
  • 3 четверть- 1 занятие,
  • 4 четверть- 1-2 занятия.

Лекция или практическое занятие  рассчитаны на 30 минут. Семейный урок занимает большее время (около 1-1,5 часов) и совмещает внеурочную деятельность с обучающимися и время, отведенное  на проведение родительского собрания.

     Среди традиционных форм работы с родителями (родительское собрание, лекция)  особое место отводится семейным урокам и семейным праздникам (с приглашением родителей, родственников),  заключающим в себе не только совместные коллективные дела, но и приобщение к семейному духовному чтению. Предполагаются презентации семейных фотоальбомов, создание семейных музеев, составление родословного древа, представление своего позитивного опыта  в воспитании детей. Совместная работа педагога и родителей сможет обеспечить качественное воспитание ребенка и подготовить его к полноценной жизни в современном обществе.

        Программа апробировалась  в 5-11 классах в течение шести лет  классными руководителями школы.

       Методические материалы данного раздела включают в себя основные темы лекционного курса, семейных уроков и праздников, примерное содержание, список  литературы для педагогов и родителей, тексты литературных произведений, используемых в качестве практического  материала, анкеты, наглядные материалы, а также   высказывания  и афоризмы о воспитании, призванные помочь классному руководителю расширить представления родителей о воспитании духовно-нравственных качеств личности ребенка. К каждой теме предложены эпиграфы, которые опытный и творческий педагог сможет умело использовать на занятии. В приложении содержатся варианты (сценарии) семейных праздников и уроков. Под семейным уроком подразумевается  совместная познавательно-воспитательная деятельность детей и родителей, направленная на решение важных задач духовно-нравственного развития школьника.

       Классный руководитель, реализующий программу лектория для родителей, должен следовать основным педагогическим требованиям:

  • доступности и достоверности материала, предлагаемого в качестве ознакомительного для родителей;
  • наглядности (информационной, иллюстративной);
  • сотрудничества и взаимопомощи в воспитательном процессе между педагогом и родителями.

Основной формой работы с родителями является лекция. Учитывая периодичность родительских собраний в учебном году и их количество (4-6), педагог планирует работу в связи с  потребностями коллектива, педагогическими и воспитательными целями, творческими идеями  педагога, родителей и детей. Классный руководитель строит занятие четко,  логично, оставляя время на дискуссию и постинформационную беседу. Таким образом, занятие может быть выстроено в следующем временном режиме: лекция (20-25 минут) – дискуссия (5-15 минут). Программа предлагает 14 тем для обсуждения с родителями и проведения семейных уроков и праздников, которые на разных возрастных этапах могут быть вторично использованы, могут стать традиционными в конкретном ученическом коллективе и могут быть дополнены своими, наиболее востребованными родителями и детьми, темами.

        Результатом качества работы с  родителями может быть совместный семейный урок, праздник (Рождество Христово, День Матери, Светлая Пасха и т.д.), которые являются наиболее доступной и востребованной формой воспитания школьников 1-9 классов.  Наряду с участием взрослых в  программе  лектория, предлагается включение родителей в единое воспитательное пространство школы  через подготовку всей семьи к выставкам творческих работ («Рождественская открытка», «Пасхальный сувенир», «День Матери», «Праздник семьи» и т.д.), выступления в школьном спектакле к праздникам, выставкам фотоальбомов и газет (тематических, праздничных). Совместная подготовка ко Дню славянской письменности и культуры, ставшем традиционным праздников во всем мире, имеет и познавательное для детей и взрослых, и воспитательное значение. Продуктивными формами работы с родителями могут стать общешкольный форум, фестиваль «Под семейным зонтом», общешкольный семейный праздник, конференция по проблемам воспитания, педагогические чтения, связанные с юбилеем известных педагогов.

Взаимодействие педагога и родителей, основанное на общих целях и задачах, позволит наиболее плодотворно и творчески реализовать программу воспитания школьника, развить духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу деятельности детей, закрепить приоритет воспитания и духовно-нравственного развития ребенка, а также помочь современной школе достичь максимальных воспитательных результатов во внедрении новых образовательных стандартов.

        ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Традиции духовно-нравственного воспитания в семье»

№ п/п

Тема

Формы проведения

(варианты)

1.

   Уклад жизни православной семьи

Лекция

с использованием презентации

2.

Как воспитать в детях уважение к старшему поколению  

Лекция с элементами беседы (дискуссии)

3.

Любовь и взаимопонимание между детьми в семье «Вся семья вместе, так и душа на месте»

семейный урок

4.

Почему возникает непонимание между детьми и родителями в семье? (Проблема отцов и детей)

круглый стол

(диспут)

5.

   Воспитание трудолюбия и послушания в семье

 Лекция

просмотр фильма (фрагмента)

6.

Воспитание честности, совестливости. Ложь и ее последствия

Лекция

с обыгрыванием педагогических ситуаций

7.

Воспитание любви к окружающему миру

лекция

экскурсия

фотовыставка

8.

День Матери

Семейный праздник

Фотовыставка «Моя мама»

9.

Традиции Рождества в семье

беседа

(практическое занятие)

праздник

10.

Пасха Христова и семейные традиции

беседа

(практическое занятие)

праздник

11.

День славянской письменности и культуры «Слово о Кирилле и Мефодии»

Семейный праздник (концерт)

Выставка буквиц (коллективных работ детей и родителей)

12.

Общение в семье. Семейная библиотека

беседа

Выставка книг

13.

Воспитание любви к малой родине в семье

Заочная экскурсия

Создание семейного фильма о родном крае

Фотовыставка «История моей семьи в истории города (села)»

14.

  Воспитание разносторонней личности в семье (о разных увлечениях в семье)

Семейный праздник «Давайте познакомимся!»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ»

  1. Уклад жизни православной семьи

Бог благословил и научил человека жить в семье.

Как же можем мы противиться этому?

И может ли быть человек счастлив,

нарушая то, что ему заповедано?

Н.Г. Храмова

         Семья как малая церковь. Смысл слов Христа Спасителя: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Любовь в семье как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом. Духовная атмосфера в семье.  Жертва одного ради другого и единение двух любящих во имя Господа – основа православной семьи. Семья как наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами.  Послушание (внешнее и внутреннее) как смысл заповедей. Православные праздники в семье. Духовный смысл праздника. Пост. Градация поста. Молитва. Исповедь. «Красный угол» в доме. Домашний иконостас. Отношения семьи со священником. Духовный отец. Духовное совершенствование родителей – непременное условие успешности в воспитании детей в семье. Нравственные приоритеты в воспитании детей.

  1. Как воспитать в детях уважение к старшему поколению

Владеть собой настолько, чтобы уважать других,

как самого себя, и поступать с ними так,

как мы желаем, чтобы с нами поступали, -

вот что можно назвать человеколюбием.

Конфуций

         Значение заповеди «Чти отца твоего и матерь твою…» в современном воспитании. Артемий Владимиров о воспитании уважения к старшему поколению. Народная мудрость о любви к старшему поколению «Кто родителей почитает, тот вовеки не пропадает». Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Зеленая кастрюля» и притчи об отце и сыне. Положительный пример родителей – залог уважительного отношения детей к старости.

  1. Любовь и взаимопонимание между детьми в семье

 «Вся семья вместе, так и душа на месте»

                                                                     Каприз - зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы,

мерзость Господу.

Иоанн Кронштадтский

     Традиции  воспитания детей в русской семье.  Ответственность взрослых и детей за благополучие своей семьи.  Любовь к близким, терпеливое отношение друг к другу и умение прощать. Знание детьми истории семьи, ее родословной. Семья в будни и в праздники. Праздничный стол. Традиция гостеприимства в русской семье. Любимое блюдо семьи, его история. Дети и взрослые в семье. Взаимопонимание между детьми, между детьми  и родителями. Отношения старших детей к младшим, взаимопомощь и взаимовыручка. Чтение и обсуждение притчи «Ладная семья».

4. Почему возникает непонимание между детьми и родителями в семье? (Проблема отцов и детей)

                                                    И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,

                                                         но воспитывайте их в учении

и наставлении Господнем.

 (Еф. 6, 1-4)

     «Вечная» тема  отцов и детей в литературе и современные проблемы семьи. «Суть этой проблемы – в трагическом непонимании друг друга представителями двух поколений, в неспособности и невозможности хранить единомыслие и духовный союз «веком нынешним и веком минувшим»» (А. Владимиров). Обоснованные и необоснованные требования родителей к ребенку и их последствия (Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость, замкнутость, неуспеваемость в школе, нервные срывы или полное непослушание). Ответственность обеих сторон за благополучие семьи. Формирование поведения детей в семье. Отклонения в отношениях между супругами и  в воспитании ребенка - причина развития конфликтных ситуаций  между детьми и родителями. Требовательность родителей к себе как основа родительского авторитета. Анкетирование родителей. Обсуждение за круглым столом по вопросам анкеты. Подведение итогов круглого стола.

5. Воспитание трудолюбия и послушания в семье

                                             Послушание - это царица детских добродетелей,

и при наличии послушания за ним последует

в ребенке развитие всех душевных достоинств.

 Н. Е. Пестов

      Труд как основа формирования в ребенке созидательного начала. Важность роли труда в формировании личности, как положительных, так и отрицательных ее качеств. Особенности поведения ребенка, проявляющиеся в труде – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Забота о себе, об окружающих. Многофункциональность трудовой деятельности в семье. Физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.) Воспитание любви к труду в раннем возрасте – залог успешной трудовой деятельности в будущем. Труд – игра как средство развития активности детей. Подражание взрослым как один  из важнейших мотивов, побуждающих ребенка к активной деятельности.  Самообслуживание. Привлечение детей к выполнению домашних дел -   воспитание привычки трудиться, а вместе с ней – привычки заботиться о близких, формирование тем самым благородных побуждений, подготовка к самостоятельной жизни. Залог успеха в воспитании трудолюбия - выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Формирование отношения ребенка к учебе как к трудовой деятельности. Организация деятельности членов семьи. Планирование. Режим дня. Распределение обязанностей в семье, его роль в воспитании ответственности. Эмоциональная оценка труда ребенка.

6. Воспитание честности, совестливости. Ложь и ее последствия

Если человек утратит любовь к честности,

он быстро вовлечется в такое множество

дурных поступков, что приобретет привычку

к бесчестным правилам жизни.

Н.Г.Чернышевский

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

А.С.Пушкин

Правда и красота всегда составляли главное

 в человеческой жизни и вообще на земле.

А.П.Чехов

Понятие чести и честности, правды и правдивости, совести и совестливости.  Быть совестливым - значит испытывать определенный стыд, если обманул кого-нибудь или самого себя. Постоянная работа над собой – главный принцип совестливого человека. Пример взрослых в воспитании похвальных качеств личности ребенка. Жизненная мудрость и лицемерие взрослых. Детская ложь, ее последствия. Безусловная родительская любовь, ее положительные и отрицательные стороны. Нравственное усовершенствование взрослых как условие в воспитании детей. Правда и ложь. «Святая ложь» в ее высоком нравственном значении.

7. Воспитание любви к окружающему миру

Кто не любит природы,

тот не любит человека,

тот не гражданин.

Ф.М.Достоевский

           Воспитание бережного отношения детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды. Преемственность в работе детского сада, школы и семьи в воспитании у детей любви к природе. Привлечение ребенка к уходу за домашними растениями. Организация совместного досуга детей и взрослых (отдых на природе, совместный труд на дачном участке, прогулка с домашним питомцем). Значение труда на природе для развития и воспитания нравственных качеств личности. Семейный просмотр и обсуждение фильмов об окружающем мире. Участие родителей в школьных экологических фестивалях, выставках «Праздник урожая» и т.д.

8. День Матери

И пусть мама сама считает себя

несовершенной или грешной –

в глазах детей она должна оставаться

всегда прекрасной, и, может быть, даже святой.

Артемий Владимиров

Рука, качающая колыбель, правит миром.

У.Р.Уоллес

        Мама – первое слово, произнесенное ребенком. Мать как хранительница домашнего очага, символ детства, доброты и любви. Образ Богородицы с Младенцем. Икона Владимирской Богоматери «Умиление» и ее великая и победоносная сила. Воспитание любви и уважения ребенка к матери. День Матери. История праздника.  Празднование дня в России.

9.  Традиции Рождества в семье

                                           Рождество – это время милосердия,

доброты и всепрощения,

                                        это единственные дни в календаре,

когда люди… свободно

                                    раскрывают друг другу сердца

 и видят в своих ближних

                                              таких же людей, как они сами.

 Чарльз Диккенс

     Смысл названия праздника. История праздника. История праздника в искусстве и музыке (Дел Мейн «Рождество», Рембрандт «Поклонение волхвов»). Традиции проведения Рождества Христова на Руси, значение этого события,  ставшего главным в истории человечества. Стихотворения о Рождестве (А.Плещеев, Б.Пастернак, А.Блок). Рождественский подарок и рождественская открытка.  Изготовление рождественских  сувениров (бумажный ангел, колокольчик, свеча, елочка).

10. Пасха Христова и семейные традиции

                                                                      Пусть богатые и бедные в этот день

                                                                       радуются друг с другом.  

                                                                       Прилежные и  ленивые - пусть одинаково веселятся.

Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает

о своем убожестве - потому что явилось

общее   царство.

Пусть никто о грехах своих не    плачет –

потому что в этот день Бог дал  

людям свое прощение.

Пусть никто не   боится смерти,

всех освободила смерть  Христа.

                                                                                                    Протоиерей Сергий Четвериков

            Пасха – Светлое Христово Воскресение. Евангельский сюжет праздника. Великий Пост. Страстная седмица. События, соединяемы в Пасхе – животворящая смерть и Воскресение Господа.   Христианский смысл праздника Воскресения Христа. Традиция празднования Пасхи на Руси. Пасхальная служба. Пасхальный Благовест.  Обрядовая еда: пасха, кулич, крашеные яйца. Традиция дарить яйца друг другу и христосоваться. Пасхальные игры. Освящение пасхи и кулича в церкви. Пасхальное богослужение. Светлая Седмица. Традиции благотворительности и совершения добрых дел. Пасхальные стихи и рассказы. Изготовление пасхальной открытки.

11. День славянской письменности и культуры

 «Слово о Кирилле и Мефодии»

Читающий человек – счастливый человек,

потому что у него много верных

 добрых друзей – книг

 К.Паустовский

        Слово о Кирилле и Мефодии, словенских братьях, основателях первой азбуки. Просветительская деятельность братьев Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица. Значение азбуки для славян. История праздника – Дня славянской письменности и культуры. Памятники братьям в России и за рубежом. Воспитание  уважительного отношения детей к трудам христианских проповедников. Добрые поступки и сопоставление их с деяниями святых.

12. Общение в семье. Семейная библиотека

                                                                   Чего вы ищете?

Все книги уже открыты, надо их

                                                                    только прочитать…

Иоанн Златоуст

            Общение в семье как условие создания мира ценностей  человека.

Мир категорий семьи – вера, верность, правда, честь, надежда, согласие, терпение, послушание, любовь, милосердие, доброта, ум, разум, истина, мудрость, премудрость.  Роль родителей, старшего поколения в воспитании культуры ребенка.  Духовные труды святых отцов Земли Русской  в воспитании детей. Совместное чтение  в семье. Домашняя библиотека книг на  нравственную тематику. Ненавязчивость и тактичность в воспитании  любви детей к книге. Общение между старшим и младшим поколением как необходимое условие формирования нравственного мира ребенка.

13. Воспитание любви к малой родине в семье

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин

Всякая благородная личность глубоко сознает

свое кровное родство,

свои кровные связи с отечеством.

В.Г. Белинский

        Воспитание любви к родине как неотъемлемая часть семейного воспитания. Понятия «родина», «малая родина». Патриотизм и его разновидности. Истинный и ложный патриотизм. Святые защитники Руси: Александр Невский, Дмитрий Донской. Примеры служения Отечеству в семье. Память. Историческая память. Семейные реликвии и уважительное отношение к памяти предков. День Победы. Уважение к ветеранам разных поколений. Служба в рядах Вооруженных сил и примеры воинской славы в семье (в литературе). Просмотр художественного фильма в семейном кругу и его воспитательное значение. Родной край и его история. Роль семьи в истории города (села, деревни). Семейный альбом как хронология событий и отражение истории родины. Любимый уголок природы. Выставка фотографий (рисунков) о родном крае. Заочное путешествие по родному городу. Родина в стихах любимых поэтов.

14. Воспитание разносторонней личности в семье

В человеке всё должно быть прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

Самая большая трата, какую можно сделать, —

это трата времени.

Теофраст

Семья как коллектив единомышленников. Мир увлечений в семье. Спорт и его значение в жизни человека. Примеры спортивных успехов в семье (фоторепортаж). Разные виды рукоделия (выставка, рассказ о своем увлечении). Традиционные ремесла родного края (кружевоплетение, плетение из лозы, резьба по дереву, роспись по дереву и т.д.) выставка «Ремесло в моей семье». Роль культурных ценностей в жизни человека. Заочная экскурсия в музей, картинную галерею. Музыка и ее влияние на развитие личности. Театр им. Ф. Волкова – первый русский театр. Увлечение театром, кино. Компьютер и его положительное влияние на развитие человека. Игра как средство воспитания в семье. Семейные игры. Увлечение кулинарией. Представление любимого блюда семьи. Праздничный хоровод.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Басаргина А. Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания. // Сельская школа.- 2007. -№2.- С.45.
  2. Владимиров А. Учебник жизни  [Текст] / Артемий Владимиров.- М.: Дрофа, 2001.
  3. Гин А. Общение детей и взрослых: советы родителям. // Сельская школа. – 2007. -№2. – С.39.
  4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2005.
  5.  Ильин Е. Мера духовности – интерес к человеку. // Сельская школа. – 2007. -№3. – С.45.
  6.  Каледа Г. Домашняя церковь [Текст]  / Глеб Каледа. – М.: Зачатьевский монастырь, 1997.
  7. Каптерев П.Ф. О детской лжи [Текст]  / П.Ф. Каптерев. - С-Пб.: Русская школа, 1890.
  8. Козлова В. Что такое совесть?// Сельская школа. – 2006. - №5. – С.43.
  9. Корнилович В. Семья: зона доверия детей и взрослых. // Сельская школа. – 2007. -№1. – С.46.
  10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст]  / Лихачев Д.С. – М.,1985.
  11. Неупокоева Н. Семья и школа: открытая диалоговая форма общения. // Сельская школа. – 2006. - №5.- С.50.
  12. Отцы, матери, дети. Православное воспитание  и современный мир. – М.: Московское Подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 2001.
  13. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей [Текст]  / Н.Е.Пестов. – М.: Центр БЛАГО, 1997.
  14. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей [Текст] / Н.Е.Пестов. – М.: Даниловский благовестник, 1995.
  15. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность. // Воспитание школьников. – 2007. -№8.
  16. Храмова Н.Г. Православная семья как социально-психологическое условие возрождения российского общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=29&id_article=349
  17. Шевченко Г. Честолюбие – мотив добросовестного отношения к труду. // Воспитание школьников. – 2007. -№5. – С.34.
  18.  Ямбург Е.А. Дети и отцы: ключ к пониманию. // Завуч. – 2008. -№3. – С.81

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....

лекторий для родителей: "Агрессивное поведение детей и подростков"".

Данный материал предназначен, в большей степени, для педагогического просвещения родителей, в семьях которых имеются нарушения детско-родительских отношений и, где преимущественным методом воспитатель...

Лекторий для родителей "Роль семьи в формировании ценностных ориентиров"

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка...

Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"

Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....

Лекторий для родителей Участие родителей в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей

Лекторий для родителейУчастие родителей в коррекционном процессепо преодолению речевого дефекта у детей...

Лекторий для родителей "Экзамен без стресса" Рекомендации родителям

Лекторий для родителей "Экзамен без стресса" Рекомендации родителям...