Конспект воспитательного занятия "Россия - Родина моя!"
план-конспект по теме

Иванова Светлана Ивановна

Конспект воспитательного занятия для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya-rodina_moya.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».

Открытое                            воспитательское

занятие:

     «Россия – Родина

              моя»

                                                             Воспитатель:

                                                             Иванова С. И.


Цели:

  • способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
  • воспитание любви к месту, где ты родился и живешь.

Задачи:

  • усиление патриотических качеств личности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение интереса к истории Отечества;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие памяти, речи учащихся;
  • привитие чувства любви к своей Родине;
  • воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.

Оборудование: 


         компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;

          матрешка;
         видеоклип песни “С чего начинается Родина?”;

          книги о Родине;

          книжка-передвижка «Наша родина Россия».


    лепестки ромашки ;

 выставка книг о Родине;


          иллюстрации детей по занятию.


                         
Ход занятия:

Организационный момент (2 минуты)

Воспитатель: Здравствуйте. Сегодня у нас на занятии гости. Давайте мысленно пожелаем

всем хорошего настроения. Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы

помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день

несёт нам радость от общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Вот с таким

настроением мы и начнём наше занятие. И работать мы будем под девизом:- УСПЕХ

ДАРИТ РАДОСТЬ.

- Ребята, сегодня мы проведём необычное занятие но очень важный для каждого из нас. Посмотрите клип и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)

Сообщение темы и цели занятия.Слайд №1

О чем говорится в песне

Что такое Родина скажите ?

Как называется наша страна?

 Полное название.

И тема нашего занятия: «Россия –Родина моя».

Сегодня на занятии мы поговорим о о нашей Родине России,государственных и негосударственных символах.,познакомимся с новыми словами,поиграем.

(Высказывания детей)

- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

(Ребёнок читает стихотворение)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,    

И берёзку у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём          
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.

Слайд №4.

Что же обозначает слово «Родина» -слово произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей объединенных кровным родство.

Посмотрите на карту нашей страны.

Слайд №5.

Россия-страна с обширной территорией, удивительной природой ,богатой историей и уникальной культурой. Она является самой большой страной в мире.

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь. Если где-то морозы ,то в др. месте солнце .Прямо сказка какая-то.

(Ребёнок читает стихотворение)

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля.

Леса и степь и горы.                

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна.

В другом снега и вьюга.

Родина! Россия! Русь!

Как тобою я горжусь!

Реки самые глубокие,

Степи самые раздольные .

Люди гордые и вольные

Все бойцы самоотверженны

Все враги твои поверженны

Ты стремись вперед как птица

Будут все тобой гордиться

-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?

Слайд №6.

Ответы учащихся. 

Москва-это КР площадь,

Москва_ это башни Кремля,

Москва-это сердце России

Которое любит тебя!

Москва самый большой город России. В Москве работает Презедент России,

Правительство нашей страны. Органы  власти. Москва носит имя города-героя за выдающиеся заслуги его жителей. героизм ,стойкость проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - ее зеленый наряд - леса. (Слайд  6,7,8,9).

Как еще можно назвать Родину?(Русь,матушка,Отчизна,Отечество).

- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

(Слайд 12: портрет К.Д. Ушинского)



                             Наше отечество 

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

- Как нужно к ней относиться?

- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе? - Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

Доскажи пословицу:

(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).

 (Слайд 13: русские народные пословицы и поговорки о Родине)


Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.


    Нет в мире краше Родины наше.

За Родину – мать не страшно умирать.


          Родина – мать, умей за неё постоять.

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 (Ребёнок читает стихотворение)

За   ясные   зори,   умытые   росами,

За   русское   поле   с   колосьями   рослыми.

За   реки   разливные   в   пламени   синем

Тебя   по – славянски   назвали   Россией.

Россия,   Россия,   раздолья,   равнины,

Берёзы   босые,   седые   осины.

Всё   дорого   с   детства,

Всё   памятно   с   детства –

И   всё   же    не   можешь

Никак    наглядеться!

Какие есть слова близкие к слову Родина ?Слайд.

Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди.

- Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

(Ответы учащихся).

- Да, ребята. По данным последней переписи население России составляет около 150 миллионов человек.

- А как всех их можно назвать, одним словом?

(Россияне).

- Да всех людей живущих в нашей стране можно назвать Россиянами.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля.

Леса и степь и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна.

В другом снега и вьюга.

Россия –многонациональная страна. Это значит ,что в ней живут представители разных наций. Всего более 180 народов.

Национальности у всех разные – это русские, татары, чеченцы, башкиры, якуты и другие народы, - все они и мы с вами – Россияне, мы граждане России. Это нас объединяет. ,Народы  могут отличаться внешностью. У всех народов России разные обычаи своя история, свои праздники. Даже еда у всех разная.Но самый многочисленный народ –русский поэтому русский язык является главным..на нем разные народы общаются между собой.

Физкультминутка

Живут в России разные народы    Массаж пальцев рук
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой  
и наряд                                             
Руки вперед, пальцы соединить.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья,             
Ладони имитируют плаванье рыбки
Другой – оленевод                          
Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.
Одни кумыс готовит
,                      Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед.                       
Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень                        
Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна                    
Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия                          
«Домик».
У нас  у всех одна.                           
Берутся за руки.

Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, правила поведения, он любит свою страну, старается сделать её сильной и богатой

А вы ученики – маленькие граждане большой страны, её будущее.

Званием гражданина России надо гордиться.

Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям…»

- И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано … Где?

 - В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы

Cлайд

В конституции записаны все права и обязанности гражданина страны.

-Ребята, а вы являетесь гражданами страны?

- Как граждане России, какие имеете права и обязанности? (Ответы детей

Права:

-на жизнь

-на неприкосновенность

-на свободу мысли и слова

-на охрану здоровья и медицинскую помощь

-на образование

-на участие в культурной жизни

Обязанности:

-сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках

-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

-защищать

-хорошо учиться

-становиться достойным гражданином своей Родины

Учитель: А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.

А чем отличается одно государство от другого? (Ответы воспитанников: языком, на котором разговаривает народ; своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.) Назовите основные символы государства. (Ответы воспитанников: герб, флаг, гимн.)

Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг,  Государственный Гимн. Слайд 

Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление  государства, его народа, его истории и культуры.

Герб России.Стих.

 символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб России мы видим часто. Он изображён на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета».

Кто мне скажит что обозначают цвета?

На протяжении  нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) - веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской - Пресвятой Богородицы; красный - державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество.

Гос. Флаг.Стих.

 России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Г. Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг РФ вывешивают на жилых домах в дни гос. Праздников.

Гос. гимн.Стих.

Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.

Люди издавна любили гордые и смелые песни

Гос. Гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время спортивных состязаний в честь победителей. Они прославили Родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны, воспитавшей таких спорт.

- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим  большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. - В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

Скажите ,а как называется область где мы живем? А еще как можно сказать?

-Белгородский край.,  малая Родина. Слайд.

Дети называют свои адреса проживания.

Малая Родина

Островок земли

Под окном смородина

Вишни расцвели

Яблоня кудрявая

А под ней скамья

Ласковая малая

Родина моя.

Край родной. Лесостепь .Белогорье.

На земле нету края милей.

Я люблю полноводье гордое.

Золотых черноземных полей.

Белгородчина -Родина малая.

Здесь Россия начало моей.

Вы все учитесь в г. Алексеека .

- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Сакура - символ Японии.

Канадский клен - символ Канады.

Загадка

 По всем странам славится

Стройная красавица

Белые одежки,

Золото - сережки,

С расплетенною косой,

Умывается росой. (Береза)

Слайд.

(Ответ детей)

- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Дети, назовите, пожалуйста, слова, которые встречаются у нас в речи, когда говорят о березке (стройная, кудрявая, белоствольная). С кем сравнивали на Руси березку?

 (с нежной, красивой девушкой-невестой)

 Где бы ни росла береза - всюду она приносит людям радость и свет. Березу считают счастливым деревом, которое оберегает от зла. Приносит здоровье, добро

. Есть много народных примет относящихся к березе.

1.Весной из березы течет много сока.

(к дождливому лету)

2.В мае соловей защелкал.(значит береза начала распускать листья)

3.Если береза начала желтеть в августе (к ранней осени)

Стих «Белая береза»

Загадка о ромашке

В поле бескрайнем сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белы реснички.
(Ромашка)

Слайд.

- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... 

Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планетРомашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”

Игра «Что отдашь земле родной" .Собираем ромашку.

Клубок-рефлексия 

- У меня - Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)

- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?

- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

Загадка о матрешке.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

(Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.  Как мама обирегает своего дитя.-так и Матрешка прячет своих детей.

Блиц-опрос.  Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности.

Воспитатель. Издревле на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний, а иногда даже царями. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым. Давайте посмотрим, насколько вы смекалисты и мудры.

                                          Загадки

                         Сидит на ветке,

                         А не птица.

                          Есть рыжий хвост,

                         Да не лисица. (Белка.)

У нее одежки колки -

Все иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя еж

На нее слегка похож». (Ель.)

Лесом катится клубок,

 У него колючий бок.

 Он охотится ночами  

За жуками, за мышами. (Еж.)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

 Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (Заяц.)

                    Есть травка-полевка,

                   Синяя головка,

                   По краям коронки –

                   Зубчики-воронки. (Василек.)

Итог:

Вот и подошло к концу наше занятие . Какая тема занятия у нас была

Что нового узнали на занятии

Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь

Берегите Россию_

Нет России другой

Берегите ее тишину и покой

Это небо и солнце

И родное оконце

В позабытом селе….

Берегите Россию

Без нее нам не жить

Берегите ее

Чтобы вечно ей быть!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....

Конспект урока «Наша Родина – Казахстан» 7 чудес Казахстана

Цель урока:  - Изучать историю музыкальной культуры КазахстанаЗадачи урока:  -провести беседу о роли музыки, песни в жизни современного человека;- дать сведения о 7 чудес Казахстана;- дать с...

конспект урока "Моя Родина"

конспект урока по обществознанию "Моя Родина" 5 кл. с использование ТРКМ...

Конспект воспитательного занятия: «Белая береза - символ Родины моей».

Материал предназначен для проведения мероприятия в 5 классе школы-интернат 8 вида....

Конспект занятия: «Моя Родина»

закрепить понятия «Родина», «малая родина», расширить знания о родной области, ее прошлом, истории ее образования....