Материалы для проведения внеклассного мероприятия «Хранитель культурного кода», посвященного творческой и научной деятельности Д.С.Лихачева
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Войцеховская Виктория Сергеевна

Мероприятие проводится в форме спортивной версии игры «Что? Где?  Когда?». Используемые в программе вопросы являются авторской разработкой. В ходе подготовки вопросов были использованы материалы интервью с ученым, его воспоминания и главы книги «Письма о добром и прекрасном». Данное событие адресовано учащимся 9-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lihachev_chkg_metod.razrabotka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для проведения внеклассного мероприятия

«Хранитель культурного кода»,

 посвященного творческой и научной деятельности Д.С.Лихачева

Автор: Войцеховская В.С.,

педагог-организатор,

ГБУ ДО Дом детского творчества «На 9-ой линии»

Василеостровского района

Г.Санкт-Петербурга

Рекомендации к проведению мероприятия.

Мероприятие проводится в форме спортивной версии игры «Что? Где?  Когда?». Используемые в программе вопросы являются авторской разработкой. В ходе подготовки вопросов были использованы материалы интервью с ученым, его воспоминания и главы книги «Письма о добром и прекрасном». Данное событие адресовано учащимся 9-11 классов.

Рекомендуется командное участие в событии. Состав команды – 6 человек. Количество команд – ограничено вместительностью помещения. Вопрос для игры возможно оформить в виде презентации или классическим образом – в конверты. Ответы командами пишутся на специальных подписанных бланках. Время для обсуждения вопроса – 1 минута. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов (каждый правильный ответ приносит один балл). Предварительной подготовки к игре не требуется. Вопросы сформулированы таким образом, что на них возможно найти ответ, используя логические рассуждения.

Вступительная речь к турниру.

В ноябре 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося ученого - Дмитрия Сергеевича Лихачева. Титаническая роль этого ученого в отечественной науке и культуре еще не вполне осознана: 

  • исследователь литературы Древней Руси,
  • автор десятков книг,
  • историк,
  • публицист,
  • общественный деятель,
  • почетный член многих европейских академий,
  • главный редактор престижной книжной серии «Литературные памятники»,
  • основатель первого журнала, посвященного русской культуре («Наше наследие»).


Но главное, чему Лихачев отдавал силы – это защита, пропаганда и популяризация русской культуры. Вопросы нашего турнира, в большинстве своем, касаются одного произведения Дмитрия Сергеевича. Это «Письма о добром и прекрасном». Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. А то, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, человек, которого называют «совестью нации» и «патриархом русской культуры» делает эту книгу особенно ценной.

Регламент турнира

Наш турнир проводится по правилам спортивной версии игры «Что? Где? Когда?». В таком случае в игре принимает участия не одна команда, как  телевизионном варианте, а много команд. Время на обсуждение вопроса – 1 минута. Ответы команды пишут в специальных бланках, поэтому подготовьте ручку. Счет ведет счетная комиссия. Если ваш ответ не точен по изложению, но точен по мысли, счетная комиссия имеет право пригласить капитана команды для уточнения ответа.

В добрый путь!


Вопросы к турниру.

В предисловии к японскому изданию «Писем о добром и прекрасном», Дмитрий Сергеевич объясняет, почему книга написана: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро». А что Дмитрий Сергеевич называет «злом для всех»?

Ложь – зло для всех.

«Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране…»

А что во втором понятии?

Во втором – ненависть ко всем другим.

«Мудрость – это ум, соединенный с добротой» - говорит Дмитрий Сергеевич. А что он называет умом без доброты?

Хитрость

Что, по мнению академика, скрепляет отношения между людьми. «Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. Объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма».

Забота

По мнению ученого, нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем… Что?

Скромность и умение помолчать.

Много высказываний академика посвящено научной работе. Вот одно из них: «Как «театр начинается с гардероба», так научная работа начинается с … Чего?

Её названия: точного, делового.

Надо знать, что такое настоящая воспитанность. Тогда, - считал ученый - получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… У кого?

У самого себя

Что Дмитрий Сергеевич Лихачев называет «забвением собственного достоинства, попыткой поставить свои материальные интересы выше себя, душевной кособокостью, жуткой направленностью ума, крайне его ограничивающей, жухлостью умственной, жалкостью, забвением товарищества».

Жадность

Дмитрий Сергеевич говорил, что «искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены». Вооружены чем?

Знаниями, сведениями.

Какая наука, по мнению академика, связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением? Что придает широкий аспект изучению истории текста и соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения? Перевести это греческое по происхождению слово можно так – «любовь к слову».

Филология

Однажды в интервью Лихачева спросили: «Кем бы вы стали, если бы не были ученым. Он ответил на вопрос и пояснил: «В такой судьбе не бывает «если»».

Каков был ответ Дмитрия Сергеевича?

Ученым

«Слово о полку Игореве» - произведение, которое явилось главной темой исследования Лихачёва, его труды изучаются филологами, как авторитетнейшие по глубине анализа. Как-то академика спросили: «Всё ли Вы открыли в «Слове о полку Игореве?». Неисчерпаемость смыслов литературы – одно из важнейших открытий Лихачёва-филолога, поэтому в ответ ученый процитировал одного древнегреческого философа.

Что это была за цитата?

Я знаю лишь то, что ничего не знаю. Сократ.

ОНА не только ангел-хранитель человеческой чести, - это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной. О чем говорит Дмитрий Сергеевич?

О совести

К своей огромной славе Лихачев относился спокойно. Не то, чтобы ее не замечал, скорее, нес с чрезвычайным достоинством. Когда отмечалось его 90-летие, в переполненном зале Петербургского научного центра один за другим следовали выступления с целым потоком похвал и славословия. Когда выступления закончились, Лихачев встал и сказал всего две фразы: «Я благодарен за добрые слова, сказанные здесь обо мне. Слушать их, пожалуй, было бы неловко, если бы не одно обстоятельство: я так стар, что они уже…». Продолжите фразу.

…меня не испортят».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Методические материалы для проведения внеклассного занятия "Мир злаков"

Методические материалы представлены набором информационных карт для школьников и подробным конспектом занятия в рамках внеурочной деятельности. Особенностью данной методической разработки является...

"Физика в ребусах." Подборка материалов для проведения внеклассных мероприятий.

Подборка материалов для проведения внеклассных мероприятий....

Материалы для проведения внеклассного мероприятия по английскому языку «English Song Festival»

Представленный материал не включает себя фонограммы, записи видеороликов с английскими субтитрами по причине их большого размера....

Материалы для проведения внеклассных занятий, уроков по гражданственности и патриотизму (викторина)

Материалы для проведения внеклассных занятий, уроков по гражданственности и патриотизму...

Методические материалы к проведению занятий по модулю «Основы естественно-научной грамотности»

Методическая разработка предназначена учителям образовательных учреждений, реализующим программу «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»; всем педагогам, заи...

МАТЕРИАЛЫ для проведения итоговой аттестации за курс 10 класса по химии (естественно-научный профиль)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30744173","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Данные материалы предназначены для контроля результатов учебной деятельности, обучающихся з...