Методическая разработка экскурсии "История платка"
методическая разработка (8 класс) на тему

Любезнова Юлия Викторовна

Аннотация

     Экскурсионная деятельность в школе является частью современного образовательного процесса. Сам материал экскурсии, посвященный истории платка, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся, формирует их мировоззрение.

     Целью экскурсии «История платка» является знакомство с историей платка и шали, способам их изготовления.

     Задачами экскурсии являются:

- рассказать о платке как неотъемлемой части русского традиционного костюма;

-познакомить с видами платков, способами их изготовления;

-воспитать интерес к народным обычаям и традициям;

-формировать уважение к труду мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dlya_ekskursii_istoriya_platka.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

герб.png

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №35»

Нижегородского района г.Нижнего Новгорода

Методическая разработка экскурсии  «История платка»

Разработчик:

учитель русского языка и литературы

Любезнова Юлия Викторовна

Нижний Новгород

2016

Аннотация

     Экскурсионная деятельность в школе является частью современного образовательного процесса. Сам материал экскурсии, посвященный истории платка, оказывает воспитательное воздействие на обучающихся, формирует их мировоззрение.

     Целью экскурсии «История платка» является знакомство с историей платка и шали, способам их изготовления.

     Задачами экскурсии являются:

- рассказать о платке как неотъемлемой части русского традиционного костюма;

-познакомить с видами платков, способами их изготовления;

-воспитать интерес к народным обычаям и традициям;

-формировать уважение к труду мастеров.

Методическая разработка

Этапы экскурсии

Основной материал

1.Вступление

Загадка

2.Платок как головной убор

Канавата, фата, бандана.

История возникновения платка

3.Русская традиция ношения платка

Ношение платка на Руси. Убрус, шали, палантин.

4.История нижегородских платков

Павлопосадские.  Ивановские.

5.История оренбургских платков

Оренбургский платок

6.Мастер-класс

Дефиле «Способы ношения платков»

7.Заключение

Платки бывают классическими и кокетливыми, нарядными и необычными, тёплыми и лёгкими, но они всегда делают вас, милые девушки и женщины, более прекрасными и выразительными.

Текст экскурсии «История платка»

Алина: Здравствуйте, дорогие гости: 

Максим: Здравствуйте, сударыни и судари! 

Алина: Поклон вам, гости званые

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

Максим: Эх, полным-полна моя коробушка

Будет славный разговор.

Подходите, гости званые,

Расскажу вам обо всем!
Алина: О чем обо всем?

Максим: А загадку разгадаете и  вещь  узнаете!
« У нас в коробушке-сундучке лежит предмет одежды- кусок ткани, обычно квадратный или вязаное изделие такой же формы. Лоскут, равносторонний, шелковый, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают головы, мужчины- шею, носят в руках или кармане». 

Алина: Разгадали мы загадку,

Ведь лоскут равносторонний-

Это плат, платок, платочек,

Для него и наш денечек.

Блок1 Платок как головной убор

Надежда:

Русский платок тесно связан с женским национальным нарядом. В стихах А.Блока мы видим родину-мать  в образе женщины.

Ну что ж?

Одной заботой боле-

Одной слезой река шумней,

А ты все  та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани - платком, сначала поверх головного убора, а затем прямо на волосы. В большом ходу был платок не квадратной, а продолговатой формы и назывался он - фата. Ее делали из шелка или канавата.

Канавата

Шаль - большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.

Лиза:

Головные женские платки! Какие невыдуманные истории могли бы поведать они о тех, чьи головы покрывали. В укромном темном закутке,  шепотом, причитала женщина над своей судьбинушкой, прикрывая рот уголком платка. Этим же уголком вытирала слезы,  а самый красивый, самый нарядный платок был всегда припасен для особого случая или праздника.

Надя: Платки носили не только крестьянки в деревне, но и городские женщины. Только в городе больше предпочитали разноцветные шали. И стоили они очень дорого.Прообраз современного платка появился в каменном веке: во время непогоды люди защищали шею узкими полосами ткани.

Лиза: В 1974 году на территории Китая была обнаружена армия из 7 500 статуй терракотовых воинов императора Цинь Шихуанди, созданных в 210 году до н.э. Каждая фигура имела свои уникальные черты. У большинства воинов на шее был вылеплен платок из глины. По мнению ученых, в то время он выполнял защитную функцию.

 Надя: В Древнем Египте платки носили фараоны, повязывая их на шею для защиты от ветра.В античный период платок получил широкое распространение в Риме, преимущественно среди мужчин. Легионеры различными способами обвязывали им шею, чтобы защитить ее от натирания пластинами панциря или кольчугой. Во II веке платок надевали древнеримские актеры во время спектаклей.

Лиза: Упоминания о платке содержались в текстах Нового Завета. Его применяли для покрытия головы и вытирания пота с лица. В поздний античный период в Израиле появился платок, получивший название талит. Он представлял собой прямоугольное покрывало и являлся частью повседневной одежды. Талит изготавливали из льняной и хлопчатобумажной ткани.

Надя: При византийском дворе платок имели право носить только дамы из императорской семьи. Они закрепляли его на левом плече или локте. В Средние Века в Европе дамы дарили мужчинам платок со своими инициалами. Рыцари прикрепляли его к своему копью как напоминание о победе в турнире в честь возлюбленной. Платок, брошенный между двумя готовыми к поединку мужчинами, мог предотвратить схватку и примирить их.

Лиза: В XV веке в Кашмире началось производство первых шалей, которые складывали треугольником и надевали на голову. Мода на шали появилась во времена Египетского похода Наполеона. Он прислал кашемировую шаль в подарок Жозефине. Шаль ей так понравилась, что впоследствии их было у императрицы 400 (четыреста) штук. Мягкие кашемировые шали защищали, от холодов дам, в декольтированных платьях.

Надя: В конце XIX века испанские пастухи и американские ковбои носили платки с целью защиты от пыли, поднимаемой скотом во время перегона. Его концы завязывали на шее таким образом, чтобы получался треугольник. Платок был назван банданой.

Блок 2.Русская традиция ношения платка

Алина:  С XII века на Руси замужние женщины покрывали голову убрусом — узким длинным платком изо льна, хлопка или шелка. Его концы обвязывали вокруг шеи. Убрус носили под шапкой либо использовали в качестве самостоятельного головного убора. В зависимости от достатка владелицы платок этого типа могли украшать драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Позднее убрус стали изготавливать в форме квадрата. Женщины складывали его по диагонали и закалывали под подбородком. Концы убруса богато расшивали. Православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях.

Вика:  С конца XVIII-начала XIX века в моду вошли шали, выполненные из кашемира. В Российскую империю они были привезены из Западной Европы и с Востока, но вскоре их производство наладили в ряде губерний. Наибольшую известность получили изделия мануфактуры Надежды Мерлиной. Шали и палантины выполнялись из пуха диких тибетских коз. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Стоимость одного изделия могла достигать 12 тысяч рублей. Такая шаль была основой приданого девушки.

Алина: В России платок был символом нравственности, чистоты, скромности. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. В танце с его помощью девушки подчеркивали грациозность и легкость своих движений.Замужняя русская женщина должна была надевать платок поверх головных уборов, а девушки – непосредственно на голову. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику.

Блок 3.Нижегородская история

Артем: Старообрядцы всегда серьезно относились к традициям. Женщины были одеты в сарафаны и платки, заколотые под подбородком, при этом цвет платка мог меняться в зависимости от праздника (например, на Пасху по желанию надевают красный, а на Троицу — зеленый). Обычай закалывать платок под подбородком булавкой распространен среди всех старообрядческих согласий.
 Давно-давно в России была создана текстильная промышленность, которая выпускала до 40 видов платков. Особенно славились платки из Павлова - Павловопосадские.

Алина: Во времена былинные, стародавние

Собирался купец в страны дальние

За товарами чудесными.

И с такими речами к дочке обращался.

Максим: Ой, ты, доченька родная,

Уезжаю я в страны заморские,

В страны дивные.

Долго ль буду там, сам не ведаю,

А тебя думаю порадовать

Привезти подарочков.

Что-то душеньке угодно?

Может ларчик весь резной?

Перстенечек золотой? 

Анастасия: Буду я и так молить

Чтоб ни буря, ни булат

Или чей -то черный взгляд

Не могли тебя сразить

Чтоб тебе живому быть!

Ну а коле про подарок…

То купи, пусть и не ярок,

Мне платок всех красивей -как у царских дочерей!

Алина: Месяцок прошел , другой

Прибыл наш купец домой.

Максим: За семью морями был,

Земли все исколесил

Лишь платочек из Посада

Всей душою полюбил.

Блок 4. История Павловопосадских платков

Артем: История павлопосадских платков насчитывает более двухсот лет, за это время он смог превратиться из заурядной детали традиционного национального костюма в изысканный и модный аксессуар. Купцы Я.Лабзин и В.Грязнов только в начале 60-х годов девятнадцатого века наладили  производство. С девятнадцатого века рисунок на платочную ткань наносились резными деревянными формами - « манерами» и «цветками». «Цветки» вырезались из дерева. С их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал использования отдельной доски. А контур рисунка набивали «манерами», их изготовление было более трудоемким: сначала выжигали на дереве узор, потом его заливали свинцом. Полученные контуры накладывали на отдельные доски.  В последние 15-20 лет рисунки художников на шалях и платках все в большей степени отражают современные направления в моде и текстильном дизайне. В узоре павлопосадских платков преобладают пышные цветочные гирлянды и букеты.

Алина:

Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павлопосадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.

Анастасия:

А в платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!

Алина:

Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь – 
В мамин павлопосадский платок…

(музыка, девочки танцуют с платками).

Артем: С давних времен изготовление ивановских платков было особым видом искусства. 

Наиболее известной коллекцией  считают собрание ивановских платков, начало которому положил Дмитрий Бурылин, который был местным фабрикантом. Именно он первым приступил к изготовлению изящной шелковой мануфактуры, но начинал с пошива мешочков для пороха из шелка. Ивановский платок в России всегда был любим женщинами, востребован и в будни и в праздники, он был завершающим аккордом создаваемого образа и главным украшением наряда.

Блок 5. Шали

Вика: Вы, наверное, видели журналы мод (показывает). Вот в одном таком парижском журнале проявилось предложение носить шали. Слово «шаль» произошло от персидского слова «шал», что значит большой. Шаль большая, а платок маленький. Сначала шали привозили к нам из Индии и Персии, но в скорее и у нас в России в Нижнем Новгороде начали выработку шалей. Сначала они были только белого цвета с «индийским узором», но позже в Воронежской губернии была открыта мастерская, где изготовлялись черные и зеленые шали, украшенные красивыми каймами. Теперь русские шали не уступали европейским по красоте, превосходили их в прочности, долго сохраняя живость красок.

Артем:
И известны всем в мире цветные платки,
А похожих отыщешь едва ли.
Словно зарево, шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах
Самобытный характер России.
Не платок — красота, всех красавиц мечта
На головках девичьих играет.
Как набросят платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает.

Блок 6 Оренбургские платки

Лиза: Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды. Какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный всем нам платок. Он придаст вашему облику привлекательность и неповторимость, и вы сейчас убедитесь в этом.

Во второй половине XVIII века в Оренбурге началось производство пуховых платков. Их вязали ручным способом их козьего пуха и применяли для повседневной носки. Существовала также паутинка — более тонкая, ажурная версия изделия. Она надевалась в торжественных случаях. На изготовление одного изделия уходило 2 недели, в качестве основы применялась шелковая нить.

В 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия наградила Марию Ускову из Оренбурга медалью «За шали из козьего пуха». Платки, представленные вязальщицей, были раскуплены за несколько дней.

Алина: Оренбургские платки бывают нескольких видов:

- простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.

- паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях.

- палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Лиза: Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени. Платок всегда был дополнением к наряду женщины. Как женщина носит платок: повязывает косынку или накидывает шаль - говорит о ее вкусе, характере, настроении.

Алина:

К нам в гости пришел стилист, он продемонстрирует вам, как красиво можно завязать шарфик, платок, шаль.

(в роли стилиста Максим)

1. Платок поверх головы теплый.

В древности  в холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком, платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывали  высоко на макушке. Такая манера носить платок сохранилась кое - где в России до начала 20 века.

2. Платок поверх головы.

Позже стали завязывать платок поверх головного убора, а узел завязывали сзади на шее.

3. Платок на повойник

Так носили платок замужние женщины. Платок одевали на «повой» - «покрывало», «полотенце». Головной убор непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос и сохранился  у Коми народа.

4. Платок, завязанный концами вверх.

Платок, завязанный концами вверх надо лбом, означал в первую очередь способность уберечь, защитить от опасности, как реальной, так и  злого духа, и служил оберегом.

5. Платок на волосах (3 варианта.)

В христианские времена женщины носили платки, завязанные поверх головы, узлами назад, наперед, пропускали угол платка через завязанные концы.

6. Платок – шарф.

Посмотрите на этот платочек – шарфик, с ним вы будете нарядно выглядеть на прогулке и на деловом вечере.

7. Ожерелье.

Такое украшение, дополняющее наряд, можно сделать из тонкого платка. Накиньте шарф вокруг шеи  и скрутите концы один вокруг другого.

8. Бандана.

Теплым летним днем от солнца спасет платок – бандана – современная деталь одежды молодых людей.

Артем:

Сегодня считается, что истинная женщина всегда имеет наготове платок, а настоящая модница – даже не один, в одно мгновение преображая костюм и самое заурядное платье. Платки бывают классическими и кокетливыми, нарядными и необычными, тёплыми и лёгкими, но они всегда делают вас, милые девушки и женщины, более прекрасными и выразительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР- КЛАСС Тема «Магия шейного платка»

Демонстрация вариантов завязывания, драпировки и использования  платка....

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...