Военно-патриотическая игра «Зарница» как средство выявления и развития детской одаренности в условиях поселка городского типа
статья по теме

Дмитриев Вячеслав Сергеевич

Вы хотите провести зарницу у себя в образовательном учреждении и не знаете как?! Тогда этот материал станет для вас хорошим помощником. Эта статья была представлена на семинаре в городе Апатиты.  Главное, не забудьте посмотреть видеоматериал по ссылке (http://www.tv21.ru/our_morning/2013/02/25/?newsid=54577)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Военно-патриотическая игра «Зарница» как средство выявления и развития детской одаренности в условиях поселка городского типа

В.С. Дмитриев, учитель физической культуры МБОУ ООШ №4 п.г.т. Росляково

А.А. Сурков, педагог-организатор ОБЖ МБОУ ООШ №4 п.г.т. Росляково

Вопросам работы с одаренными детьми уделяется особое внимание в современной образовательной ситуации. Так, например, Национальная стратегия действий в интересах детей, выдвигая эту задачу в качестве приоритетных, предлагает комплекс  мер, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи. Это такие меры, как «обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей», «разработка методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе» [1]. В условиях малых городов и поселков проблема выявления и развития детской одаренности приобретает свою специфику, обусловленную рядом факторов: географическими,  социальными, педагогическими. Отдаленность от больших городов и областного центра, сложившийся поселковый уклад  жизни, значительное количество социально неблагополучных семей, профессиональные проблемы педагогов, работающих в условиях малокомплектной или основной общей школы с небольшим количеством учащихся, отток учащихся с признаками интеллектуальной одаренности в престижные городские школы – эти и другие причины ведут к тому, что задача выявления и развития детской одаренности не осознается большинством педагогов как одна из приоритетных.

В таких условиях особую роль могут сыграть мероприятия, способствующие выявлению и развитию детской одаренности в области физической культуры, безопасности жизнедеятельности, нацеленные на формирование основ российской гражданской идентичности личности и физическое совершенствование школьника.

МБОУ ООШ №4 расположена в так называемом Малом Росляково, отделенном от основного поселка сопкой и отличающемся отсутствием промышленных и культурных объектов. Несмотря на сложные социальные, экономические условия, в которых находится значительная часть учащихся нашей школы, в ней ежегодно проводится масштабное комплексное мероприятие  военно-патриотической и физкультурно-оздоровительной направленности – игра «Зарница», одна из целей которого – создание условий для выявления и развития детской одаренности нескольких видов: в практической деятельности – спортивной, организационной, в познавательной деятельности – интеллектуальной одаренности в области гуманитарных наук, в коммуникативной деятельности – лидерской [2].

Военно-патриотическая игра «Зарница» проводится в нашей школе с 1998 г. в рамках реализации программы «Мы – будущее России», куратором которой на данный момент является заместитель директора Т.Корчилова.

Для проведения игры организационный комитет изучает имеющийся педагогический опыт [3], анализирует результаты игры прошлого года, выясняет возможности организации социального партнерства с учреждениями так называемого Большого Росляково.

В 2013 г. военно-спортивная игра «Зарница» в нашей школе проводилась в феврале и стала частью муниципального методического семинара для учителей физической культуры и педагогов-организаторов ОБЖ, видеофильм об этом мероприятии был показан на североморском телевизионном канале и в выпуске новостей по ТВ-21 [4,5]. В игре приняли участие разновозрастные команды, собранные из обучающихся разных классов. Игра проходила в 4 этапа: ориентирование, эстафета «Полоса препятствий», военизированная «Эстафета профессий», перетягивание каната.

В ходе ориентирования на местности выявлялись не только спортивная, организационная одаренности, но и интеллектуальная: ответив на вопросы по истории России, учащиеся складывали цифры, входящие в даты исторических событий, и получали необходимые сведения для прохождения этапов ориентирования на местности, для которого использовалась территория всего поселка.

   Этап эстафеты «Полоса препятствий» был нацелен на развитие в первую очередь спортивной и лидерской одаренностей, потому что включал в себя параллельную переправу, спуск на ледянках с горы, подъем в гору по канатам, предполагающие сочетание личного и командного первенства, умение организовать правильную работу команды для достижения общей цели.

Значительные возможности для выявления детской спортивной одаренности предоставляют детям такие этапы «Зарницы», как надевание химкомплекта, включая противогаз, сборка-разборка автомата, соревнование по правилам оказания ПМП при переломах, лыжные гонки и велосипедные соревнования с препятствиями, изготовление стенгазеты к 23 Февраля.

В проведении «Эстафеты профессий», предполагавшей знакомство учащихся с элементами выполнения военных функций, например, надевание боевой одежды на время  и прокладку пожарной рукавной линии, огромную помощь оказали наши социальные партнеры – сотрудники специальной пожарной части №2 ФГКУ специального управления ФПС №48 во главе с заместителем начальника В. Снегуром. Необходимо отметить, что выполнение каждого из этапов было бы невозможно без участия, помощи наших социальных партнеров. Ими стали войсковые части, расположенные в соседнем поселке, отделение МЧС пос. Росляково, педагогические работники детско-юношеских школ ЗАТО Североморск.

Заключительный этап «Зарницы» – перетягивание каната – предполагает нацеленность на развитие спортивной, организационной, лидерской одаренностей.

В финале игры школьникам предлагается попробовать солдатской каши из полевой кухни, что позволяет и поделиться впечатлениями о прошедшем событии по горячим следам, и обсудить собственное участие в игре, и приобщиться к бытовой стороне жизни современного военного. В это время судейская коллегия подводит итоги, определяет и награждает победителей, причем приз за победу совсем незначительный, символический, потому что в подобного рода мероприятиях важнее не то, кто победит, а то, что приобретут все учащиеся в ходе игры.

Естественно, военно-патриотическая игра «Зарница» не является основным средством формирования и развития детской одаренности в широком смысле, но разнообразие мероприятий в рамках игры, позитивный эмоциональный фон, на котором они проходят, опора на лучшие традиции школьного гражданско-патриотического воспитания, реализация социального партнерства с учреждениями, в которых работают или служат родители многих участников «Зарницы», делают это событие важным средством выявления и развития детской одаренности в условиях поселка городского типа.

Литература

1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

2. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. Концепция разработана авторским коллективом: Д.Б. Богоявленская (ответственный редактор), В.Д. Шадриков (научный редактор). Ю.Д Бабаева, А.В. Брушлинский. В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш. Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев. В.И. Панов, ДВ. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. Источник: http://mybloginfo.ru

3. Программа игры «Зарница» и другие методические материалы [Электронный ресурс] http://zarnici.ru/ 

4. Новости СТК, выпуск 20 февраля 2013 г.  http://citysever.ru/novosti_stk/_god/

5. Военная подготовка или детская игра?/ Наше утро - 25 февраля 2013// http://www.tv21.ru/our_morning/2013/02/25/?newsid=54577



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Научно-практическая конференция

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и молодежи:

опыт, проблемы, перспективы

ПРОГРАММА

15 ноября 2013 года

Место проведения конференции:

г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 40 а,

МБОУ СОШ №5

Регламент работы конференции

12.30–13.00 – Регистрация участников по адресу:

                  г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 40а, МБОУ СОШ №5

13.00–13.40 – Пленарное заседание

13.40–14.00 – Перерыв

14.00–16.00 – Работа секций


Пленарное заседание

(Место проведения: г. Апатиты, ул. Ферсмана,

д. 40а, МБОУ СОШ №5, актовый зал)

Модераторы: Деркачёва Лариса Владимировна,

                        Панасенко Любовь Сергеевна

  1. Приветственное слово Главы администрации г. Апатиты Н.А. Бовы
  2. Приветственное слово Начальника Управления образования г. Апатиты

С.С. Кательниковой

  1. Психолого–педагогическое сопровождение одаренных детей и детей с повышенными образовательными потребностями: проблемы и пути их решения

Деркачёва Лариса Владимировна, к.псих.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления ГБОУ ДПО «МОИПКРОиК»,

г. Мурманск

4. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как условие развития одарённости детей (на примере интеграции образовательных организаций г. Апатиты)

Панасенко Любовь Сергеевна, директор;

Воронина Оксана Владимировна, заместитель директора по УВР

МБОУ ДОД ДДТ им. Ферсмана, г. Апатиты

5. О деятельности Координационного центра программы «Шаг в будущее» по Мурманской области. Достижения молодых и юных исследователей Мурманской области на региональных, всероссийских и международных мероприятиях программы «Шаг в будущее» в 2012/13 учебном году

Иванова Олеся Александровна, педагог-организатор ГАОУМОДОД «Мурманский областной центр дополнительного образования детей «Лапландия», г. Мурманск


СЕКЦИЯ № 1. Особенности работы с одаренными детьми

в условиях дошкольной образовательной организации

(Место проведения: г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 38а,

МАДОУ Детский сад № 15)

Модератор: Стрельченко Галина Карловна,

методист МБУ ИМЦ УО г. Апатиты

  1. Развитие языковой способности дошкольников как одно из направлений в работе с одаренными детьми

Васильева Наталья Борисовна, старший воспитатель МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 133, г. Мурманск

2. Работа с одарёнными детьми: развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста

Червякова Татьяна Николаевна, заместитель заведующего МБДОУ Детский сад № 44, г. Североморск

3. Работа с одаренными детьми в ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию воспитанников (из опыта работы).

Мысова Оксана Игоревна, старший воспитатель МДОУ

Детский сад № 49, г. Кандалакша

4. Особенности работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

Шишебарова Ирина Николаевна, старший воспитатель МБДОУ

Детский сад № 36, г. Кировск

5. Сопровождение дошкольников с повышенными  образовательными потребностями в условиях дополнительного образования

Кеба Т.В., инструктор по физической культуре МДОУ

Детский сад № 14, г. Оленегорск

6. Экологическое образование как средство развития одаренных детей

Баева Ольга Валерьевна,  воспитатель МБДОУ Детский сад № 48,

г. Апатиты 

7. Использование различных творческих форм работы как условие развития одаренных дошкольников 

Аксеновская Лидия Ильинична, заведующий;

Осташева Марьяна Викторовна, старший воспитатель

МАДОУ Детский сад № 15, г. Апатиты

8. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у одаренных детей старшего дошкольного возраста

Гущина Елена Александровна, педагог-психолог МАДОУ

Детский сад № 15, г. Апатиты


9. Развитие творческого речевого потенциала дошкольников посредством коррекционной работы учителя-логопеда 

Донковцева Ирина Валентиновна, учитель-логопед МАДОУ

Детский сад № 15, г. Апатиты

10. Развитие литературных и театральных способностей детей дошкольного возраста

Иншакова Вера Александровна, воспитатель МАДОУ

Детский сад № 15, г. Апатиты

11. Народная кукла в развитии творческих способностей детей 

Кудина Мария Сергеевна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 15,

г. Апатиты

12. Исследовательская деятельность в работе с одарёнными детьми 

Майорова Елена Владимировна, воспитатель МАДОУ

Детский сад № 15, г. Апатиты

13. Раскрытие творческого потенциала ребенка в процессе подготовки и проведения «Театра Здоровья»

Пархоменко Ольга Николаевна, воспитатель;

Шнурковская Светлана Петровна, инструктор по физкультуре

МАДОУ Детский сад № 15, г. Апатиты

14. Использование разнообразных форм работы в детском саду для развития у детей творческих способностей 

Плотникова Галина Павловна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 15,

г. Апатиты

СЕКЦИЯ № 2. Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации

(Место проведения: г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 40а,

МБОУ СОШ № 5, каб. 20)

Модератор: Малёнкина Нина Михайловна,

методист по УВР МБУ ИМЦ УО г. Апатиты

  1. Модель дистанционного курса «Русский язык» для учащихся начальной школы

Обрядина Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы  МБОУ гимназия №1, г. Мончегорск

2. Изучение основ детской журналистики, как один из видов работы с одарёнными детьми

Лукашова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №1», г. Кандалакша

3. Системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся как фактор развития способностей и потенциала одаренных и высокомотивированных детей

Черябушкина Светлана Вячеславовна, учитель английского языка

в школе I ступени МБОУ СОШ №1», г. Кандалакша

4. Развитие детской одаренности посредством организации внеурочной деятельности в начальной школе

Дмитриева Ольга Романовна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7, г. Мончегорск

5. Особенности работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной организации: некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения во внеурочной деятельности младших школьников

Красавина Виктория Германовна, учитель начальных классов

МБОУ «ЛШИ», с. Ловозеро

6. Создание разнообразной творческой развивающей среды младшего школьника как условие развития одаренности 

Когут Лариса Михайловна, учитель начальных классов;

Кобозева Марина Ананьевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14, г. Мончегорск

7. Интегративный подход в реализации программы внеурочной деятельности начального общего образования: опыт, проблемы  и перспективы

Демьянкова Ольга Николаевна, директор МБОУ СОШ №14,

г. Мончегорск

8. Формирование интеллектуальных способностей обучающихся как условие развития одарённости 

Лебедева Лариса Дмитриевна, учитель русского языка и литературы,

зам. директора по УВР МБОУ СОШ №14, г. Мончегорск

9. Школьный конкурс «Ученик года» как способ успешной мотивации обучающихся

Евстратова Оксана Юрьевна, заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ № 14, г. Мончегорск

  1. Организация исследовательской деятельности младших школьников через комплексно-целевую программу «Росток»

Вожова Галина Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14, г. Мончегорск


СЕКЦИЯ № 3. Особенности работы с одаренными детьми и подростками

в условиях общеобразовательной организации

(Место проведения: г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 40а,

МБОУ СОШ № 5, многофункциональный учебный центр, 1 этаж)

Модератор: Шоприна Ольга Николаевна, методист по УВР

МБУ ИМЦ УО г. Апатиты

  1. Работа над проектом как форма взаимодействия с обучающимися при реализации их индивидуальных образовательных маршрутов

Гурьянова Светлана Александровна, учитель физики МБОУ СОШ № 1,

г. Ковдор  

2. Модель дистанционного курса «Физика» для учащихся старших классов 

Выбач Ирина Станиславовна, учитель физики МБОУ гимназия №1,

г. Мончегорск

3. Использование проектной технологии и активных форм обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества обученности при работе с одарёнными детьми

Сергеева Оксана Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, г. Кандалакша

4. Межшкольный факультатив «Нормативный аспект культуры речи» как одна из форм работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам по русскому языку

Стражинская Ирина Александровна, учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 1, г. Кандалакша

5. Деятельность школьного литературного альманаха «Пегас» как одна из форм развития и поддержки одарённых детей

Дякив В.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3,

г. Апатиты

6. Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся при организации научно-исследовательской и проектной деятельности

Романова Елена Валериевна, учитель истории и обществознания МОУ ООШ № 7, г. Оленегорск

7. Проектная и исследовательская деятельность как одно из средств повышения мотивации к учёбе 

Меркулова Татьяна Николаевна, учитель математики и информатики МАОУ ООШ №19, г. Кандалакша 

8. Применение междисциплинарного подхода в обучении одаренных детей

Пеккер Александра Дмитриевна, учитель биологии МБОУ Мурманский политехнический лицей, г. Мурманск

9. Учитель – наставник – тьютор 

Лебединская Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Мурманский политехнический лицей, г. Мурманск

10. Использование интернет-ресурсов для стимулирования детского творчества на уроках литературы

Салейко Ксения Камильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №8, г. Мурманск

11. Военно-патриотическая игра «Зарница» как средство выявления и развития детской одаренности в условиях поселка городского типа

Дмитриев Вячеслав Сергеевич, учитель физической культуры;

Сурков Андрей Анатольевич, педагог-организатор ОБЖ МБОУ

ООШ №4, п.г.т. Росляково

12. Организация работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы 

Семёнова Екатерина Александровна, учитель МБОУ СОШ №14,

г. Мончегорск

СЕКЦИЯ № 4. Особенности психолого-педагогического сопровождения

обучающихся с высокими образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации

(Место проведения: г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 40а, МБОУ СОШ № 5, конференц-зал, 3 этаж)

Модератор: Косарева Наталья Фёдоровна, методист по УВР

МБУ ИМЦ УО г. Апатиты

1. Школьная образовательная модель педагогического сопровождения учащихся с повышенными образовательными потребностями

Гончарова Елена Анатольевна, заместитель директора по УР

МОУ ООШ № 7, г. Оленегорск

2. Социально-психологическое сопровождение и содействие саморазвитию личности одаренных учащихся инновационного образовательного учреждения как условие успешной социализации современной молодежи

Бахуринская Ирина Владиславовна, педагог-психолог;

Нестерова Мария Аркадьевна, социальный педагог МБОУ

лицей № 2, г. Мурманск

3. Особенности формирования самооценки одаренных подростков

Скопинова Вероника Васильевна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 10,

г. Кандалакша

4. Поддержка одаренных детей в школе

Лисицкая Татьяна Юрьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 7,

г. Кировск


5. Междисциплинарная задача как метод оценки развития учащихся      

Савенкова Светлана Геннадьевна, учитель русского языка

и литературы, МБОУ Мурманский политехнический лицей,

г. Мурманск

6. Клуб «Эрудит» как стимул развития познавательной деятельности младших школьников

Кавтазеева Марина Евгеньевна, педагог-психолог МБУ ИМЦ ОО,

г. Ковдор

7. Роль дистанционных олимпиад в построении образовательной траектории младшего школьника

Покрышка Елена Геннадьевна, учитель начальных классов;

Скурстенис Оксана Владимировна, учитель начальных классов,

МОУ СОШ №13, н.п. Высокий

8. Развитие познавательных универсальных учебных действий через организацию дистанционного курса по математике

Брюханова Надежда Васильевна, МБОУ гимназия № 1, г. Мончегорск

9. Из опыта работы по подготовке одарённых детей к участию в олимпиадах, конференциях и творческих конкурсах

Куксина Нина Ивановна, учитель математики МБОУ ООШ № 9,

г. Кандалакша

10. Организация деятельности Мурманской областной очно-заочной школы дополнительного образования для одарённых детей «А-Элита»

Жигалова Наталья Николаевна, педагог-организатор ГАОУМОДОД «Мурманский областной центр дополнительного образования детей «Лапландия», г. Мурманск

11. Психолого-педагогические и методические аспекты подготовки одаренных детей к участию в олимпиадах и творческих конкурсах посредством развития информационных, познавательных и социальных компетенций      у старших подростков

Кузьмина Инна Геннадьевна, преподаватель социально–экономических дисциплин ГАОУ МО СПО «Мурманский строительный колледж им Н.Е. Момота», г. Мурманск

12. Методические аспекты сопровождения одаренных детей в условиях изменения концепции Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Дмитриева Ольга Константиновна, доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов МОИПКРОиК, к.п.н., г. Мурманск

13. Организация творческого фестиваля как один из аспектов развития детской одаренности

Бурмистрова Наталья Юрьевна, учитель технологии МБОУ СОШ №14,

г. Мончегорск


СЕКЦИЯ № 5. Развитие детской одаренности в сфере

дополнительного образования детей

(Место проведения: г. Апатиты, ул. Фестивальная, д. 15а,

МБОУ ДОД «Дом детского творчества им. академика А.Е. Ферсмана»)

Модератор: Воронина Оксана Владимировна, заместитель директора

по УВР МБОУ ДОД ДДТ, г. Апатиты…

1. Развитие детской одарённости средствами декоративно-прикладного творчества

Павлова Людмила Николаевна, заведующая отделом ДОД ДДТ

им. Ферсмана, г. Апатиты

2. Детские олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции как форма развития одаренности (на примере работы научно-технического отдела МБОУ ДОД ДДТ имени академика А.Е.Ферсмана города Апатиты)

Титова Ольга Феликсовна, педагог-организатор ДОД ДДТ

им. Ферсмана, г. Апатиты

3. Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования (на примере работы спортивного отдела МБОУ ДОД ДДТ имени академика А.Е.Ферсмана города Апатиты)

Кательников Виталий Георгиевич, заведующий отделом ДОД ДДТ

им. Ферсмана, г. Апатиты

4. Развитие детской одарённости как цель проведения фестиваля детского творчества «Овация»

Юркина Елена Петровна, педагог-организатор ДОД ДДТ

им. Ферсмана, г. Апатиты

5. Работа Клуба интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» как один из способов развития интеллектуальной одаренности школьников

Шилова Наталья Вячеславовна, педагог-организатор ДОД ДДТ

им. Ферсмана, г. Апатиты

6. Развитие творческого потенциала одарённых детей на основе экологического воспитания

Половохина Валентина Юрьевна, заместитель директора по УВР МАОУ ДОД «Детская эколого-биологическая станция», г. Кандалакша

7. Опыт работы МАОУ ДОД ЦРТДиЮ по организации обучения одаренных детей

Субботина Светлана Геннадьевна, педагог-организатор МАОУ ДОД

«Центр развития творчества детей и юношества», п. Зеленоборский

8. Опыт работы с одарёнными детьми в МБОУДОД «Центр детского творчества» в Ловозерском районе

Смирнова Е.В., методист МБОУДОД «ЦДТ», с. Ловозеро


9. Развитие одарённости в процессе театральных занятий  в школе  через создание  интеграционной площадки общего и дополнительного образования

Хоботова Светлана Вячеславовна, педагог дополнительного

образования, МАОУДОД ЦДТ «Хибины», г. Кировск

10. Ресурсы развития детской одаренности в системе дополнительного образования (на примере студии раннего развития «Ступени» МБОУ ДОД ДДТ г. Апатиты)

Писанов Максим Сергеевич, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД ДДТ, г. Апатиты

11. Дополнительное образование как фактор реализации одаренности детей

Гиниатулина Наталья Геннадьевна, педагог дополнительного

образования МБОУ ДОД Центр развития творчества детей

и юношества «Полярис», г. Мончегорск