Духовно-нравственное воспитание в кадетском классе
статья (10 класс) на тему

Надежда Ивановна Ананьева

доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное просвещение молодежи.

   

Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

                                                               В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

                    С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

«Духовно - нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

    Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

 Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

   Я являюсь классным руководителем кадетского класса 6-ый год.

Кадетство в наше время весьма распространенное явление. Цель создания кадетских классов - воспитание в учащихся  чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, желания служить ей. И в учебе, и в спорте, и в творчестве кадеты должны быть примером для всех школьников. 

"Богу – Душу, Жизнь – Отчизне, Долг – себе, Честь – никому!"-так звучит девиз кадета. В этих словах и выражается основные принципы формирования настоящего гражданина, защитника Отечества.

   Уже планируя мероприятия воспитательной направленности на весь учебный год, предусматриваю темы классных часов духовно-нравственного просвещения моих учащихся - «Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», « Умей дружить», «Учимся разрешать конфликты», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.;

 - диспуты «Характер закаляется трудом»,«Счастливый человек…Какой он?»

 - внеклассные мероприятия  «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»;

 - беседы с детьми и их родителями  «Мой друг», «Что мы ценим в людях?».

   В течение года мы участвуем в Республиканских, городских и школьных мероприятиях для кадетских классов - это Республиканская осенняя поверка, и День кадета, и Кадетский бал, и научно-практическая конференция, и участие в играх «Орленок», «Зарница».

   Кадеты нашей школы дружат уже давно с казаками.  Много интересных мероприятий и игр воспитатаельной направленности проводят с нами  казаки под руководством атамана- Андрея Беликова.  Мы не раз побывали в их городке – на базе отдыха « Заимка», совершили экскурсию по базе отдыха - особенно ребятам понравились музей и конюшня, приглянулись лошади. Круглый год затем ездили на джигитовку. Каждое  лето объединенная команда  учащихся нашей школы целую неделю быват на сборах на «Заимке». Проводились различные мероприятия.

Каждый день торжественно вносилось знамя,  войсковой батюшка читал молитву, дети тоже приобщались и к этому таинству. Все по историческим канонам – в прошлые века казачьи круги проводились именно так – без присутствия женщин и под строгим присмотром приставов.

   Проводим и встречи с интересными людьми. Например, за последние 3 года   у нас побывали поэтесса Людмила Исаева,  участник Дагестанских событий Унжаков Максим Вадимович, участник фганских событий Леонид Софронов. Много интересных фактов с дней службы рассказал учащимся Максим Вадимович. Подчеркнул, как  военным нужны такие качества, как сплоченность и  дружба, умение поддерживать друг друга в любую минуту. А кадет должен воспитывать их в себе с детства. Интресно было слушать и Леонида Софронова.

  На стене нашей школы висит мемориальная доска, что здесь учился Радий Биктимиров. В декабре 1994 года Радий был направлен  на Кавказ в Чечню. Погиб в городе  Грозный 2 января 1995 года. Его поступок- пример для нас. К тому же в нашем классе учится его племянница Альфия. Мы просто горды, что как-то соприкасаемся с Радием. Бываем и в музее, где есть уголок, посвященный герою, а сейчас готовим научную работу. А вообще, мы регулярно участвуем на научно практических конференциях с исследовательскими работами. Вот некоторые из низ- «Люди, с которых мы берем пример», «История жизни поэтессы Людмилы Исаевой- страничка истории нашего Отечества», « История города Новочебоксарска в стихах и песнях», «Земля талантов», «Служил и служу»(Леонид Софронов).

   Ежегодно 9 мая мы маршируем на параде, посвященном Дню победы. Ребят переполняет чувство гордости, что проходят перед всем городом торжественным маршем подтянутые, нарядные, в одном строю с участниками ВОВ, Афганского конфликта, Дагестанских и Чеченских событий.

  Каждая экскурсия тоже носит собой не только познавательную, но и воспитательную цель. Мы побывали на  родине нашего земляка-космонавта Андрияна Григорьевича Николаева в Шоршелах, в Национальном музее в Чебоксарах, в Раифском монастыре близ Казани,  в Казани посетили зоопарк, главную Мечеть Кул Шариф, Казанский Кремль и другие достопримечательности. Побывали  также в Казанском аквапарке, в Йошкар-Оле, в Чувашском драмтеатре. Ознакомились с древним городом и нашим соседом Нижним Новгородом, посетили Ульяновск- колыбель чувашской письменности, родину В.И.Ленина. Особенно запомнились 2 последние поездки-  в северную столицу город Санкт-Петербург в мае месяце этого года и в Москву в октябре месяце. Мы посетили много церквей и соборов в обоих городах, соприкоснулись с православными памятниками. Убедились, что с давних времен православие воспитывало в людях духовность, нравственность, умение чтить основные заповеди.

   Вся учебно-воспитательная работа дает возможность осуществлять следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

Обобщая вышесказанное, хочу подчеркнуть, что в своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.

            Ананьева Надежда Ивановна, кл. руководитель 10А класса МБОУ «СОШ №16» г. Новочебоксарска                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В статье рассматриваются совреме...

Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов.

Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов "Исток" : срок реализации- 2015-2018 уч.год.Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравс...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Программа Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 7 класса

Цель воспитания: ·         Становление и развитие качеств личности  направленное на формирование активной жизненной позиции.·...