Методическая разработка по учебной дисциплине "Автотормоза" Интерактивная игра.
методическая разработка на тему

Абрамец Сергей Владимирович

Методическая разработка по учебной дисциплине "Автотормоза" Интерактивная игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛНЫЙ ЦЕНТР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»

(ГПОАУ АМФЦПК)

                                         

                         Интерактивная игра

   по учебной дисциплине

     «АВТОТОРМОЗА»

Методическая разработка

                                                   

                   

                                                                                                     Разработчик:  

                                                                                       Абрамец Сергей Владимирович,

                                                                                               мастер  п/о первой                

                                                                                   квалификационной  категории

                                                         г. Белогорск,  2017


                            План урока по  учебной дисциплине «Автотормоза»

Группа:  № 39-40,    III курс                                                       Дата 17.02.2017г.

Профессия: 23.01.09. Машинист локомотива

Мастер производственного обучения:  Абрамец Сергей Владимирович

Тема программы: Приборы тормозного оборудования

Тема урока:  Приборы питания и контроля  в локомотиве

Продолжительность урока: 40 минут

 Цели урока:

а) Образовательная:

-закрепить сформированные знания по учебной дисциплине «Автотормоза»

б) Развивающая:

-развивать  в ходе игры у будущих производственников умение решать проблемные ситуации

в) Воспитательная:

- продолжить формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из  цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК 6.  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Тип урока:  урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Форма урока: интеллектуальная игра

Методы обучения:  метод активизации учебной деятельности  (коллективная форма решения творческих проблем, игра)

Межпредметные и внутрипредметные связи: МДК 01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов электровоза,   МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов тепловоза

Оборудование:  компьютер, мультимедийная установка

                                            Пояснительная записка

       Интеллектуальная игра является одной из эффективных  форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу студентов  на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых  дат,  исторических имен и  других важных деталей  событий.

      Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, мастер п/о  учитывает не только будущие интересы студентов, но и удовлетворяет сегодняшние.  

     Мастер п\о использующий интеллектуальную игру, организует учебную и воспитательную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

       В процессе игры у студентов  вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, общаются между собой  и мастером п/о, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Ход игры

 1. Вступительная часть

Ведущий (мастер п/о)  объявляет о начале игры и знакомит студентов с условиями  её проведения, а также предлагает выбрать из числа студентов и

 помощника для ведущего.

 Группа делится на 2 равных  команды,   где им  будет представлено 20 вопросов. В каждом вопросе 1 ответ  где им  необходимо выбрать один  правильный ответ,   кто быстрее. Время на ответ 30 секунд. С первой попытки будет заработано  первой командой максимальное количество баллов за этот вопрос, со второй попытки  второй командой будет  заработано минимальное количество баллов.

За каждый правильный ответ у    каждой  команды  накапливаются баллы. По итогам баллов будет команде с наибольшем количеством баллов будет присвоено 1 место.

Ведущий занимает место возле монитора, а его  помощник занимает место за столом арбитра.

           После знакомства с правилами игры и отбора участников начинается игра, включающая в себя  вопросы.

Время  на каждый вопрос 30 секунд.

 2.Основная часть

 Показана заставка и звучит мелодия начала  игры

Вопрос   1.

          За счёт чего  реализуется  тормозная сила в поезде?

Ответ: тормозных колодок или  специальных дисков.

                                                        Вопрос 2.

Каким видом  тормоза  оборудованы все локомотивы, П/В и 10% Г/В? Он удерживает П/С на месте при отсутствии сжатого воздуха.

           Ответ: ручной тормоз (стояночный).

 

                                                                  Вопрос 3.

          Назовите, какие виды магистралей применяются на локомотивах?

          Ответ: питательная, тормозная, импульсная, магистраль  вспомогательного тормоза.

                                                                  Вопрос  4.

  Как называется прибор на локомотиве, предназначенный для выработки сжатого воздуха?

        Ответ: компрессор.

                                                                  Вопрос  5.

   Перечислите  приборы питания в локомотиве.

   Ответ: 1-регулятор давления, 2- компрессор, 3- главный резервуар, 4- предохранительный клапан, 5- обратный клапан.

                                                                 Бонус

Группам предлагается разгадать кроссворд из  5 вопросов за 3.30 минуты, кто быстрее и правильнее отгадает, то команда заработает  150 баллов, проигравший  потеряет 50 баллов.

 Задание 1

Автоматические тормоза срабатывают на торможение без участия?

Ответ: машиниста.

Задание 2

Как называются  тормоза, которые   восполняют утечку сжатого воздуха по неплотностям в тормозных цилиндрах?

Ответ: неистощимые.

  Задание 3

   Как называется процесс, при котором  после торможения давление в ТМ не понижается в течение некоторого времени?

  Ответ: перекрыша.

  Задание 4

Как называется прибор в кабине локомотива, контролирующий реакцию машиниста на показания путевых светофоров, предупреждает проезд на красный сигнал?

Ответ: автостоп.

 Задание 5

Чем служит средняя часть золотника рабочего органа машиниста?

Ответ: зеркалом.

                                                                  Вопрос  6.

Назовите особенность крана машиниста № 395 всех  модификаций.

Ответ: Контроллер  крана  машиниста.

                                                                 

                                                                  Вопрос  7.

Из каких частей состоит главный резервуар ?

Ответ: 1-цилиндрническая часть. 2- два днища, 3и 4 – бобышки, 5-паспортная табличка.

                                                                 Вопрос 8.

Перечислите, из каких основных частей состоит компрессор КТ-6?

Ответ: 1-Корпус (картер);

2-Коленчатый вал;

3- Узел шатунов;

4- Цилиндр низкого давления;

5- Цилиндр высокого давления;

6- Клапанная коробка;

7-Холодильник;

8- Вентилятор;

9- Влагомаслосборник;

10- Фильтр;

11- Маслоуказатель (щуп);

12-  Предохранительный клапан;

13- Манометр масляного насоса;

14- Поршни.

 

                                                                 Вопрос 9.

Назовите виды регуляторов давления, используемые на электровозе и тепловозе (с давлением).

Ответ: 3РД    (тепловоз) давление7,5-8,5 Атм; АК -11Б  (электровоз)

давление 7,9- 9,0 АТм.

                                                                Вопрос 10.

Сколько положений имеет рабочий орган машиниста № 395? Дайте им характеристику.

Ответ:

I положение – зарядка и отпуск;

II положение – поездное;  

III положение -  перекрыша без питания ТМ;

VI положение- перекрыша с питанием ТМ;

Vа положение -предусмотрено для  замедленной разрядки;

V-положение- служебное торможение;

IV положение – экстренное торможение.                                                                                    

   

                                                               Бонус

Группам предлагается разгадать кроссворд из  5 вопросов за 3,30 минуты, кто быстрее и правильнее, то  команда заработает  150 баллов, проигравший потеряет 50 баллов.

Задание 1

От какого вала  приводится в действие масляный насос?

Ответ: коленчатого

Задание 2

Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный ….?

Ответ: фильтр

Задание 3

Что включает в себя  полное ТО главного резервуара?

Ответ: демонтаж

Задание 4

Что имеется  в верхней части стержня рабочего органа крана  машиниста № 394?

Ответ: квадрат

Задание 5

 Куда вставлен хвостовик выпускного клапана  нижней части рабочего органа крана машиниста № 394?

Ответ: цоколь

Задание 6

Какой прибор в рабочем органе крана машиниста № 394 предназначен для автоматического поддержания определенного зарядного давления в уравнительном объеме крана при поездном положении ручки?

Ответ: редуктор.

                                                          Вопрос 11.

Какой прибор, предназначенный для  сохранения темпа и для обеспечения  устойчивой работы  стабилизатора, находится  под рабочим органом  крана машиниста № 394?

Ответ: Уравнительный резервуар (объёмом – 20 литров).

                                                          Вопрос 12.

Назовите виды рабочих органов крана машиниста. 

Ответ: КМ № 395 (ЭПТ) и пневматический;

            КМ № 394 пневматический;

            КМ № 334Э тепловоз пневматический;

            КМ № 130 «Ермак» пневматический и ЭПТ.

                                                          Вопрос 13.

Назовите положения ручки крана КВТ № 254 с необходимым давлением в тормозных цилиндрах.

Ответ:

Положения ручки

I-отпускное;

II-поездное;

III,IV, V, VI- тормозные

положения;

III-1,0-1,3 Атм;

 IV-  1,7-2,0 АТм;

V-2,7-3,0 АТм;

VI-3,8-4,0 АТм.

                                                         Вопрос 14.

Из каких основных частей состоит кран КВТ № 254?

Ответ: 1-  верхняя часть (регулировочная);

2- средняя часть (повторительное реле);

3- нижняя часть (привалочная  плита);

4- дополнительная камера объёмом 0,3 литра;

5- буферное устройство;

6- ручка;

7- регулировочный винт;

8- болт;

9- подводы к воздухопроводам.

                                                   

                                                      Вопрос 15.

Для чего необходима камера 0,3 литра  в  нижней части крана № 254?

Ответ: Камера объёмом 0,3 литра даёт возможность получить ступень отпуска тормоза локомотива за счёт частичного выпуска из неё сжатого воздуха.

                                                     Блиц вопросы

 Инструкция:  

 Перед вами  9 утверждений,  необходимо  быстро выбрать правильный ответ   за 1 минуту 28 секунд. С первой попытки команда зарабатывает по 10 баллов за каждый отгаданный вопрос,  другая команда со второй -по 5 баллов.

1.Верно ли, что единица  тормозной силы измеряется в литрах?

Ответ: нет

2. Верно ли, что тормозной путь может зависеть от погодных условий?

Ответ: да

3. Верно ли, что темп мягкости – это снижение давления в ТМ на 0,8 Атм и более, за минуту, при  этом ВР не разряжаются,  не срабатывают на торможение?

Ответ: нет

4.Верно ли, что служебное торможение может быть полным и ступенчатым?

Ответ: да

5. Верно ли, что при экстренном торможении давление в ТМ понижается на 0,5 Атм и более за 1 секунду?

Ответ: нет

6. Верно ли, что  в локомотиве источником сжатого воздуха, поступающего в пневматическую систему  является ГР?

Ответ: нет

7. Верно ли, что ПМ оканчивается на локомотиве концевыми кранами, и идёт дальше до последнего вагона?

Ответ: нет

8. Верно ли, что  основным типом тормоза на П/С является – электрический  тормоз?

Ответ: нет

9. Верно ли, что  тормоза ЭПТ– управляются электричеством, а в действие приводятся  магнитной силой?

Ответ: нет.

                                                          Вопрос 16.

Для чего предназначена блокировка тормозов № 367М?

Ответ: Для принудительного затормаживания локомотива при смене кабин управления с отключением крана машиниста и крана вспомогательного тормоза в одной кабине и включения их в другой.

                                                            Вопрос 17.

Для чего предназначен кран комбинированный  №114?

Ответ: Предназначен для включения или отключения ТМ состава (отключает КМ от ТМ).

                                                             Вопрос  18.

Кран  комбинированный № 114 сколько имеет  положений  и дайте им характеристику?

Ответ:

А)поперек трубы против часовой стрелки - двойная тяга крана машиниста с ТМ перекрыт;

Б) вдоль трубы - поездное положение  кран машиниста с ТМ открыт;

В)по часовой стрелке - экстренное торможение ТМ отключена от крана машиниста.

                                                             Вопрос 19.

Для чего  предназначен  сигнализатор обрыва ТМ  с датчиком  усл.№ 418?

Ответ: Предназначен для сигнализации машинисту о нарушении целостности ТМ поезда и одновременного выключении  тягового режима локомотива.  

                                                             Вопрос 20.

Назовите  давление в ТЦ в кране № 215 при всех положениях ручки крана.

Ответ:

 I положение – давление в ТЦ -0 Атм;

II положение- давление в ТЦ 1,0-1,3 Атм;

III положение  - давление в ТЦ 1,7-2,0 Атм;

IV положение – давление  в ТЦ – 2,7-3,0 Атм;

V положение – давление в ТЦ 3,7.

                                                     

                                                         Блиц вопросы

 Инструкция:  

 Перед вами  8 утверждений, необходимо  быстро  выбрать правильный ответ   за 2  минуты. С первой попытки команда зарабатывает по 10 баллов за каждый отгаданный вопрос,  другая команда со второй - по 5 баллов.

1. Верно ли, что  сигнализатор датчика ТМ № 418 сигнализирует машинисту загоранием лампочки о  наличии обледенения на колёсных парах?

Ответ: нет

2.Верно ли, что кран КВТ № 254 используют для регулирования скорости движения и остановки при  прицепки локомотива к составу?

Ответ: да

3. Верно ли, что кран КВТ № 254 состоит из 5 частей?

Ответ: нет

4.Верно ли, что  при 6 положении ручки крана КВТ № 254 давление в ТЦ  должно быть 3,0 – 3,2кгс/см2?

Ответ: нет

5. Верно ли, что  II положение  ручки крана КВТ № 254 предназначено  для отпуска  тормоза локомотива   при заторможенном тормозе?

Ответ: нет

6. Верно ли, что  в КМ № 394 VI положение предназначено для экстренной остановки поезда, для быстрой разрядки тормозной магистрали при аварийной ситуации.

Ответ: да

7. Верно ли, что  когда  ручка КМ № 394 находится в поездном положении,  КМ  должен поддерживать зарядное давление в тормозной магистрали пассажирских поездов 5,0—5,2 кГ/см2, грузовых — 5,3—5,5 кГ/см2?

Ответ: да

8. Верно ли, что  кран  № 215 применяется на пассажирских локомотивах (ЭП1М) и на путевых машинах?

Ответ: да.

3. Заключительная часть

    В конце игры проводится подведение итогов, выбирается группа победителей  и выражается благодарность всем студентам.

Участники награждаются  поощрительными призами  и  грамотами.

Список литературы

                                     

Основные источники:

1. Афонин Г.С. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава: учебник  для нач. проф. образования. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. -300с.

2. Иноземцев В.Г.  Тормоза железнодорожного подвижного состава: учебник  для нач. проф.  образования. –М.: 2007. – 207с.

3.  Удальцов А.Б., Крылов В.В. Тормоза подвижного  состава: учебник  для нач. проф.образования. –М.: Издательский центр «Желдориздат», 2007. -84с.

Дополнительные источники:

1.         Инструкция № 151 (взамен № 277)  по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 15.01. 2015.

Периодически издания:

1.        «Гудок»  Ежедневная газета. Учредитель: ОАО РЖД. http: godok. info/

2.        Научно – технический журнал «Железнодорожник»

Интернет – ресурсы:

          Официальный сайт ОАО РЖД  - http//  rzd.ru/

          Российская газета - http// www.rg.ru/ 

       

 

 

   

 

 

                     

  

  

 

 
 
 

 

   

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия (командной игры)

командная игра "Путешествие в страну "ИНФОРМАТИКА"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: конкурс-игра "Сварщик - лучше профессии нет!"

Цель конкурса: пропаганда профессии «Сварщик», проверка теоретических знаний, полученных на уроках по спецтехнологии, показ значимости межпредметных связей при получении профессии.  На конку...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "От игры-к спорту!" для учащихся 5-6 классов по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие включает в себя игры-эстафеты на внимание, силу, ловкость, быстроту, меткость, находчивость и направлено на популяризацию здорового образа жизни....

Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")

Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....

Методическая разработка Использование учебно-методического комплекса «Наноэдъюкатор II» в урочной, внеурочной деятельности учащихся по биологии.

Данная методическая разработка содержит опыт применения учебно- методического комплекса  «Наноэдъюкатор  II» в урочной и внеурочной деятельности учащихся....

Методическая разработка урока. Учебно-деловая игра «Автопробег»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел». Используются  игровые и здоровьесберегающие образовательные технологии. Урок проводится с целью обобщения и закреплен...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...