Интеллектуальное казино «Конституция Российской Федерации» (ко Дню Конституции РФ) Для учащихся 8-9 классов
план-конспект урока (8, 9 класс) на тему

Муратгалина Ирина Анатольевна

Интеллектуальное казино

«Конституция Российской Федерации»

(ко Дню Конституции РФ)

Для учащихся 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект классного часа85 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное казино

«Конституция Российской Федерации»

(ко Дню Конституции РФ)

Для учащихся 8-9 классов

Цель: активизация познавательной деятельности на уроках обществознания и права. Задачи:  воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;

формирование у учащихся картины жизни общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений, то есть человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества.

Понятие «Конституция» происходит от лат. Constitutio – устойчивость, установление. Конституция – это основной закон государства, определяющий государственное устройство, регулирующий порядок образования государственных и исполнительных органов власти, устанавливающий избирательную систему, фиксирующий права граждан, символы государства и т.д. Конституция является своеобразным договором между народом и властью, государством. Причем, народ стремиться зафиксировать как можно больше прав, а власть – утвердить такие формы правления, при которых ей легче реализовывать собственные цели, сохраняя хоть какую-то справедливость или ее видимость.

                        Существует несколько способов принятия конституций. Она может быть введена односторонним актом правителя. Возможно её принятие конвентом (США), учредительным собранием (Италия, Индия), путем народного голосования (Франция, Испания, Греция, Россия).

                        Конституции подразделяются по видам на конституции идеологические, конституции власти и конституции человека. Последние являются наиболее привлекательными для людей, но и наиболее трудно реализуемыми из-за противодействия властей.

                        Конституция предполагает установление конституционного строя, опирающегося на правовую справедливость (реальное верховенство закона, защищающего справедливый порядок государства и его отношений с обществом, а также основанной на нем Конституции), социальную справедливость (широкое гражданское согласие по основным положениям Конституции), историческую справедливость (преемственность конституционного строя во имя устойчивости общества).

                        Конституция в глазах народа является инструментом построения демократического государства.

                        В дореволюционной России не существовало писаной Конституции. Впервые о конституционном строительстве заговорили в начале XIX века в связи с реформаторской деятельностью Сперанского и движением декабристов. Появление писаной конституции связано с установлением советской власти. Истоки советского конституционализма восходят к первым актам советского государства и прежде всего к «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа». Именно на ее базе была разработана первая советская конституция – Конституция РСФСР 1918 года. Последующие варианты конституций РСФСР принимались в 1925, 1937, 1978 годах. Принятие их именно в эти сроки обуславливалось тем, что в 1924, 1936, 1977 годах были приняты конституции СССР, на основе которых и разрабатывались конституции союзных республик и в том числе РСФСР.

                        Политический кризис и разгон Верховного совета в 1993 году поставили на повестку дня вопрос о принятии новой конституции. Разработка и принятие новой конституции проходили в условиях острой конфронтации политических сил. Представленный на референдум проект конституции отличался рядом спорных предложений, альтернативные проекты не были допущены к рассмотрению. В такой обстановке в ходе голосования 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. Конституцию одобрили примерно 30% избирателей.

                        Достоинством новой Конституции РФ является закрепление прав и свобод человека и гражданина; они признаны и гарантированы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конституция РФ способна выполнять роль юридического фундамента, основы демократии. Основной закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности, обеспечивает преемственность собственности между поколениями. Четко разделены функции Президента, Федерального собрания, Правительства. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти удачную форму сочетания местных и федеральных интересов, составляющую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Исключен принцип свободного выхода из Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Введен новый институт – Парламентский уполномоченный по правам человека.

                        К недостаткам новой Конституции РФ можно отнести слишком большой объем полномочий Президента РФ и соответственно небольшую роль Государственной Думы в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни. Слишком широк спектр причин, по которым права и свободы могут быть отменены. Перечень форм собственности в России заужен. Предложена смешанная (президентско-парламентская, или так называемая французская) модель организация власти.

                        Конституция РФ состоит из преамбулы, 9 глав, 137 статей первого, Основного, раздела Конституции, а также второго раздела, который называется «заключительные и переходные положения».

                        В преамбуле рассказывается о том, чем руководствовался многонациональный народ РФ, принимая новую Конституцию.

                        Основная часть Конституции начинается с главы об основах конституционного строя. В этой главе закреплены самые общие и важные принципы и положения Конституции, которые являются исходными, фундаментальными для других статей Конституции и для всего законодательства государства.

                        Во второй главе Конституции РФ говорится о правах и свободах личности, которые провозглашаются высшей ценностью.

                        Третья глава определяет вопросы федеративного устройства нашего государства. В главе перечислены все 89 субъектов РФ. Раскрываются общие принципы федерализма – равноправие субъектов РФ, государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов.

                        Системе, полномочиям законодательной, исполнительной и судебной власти посвящены четвертая, пятая, шестая и седьмая главы Конституции РФ.

                        Глава четвертая называется «Президент РФ». Здесь определены статус и полномочия Президента РФ.         Глава пятая называется «Федеральное собрание» и рассказывает о парламенте нашей страны – представительном и законодательном органе нашей страны. Глава шестая называется «Правительство РФ». Правительство является органом исполнительной власти.

                        Седьмая глава посвящена судебной власти. Восьмая глава посвящена вопросам местного самоуправления.

                        Завершается Основная часть Конституции главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре предложений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматриваются и принимаются.

                        Второй раздел Конституции называется «Заключительные и переходные положения». Здесь говорится о том, когда была принята Конституция РФ, когда она вступила в законную силу, а также о том, что действие предшествующей конституции с принятием новой Конституции РФ прекращается.  

Вопросы и задания:

  1. Шарада.

(Российская конституция) 2 балла.  

Крупье: Добрый день, дорогие друзья!

Мы сегодня рады приветствовать Вас в интеллектуальном казино. Это место, где интеллектом зарабатывают не деньги, а славу и почет. Тема сегодняшней игры: «Символика России».

 

Помощник крупье: Игра будет проходить по трём номинациям: флаг, герб, гимн Российской Федерации. Это вещи, которые являются символами существования государства.

 

Крупье: Символы говорят о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, тем, что в его стране есть такая интересная символика.

 

Помощник крупье: Флаг - это память о далеких предках, предмет особой гордости. Если враг во время войны мог захватить флаг, то дивизия, полк прекращали свое существование.

 

Крупье: Символика  вызывает чувство патриотизма. Когда мы слушаем гимн,  мы испытываем большое чувство гордости за свою страну.

 

Помощник крупье: В гербе есть преемственность поколений,  ведь он на протяжении уже нескольких столетий  на Руси несёт тот же смысл.

Сегодня мы приглашаем знатоков блеснуть своими знаниями  по данной теме.

 

Крупье: Мы приглашаем первых трёх участников. Для Вас прозвучат вопросы и будут предложены варианты ответов. Строго по команде Вы даете ответ, который считаете правильным, подняв карточку с соответствующей цифрой -1, 2 или 3.

 

Помощник крупье: В случае нарушения данной процедуры, ответ участнику, поднявшему карточку досрочно, не защитывается.

 

Помощник крупье: Если Вы даете правильный ответ, Вы получаете 1 балл. Если же Ваш ответ неверен, Вы получаете 0 баллов.

 

Крупье: Вы можете увеличить свой счёт, сделав ставку на данную номинацию. В случае правильного ответа Вы получаете 2 балла, но в случае неудачи у Вас вычтут -2 балла.

 

Помощник крупье: Реально оценивайте свои знания и желаем Вам успеха!

 

 Крупье: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Поэтому мы надеемся услышать только правильные ответы.

Примерные вопросы для интеллектуального казино.

Номинация «Флаг».

 

  1. Полосы какого цвета расположены на флаге России?

а) белая,  синяя, красная.

б) белая, красная, черная.

    2. В какой последовательности расположены полосы на флаге?

а) белая, красная, синяя.

б) белая, синяя, красная.

    3. Как правильно называется ручка флага?

а) штур.

б) древко.

        4. Где появились первые флаги?

     а) на ярмарках.

     б) на кораблях.

   5. Что символизирует белый цвет?

а) верность и правду.

б) мир и чистоту совести.

6. Что символизирует красный цвет?

а) верность и правду.

б) огонь и отвагу.

  1. Что символизирует синий цвет?

а) верность и правду.

б) мир и чистоту совести.

     8. Кто издал указ о размещении на торговых судах России бело- сине-красного флага?

а) Иван Грозный

б) Петр Великий.

     9. Когда в России был издан указ о признании возможным украшать здания флагами в торжественных случаях?

а) при Николае II.

б) при Александре III.

     10. Когда  в России празднуют День Государственного флага Российской Федерации?

а)22 августа.

б) 20 января.

    11. Можно ли устанавливать во время семейных торжеств?

а) Да.

б) Нет.

12.  Когда был признан современный флаг?

а) в1994 году.

б) в1991 году.

13. Как называется наука о флагах?

 а) вексиллография.

б) филумения.

 

Номинация «Герб».

 

    1.Какое животное изображено на гербе Российской Федерации?

а) орел.

б) лев.

     2.Сколько голов у орла?

а) 1.

б) 2.

      3.Кто из царей первым изобразил орла на гербе?

а) Иван III.

б)  Николай II.

     4.Когда появился орёл на Российском гербе?

а) в 15 веке.

б) в 19 веке.

     5. Зачем орлу две головы?

а) Одна голова хорошо, а две - лучше. Чтобы лучше думать.

б) Смотреть в две стороны.

      6.Откуда пришел этот герб?

а) из Византии.

б) из Египта.

       7. Что расположено между головами орла?

а) жезл.

б) корона.

         8. Сколько корон изображено на гербе?

а) 2.

б) 3.

        9. Что находится в лапах у орла?

а)  щит и меч.

б)  скипетр и держава.

       10.Какого цвета щит на груди у орла?

а) серебряный

б) красный.

        11. Какого цвета орёл на гербе?

а) Красный.

б) Золотой.

12. Располагается ли герб на аттестате об окончании школы?

а) Да.

б) Нет. 

 

Номинация «Гимн».

  1. Что такое гимн?

а) музыкальное произведение без слов.

б) музыкальное произведение со словами.

 

  1. Кто является автором  музыки нашего гимна?

а) М.И. Глинка.

в) А. Александров.

 

  1. Кто является автором слов Гимна Российской Федерации?

    а) С. Михалков.

       в) Р. Рождественский.

 

  1. Как звучит первая строка гимна РФ?

а) Россия - свободная наша держава.

б) Россия- любимая наша страна.

 

  1.  Как звучит первая строка припева гимна РФ?

а) Славься, страна, мы гордимся тобой.

б) Славься, Отечество, наше свободное.

 

6.) Можно ли заменять слова гимна близкими по смыслу?

а) да.

б) нет.

 

8.) Когда была принята новая редакция гимна России?

а)  в 1994 году

б)  в  2000 году.

 

9.) Кто был автором прежнего гимна?

а) также С. Михалков и А Александров.

б) Другие авторы.

 

10) Сколько  куплетов в современном гимне РФ?

а) Три.

б) Четыре.

 

11) Изменяется ли текст припева гимна?

а) Да.

б) Нет.

 

12.)Какой документ устанавливает текст и музыку гимна РФ?

а) Приказ президента РФ.

б) Конституция РФ.

 

 

 

 

 

*** Ставки делаются каждый раз при смене номинации и обозначаются для удобства подсчета особым значком.

*** Для проведения игры необходимы карточки с буквами «А» и «Б» на каждого участника игры.

***Для поддержания интереса у зрителей итоги игры отражаются на стенде. (Можно использовать классную доску).

Перед проведением данного классного часа желательно проинформировать игроков о тематике игры.

После подведения итогов происходит награждение победителя, его фотографирование на фоне флага России.

 

  Работа в группах. Создание учащимися флага и герба  класса,  лицея, города. 

Создание проекта «Что бы ты рассказал своему сверстнику за рубежом о Российской символике».

Образец таблицы для подсчета результатов.

 

 

Название номинации/

ФИ участника

ф

л

а

г

г

е

р

б

г

и

м

н

итого

1

2

2

2

2

2

-2

-2

2

2

2

2

2

16

2

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

10

3

-2

2

2

2

2

2

2

-2

-2

-2

2

2

10

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Интеллектуальная игра, посвящённая 20-летию Конституции Российской Федерации.

Интеллектуальная игра, посвящённая 20-летию Конституции Российской Федерации....

Интеллектуальная игра "Конституция Российской Федерации" для учеников 10-11 классов

Интеллектуальное казино, которое проводилось в рамках декады "Правовых знаний" в МБОУ СОШ № 78 города Новосибирска...

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса, посвященное Конституции Российской Федерации ( в форме заседания клуба «ЗАКОНное ПРАВО»)

Учащимся  предоставляется  прекрасная возможность расширить свой кругозор, узнать много нового и интересного о том, что обязан знать каждый гражданин великой России. Всё заседание посвящено ...

«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Интеллектуальная игра «Сказка ложь, да в ней намек…», посвящённая Дню Конституции Российской Федерации, для детей дошкольного возраста

Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.Конституция - это основной документ государства, где записан все законы, определяющие жизнь страны, права и обяза...