Проект «Калейдоскоп судеб» - площадка сотрудничества и гражданских инициатив
статья на тему

Айзвирт Елена Рихардовна

В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб».

Цель проекта: формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств и обогащения сознания и мышления знаниями об истории Отечества.

Направления: патриотическое, экологическое, эстетическое, творческое.

Основные принципы проектной деятельности: системная организация педагогического процесса, основанная на сотрудничестве; основа обучения, которая предполагает включение лицеистов в процесс разработки и реализации проектов; интеграция способов обучения и способов деятельности.

Требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интеграции знаний, поисковой деятельности; практическая и теоретическая значимость результатов проектной деятельности.

Метод проектов обеспечивает: субъектно-субъектные партнерские отношения; позволяет осуществить личностный подход к ребенку; обеспечивает развивающее обучение и воспитание; формирует благоприятное образовательное и воспитательное пространство; обеспечивает метапредметность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Калейдоскоп судеб» - площадка сотрудничества и гражданских инициатив

Е.Р. Айзвирт, учитель истории и обществознания высшей категории, Почетный работник общего образования, победитель ПНПО «Образование» 2014 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Березники, Пермский край

Ключевые слова по тематике: кластер, проект  «Калейдоскоп судеб», гражданская модель, площадка гражданских инициатив и сотрудничества, коллективное взаимодействие.

В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб».

Цель проекта: формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств и обогащения сознания и мышления знаниями об истории Отечества.

Направления: патриотическое, экологическое, эстетическое, творческое.

Основные принципы проектной деятельности: системная организация педагогического процесса, основанная на сотрудничестве; основа обучения, которая предполагает включение лицеистов в процесс разработки и реализации проектов; интеграция способов обучения и способов деятельности.

Требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интеграции знаний, поисковой деятельности; практическая и теоретическая значимость результатов проектной деятельности.

Метод проектов обеспечивает: субъектно-субъектные партнерские отношения; позволяет осуществить личностный подход к ребенку; обеспечивает развивающее обучение и воспитание; формирует благоприятное образовательное и воспитательное пространство; обеспечивает метапредметность.

Изначально проект был задуман как экспериментальная площадка сообщества по интересам, выражения творческого потенциала и гражданских инициатив обучающихся лицея. Основная идея: формирования системы ценностей, обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества через призму судеб реальных людей.

В ходе реализации проекта сложилось проектно-лицейское сообщество историков – кластер. Кластер стал инновационной формой объединения учеников и учителей, в том числе других предметных кафедр. Оформилась структура кластера, создан тематический сайт.

Рис. 1. Организационная структура кластера «Калейдоскоп судеб»

В рамках проекта «Калейдоскоп судеб» разработан мини-проект «Современный путеводитель» Проектная группа из 6 человек разработала путеводитель по г. Березники, создан электронный аналог, переведен на английский язык. В рамках проекта осуществлялось сотрудничество ученик-преподаватель, преподаватель-преподаватель.

Направление совместной работы преподаватель-преподаватель:

  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Организация профессиональных взаимодействий учителей предметников
  • Ознакомление с мониторинговыми технологиями

Активность деятельности класса выявляется мониторингом. Новизна проекта – стал частью лицейского телекоммуникативного проекта. Проект позволил сформировать метапредметные умения и навыки.

Таблица 1

Метапредметные умения и результаты участников проекта «Калейдоскоп судеб»

Таким образом, педагогика сотрудничества позволяет достичь метапредметных и личностных результатов, а также обеспечивает целостность педагогического процесса. Корме того педагогика сотрудничества дает  возможность решать задачи образования и воспитания, обогащает учащегося личным опытом, создает условия для творчества. Учитель не только работает с индивидуальными трассами обучающихся, но и выстраивает коллективное взаимодействие.

Список литературы:

1. Володина Г.Е. и др. Университетско-школьный кластер – инновационная форма совершенствования профессиональной компетентности учителей и предметных компетенций учащихся // Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы: матер. I всероссийской научно-практической конференции университетского округа НИУ ВШЭ: в 2 кн. Пермь, 2013. Кн. 1 С. 28-39.

2. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. М.: Пушкинский институт, 2001. 288с.

3. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов в социуме в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: матер. Х Междунар. Образов. Форума: в 2 ч. / отв. Ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч.1 С. 24-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тезисы к проекту "КАЛЕЙДОСКОП ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ"

Большая группа учеников 9 и 11 классов приняла участие в проекте "КАЛЕЙДОСКОП ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ", посвященном решению логических задач ГИА и ЕГЭ по информатике. Мы считаем, что работа получилась удачно...

Проект сооружения хоккейной площадки "Зимний городок"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: повышение социальной стабильности поселения через создание условий для формирования здорового образа жизни детей и молодежи поселения, укрепления физического, психического, нравственного...

ПРОЕКТ: «Модернизация спортивной площадки МБОУ СОШ №2 г Кызыла в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель представленного проекта: разработать проект  для оснащения и оборудования многофункциональной спортивной площадки, отвечающей требованиям к сооружениям для детей....

Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование

Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...

Образовательный проект «Калейдоскоп судеб: или история в лицах»

Современное образование переживает существенные изменения, которые проявляются в определении новых целей, созвучных изменениям, происходящим в современном обществе. Социальный заказ требует от совреме...

Статья на тему: «Через социальное проектирование- развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников»

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответ...

Проект «Чтобы свеча не угасла…» площадка сотрудничества гражданских и патриотических инициатив

В рамках модели гражданского и патриотического образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Чтобы свеча не угасла…». Проект - идеальна...