Мастер-класс для воспитанников детского приюта "Топиарий - Весенний Цветок"
материал (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Шилина Анна Евгеньевна

Что мы знаем о детях-сиротах? Большинству из нас их жаль, но не более того, своих бы родных прокормить и вырастить. Более сердобольные и социально активные везут в детские дома вещи, игрушки, компьютеры и думают, что так они облегчают детям жизнь и делают их счастливее.

Но так ли это на самом деле? Чего в действительности не хватает детям, оставшимся без попечения родителей?

Дети-сироты живут в социальных учреждениях на полном государственном обеспечении, они привыкли, что им все достается даром. Насколько хорошо государство заботится о детях - отдельный вопрос, но нужды многих детских домов, приютов и интернатов в общественном сознании сильно искажены. Чего на самом деле не хватает этим детям - так это общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnoe_tvorcheskoe_meropriyatiya_topiariy.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Совместное творческое мероприятие детей-волонтеров

МАОУ Константиновской СОШ

и воспитанников   ГКУ СРЦН «Семья»

«Топиарий «Весенний цветок»

Что мы знаем о детях-сиротах? Большинству из нас их жаль, но не более того, своих бы родных прокормить и вырастить. Более сердобольные и социально активные везут в детские дома вещи, игрушки, компьютеры и думают, что так они облегчают детям жизнь и делают их счастливее.

Но так ли это на самом деле? Чего в действительности не хватает детям, оставшимся без попечения родителей?

Дети-сироты живут в социальных учреждениях на полном государственном обеспечении, они привыкли, что им все достается даром. Насколько хорошо государство заботится о детях - отдельный вопрос, но нужды многих детских домов, приютов и интернатов в общественном сознании сильно искажены. Чего на самом деле не хватает этим детям - так это общения.

Цель мероприятия: снижение уровня тревожности и социальной дезадаптации у детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

  1. Организовать особое пространство для общения детей разных возрастов, находящихся в разных социальных условиях;
  2. Создать условия для совместного творчества детей;
  3. Стимулировать эстетическое восприятие и потребность в творческом преобразовании действительности;
  4. Ознакомить детей с историей и теорией создания топиариев;
  5. Выполнить художественно-декоративное изделие – топиарий «Весенний цветок».
  6. Провести совместное чаепитие и фотосессию на память.

Участники - дети:

- дети – волонтеры - пионерский актив 6 «Б» класса МАОУ Константиновской СОШ;

- воспитанники ГКУ СРЦН «Семья» (г. Домодедово).

Участники – педагоги:

- волонтер, психолог, учитель истории и искусства МАОУ Константиновской СОШ Шилина А.Е.;

- волонтер, социальный педагог, педагог раннего и творческого развития детей сетевого детского клуба «Азбука» Упмалис А.С. (г. Москва)

Мероприятие проводится на базе и в сотрудничестве с педагогами ГКУ СРЦН «Семья».

В результате психической депривации у сирот интенсивно формируются принципиально иные, «неличностные» механизмы, позволяющие им приспособиться к жизни в детском доме и тем самым заменяющие им личность. Если ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимы.

Можно ли что-нибудь предпринять для коррекции последствий депривации?

Для коррекции личностного и психического развития детей эффективным средством являются различные виды творческой деятельности. Искусство позволяет выплеснуть наружу накопившуюся психологическую грязь и  мусор, освобождая тем самым место для светлого и прекрасного. Самовыражение через творчество позволяет ребенку с негативными взглядами на жизнь разглядеть и красивые, привлекательные, позитивные стороны жизни.

Доброжелательно общаться и научить чему-то новому. Это одновременно и  проживание настоящего момента максимально приятным и полезным способом, но также и ценный вклад в будущее.

  1. Депривация: как меняется личность ребенка, лишенного семьи

В результате психической депривации у сирот интенсивно формируются принципиально иные, «неличностные» механизмы, позволяющие им приспособиться к жизни в детском доме и тем самым заменяющие им личность. Если ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимы.

Составной частью психической депривации является материнская депривация - состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру.  

Любая депривация приводит к разного рода изменениям в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии, связанные с материнской депривацией, проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.

Разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.

Эмоциональная депривация, связана с недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения ребенка к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

У таких детей отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями, развивается эмоциональная вялость, и компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками.

Депривация проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», аддикциях, невозможности осваивать социально-одобряемые роли и высокие культурные ценности. У таких детей не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности, угол зрения смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Психологами установлено, что тот, кто перенес в детстве материнскую депривацию, обычно продолжает испытывать недоверие к людям, к миру. Такие люди бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.

  1. Что можно предпринять для коррекции последствий депривации

Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего депривацию, а также для его успешной социализации необходимо:

  1. Понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать. Современная и своевременная психологическая диагностика, как правило, помогает выявить ведущие причины нарушений поведения, и найти ресурс, задать направление, для их коррекции.
  2. Формировать доверие к миру у детей, переживших  депривацию, через эмоциональную теплоту заботы, а также через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке; любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.
  3. Создавать среду, в которой детям будет представлена возможность общения с природой, животными. Организацию досуга в общении с животными, возможность реабилитации в естественных природных условиях, все больше используется для достижения необходимых психолого-социальных изменений, трансформации эмоционального состояния. 
  4. Для коррекции личностного и психического развития детей эффективным средством являются различные виды творческой деятельности. Искусство позволяет выплеснуть наружу накопившуюся психологическую грязь и  мусор, освобождая тем самым место для светлого и прекрасного. Самовыражение через творчество позволяет ребенку с негативными взглядами на жизнь разглядеть и красивые, привлекательные, позитивные стороны жизни.
  5. Доброжелательно общаться и научить чему-то новому. Это одновременно и  проживание настоящего момента максимально приятным и полезным способом, но также и ценный вклад в будущее.

  1. Мы собираемся в приют …  (выдержки из занятий с подростками-волонтерами)

Дети из детдомов имеют очень непростую историю жизни. Она откладывает сильный отпечаток на то, как они формируются эмоционально и психически. Например, вдруг выясняется, что ребенок, которому биологически – двенадцать лет ведет себя как шестилетний. Это рассогласование ожидаемого и реального не должно шокировать волонтера, отмечаем этот факт про себя – и двигаемся дальше.

Кроме того, поведение со стороны детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении волонтеров бывает агрессивным, отчужденным, вызывающим. Отмечаем этот факт про себя – и двигаемся дальше.  

Дети из детского дома могут жестко, либо использовать и манипулировать; встречаются и кражи вещей у волонтеров. Все это происходит не потому, что они кому-то желают зла. Просто, если до детдома они были в неблагополучной среде, то, естественно, научились вести себя так, чтобы в этой среде выжить. Они не делают скидку на то, что обстоятельства поменялись, что эти люди хотят добра.

Мы едем в приют в сопровождении двух взрослых людей – психолога и социального педагога.  Это профессионально подготовленные люди, которые будут следить за тем, что происходит. Если в какой-то момент они увидят, что что-то пошло не так, то будут просто страховать юного волонтера, приводить его в чувство или, например, временно выводить из процесса, пока тот не восстановится.

При этом у юных волонтеров не должно быть покровительственной позиции по отношению к подросткам, оставшимся без попечения родителей. Верная позиция — не «наставничество», а «создание здоровой среды сверстников».

Перед поездкой в приют дети-волонтеры изучили правила общения с детьми, оставшимися без попечения родителей. Ниже изложены эти правила.

При взаимодействии с детьми-сиротами стоит учитывать:

- они менее эмоциональны по причине депривации;

- с осторожностью относятся к новым знакомым;

- очень хорошо чувствуют всех людей, они словно знают с каким намерением вы к ним пришли;

- нуждаются в тактильных контактах, похвале, одобрении (что стимулирует их мотивацию);

-  у них слабо выражена познавательная  потребность – ее необходимо будить;

- у них высокая тревожность;

- у них узкий круг общения, они ограничены в перемещении;

- в конфликте выбирают две основные стратегии: избегание (уход) либо конфронтацию (активное, а зачастую и агрессивное отстаивание своих интересов);

- для поддержания самооценки им необходим значимый взрослый (для семейных детей именно родители чаще бывают значимыми взрослыми);

- в процессе общения и совместной работы будем избегать разговоров о родителях, семье, доме;

- в поездку мы не будем брать свои мобильные телефоны и не будем обмениваться контактами;

- мы не будем давать детям наличные деньги и делать подарки, кроме тех, что привезены сопровождающими;

- спокойно и без эмоций реагируем на возможные провокации, эмоциональные или агрессивные вспышки . Отмечаем этот факт про себя – и двигаемся дальше. Обращаемся за помощью к сопровождающим;

- важно вести себя так, что дети не почувствовали жалости, пренебрежения.

Налаживая взаимоотношения важно выяснить  их интересы, проявлять поддержку, разделять интересы, избегать осуждения…

После посещения приюта мы проведем специальную встречу, на которой обсудим вопросы и проблемы, чувства и желания, возникшие в процессе общения и проведения мастер-класса (рефлексия).

 Расходные материалы (из расчета на одного человека)

  1. Стаканчик одноразовый пластиковый – 1 шт.
  2. Алебастр (строительная смесь) – 3 столовые ложки.
  3. Шпажки деревянные (стеки бамбуковые) – 2 шт.
  4. Лента тонкая – 20 -25 см.
  5. Кусочек одноразовой скатерти из нетаканого материала – 30Х30 см.
  6. Бумага гофрированная (тонкая полоска) – 20 см.
  7. Двухсторонний скотч – 7 кусочков 2х2 см.
  8. Салфетки:
    белые – 7 штук, цветные – 7 штук.
  9. Шарик из пенопласта – 1 шт.
  10. Ножницы.
  11. Нитки швейные.
  12. Пакет для мусора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Отслеживание достижений воспитанников из портфолио»

Проблема развития учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений посредством портфолио изучена не в полной мере.В связи с этим возникла идея создания опыта по разработке, внедрени...

презентация "Весенний цветок"

В презентации "Весенний цветок" помещен мастер-класс изготовления цветка методом гильоширования. Материал рекомендован для организации совместной творческой деятельности детей и педагогов....

Занятие группы родительской самопощи «Мамочкина школа». Мастер-класс «Модный малыш» (украшение детской одежды декоративными элементами).

Методические материалы по проведению занятия с родителями по изготовлению декоративных элементов для украшения детской одежды (помпоны, кисти)....

Мастер-класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"

Мастер-класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"...

Трансляция опыта. Мастер-класс: изготовление подарков девочкам – в технике оригами. Цветок «Тюльпан»

Цель: изготовить подарок девочкам  – в технике оригами. Цветок «Тюльпан» Обучающие задачи:- научить изготавливать подарок одноклассницам – своими руками  в техни...

Мастер-класс "Весенний цветок"

Создание красивых вещеи из бросовогоматериала.Иногда мы даже не иредполагаем, что может получиться из вещей, которые мы считаем мусором....