литературная гостиная "Болдинская осень"
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Приказчикова Татьяна Владимировна

Литературная гостиная предназначена для учащихся 8-11 классов. Сценарий можно использовать на уроках литературы, внеклассных мероприятих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Болдинская осень41.32 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Болдинская осень»

Цель: познакомить воспитанников с болдинским периодом (1830 г.)  в творчестве А.С.Пушкина, приобщить к миру искусства.

Задачи: 

  • развивать коммуникативные навыки воспитанников, познавательную активность;
  • развивать творческие способности,  развивать сценические навыки, навыки выразительного чтения воспитанников;
  • развивать эмоциональную сферу как основу формирования культуры чувств;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Вступление: Добрый день, друзья! Сегодня мы приглашаем вас в литературную гостиную, посвященную любимому поэту России А.С.Пушкину. Это неслучайно. 2017 год – год памяти поэта, 180 лет назад 27 января трагически оборвалась его жизнь: он погиб на дуэли. 110 лет назад впервые  перед кинозрителями появились пушкинские персонажи. (Это было за полтора года до официальной даты рождения русского кино (15 октября 1908 года). С тех пор отечественное и зарубежное кино обращалось к текстам Пушкина сотни раз. 

Мы не будем сегодня рассказывать всю биографию поэта - она хорошо вам известна. Наша гостиная посвящена самому плодотворному периоду в творчестве А.С.Пушкина, все крупные произведения которого были экранизированы. Это Болдинская осень! И мы начинаем с небольшой предыстории.

Литературная гостиная «Болдинская осень»

Ведущий1: 6 июня 1799 года Россия получила бесценный духовный подарок – на свет появился Александр Сергеевич Пушкин. (слайд )

Ведущий2: Родители мало занимались ребенком. (слайд ) Сергей Львович, отец поэта, был душой светского общества, (слайд ) Надежда Осиповна, мать, внучка знаменитого Ганнибала, “арапа Петра Великого”, была занята только собой.

Ведущий1: Настоящей хозяйкой в доме Пушкиных была (слайд ) бабушка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал, умная, рассудительная женщина. Она очень любила внука. И ребенок, не знавший родительской ласки, всем сердцем привязался к ней. Он любил слушать ее тихие рассказы. (слайд ) Любил сказки няни Арины Родионовны. Своим певучим голосом она уводила ребенка в такой ослепительный мир народной фантазии, пела такие удивительные песни, что мальчик забывал об окружающем мире.

Ведущий2: (слайд ) Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее. (слайд ) Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. (слайд ) Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. (слайд ) Воспоминания о  лицейском братстве навсегда останутся в душе поэта.

Ведущий1: Но самым милым, самым дорогим человеком для Пушкина станет Наталья Николаевна Гончарова. (слайд )

Ведущий2: В декабре 1828 года произошла их первая встреча. 16-летнюю Наталью только начали вывозить в свет.  На московском балу у Йогеля она поразила Пушкина своей одухотворенной и гармоничной красотой. Поэт сразу позабыл свои прежние увлечения.

Ведущий1: В конце апреля 1829 года Пушкин сделал Наталье Николаевне предложение. Мать, рассчитывая найти для своей дочери лучшего мужа, дала тогда неопределенный ответ: Наталья, мол, ещё молода, надо подождать.

Ведущий2: (слайд )  Этот ответ оставлял надежду. Пушкин уехал в действующую армию на Кавказ, куда давно собирался. Там русская армия вела тяжелые бои с турецкой армией.  По словам поэта, «непроизвольная тоска гнала» его из Москвы. На Кавказе он пишет свои знаменитые строки: (3 слайда)

Чтец 1. 

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

        Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

        Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

        Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

        Что не любить оно не может.

Ведущий1: (слайд ) Возвратившись в Москву, Пушкин сразу же поспешил к Гончаровым, но встретил у них довольно холодный прием. Наслышавшись о политических и религиозных взглядах поэта, глубоко религиозная мать Натальи убедилась, что Пушкин не является хорошей партией для ее красавицы-дочери. К тому же и материальное положение и неблагонадежность поэта,  репутация вольнодумца внушали ей опасения.

Ведущий2: Поэт уехал тогда в Михайловское, а затем в Петербург. В стихотворении «Поедем, я готов…» он пишет о своей готовности уехать куда угодно,– в Париж, в Италию, в Китай.

Ведущий: Однако правительство отклонило его прошение о поездке за границу. Пушкин навсегда остался невыездным поэтом.

Ведущий1: (слайд ) И вот Пушкин снова в Москве. Он опять бывает в доме Гончаровых на Большой Никитской. В этот раз он настойчиво решает получить окончательный ответ.

Ведущий2: (слайд )  Наталья Николаевна уговаривала  мать не противиться ее браку. Та тоже стала понимать, что лучший жених для ее дочери-бесприданницы вряд ли найдется. Она стала более ласкова и, наконец, согласилась.

Ведущий1: Однако до свадьбы было еще далеко. Отношения с будущей тещей оставались непростыми.

Ведущий2: 31 августа (12 сентября) 1830 г. Пушкин выезжает в нижегородское имение Болдино, (слайд ) переданное ему отцом в наследство. Накануне отъезда он писал в Петербург своему другу Петру Александровичу Плетнёву:

Пушкин: "Грустно, тоска, тоска… Свадьба отлагается день ото дня далее... Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе".

 Ведущий1: (слайд ) Ехать пришлось четверо суток, 500 верст. 3 сентября он впервые увидел (слайд ) родовую вотчину предков: одноэтажный дом, (слайд )  церковь с белой колокольней, темные избы, крытые соломой, (слайд ) небольшой пруд, тронутые осенним золотом рощи, а кругом - бесконечная степь. (3 слайда )

Чтец 2. 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий2: (слайд ) Пушкин приехал в Болдино в подавленном настроении. Это отразилось в первых же стихах этой осени, в частности в тревожном и напряженном стихотворении «Бесы» и отдающей глубокой усталостью «Элегии». (под Ноктюрн М.И. Глинки)

Чтец 3.

 Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Ведущий1: (слайд ) Однако настроение скоро изменилось. Все постепенно налаживалось. Пришло письмо от Натали. По ответу Пушкина можно судить, что оно было теплым.

Пушкин: (слайд ) “Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна... Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться... Я думал, что земля, которую отец дал мне, составляет отдельное имение, но, оказывается, это – часть деревни..., и нужно будет произвести раздел... Еще более опасаюсь я карантинов, которые начинают здесь устраивать. У нас в окрестностях – холера holera morbus ... Простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с Вами вместе”.

Ведущий2: (слайд ) Пушкин воскрес! В письме Петру Александровичу Плетневу он признается:

Пушкин: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает»!

 Ведущий1: И он пишет. За повестью «Гробовщик» рождается «Сказка о медведихе», «Сказка о попе и его работнике Балде». (слайд )

Чтец 4. Отрывок из “Сказки о попе и о работнике его Балде”

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"
Балда говорит: "Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: "Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье".
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Ведущий2: (слайд )  В сентябре же А.С.Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, были написаны стихотворение “Труд”, повести “Станционный смотритель” и  “Барышня-крестьянка”. Отрывок из кинофильма  «Станционный смотритель». Режиссер  Сергей Соловьев. (фрагмент фильма)

Ведущий2: (слайд )  Сцена из повести “Барышня-крестьянка” (в роли барышни Лизы Муромской – Валерия, в роли служанки Насти – Светлана)

Лиза, сидя за столом, вышивает. Входит Настя.

Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день были вместе.

Лиза:  Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

Настя: Извольте-с: пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька...

Лиза:  Хорошо, знаю. Ну потом?

Настя: Позвольте-с, расскажу всё по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские…

Лиза:  Ну! а Берестов?

Настя:  Погодите-с. Вот мы сели за стол... —

Лиза:  Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!

Настя:  Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное блан-манже синее, красное и полосатое... Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

Лиза:  Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?

Настя:   Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

Лиза:   Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

Настя:    Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

Лиза:   С вами в горелки бегать! Невозможно!

Настя:    Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!

Лиза:    Воля твоя, Настя, ты врешь.

Настя:     Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

Лиза:    Это удивительно! А что в доме про него слышно?

Настя:      Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.

Лиза:     Как бы мне хотелось его видеть!

Настя:      Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту.

Лиза:     Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним познакомиться... Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!

Настя:       И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Лиза:      А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!

Ведущий1: (слайд )  Первого октября пришло известие, что эпидемия холеры дошла до  Москвы. А ведь там Наталья Николаевна! Пушкин проклял тот час, когда решил расстаться с невестой. Преодолевая все препятствия, поэт выезжает из Болдина, но прорваться в Москву безнадежно: приходится вернуться. 

Ведущий2: (слайд ) Хотел Пушкин задержаться в Болдино всего на месяц, а застрял на целых три, окруженный со всех сторон холерными карантинами.

Ведущий1: Среди писем, написанных в это время, больше всего, девять, - будущей жене. И в каждом письме и беспокойство за жизнь любимой, и тоска, и надежда:    Пушкин: «Милостивая государыня Наталья Николаевна, вы мой ангел, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте…»

Романс на стихи А.С.Пушкина «Элегия» исполняет дуэт «Пробуждение» и группа девушек.

 Ведущий2: (слайд) И вот судьба повертывает беды оборотной стороной. Вынужденное бездействие вызывает у Пушкина новый прилив творческих сил.

Откроем октябрьские листки литературного календаря Болдинской осени: (слайд)

Ведущий1: 1 - 4 октября написан  ряд “мелких” стихотворений;

1 – 10 октября  стихотворение «Румяный критик мой…», в котором отразились впечатления о крепостной деревне. Поэт нарисовал картины тяжкой народной жизни.

Чтец 5. 

Румяный критик мой, насмешник толстопузый,

Готовый век трунить над нашей томной музой,

Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной,

Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой.

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой,

За ними чернозем, равнины скат отлогой,

Над ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где темные леса?

 Где речка? На дворе у низкого забора

 Два бедных деревца стоят в отраду взора,

 Два только деревца. И то из них одно

Дождливой осенью совсем обнажено,

И листья на другом, размокнув и желтея,

Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.

И только. На дворе живой собаки нет.

 

Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.

Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка

И кличет издали ленивого попенка,

Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.

 Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил.

 Что ж ты нахмурился?- Нельзя ли блажь оставить!

 И песенкою нас веселой позабавить?-

                   ______________

  Куда же ты?- В Москву - чтоб графских именин

Мне здесь не прогулять.

                - Постой - а карантин!

Ведь в нашей стороне индийская зараза.

 Сиди, как у ворот угрюмого Кавказа

Бывало сиживал покорный твой слуга;

Что, брат? уж не трунишь, тоска берет - ага!

Ведущий1: 7 октября поэт написал стихотворение  “Паж, или Пятнадцатый год” 

Чтец 6. 

Пятнадцать лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня?
Как он вперед меня подвинет!
Но и теперь никто не кинет
С презреньем взгляда на меня.
Я нравлюсь дамам, ибо скромен,
И между ими есть одна...
И гордый взор ее так томен,
И цвет ланит ее так тёмен,
Что жизни мне милей она.
Вечор она мне величаво
Клялась, что если буду вновь
Глядеть налево и направо,
То даст она мне яду; право —
Вот какова ее любовь!
Она готова хоть в пустыню
Бежать со мной, презрев молву.
Хотите знать мою богиню,
Мою
севильскую графиню?..
Нет! ни за что не назову!

8-9 октября –  написаны стихи «Перед испанкой благородной», “Я здесь, Инезилья...” (слайд)

Чтец 7. 

Пред испанкой благородной
Двое рыцарей стоят.
Оба смело и свободно
В очи прямо ей глядят.
Блещут оба красотою,
Оба сердцем горячи,
Оба мощною рукою
Оперлися на мечи.

Жизни им она дороже
И, как слава, им мила;
Но один ей мил — кого же
Дева сердцем избрала?
«Кто, реши, любим тобою?» —
Оба деве говорят
И с надеждой молодою
В очи прямо ей глядят.

 Романс “Я здесь, Инезилья...” в исполнении дуэта «Пробуждение»

Ведущий2: Предлагаем вашему вниманию несколько эпизодов из фильмов, созданных по произведениям Пушкина октябрьского периода болдинской осени.

Отрывок из кинофильма «Выстрел». Режиссер  Наум Трахтенберг  (фрагмент из фильма)

Отрывок из мультипликационного  фильма «Метель». (фрагмент)

Ведущий1: 23 октября – Пушкин закончил первую из “Маленьких трагедий” – “Скупой рыцарь”, в которой показал человека, одержимого страстью скупости. Отрывок из кинофильма  «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь»). Режиссер  Михаил Швейцер. (фрагмент из фильма)

Ведущий2: Отрывок  из кинофильма  «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери»). Режиссер  Михаил Швейцер (фрагмент из фильма)

Ведущий1: (слайд) В конце октября появляются «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» - поэт пишет о страстном желании найти смысл жизни.

Чтец 8. 

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...

Ведущий2: (слайд) Ноябрь. Все еще в Болдино. Одиночество в нищей деревне слишком затянулось.

Ведущий1: Поэт впадал временами в уныние, думая о невесте, он рвался отсюда и сердился, но, (слайд)  поневоле запертый в Болдино, упоенно отдавался творчеству и радовался успехам.

Ведущий2: В Москву А.С.Пушкин  попадет, вернее, прорвется, только 5 декабря, (слайд) накануне того дня, когда высочайшим повелением приказано будет наружное оцепление вокруг Москвы снять.

Ведущий1: В его дорожном сундучке, поставленном в коляску, лежало несметное богатство. (слайд) Всего за три месяца в Болдино было написано около пятидесяти произведений различных жанров! (слайд) Воспоминания о вдохновенном труде и осени, в которую он “писал, как никогда еще не писал”, не оставят его до конца дней, будут манить и тревожить.

Ведущий2: (слайд) Венчание Пушкина и Гончаровой состоялось в Москве, в феврале 1831 года, в  церкви Большого Вознесения на Никитской улице. 

Ведущий1: (слайд)  Поэт очень любил жену. Своей теще он писал:

Пушкин:  “Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед богом”.(2 слайда)

Чтец 9. 

Стихотворение «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец
.

Ведущий2: (слайд)  Еще дважды Александр Сергеевич Пушкин посетит Болдино, но такого взлета творческого вдохновения, который поэт пережил осенью 1830 года, уже не повторится. (слайд)  Именно с этим периодом творческой биографии связано звучное и памятное всем название - Болдинская осень!

Киновикторина

Ведущий2: Уважаемые гости, приглашаем вас принять участие в киновикторине.  По отрывкам из фильмов угадайте произведение А.С.Пушкина.

     Ведущий1:  Дорогие друзья, спасибо за внимание. До новых встреч в литературной гостиной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-краеведческое путешествие "Вспоминая Болдинскую осень" (7 класс)

Разработка урока литературы в 7 классе по творчеству А.С.Пушкина . Урок - путешествие позволяет "проехать" из Москвы в Болдино вместе с поэтом. В урок включен краеведческий материал о пребывании поэта...

Музыкально-литературная гостинная "Здравствуй,осень"!

Разработка внеклассного мероприятия "Здравствуй, осень!"...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Литературно-музыкальная композиция "И с каждой осенью я расцветаю вновь"

Такая форма   даёт возможность использовать силу воздействия  литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений,  развитие чувства прекра...

Литературная гостиная «Есть в осени первоначальной»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся основной школы...

Литературная гостиная "Есть в осени первоначальной..."

размещение всего  материала с презентацией:  http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98669097...

Литературная гостиная «Проходит снова осень по земле…»

Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...