Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: «Определение возможных диагностических исследований воспитанников и групповых объединений»
материал на тему

Четвергова Любовь Николаевна

Одной из основных задач нашего учреждения является максимальное приближение условий воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоятельной жизни воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_chetvergovoy_l.n.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: «Определение возможных диагностических исследований воспитанников и групповых объединений»

Воспитатель: Четвергова Л.Н.

Одной из основных задач нашего учреждения является максимальное приближение условий воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоятельной жизни воспитанников.

Работа в этом направлении требует от воспитателя внимательного и грамотного подхода к каждому воспитаннику и ведётся, как правило, по схеме: а)Что есть? б)Что должно быть? В)Что надо сделать, чтобы достигнуть положительных результатов?

Иными словами, в воспитательном процессе главенствующая роль отводится диагностическим исследованиям, так как диагностика –оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности, на результаты формирования личности воспитанника, позволяющая оценить изменения, происходящие в развитии воспитанника.

Благодаря диагностическим исследованиям, воспитатель прежде всего «заглядывает» в прошлое своего воспитанника, пытается определить его будущее, связывая различные цели воспитания с возможностями их достижения. И только на основе анализа прошлого и предвидения будущего диагностирует настоящее.

Поэтому, на первом этапе воспитателю необходимо изучить первичную информацию о воспитанниках семьи:

  • личные дела
  • результаты медицинского обследования
  • психолого-педагогические характеристики
  • результаты успеваемости
  • результаты диагностирования педагога-психолога
  • жизнедеятельность воспитанника в д./доме и вне детского дома.

   На втором этапе – осуществляется выявление детей «группы риска».

   Третий этап предполагает  диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причём важнейшим инструментом  педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое  предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребёнка с воспитателем.

В дальнейшем воспитателями семьи составляется  на всех воспитанников карта «Особенности личности воспитанника» (см. приложение №1), благодаря которой, сразу видно какие проблемы имеет тот или  иной воспитанник и над чем предстоит работать воспитателю в процессе  личностного становления воспитанника.

Также заполняется на каждого  воспитанника карта» Потенциал личности воспитанника как опора в коррекционной работе», (см. приложение №2) где указываются все положительные качества личности воспитанника, на которые и следует опираться  воспитателю, работая над гармоничным  развитием личности и осуществляя подготовку к самостоятельной жизни.

Чаще всего при проведении данной работы мы применяем   не экспериментальные методы диагностики которые как раз и служат для выявления  наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности и часто используется как средство первоначальной « разведки», ориентировки, знакомства с воспитанником.

Также эти методы используются  для  долговременного наблюдения за динамикой развития воспитанников.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении воспитанников, с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Наблюдение, как метод диагностического исследования имеет ряд требований:

1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за воспитанником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план, возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств воспитанников будет экскурсия, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.

4. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для воспитанников условиях.

5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

6. Объективность – воспитатель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение имеет и минусы:

  • Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.
  • Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.
  • Метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.
  • Наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Невозможно провести педагогическое исследование без анкетирования.

Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Вопросы анкет могут быть открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Анкета должна удовлетворять ряду требований:

1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств.

2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.

3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.

4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей воспитанников, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.

На результаты обследования также оказывает влияние  личность воспитателя, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит  создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.

Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности воспитателя, так как она имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности воспитателя. Чем больше мы  узнаем об особенностях своих воспитанников, чем яснее увидим проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет наша работа. Конечно, при том условии, что воспитатель не просто примет к сведению полученные диагностические
результаты, а всерьез  проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы. И всегда нужно помнить, что

«…дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поступок, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности ».

( В.П. Кащенко)

Литература

  1. Н. М. Гочарова «Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися». Изд.: «Учитель», 2007г.
  2. Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлева – М.1988г.
  3. Загвязинский В.И. «Исследовательская деятельность педагога» уч.пособие-М.: Изд. Центр «Академия» 2006г.
  4. Кащенко В.П. «Педагогика поддержки» М.: Изд.: «Просвещение» 1999г.


Приложение №1

Особенности личности воспитанника

№ п/п     Фамилия имя

Владение навыками культуры поведения

Владение навыками санитарно-гигиеническими

Внешний вид

Вредные привычки (да- «д», нет- «н»)

Инициатива в плохих делах

Агрессия, вспыльчивость

Внушаемость

Сквернословие

Жестокость

Лень

Безответственность

Упрямство

Обидчивость

Задиристость

Жадность

Эгоизм

Несобранность

Неуверенность в себе

Зазнайство

Недисциплинированность

Самолюбие (чрезмерное)

Замкнутость

Стремление найти виноватого

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Воровство

Склонность к членовредительству

Плаксивость

Склонность к половым извращениям

Сплетничество, оговор детей

Аутизм

Склонность к суициду

Побеги, их виды

Приложение №2

Потенциал личности воспитанника как опора в коррекционной работе

п/п

Список учащихся

Стремление

и интересы

Специальные способности

   Характерные качества личности учащегося

Умение организовать своё время

Инициативность

Порядок в личных вещах

доброта

отзывчивость

честность

принципы

откровенность

справедливость

ответственность

вежливость

скромность

дисциплинированность

трудолюбие

учтивость

дружелюбие

Осознание своих поступков

1

2

3

4

5

6

7



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»

Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельн...

Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Позитивная концепция»

   Процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания, которое является сознательной, целенаправленной, самостоятельной деятельностью, ведущей к более полной реализации, ра...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"...

Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".

Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания....

Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Здоровый образ жизни – экология души педагога и воспитанника».

- формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного ...

Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Использование современных образовательных и коррекционных, информационных технологий в воспитательном процессе»

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе пони...