рабочая программа "Мастерская социального проектирования"
методическая разработка (7 класс) на тему

Суханова Елена Владимировна

Программа «Мастерская социального проектирования» для обучающихся составлена  на уровнях   основного и среднего общего образования «Лицей «МОК №2» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Международной конвенцией  «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека»,   Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования,  Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года», Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7 – ФЗ (статьи71-74), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Программа составлена с учетом мониторинговых исследований  учащихся.

Цель программы: Вовлечение учащихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей.

цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст­руированию, моделированию и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании или МО

протокол № _1_ от _______2017г.

«Проверено» _________________

заместитель директора по УВР

__________________________

«Утверждаю»___________________

директор МБОУ «Лицей «МОК №2»

Свердлов В.Я.

Рабочая программа

«Мастерская социального проектирования»

2017 – 2018 учебный год

Учитель

Суханова Елена Владимировна

Класс

7-8 классы

Уровень обучения

Базовый

  1. Пояснительная записка

                  Программа «Мастерская социального проектирования» для обучающихся составлена  на уровнях   основного и среднего общего образования «Лицей «МОК №2» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Международной конвенцией  «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека»,   Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования,  Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года», Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7 – ФЗ (статьи71-74), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Программа составлена с учетом мониторинговых исследований  учащихся.

Все юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.

Программа  «Мастерская социального проектирования» учащихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения.  Рабочая  Программа   состоит из разделов: духовно-нравственного развития обучающихся, программа социализации.

Цель программы: Вовлечение учащихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей.

цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д.

Задачи:

-обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,

-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

Задачи в области формирования личностной культуры:

духовно-нравственного развития и воспитания:

·           формирование способности к духовному развитию;

·           укрепление нравственности;

·           формирование основ морали;

·           принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

·           формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·           развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата,

Задачи в области формирования социальной культуры:

·           формирование основ российской гражданской идентичности;

·           формирование патриотизма и гражданской солидарности;

·           развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

·           укрепление доверия к другим людям;

·           развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

·           становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Общая характеристика учебного предмета

Программа предусматривает сочетание групповых занятий. Занятия носят творческий характер благодаря личностно-ориентированному и разновозрастному обучению. Возраст обучающихся 14-15 лет. Обучение проходит в рамках ФГОС. Вся вокальная работа в объединении строится на доступном интересном материале.

Данная программа является самостоятельным курсом, разработанным с учетом современных достижений в области детского исполнительства и личного опыта автора. Занимаясь по данной программе, учащиеся начинают понимать, что социальное проектирование - это не только яркие запоминающиеся выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных проектов. Работа над  любым проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

        Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

 

МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»

 

Направление 1: Воспитание нравственных чувств и этического сознания ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

 

Задачи модуля:

·         формирование духовно-нравственных ориентиров;

·         развитие коммуникативной, социокультурной компетенции;

·         повышение уровня воспитанности учащихся;

·         развитие умений и навыков социального общения;

·         воспитание культуры общения, культуры поведения;

·         создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе;

·         формирование социальной активности личности учащихся;

·         формирование представления о базовых национальных российских ценностях;

·         воспитание уважения  к людям разных возрастов.

·         воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

·         формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

         применение технологий духовно-нравственного развития и воспитания школьников, основанных на гуманно-личностном подходе, способных сформировать тип личности.

МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»

 

Направление 2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.

 

Содержание, виды деятельности:

- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

- сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

- развитие интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- организация и проведение внеклассных мероприятий - проектов, направленных на формирование умений и навыков гражданско-патриотического воспитания.

Место предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится 17 часов в ПОЛУГОДИЕ ( на параллель 7-х классов и 17 часов на параллель 8-х классов)

8, 5 часов на изучение первого модуля и 8, 5 часов на изучение второго модуля и в 7-х и в 8-х классах.

 Темы проектов могут корректироваться в соответствии с запросами и потребностями учащихся.

2. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные

Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

-        активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах толерантности, уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-        формирование социальной роли учащегося для всестороннего развития личности;

-        формирование положительного отношения к обучению.

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

-        ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в проектной жизни класса, школы, города и др.;

-        формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

-        овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах проектной деятельности;

-        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки проектов;

-        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализаций в процессе познания содержания  образов проектирования; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

-        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих проектно - творческих возможностей;

-        приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

-        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;

    Предметные результаты: проект, являясь результатом коллективных усилий на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Ожидаемые результаты первого года обучения:

•        развитие устойчивого интереса к занятиям;

•        побуждение эмоционального отклика ;

•        развитие умений обучающихся воспринимать задания с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

•        формирование навыков выражения своего отношения в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

 

- повышение мотивации к проектной, творческой, инициативной деятельности, здоровому образу жизни;

- повышение уровня самостоятельности и активности школьников в проектнойдеятельности

-деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов -является организационной рамкой исследования.

4. Календарно- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Указать, имеются ли изменения в программе, обосновать их.

5. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  2. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
  3.    Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  4.  Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
  5. Актаева Т.В. Формирование универсальных учебных действий // ***festival.1september.ru/articles/635018/ (дата обращения: 28.02.2016)
  6. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — с. 170-175.
  7. Илькаева Р.С. Военно-патриотическое воспитание в школе // ***festival.1september.ru/articles/654183/
  8. Попова И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Nauka-Rastudent.ru. — 2015. — № 5 (17). — с. 36.

6.  Лист коррекции

7. График контрольных, практическихработ.

1 раз в полугодие - зачетные работы декабрь и май

2. Календарно-тематическое планирование.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения  7-х классов

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Виды деятельности

По плану

По факту

1

сентябрь

Вводное занятие :  Проектная деятельность учащихся МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»

Выявление способностей у детей.

2

Виды проектирования

Определение наличия творческих способностей учащихся.

3

Тренинги толерантного общения

Определение собственной позиции.

4

Сбор информации о  семье «Моя семья. Моя родословная».

Сотворчество, работа  в группах

5

октябрь

Социальное творчество (акции):

       Акция «День Матери»

Сотворчество, работа  в группах

6

Социальное творчество (акции):    

 Подготовка. Акция «День Матери»

Индивидуальная работа

7

Работа над проектом

Репетиция . Защита проекта.

8

Защита проекта. «День Матери»

Выступление на микрорайон

9

ноябрь

МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»

 Проект «Русские вечерки»

Исполнение песен. Определение их характера.

10

Знакомство с русскими народными традициями

Исполнение ритмических рисунков на шумовых инструментах

11

Знакомство с русской народной музыкальной культурой

Исполнение песен. Определение жанра.

12

декабрь

Защита Проекта «Русский праздник»

Защита проекта

13

 Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей»

Индивидуальная защита проекта

14

Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей»

Индивидуальная защита проекта

15

Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей»

Индивидуальная защита проекта

16

Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей»

Индивидуальная защита проекта

17

Зачетная работа

Индивидуальная защита проекта

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения  8-х классов

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Виды деятельности

По плану

По факту

1

январь

Вводное занятие :  Проектная деятельность учащихся МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»

Выявление способностей у детей.

2

Виды проектирования

Определение наличия творческих способностей учащихся.

3

Тренинги толерантного общения

Определение собственной позиции.

4

февраль

Индивидуальный проект  «Моя семья. Моя родословная».

Сотворчество, работа  в группах

5

Работа над проектом «Россия – Родина моя»

Сотворчество, работа  в группах

6

Работа над проектом «Россия – Родина моя»

Сотворчество, работа  в группах

7

Работа над проектом «Россия – Родина моя»

Сотворчество, работа  в группах

8

март

Защита проекта «Россия – Родина моя»

Сотворчество, работа  в группах

9

МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»

 Проект «Русские вечерки»

Сотворчество, работа  в группах

10

Знакомство с русскими народными традициями

Сотворчество, работа  в группах

11

Знакомство с русской народной музыкальной культурой

Сотворчество, работа  в группах

12

апрель

Защита Проекта «Русский праздник»

Сотворчество, работа  в группах

13

Проект «День Победы»

Сотворчество, работа  в группах

14

Проект «День Победы»

Сотворчество, работа  в группах

15

Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей»

Индивидуальная защита проекта

16

май

Индивидуальный проект « Из Жизни замечательных людей»

Индивидуальная защита проекта

17

Зачетная работа

Критерии уровня освоения знаний учащихся 1 года обучения

Высокий уровень освоения программы выставляется ученику, который продемонстрировал полноту знаний: усвоил общие понятия. Знакомство с общими понятиями проектной деятельности. К концу года ученик выработал правильную позицию по работе с проектом. Усвоил правильное основные понятия по созданию стратегии в проектной работе, а также в творческой работе: артистично держатся на сцене.

Средний уровень освоения программы выставляется ученику, который почти в полном объеме  получили знания и осуществили их на практике, т.е. во время индивидуального проектирования.  Имеет небольшие недочеты исполнения.

Низкий уровень освоения программы выставляется ученику который не освоил  весь необходимый, первоначальный объем знаний и умений по составлению проектной деятельности. Не  овладел чистотой основными понятиями и знаниями, навыками.

4. График зачетных работ

Учитель  Суханова Е.В. предмет  «Мастерская социального проектирования»

График зачетных работ на 2017-2018 учебный год

1 год 1 группа

1 год 2 группа

№1

         12.2017 г.

12.2017 г.

№2

         05 .2018 г.

05.2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Рабочая программа «Мастерская социального проектирования»

Цель программы: Вовлечение учащихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей.цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст­руирова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...

Рабочая программа «Технология социального проектирования» 11 класс

Социальное проектирование является одним из множества видов деятельности подростка. В ходе учебной деятельности обучающихся социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную основу, как ...