Личностно ориентированное обучение в условиях малокомплектной школы
материал на тему

Саматова Дания Вахидовна

Действенные современные подходы в педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichn_orientir.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно ориентированное обучение в малокомплектной школе

       Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся мире.  Поэтому наряду с многими  педагогами и руководителями учебных заведений, в частности малокомплектных школ,   одним из наиболее действенных  современных в педагогической деятельности подходов считаем  личностно ориентированное обучение.

     Конечно, в малокомплектной школе есть свои преимущества и свои недостатки.  Одно из преимуществ  - небольшое число обучающихся, малая наполняемость классов. Но если правильно использовать это преимущество, то учитель имеет прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. 

    Это обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность,  где организация взаимодействия ученика и учителя в максимальной степени ориентирована на личностные особенности ученика и специфику личностно-предметного моделирования мира.

   В современной образовательной практике учитель часто сталкивается с рядом проблем, таких как невнимательность учеников, их отвлеченность от урока, низкая мотивация и. т.д. Это может быть связано с тем, что ребенку неинтересен или непонятен представленный материал, возможно, он даже не видит своей роли на уроке. Зачастую ему проще взять на себя роль пассивного наблюдателя, чем активного участника процесса. Перед педагогом стоит задача заинтересовать, удивить своим предметом. Большое значение в решении подобных задач имеет  внеурочная  деятельность. Во время внеклассной деятельности дети больше раскрепощены и меньше ограничены. К тому же Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  Согласно Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования.

     Немалое место и  в урочной, а особенно во внеурочной деятельности  в школе, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, уделяется в нашей школе методу проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве. В отличие от других технологий, практикуемых в школе (коммуникативно-ролевая ситуативная и л ориентированная деятельности), проектная методика дает нам возможность включить учащихся в реальное общение,  опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и возможность увидеть реальные результаты своего труда.

         В качестве примеров мы предлагаем    3 проекта.

 Целью этих проектов является раскрытие творческого потенциала учащихся через подготовку и проведение метапредметных  и межпредметных проектов.

     Предлагаем вашему вниманию  проект «Эх, дороги!», результатом которого стала литературно-музыкальная композиция и видеоролик.

 Данный проект разработан для более эффективного формирования лидерских качеств, способствующих целенаправленному развитию духовно нравственной, гражданской и патриотической позиции, социально-общественной активности.

     Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Это межпредметный проект. Он объединил несколько предметов: литературу, историю, искусство, краеведение,  сценическое мастерство.

        Организация работы над проектами - забота о развитии не только интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Тем более , что одной из актуальных проблем в современной педагогической и психологической литературе является проблема  обучения школьников выразительному чтению, что вызвано её большой практической значимостью.

    Актуальность проблемы определяется тем, что современные российские дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, в связи с чем, снижается и их уровень грамотности.  Не случайно вопрос читательской грамотности вызывает особый интерес.  Художественная литература обогащает духовный мир человека, является эффективным средством его развития, развития личности.

     Именно поэтому мы создаём проекты, решающие проблемы обучения школьников выразительному чтению. Наши обучающиеся ежегодно участвуют в Конкурсе «Живая классика» на муниципальном и региональном уровнях, во всех конкурсах чтецов прозаического и поэтического текстов.10 октября мы участвовали в муниципальном конкурсе, посвящённом творчеству М.И. Цветаевой. Представляем вам победителей данного конкурса (выступление учащихся).

       В личностно ориентированном образовании обучающийся — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Условия малокомплектной школы позволяют развивать  индивидуальность, неповторимость каждого  учащегося, раскрыть его природный дар, талант. Вот ценности личностного образовательного процесса на которые и ориентирован государственный стандарт. Обучение, которое помогает относиться  к ребенку как к отдельной личности, учитывать  его индивидуальный учебный стиль, учитывать  его возрастные, психологические, социальные и других особенности, даёт свои плоды. В актовом зале школы, в рекреациях 1 и 2 этажей вы можете увидеть достижения наших обучающихся: грамоты и дипломы в учебной, трудовой, творческой деятельности . Представлены награды победителей республиканских и всероссийских олимпиад. Макеты, поделки… всё то, что сделано руками детей…

      Так же большое внимание мы уделяем  и коллективной деятельности учащихся: групповой работе, деятельности в паре. Уроки и внеклассные мероприятия  проводятся в форме ролевых игр, дискуссий, образовательных путешествий. Это дает возможность не только получать теоретические знания, но и связывать их с практикой, решать поставленные проблемы и задачи. На таких уроках и мероприятиях дети из учеников превращаются в учителей, программистов, врачей, ученых, сценаристов, операторов... Таким образом, создается образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться, возрастает их учебная активность и самостоятельность, формируется среда успешности каждого.

     Одним из проектов, обеспечивающих  личностно ориентированное воспитание и обучение, является межпредметный проект «Видеоэкология», тема проекта  является весьма интересной и выигрышной для развития системы экологического образования в  школе. 

     Вашему вниманию предлагаем один из видеороликов «Живи, родник», созданный обучающимися  буквально на прошлой неделе. Обучающиеся занимались не только исследованием и изучением истории родного посёлка и родников, но попробовали себя в роли режиссёра, ведущего программы, оператора, звукорежиссёра…

                                                                    -------

      Главная ценность - сам ребенок, растущий человек культуры, а не тот продукт, который от него можно получить.   Наша задача – это  создание психологически комфортных условий для развития и обучения каждого учащегося. В настоящее время обучающиеся работают над проектом «Школе -130». Работа над проектами продолжается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида.

Не секрет, что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание....