День воинской славы России - День проведения военного парада на Красной площади
методическая разработка на тему

Ирина Игоревна Блинова

Актуальность данной разработки заключается в том, что патриотическое воспитание – это одно  из основных направлений в работе с обучающимися. Эта тема в год 70-летия со дня окончания Великой Отечественной войны является значимой и основной в данном направлении работы.

 Одним из важных событий во время этой великой войны, а также в истории Отечества является День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год), отмечаемый в нашей стране ежегодно 7 ноября. Эта дата установлена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx376.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический классный час

День воинской славы России - День проведения военного парада на Красной площади

Автор: Блинова Ирина Игоревна

Актуальность данной разработки заключается в том, что патриотическое воспитание – это одно  из основных направлений в работе с обучающимися. Эта тема в год 70-летия со дня окончания Великой Отечественной войны является значимой и основной в данном направлении работы.

 Одним из важных событий во время этой великой войны, а также в истории Отечества является День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год), отмечаемый в нашей стране ежегодно 7 ноября. Эта дата установлена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Цели деятельности педагога:

  • познакомить учащихся  с военными событиями  1941года и историей военного парада на Красной площади 7 ноября;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине и ее историческому прошлому.  

Педагогические задачи:

  • создать необходимые условия,  позволяющие школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности;
  • продолжить формирование объективных знаний о событиях Великой Отечественной войны;
  • развивать  нравственно – патриотические чувства;
  • воспитывать уважительное уважение к старшему поколению, испытавшему все тяготы военного времени.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов педагогической деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками прочных социальных знаний.

Планируемые результаты:

  • предметные: обучать проявлению разумного чувства гордости за свое Отечество;
  • личностные: 

- проявляют активный познавательный интерес к историческому  материалу,

- испытывают моральное удовлетворение от результатов своей деятельности в ходе проведения классного часа.

Метапредметные (универсальные)  учебные действия:

  • познавательные: 

-  общеучебные – формулируют логичные ответы на вопросы по теме проводимого занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме;

- логические – совершенствуют мыслительные операции;

  • коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят свое речевое высказывание; 
  • регулятивные – осознанно принимают и в процессе проведения мероприятия сохраняют учебную задачу; самостоятельно планируют действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют общий и личностный контроль деятельности.

Форма проведения: военно-исторический журнал (устный журнал)

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, кадры кинохроники, музыкальное сопровождение. Выставка книг по тематике классного часа, герб и флаг России, репродукции картин, изображения памятников, посвящённых Великой Отечественной войне.

Предварительная работа: сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (найти и  подготовить сообщение  о военном параде в Москве 1941 года.), распределить учащихся на творческие группы, сообщив каждой из них темы их сообщений, подготовить выступающих учащихся.


Ход классного часа

  1. Слово воспитателя (определение темы и целей классного часа) 

История России богата знаменательными событиями. Во все времена непревзойденный героизм, мужество русских воинов, мощь и слава отечественного оружия были неотъемлемой частью величия несокрушимого Российского государства. Одной из незабываемых страниц в этой истории стали события Великой Отечественной войны, где каждое событие было демонстрацией силы и мужества, стойкости и веры в победу.  

Проведение в 1941 году военного парада на Красной площади также имело большое военно-политическое значение, способствующее эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у каждого жителя страны. По силе воздействия на ход дальнейших военных событий многие военные деятели и историки приравнивают его к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Именно об этом важном историческом событии, которое Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года отмечается как День воинской славы, пойдет сегодня речь.  Это был самый короткий парад в истории наших Вооруженных сил – он длился всего 25 минут вместе с речью Сталина. Но по силе своего воздействия на моральный дух советских войск, общества, да и человечества вообще, ему нет равных.

  1. Основная часть

Ведущий

Сегодня мы попытаемся полистать страницы летописи Великой Отечественной войны, выделив среди них те, которые повествуют о великом параде, эхо которого слышал весь мир – это парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года.

Рассмотрим это событие с нескольких сторон:

- Москва накануне великого парада;

- парад 7 ноября 1941 года;

- историческое значение парада на Красной площади.

Творческая группа I.

Страница 1 «Из военной хроники»

Учащийся 1:

- На 7 ноября 1941 года Адольф Гитлер назначил парад своих войск в поверженной, как он считал к этому дню,  Москве. Фашистским солдатам и офицерам уже выдали парадную форму, в которой они готовились маршировать по Красной площади. И вроде бы, как считал великий фюрер,  для этого не было никаких серьезных препятствий. В 50 километрах от столицы уже громыхала тысячами танков и самоходных орудий двухмиллионная группировка фашистских армий «Центр», в тылу которой лежала поверженная Европа.

Учащийся 2:

- А сама Москва с 20-го октября 1941 года находилась на осадном положении: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. Например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля.

Учащийся 3:

По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали их вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город.

Творческая группа II.

Страница 2 «Решающий парад» (по ходу выступления учащихся демонстрируются кадры хроники)

Учащийся 1:

- Шестого ноября, сразу же после торжественного заседания, которое состоялось на станции метро «Маяковская», Иосиф Сталин объявил всему высшему партийному руководству о точном времени начала парада войск на Красной площади. Командирам воинских частей, участвующих в праздничном параде, об этом стало известно только в 23 часа, а вот приглашаемым на Красную площадь представителям трудящихся сообщали о проведении торжества с пяти часов утра уже непосредственно 7 ноября.    

Учащийся 2:

- Беспримерными были и меры безопасности. Время начала парада в последний момент перенесли с традиционных  10 утра на два часа раньше. Большие опасения вызывала возможность бомбардировки Москвы в этот день германской авиацией с целью уничтожения высшего руководства СССР или его случайного ранения осколками зенитных снарядов. Поэтому уже с 5 ноября советские военно-воздушные силы наносили упреждающие удары по аэродромам противника.      Днем 6 ноября военные метеорологи сообщили, что 7 ноября будет отмечено сильным снегопадом и пургой, поэтому вражеской авиации бояться не следует.

Учащийся 3:

- В праздничный день ни один немецкий самолет не смог достигнуть площади. Для безопасности и защиты парада с воздуха с фронта было снято 550 истребителей. Как было сообщено на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 немецких самолёта. Так как войск для парада не хватало, в Москву были стянуты подразделения с фронта, задействованы курсанты и  кавалеристы.      

В ночь на 7 ноября по указанию Сталина кремлевские звезды были расчехлены и зажжены, от маскировки полностью был освобожден мавзолей Ленина.      

Учащийся 4:

- К утру 7 ноября Красная площадь приобрела праздничный вид. В 7 часов 50 минут на трибуне мавзолея появились Сталин и члены советского правительства, остававшиеся в Москве. На командном пункте находился генерал армии Георгий Жуков. В 8 часов утра по всем громкоговорителям, которые в те дни не выключались ни днем, ни ночью, раздался торжественный голос диктора: «Говорят все радиостанции Советского Союза. Центральная радиостанция Москвы начинает передачу с Красной площади парада частей Красной Армии, посвященного 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции…».

Учащийся 5:

- Командовал парадом начальник гарнизона столицы генерал-лейтенант Павел Артемьев, принимал Маршал Советского Союза Семен Буденный.    

  В 8 часов из ворот Спасской башни на коне выехал Буденный. После рапорта командующего парадом и объезда войск с речью к войскам и народу страны обратился председатель Государственного комитета обороны (ГКО), Верховный Главнокомандующий и нарком обороны СССР Иосиф Сталин. Именно в этот день прозвучали великие слова главы государства:  «Да пусть осенит вас бессмертный подвиг Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова!»

Учащийся 6: (звучит марш «Парад» автор  С. Чернецкий )  – учащийся на фоне музыки рассказывает)

- Парад проводился по всей форме - в традициях Русской армии, с военной музыкой. Торжественный марш войск на Красной площади открыли курсанты артиллерийского училища. С развернутыми знаменами, под боевые революционные марши, исполняемые оркестром штаба Московского военного округа (МВО) под управлением Василия Агапкина — автора знаменитого «Прощания славянки», шли по главной площади страны артиллеристы и пехотинцы, зенитчики и моряки. Потом по Красной площади двинулись конница, знаменитые пулеметные тачанки, прошли танки Т-34 и КВ. Всего в параде участвовало около 28,5 тысячи человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков, 232 автомашины. Из-за плохой погоды (сильный снегопад, пурга, ограниченная видимость) в параде не приняла участия авиация.      Парад продолжался всего 25 минут, но все, кто в этот день пришел на Красную площадь, убедились в том, что боевой дух армии не сломлен.

Творческая группа III.  

Страница 3. «Великие уроки истории»

Учащийся 1:

- 7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву.

Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

Учащийся 2:

- Радиотрансляция с Красной площади велась на весь мир, а на  трибунах по обе стороны Мавзолея, помимо рабочих и служащих, находились аккредитованные в столице корреспонденты иностранных газет. Парад на Красной площади слышал весь мир, репортаж о нем вел известный советский радиокомментатор и журналист Вадим Синявский.    

В течение войны парады больше не проводились, войска прошли по Красной площади лишь в мае 1945 года. Это уже был великий парад Победы.

Учащийся 3:

- По силе воздействия на ход дальнейших событий сам парад на Красной площади приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В тревожные и тяжелейшие для страны дни начала войны парад продемонстрировал всему миру несгибаемый дух и волю народа к победе, что Москва стоит, и мало того - бросает вызов врагу. Слушая трансляцию с Красной площади, советские люди понимали, что Москва выстоит.

Учащийся 4:

- Ежегодно с 1995 года 7 ноября Россия празднует День воинской славы - проведения военного парада на Красной площади в 1941 году.

В 2003 году правительство Москвы приняло решение провести 7 ноября на Красной площади торжественное шествие воспитанников детских и молодёжных общественных организаций, кадетов и суворовцев.

К участию в этом памятном марше были приглашены рота почётного караула Московской военной комендатуры, кавалерийский эскорт Президентского полка, войска Московского гарнизона, сводный военный оркестр Министерства обороны России. С тех пор торжественный марш 7 ноября в честь исторического военного парада на Красной площади стал новой традицией. В 2015 году он пройдёт в тринадцатый раз.

  1. Подведение итогов

Слово учителя

Седьмого  ноября состоялся парад на Красной площади. Для всей страны парад стал неожиданным, потрясающе радостным событием. Как видим, с одной стороны, это был парад хотя и традиционный, но необыкновенный. Кроме этого это был парад не только военный, но и политический, парад-вызов, парад презрения к врагу, парад-пощечина: вот вам! Вы кричите о взятии Москвы, а мы проводим свой обычный праздничный парад!

Проведение военного парада на Красной площади в суровых военных условиях, показало еще раз всему миру могущество советского народа, одновременно этот день стал и Днем воинской славы России.

  1. Рефлексия

Обмен мнениями

- Почему было принято решение провести военный парад на Красной площади в 1941 году?

- Как готовился этот парад?

- Кто принимал участие в этом параде?

- Кто из командующих принимал парад?

- Какое влияние оказал парад на дальнейший ход военных событий?

- Какие чувства у вас вызвал этот военный парад?


Литература

  1. Амелькин, О.А. Дни воинской славы России - Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.
  2. Варакина, И.И.,  Парецкова, С.В.  Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»

8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям  нашей Родины....

Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»

Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...

ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ - ДЕНЬ ВЗЯТИЯ КРЕПОСТИ ИЗМАИЛ

Празднуется 24 декабря законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России»в честь Дня взятия турецкой крепости Измаилрусскими войсками под командов...

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

вопросы викторины-теста День воинской славы России- День снятия блокады Ленинграда(1944год)

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ВОЙНАЗловещая статистика войны:1418 дней и ночей.Каждый день наша страна теряла 14.104 человек.Каждый час погибало 588соотечественников.Каждую минуту – 10 человек.Каждые...

Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».

Воспитательное   мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...