Создание и развитие проекта Межкультурного Национального Ресурсного Центра в образовательном учреждении
проект на тему

Валиуллина Рамзия Хашимовна

Проблема национального воспитания в многонациональной Республике Татарстан имеет важную актуальную значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами.

        Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре позволит решить многие важные задачи, связанные с морально-этическим отношением к себе, близким людям и ближайшему окружению, сверстникам разных национальностей.                                     

        В современных условиях, когда на одно из первых мест выдвигается задача организации культурного взаимодействия народов, формирование у учащихся интереса и уважения к национальным культурам и традициям разных народов и народностей и различным религиям появилась необходимость создания координирующего звена, такого как Межкультурный Национальный Ресурсный Центр,  который станет важной структурой  в воспитании толерантности среди молодого поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА МЕЖКУЛЬТУРНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО  ЦЕНТРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Р.Х. Валиуллина

 МАОУ «Лицей №121» (Центр образования №178) г. Казань

           Проблема национального воспитания в многонациональной Республике Татарстан имеет важную актуальную значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами.

            Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре позволит решить многие важные задачи, связанные с морально-этическим отношением к себе, близким людям и ближайшему окружению, сверстникам разных национальностей.                                      

             В современных условиях, когда на одно из первых мест выдвигается задача организации культурного взаимодействия народов, формирование у учащихся интереса и уважения к национальным культурам и традициям разных народов и народностей и различным религиям появилась необходимость создания координирующего звена, такого как Межкультурный Национальный Ресурсный Центр,  который станет важной структурой  в воспитании толерантности среди молодого поколения.

             Направление проекта: использовать национальную культуру в воспитании и развитии детей и подростков, в профилактике молодежного экстремизма и конфликтов между детьми, в том числе на этноконфессиональной  почве.

            Ведущая идея Проекта заключается в том, что формирование поликультурной среды на базе общеобразовательной школы раскрывает широкие возможности для учащихся включиться в это направление, показать свои творческие и потенциальные возможности.

             Национальный вопрос для   России  и Татарстана важен потому, что существует проблема  массового притока мигрантов, ведущего к изменению  этнического состава, обострению проблем   национального характера. Приток мигрантов как таковой имеет 2 стороны: позитивную – решает проблему занятости рабочих мест и обогащает российскую культуру, и негативную - провоцирует  ксенофобию и экстремизм.

            Межкультурный Национальный Ресурсный  Центр станет инициатором, разработчиком и исполнителем мероприятий,  которые будут способствовать сохранению национальных традиций Республики Татарстан, культуры татарского народа и культуры тех народов, которыми представлен контингент учащихся МАОУ «Лицей №121» (Центр Образования №178) и школьников города Казани.

            Проект направлен на то, чтобы целенаправленные мероприятия в рамках Центра смогли быть доступными для учащихся разных национальностей не только МАОУ «Лицей №121», но и других образовательных учреждений города Казани, в том числе детских садов и детей, обучающихся в специализированных образовательных учреждениях (реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями).

 Описание проблемы:

             В МАОУ «Лицей №121» обучаются 2304  учащихся.  В лицее обучаются дети не только русской и татарской национальности, но и  удмурты, марийцы, евреи, армяне, азербайджанцы и др. Это особая этнокультурная среда, которая накладывает свой отпечаток на потребности, интересы, самочувствие детей в образовательном учреждении. Количество детей, поступающих учиться в МАОУ «Лицей №121» с различной национальностью растет с каждым годом.

             В связи с этим необходима  целенаправленная систематическая  работа в рамках образовательного - воспитательного учреждения, объединяющая в себе всех, кто заинтересован в сохранении и создании  безопасной, без насилия и конфликтов, толерантной, образовательной среде, а условием создания такой среды может стать содержательная (творческая) деятельность приобщения к национальной культуре и воспитание на национальных традициях.

             Программа создания Межкультурного Национального  Ресурсного Центра на базе образовательного учреждения должна решаться усилиями специалистов разных направлений и уровней - родителей, психологов, педагогов, воспитателей, руководителей и членов НКО, представителей общественности.

            Почему Межкультурный? (поток мигрантов  в Республику Татарстан продолжает расти, растет число учащихся имеющих другую, нежели русско-татарскую национальность). Для этнокультурного развития важно учитывать социокультурное окружение детей, изменяющуюся ситуацию в республике. Развитие межкультурной толерантности возможно только при условии включения детей в  разнообразную деятельность по освоению культуры разных этносов.

             Почему Национальный? Воспитывающая деятельность национальных культур сводится к формированию целостного системного восприятия национальной культуры не только как источника обучения, но и как источника духовных, нравственных ценностей человека (необходимо знать, сохранять традиции и культуру того народа, который ты представляешь). Проживая в Республике Татарстан,  многие  татарские семьи  не уделяют внимания своим детям в области национального воспитания. Используя национальное воспитание можно косвенно формировать другие важные личностные характеристики детей и взрослых. В национальном образовании можно черпать ресурсы для формирования культуры,  нравственности, духовности и социально приемлемых форм поведения в обществе. Взаимосвязь национальных культур является условием успешного функционирования процесса воспитания. Отношение учащихся к культурным ценностям других народов выявляется в их отношении к культуре своего народов,  и, в конечном счете - к самому себе.

            Почему Ресурсный? (В  рамках Центра будут собраны, систематизированы и методически оформлены все мероприятия, проводимые Центром, будет создан банк традиционных и творческих мероприятий и заданий для школьников). Опыт работы Центра может быть предложен любым образовательным учреждениям, в том числе разработки и сценарии мероприятий и оказана информационная и методическая поддержка. Работа Центра планируется вестись в содружестве с Ассамблеей Народов РТ, ИРО РТ и МО и Н РТ.

             Цель проекта: привлечь внимание системы общего и дополнительного образования к важности использования достояния национальной культуры татарского и других народов к развитию и воспитанию детей, формированию толерантной, поликультурной и безопасной образовательной среды. Построение нового уклада современной школы, основанной на приоритете духовно-нравственного воспитания личности.

Задачи проекта:

 - разработать концепцию развития Межкультурного Национального  Ресурсного Центра;

- выделить целевую  группу участников проекта (классы, в  которых обучаются большое количество детей разных национальностей, родителей обучающихся в этих классах, педагогический коллектив)  для реализации основных мероприятий Межкультурного Ресурсного Центра;

  - разработать план мероприятий Межкультурного Ресурсного Национального Центра  направленных на:

 -  распространение и презентацию национальных традиций и культур тех национальностей, которыми представлен контингент учащихся лицея;

 -  формирование толерантного поведения школьников и социальную адаптацию детей мигрантов в школьной среде;

 - объединение семей и педагогов разных национальностей в одном коллективном проекте и его мероприятиях;

- разработать сценарии мероприятий и занятий со школьниками, и всеми участниками образовательной среды; 

- обобщить положительный опыт создания Межкультурного Национального  Ресурсного  Центра на базе образовательного учреждения  в методическом пособии для администрации школ и лицеев, педагогов,  руководителей школ,  педагогов-психологов.

 Планируемые мероприятия в рамках реализации проекта

               Проведение мониторинга национального состава учащихся МАОУ «Лицей №121» (Центр Образования №178);

Проведение городской конференции для руководителей образовательных учреждений, педагогов, психологов, представителей НКО,  СМИ, родительской общественности. Цель конференции: презентация мероприятий и целей работы Межкультурного Национального Ресурсного Центра,  приглашение к сотрудничеству в реализации мероприятий;

             Проведение праздника Национальной семьи. На празднике будет представлен опыт семейного воспитания,  привлечено  внимание общественности (учащихся, родителей, педагогического коллектива) к проведению совместных  с семьями воспитательных мероприятий, направленных на сохранение семейных традиций и культуры разных народов;

 Проведение фестиваля национального творчества;

 Проведение конкурса творческих работ (стихи, рисунки, сочинения – эссе, рекламные ролики),  среди учащихся на тему «Моя семья», перед которыми стоит главная задача показать особенности национальных традиций в семье (многие семьи представлены разными национальностями);

Организация работы национального педагогического театра;

Проведения праздника национальной кухни, на котором семьи школьников представят блюда своей национальной кухни;

Проведение видеоконференций, вебсеминаров, вебинаров с представителями других регионов образовательных учреждений и НКО, где успешно реализуются проекты по созданию поликультурной образовательной среды;

Проведение интерактивных обучающих, развивающих занятий с лицеистами, родителями и педагогическим коллективом по формированию толерантного поведения, развитию культуры общения, и профилактики межличностных конфликтов, в том числе на этноконфессиональной почве;

Организация работы Литературной гостиной, в рамках которых учащиеся, родители и педагоги будут встречаться с представителями культуры, науки, образования, спорта и бизнеса  РТ;

Цикл совместных мероприятий (дети и взрослые).

Проведение в МАОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани  праздника «День культуры народов мира».

Проведение конкурса рисунков и фотографии для взрослых и детей  на тему «Многонациональная Республика Татарстан»;

              Третья Республиканская научно-практическая конференция на тему  «Актуальные проблемы формирования социально-адаптированного поведения школьников в образовательных учреждениях», которая ежегодно проходит на базе МАОУ «Лицей №121». На конференции будет работать секция по толерантности и национальному воспитанию;

Проведение интерактивных обучающих занятий с лицеистами, их родителями и педагогическим коллективом МАОУ «Лицей №121» по развитию толерантного поведения, позитивных отношений, решения конфликтных ситуаций,  как условие создание толерантной, культурной образовательной среды;

             Организация постоянно действующего дискуссионного клуба. Основная цель дискуссионного клуба: объединить детей и взрослых в организованной деятельности (дискуссии);

             Проведение круглого стола по подведению итого реализации проекта, анализа достигнутых результатов и определения перспектив дальнейшего развития.

              Ожидаемый эффект от реализации проекта

- В МАОУ «Лицей №121» будут проведены многогранные, интегрированные  мероприятия, которые  внесут вклад в создание безопасной поликультурной, толерантной образовательной  среды и  сохранения  национальной культуры и национальных  традиций  («Праздник национальной семьи»), праздник сможет объединить членов семьи, и распространить культуру своей национальности, в том числе изменить стереотипы людей в отношении отдельных национальностей;

 - в лицее будет реализована авторская программа элективного курса «Диалог литератур» Валиуллиной Р.Х., которая предполагает изучение во взаимосвязи татарской и русской литературы. В ней предусмотрена тесная интеграция татарского языка и литературы  с историей, географией, экологией, рисованием, музыкой.

 - будет создан первый в Казани  Межкультурный Национальный  Ресурсный Центр на  базе общеобразовательного учреждения  МАОУ «Лицей №121» (Центр Образования №178), реализующий  программу  социальной адаптации детей мигрантов и их семей в образовательном учреждении;

 - в лицее   традиционно будет проходить фестиваль языков и культур;

 - своевременно будут обнаружены факты нетерпимости и ксенофобии и приняты необходимые меры по профилактике конфликтов между детьми на этноконфессиональной почве;

 - лицеисты (учащиеся) будут заинтересованы в проекте, не только как целевая группа, но и как создатели творческого продукта (статьи, эссе, социального ролика, рисунков, рефератов  и т.д., при условии участия в  конкурсе творческих работ);

 - в учебно-воспитательный процесс будет введен постоянно-действующий дискуссионный клуб для совместного с детьми, их родителями и педагогами обсуждения актуальных проблем, воспитания, развития и обучения детей, в том числе национального воспитания в Республике Татарстан и сохранения культуры своего народа.  Количество участников дискуссионного клуба не менее 50 человек по листам регистрации. Во время проведения панельных дискуссий будут организованы встречи с интересными людьми, которые в рамках неформального общения со школьниками создадут межкультурное общение и объединят детей и взрослых в совместной деятельности;

 - будет организован и продолжит свою деятельность реальный педагогический и детский  национальный театр, который будет воспитывать детей и подростков в духе национальной культуры, терпимости друг к другу  и уважения к  представителям разных народов;

 - мероприятия Межкультурного Национального  Ресурсного Центра войдут в календарный план работы лицея на 2016 - 2017 учебный год;

 - мероприятия Межкультурного Национального  Ресурсного Центра будут проводится совместно с психологической службой, отделом дополнительного образования и воспитания, при поддержки замдиректора по воспитательной работе и администрации МАОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани.

 - мероприятия,  в рамках работы Ресурсного Центра будут отличаться инновационностью, интеграцией организационных форм и доступностью изложения информации.

 Проект «Межкультурный Национальный Ресурсный Центр в образовательном учреждении» был победителем Гранта Кабинета министров для социально-ориентированных НКО   и активно реализовывал вышеперечисленные мероприятия.

 С 2016 года планируется систематическая и комплексная работа центра в образовательном учреждении с привлечением большего количества участников проекта и в масштабе Республики Татарстан.

             Хотя Проект находится на стадии разработки, уже налицо его практическая значимость: создана концептуальная модель формирования этнический толерантности учащихся школы, предложены диагностические методики для оценки эффективности, разработаны программы, короче, предложены конкретные пути обеспечения социальной стабильности в многонациональной, поликонфессиональной образовательной среде.

             Уникальными и наиболее успешными мероприятиями в рамках реализации данного проекта можно назвать проведение таких крупномасштабных мероприятий Центра как Праздник  Национальной Семьи, Праздник Национальной кухни, Праздник «Иман нуры», посвящённый Курбан байрам,  Праздника Национального костюма, фестиваль творческих работ  «Многонациональная республика Татарстан», представления спектаклей     национального  педагогического и детского театров, уроки толерантности.

              Особо хочется отметить открытие школьной  театральной студии «Өмет».  Школьный театр “Өмет”  является одним из направлений проекта “Создание и развитие межкультурного национального ресурсного центра в МАОУ “Лицей №121”.  Первый спектакль  по пьесе Туфана Миннулина «Ай булмаса, йолдыз бар» был поставлен на сцене в январе 2013 года. На встрече так же присутствовала народная актриса Российской Федерации и Республики Татарстан, Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая Ихсанова Нажиба Гимаделисламовна, Альфия Туфановна, дочь известного драматурга Туфана Миннулина со своим супругом.

             Высоко оценила работу Центра Образования в деле повышения национальной культуры  присутствовавшая на вечере режиссёр телевизионного канала ТНВ Нурания Жамали. Нурания ханум  поблагодарила администрацию школы и учителей за творческое отношение к своей профессии и к делу воспитания национального самосознания в  подрастающем поколении.

Важно отметить, что деятельность и детского и учительского театра не ограничивается стенами школы. Театральная  студия «Сәләт» показали театрализованное представление перед детьми  С(К) ОШ № 61 города Казани, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья из многодетных  и малообеспеченных семей, а учительская студия показала спектакль  не только родителям общественности своего микрорайона, но и педагогической общественности Советского и  Сабинского районов.

              274 ребёнка получили в этот день заряд веселья и бодрости. Наши ученики приехали в эту школу не только с духовной пищей! Каждому из детей подарили пакет с учебными принадлежностями. Учителя и дети были очень довольны и с восторгом благодарили наших юных артистов за минуты веселья и добра. Члены театральной студии ощутили теплоту сердец детей оказавшиеся в трудной ситуации. Эта встреча взаимно обогатила детей и дала возможность ещё больше поверить в прекрасное  и ощутить радость жизни. 

              Проведен конкурс творческих работ среди школьников на тему «Многонациональная республика Татарстан». На конкурс были представлены многочисленные рисунки, коллажи, фотографии, сочинения, рассказы, исследовательские работы.

             В рамках работы Литературной гостиной организована встреча  с общественными деятелями, татарскими писателями и поэтами, лауреатами государственной премии  РТ имени Г.Тукая Робертом Миннуллиным и Разиль Валиевым.

             6 марта   прошел очень теплый, красивый праздник – «Праздник - Национальной семьи» с целью воспитания духовно-нравственной культуры через приобщение детей к национальным традициям и повышение интереса к семейным ценностям через привлечение родителей к школьным культурно-массовым мероприятиям.

             На этих мероприятиях дети и родители  представляли традиции семьи, национальные костюмы, поэзию, национальные блюда, национальные традиции и т.д. одновременно активное участие родителей, учителей, детей  в национальных праздниках и организованных программах для школьников позволяет развивать  в учащихся нашей школы навыки цивилизованного сотрудничества с другими, открытости и конструктивного взаимодействия.

 Проект имеет обоснованную научно-теоретическую базу, конкретно расписаны этапы реализации мероприятий, указаны задачи, практическая значимость и ожидаемые результаты. В целом, поддержка Проекта Межкультурный Национальный Ресурсный Центр на базе образовательного учреждения, который своей многогранной деятельностью внесет вклад в создание безопасной поликультурной, толерантной образовательной среды и сохранения национальной культуры и национальных традиций не только русско-татарского народа, но и тех национальностей, какими представлен контингент школьников в г. Казани.

Путь к миру и согласию между народами зависит от многих факторов. Но, думается, прежде всего  от того, как мы воспитываем учащихся. Очень важно, чтобы в процессе обучения и воспитания формировалась гармонически развитая личность, свободная от национальных предрассудков и амбиций, любящая свой народ и уважающая другие народы. На это направлено наш проект в нашей многонациональном  поликультурном  Центре образования. Считаем, что идеи  поликультурного образования войдут в практику многонациональных школ как мегаполиса, как Казань, и сыграют важную роль в  воспитании подрастающего поколения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Выявление и развитие одарённых детей в условиях коррекционного образовательного учреждения.

Коррекционная школа-это особенная школа. Само название  - «коррекционная» - вызывает разную реакцию: одним, кажется оскорбительным, другим, лучик надежды, где смогут понять, и принят ребёнка таки...

Проект учащихся 5 класса "История образовательного учреждения", проведенный в рамках кружка "Изучаем край родной".

Автор проекта:   Внукова Ольга ВладимировнаПредмет, класс:  5 класс; внеклассная работаЦель проектаЭто конкретный проектный продукт:Ученические исследовательские работыМультимедийная пр...

Проект «Управление развитием педагогического персонала в условиях становления образовательного учреждения как «обучающейся организации»

Цель проекта: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание и технологию управления развитием педагогического персонала в условиях становления образовательного учреждени...

Материал для создания стенгазеты в рамках Недели русского языка в образовательном учреждении

Данный познавательный материал обогатит знания учащихся. Хорошо оформленный, он структурирован для размещения на стенде. Возможно использование материала для докладов учащихся на уроках....