Секция школьной научно-практической конференции
методическая разработка на тему

Бондаренко Ольга Валентиновна

Мероприятие  в год экологии с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_bezopasnostbondarenko_9-11.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Экология и безопасность» (9-11 класс)

Бондаренко О. В.

Цель:

 -привлечь внимание ребят к экологическим проблемам, дать возможность понять, что экологическую ситуацию можно улучшить, что для этого нужны знания;
- научить экологически мыслить, приобрести экологическое самосознание;
- воспитать ответственность человека к природе.

Пояснение: Игра для учащихся 9-11 классов представляет собой целостную структуру, внутри которой происходит тематическое деление на блоки:
 атмосфера, гидросфера, литосфера, население, химическая безопасность, радиация, безопасность пищи
В игре участвуют 3 команды по 5-6 человек.

Оборудование: компьютер, проектор, бумага, ручки, 3 стола для команд, стол – жюри, места для болельщиков, презентация.

Ход мероприятия.

Ведущий: 

Человечество столкнулось в ХХI веке со множеством экологических проблем. Мы все живём в мире с ограниченными природными ресурсами. Загрязнения воды, почвы, воздуха, которые попадают в окружающую среду, сказываются на здоровье жителей планеты. 
Сегодня вам предстоит ответить на некоторые вопросы, которые позволят вам более серьёзно отнестись к проблемам безопасности и экологии.

1 выступающий                                  Атмосфера

1.Назовите болезни, вызываемые загрязнением воздуха.
(Бронхиты, трахеиты, рак лёгких, конъюнктивиты) (4 балла)
2.Назовите основные источники загрязнения воздуха.
(Промышленные предприятия, выхлопные газы машин, извержения вулканов) (3 балла)
3.Поступление каких веществ опасно для озонового слоя? 
(Хлорсодержащих веществ: хлорфторуглероды – фреоны – наиболее опасны) (1 балл)
4.Какие меры вы предлагаете для уменьшения «парникового эффекта»? 
(Повышать эффективность использования горючего, разрабатывать и внедрять солнечные и другие бестопливные источники энергии. Прекращение сведения лесов, организовывать посадки леса) (4 балла)
5. Назовите опасные вещества, выделяемые автомобилями. 
(Оксид азота, свинец) (2 балла)
6. Что произойдёт, если озоновый слой исчезнет? 
(Погибнет всё живое под воздействием у/ф лучей) (1 балл)

2 выступающий                                  Гидросфера

1.Назовите 3 агрегатных состояния воды.
(Жидкое, твёрдое и газообразное) (3 балла)
2. Назовите главных потребителей пресной воды. 
(Население, промышленность, сельское хозяйство) (3 балла)
3. Какие вещества могут привести к кислотным дождям? 
(Диоксид серы от тепловых электростанций и промышленных энергетических объектов. Оксиды азота от ТЭС и промышленных энергетических объектов и с выхлопными газами автомобилей. Эти газы взаимодействуют с влагой и образуются кислотные дожди) (4 балла)
4. К чему приводят кислотные дожди? 
(Увеличивают кислотность почв, вредно влияют на состояние озёр, рек, служат причиной гибели лесов, разрушают плодородный слой земли. Подкисление океанических мелководий ведёт к невозможности размножения морских беспозвоночных животных, что может привести к разрыву пищевых цепей и нарушению экологического равновесия в Мировом океане) (6 баллов)
5.Какое химическое вещество, содержащееся в воде, может предотвратить кариес? 
(Фтор) (1 балл)
6. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? 
(Нефть) (1 балл) 
7.Чем опасны для водных обитателей синтетические моющие средства? 
(Стиральный порошок, шампунь, сода изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). (3 балла)

3 выступающий                                  Литосфера

1.Какие функции выполняет почва? 
(Производит органическое вещество, в том числе и с/х продукцию и минерализует отмершие органические остатки) (2 балла)
2. Что способствует деградации почвы? 
(Нерациональное использование земельных ресурсов: строительство на плодородных почвах индустриальных объектов; перегрузка почв удобрениями пестицидами; эрозия; чрезмерное развитие пастбищного животноводства) 
(4 балла)
3.Назовите основные причины сокращения с/х угодий. 
(Зарастание лесом и кустарником удалённых участков, развитие эрозионных процессов, подтопление и заболачивание земель) (4 балла)
4. Сколько лет требуется для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр? 
(Примерно 100 лет) (1 балл)

4 выступающий                                  Население

1.Что такое демография? 
(Отрасль знаний, изучающая население) (1 балл)
2. Какое количество жителей проживает на нашей планете? 
(7 миллиардов) (1 балл)
3.По какой причине люди могут бросить свои жилища? 
(Катастрофа на АЭС, оползни, землетрясения, извержения вулканов) (4 балла)
4. Назовите проблемы, связанные с ухудшением окружающей среды в городских условиях. 
(Загазованность от промышленных предприятий, от машин, недостаток доброкачественной питьевой воды, перенаселённость ведёт к агрессии) (4 балла)
5. Каким образом всё возрастающая потребность в экономических ресурсах разрушает окружающую среду? (Уничтожаются леса, повышается уровень шума, появляется большое количество отходов, уменьшаются водные запасы) (4 балла)

5 выступающий                     Химическая безопасность

1.Каким путём химические вещества могут проникнуть в организм? 
(Через органы дыхания, с водой, пищей, через кожу) (4 балла)
2. Какое токсическое действие оказывает на человека хлор? 
(Одышку, сухой кашель, рвоту, резь в глазах) (4 балла)
3. Известно, кислород абсолютно необходим для жизни, а ли он может быть ядовитым? 
(При высоких концентрациях вызывает тяжёлое отравление) (1 балл)
4. Каким образом свинец может проникнуть в наш организм? 
(Автомобильные выхлопы, выбросы производства, с продуктами питания) (3 балла)
5. Назовите правила безопасного использования химических веществ. 
(Держать их в плотной упаковке, в недосягаемом от детей месте, при использовании защищать руки перчатками, органы дыхания – респираторами) (4 балла)

6 выступающий                                  Радиация

1.Кем и когда было обнаружено ионизирующее излучение? 
(Немецким физиком В. Рентгеном в 1895 году) (2 балла)
2. Назовите естественные источники излучения. 
(Космическое излучение – звёздные взрывы в Галактике и солнечные вспышки, радон - в атмосфере, воде) (3 балла)
3. Где выше всего концентрация радона: на улице или в помещении? 
(В помещениях в 8 раз выше, чем на улице) (1 балл)
4. Как защититься от радона? 
(Проветривать подвальные помещения и жилые комнаты)(1 балл)
5. Назовите географические районы, в которых естественный радиационный фон больше, чем в других. 
(Бразилия, Франция, Индия, о. Ниуэ в Тихом океане, Египет) (5 баллов)
6. Назовите искусственные источники ионизирующих излучений. 
(Производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, АЭС, военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, бытовые излучатели) (6 баллов)
7.Какие заболевания можно лечить с помощью радиоактивного излучения?
(Онкологические) (1 балл)

7 выступающий                                  Безопасность пищи

1.Что нужно срезать у картофеля, капусты и моркови, чтобы в организм не попали нитраты? 
(У моркови – сердцевину, у капусты – кочерыжку, у картофеля толстым слоем срезать кожуру) (3 балла)
2. Почему люди приобретают собственную систему очистки воды? 
(Вода из-под крана содержит много загрязнений, в том числе свинец. Для очистки используется хлор, который опасен для здоровья человека) (2 балла)
3. Какой способ является самым простым для обеззараживания воды? 
(Кипячение) (1 балл)
4. Почему для хранения продуктов необходим холодильник? 
(Низкая температура предохраняет продукты от порчи бактериями) (1 балл)
5. Перечислите, в каких случаях необходимо мыть руки? 
(После общения с домашними животными, после посещения туалета, после разделки мяса, птицы, рыбы)(5 баллов)

8 выступающий                                  Жилище человека

1.К чему может привести использование самодельных электрических приборов? 
(Возгорание, пожар,) (1 балл)
2.Что нужно делать, чтобы избежать поражения током? 
(Не ставить стаканы с водой на электроприборы; следить за состоянием выключателей, розеток; если прибор дымится, немедленно выключить его из сети) (3 балла)
3. Какие домашние растения могут стать причиной отравления? 
(Азалия, гортензия, декоративный паслён, олеандр, молочайные) (5 баллов)
4. К чему приводит большая влажность в помещениях? 
(К нарушению терморегуляции организма, частым простудным заболеваниям) (2 балла)
5. Каковы основные источники шума в черте города? 
(Транспорт, промышленность, радио, телевидение) (4 балла)
6.Чем опасно для здоровья неправильное хранение пищевых продуктов и отходов? 
(Мухи и тараканы являются переносчиками инфекций, увеличение количества мышей и крыс)(4 балла)
7. Вспомните книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера», и скажите, по какому эпизоду можно судить, что лекарства в доме у тёти Полли хранились в доступных для детей местах? 
(Том напоил кота болеутолителем) (1 балл)
(пока подсчитывается количество баллов, проходит конкурс частушек)

Общее слово от выступающих

(Пока жюри подводит итоги, определяет победителей , суммирует баллы и т. д.)

Ты, человечество, увлекшись жизнью смело,

Забыло,В жизни есть большое дело:

Оберегать природу, Землю нашу,

Сине-зеленую,

Что нет в пространстве краше.

Надо подумать, образ жизни изменить,

Не только нам на этой Земле жить!

Мы эру новую должны все поддержать,

Чтобы развитием чрезмерным

Природу не попрать.

Эру, которая для всех нас безопасна,

Сегодня объявляем громогласно!

Мы голосуем за защиту всей природы,

И слово наше - от себя и от народа.

Повестка дня на XXI век:

Благоразумен будь же, человек,

В делах своих.

Будь чист умом, душой,

Природа не рассорится с тобой.

Ты экономику, конечно, развивай,

Но равновесие среды не нарушай.

Развитие устойчивым пусть будет,

И биосфера вновь поможет людям.

Мы знаем, принята программа,

На семистах страницах расписали.

Признаемся, не все страницы

Мы в той программе прочитали.

Но знаем главное и можем подписать:

Природу нашу

Будем все оберегать!

Земляне, вместе на планете жить,

Так значит, очень стоит

Усилия свои объединить!

Подведение итогов
Закончить наше мероприятие хотелось бы словами:

Обедняя Природу, человек сам становится беднее.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напрополую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:

Нас много, а она одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная научно-практическая конференция "Шаг в будущее"

в работе перечень исследовательских работ и протокол...

IV Школьная научно-практическая конференция ШНО

Представлены фоторафии IV школьной научно-практической конференции школьного научного общества "Экос"...

Советы по подготовке к школьной научно-практической конференции

В данной подборке материалов вы найдеты полезную информацию о том, как правильно оформить заявку на участие в конкурсах НПК, ознакомитесь с положениями о конкурсах, найдете план защиты творческой рабо...

Школьная научно - практическая конференция по математике «Шаг в науку».

Каждый день на уроках математики мы узнаем о свойствах чисел и фигур, решаем задачи. Большим помощником у нас является учебник. О многом можно узнать из учебника: как складывать десятичные и обыкновен...

Сценарий школьной научно-практической конференции "Эрудит-2014"

Представлена одна из форм организации и проведения научной конференции в рамках образовательного учреждения....

Школьная научно-практическая конференция

Защита научно- исследовательских работ учащихся...

Восьмая школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"

Тезисы проектной работы "Сравнение произведений малого фольклорного жанра на примере русских и английских небылиц" и дипломы победителей. Авторы: Продьма Алина и Сусалев Даниил. Научный  руководи...