Игра "Умники и умницы" на тему "История государственных и военных символов"
методическая разработка (9, 10, 11 класс) по теме

Матирко Вера Валентиновна

Цель: расширить кругозор учащихся; повысить интерес к истории Отечества; воспитывать чувство патриотизма, гражданственность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА: «УМНИКИ И УМНИЦЫ».

НА ТЕМУ  «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВОЕННЫХ СИМВОЛОВ».

   Цель: расширить кругозор учащихся; повысить интерес к истории Отечества; воспитывать чувство патриотизма, гражданственность.

   Оформление: на полу цветными мелками делается разметка дорожек; на стене висит флаг Российской Федерации, гербы России, рисунок титульного листа Конституции Российской Федерации. (За несколько дней до проведения мероприятия оформить информационный стенд с изображением государственных символов России разных времен с краткими сопроводительными текстами.)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

   I.Вступительное слово

   Наша сегодняшняя игра посвящена символике РФ и ее истории. К государственным символам любой страны, как вы помните, относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей страны. Они нужны нам как воплощение истории нашей Родины и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене как ее зрительный и музыкальный образ. Как раз по этому отношения к государственным символам – это отношение к самому государству.

   I I.Представление участников игры и жюри.

   Учитель представляет участников и представителей жюри, а так же объясняет правила игры.

   Игра включает в себя два этапа. Первый этап – отборочный. В результате отборочного этапа учащиеся, набравшие наибольшее количество «орденов», переходят во второй этап. Второй этап – сама игра. Для участия во втором этапе и для выхода в финал определяются дорожки. «Красная дорожка» самая короткая и содержит всего два вопроса.  Неправильный ответ на любой из них ведет к выбыванию игрока. «Желтая дорожка» содержит три вопроса, на один из которых участник может дать неправильный ответ и перейти по дорожки со штрафным очком. «Зеленая дорожка» содержит четыре вопроса, и здесь игрок может ошибиться дважды. Побеждает игрок, который первым достигает линии финиша. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителю. В ходе игры среди зрителей проводится конкурс «знаток истории». Знатоком истории становится зритель, набравший наибольшие количество «орденов».

   I I I. Отборочный тур.

          Вопросы:

1. Назовите синоним к слову флаг (знамя, стяг).

2. Как называет знамя с изображения лика святых ( Христа, Богородицы и т.п.). (Хоругвь).

3. Наука о гербах (геральдика).

4. Наука о печати (сфрагистика).

5. Назвать одним словом знаки царской власти: скипетр, державу и корону (регалии).

6. Эта регалия русских царей ставшая символом  самодержавия по легенде появилась на Руси из Византии (шапка Мономаха).

7. Птица – символ власти (орел).

8. Музыкальный символ государства (гимн).

9. Автор музыки современного Российского гимна (Александров)

10. Военно-морской флаг (Андреевский).

   Учитель подводит итог.

   Учащиеся, набравшие наибольшее количество «орденов» переходят во второй тур.

   IV. Второй этап.

   В соответствии с набранными «орденами».

   Вопросы для «Красной дорожки»:

1. Каковы были цвета флага императорского дома Романовых? (черный, желтый, белый).

2.Назовите как минимум две версии появления в России двуглавого орла как государственного символа. (византийская, габсбургская, балканская, тверская, восточная).

   Вопросы для «Желтой дорожки»:

1. Каково происхождение и значение слов: флаг, стяг, знамя («флаг» - голанд., означает « корабельное знамя»; «стяг» - рус., означает «стягивать», «собирать»; «знамя» - рус., означает «знамение», «знак» на религиозную тему.)

2.Опишите подробно герб нашего государства в годы советской власти.

3. Когда появился и как выглядел большой государственный герб России?      (в 1857 году при Александре I I создан Большой герб Российской империи. В 1882 году при Александре I I I Большой герб был несколько изменен – в него включен еще один титульный герб – недавно присоединенного Туркестана. В центре Большого герба два ангела держат золотой щит с государственным гербом. Они стоят на фоне мантии подложенной горностаем. По кругу расположены щиты с гербами земель, входящих в состав Российской империи. На мантии под короной девиз «С нами Бог»)

   Вопросы для «зеленой дорожки»:

   1.Когда и при каких обстоятельствах в России появился государственный флаг? (В 1668 году при царе Алексее Михайловиче был построен  первый русский военный корабль «Орел». Возникла необходимость указать его государственную принадлежность. Так появился триколор, похожий на современный).

   2. Когда и при каком государе впервые появился герб России? (1497 году при Иване  I I I  на государственной печати. С одной стороны двуглавый орел, с другой – всадник с копьем, поражающий змея.)

   3. Как известно в XIX веке были утверждены три новых государственных герба Большой, Средний и Малый. Чем они отличались друг от друга и каково их назначение? (Гербы Большой, Средний и Малой отличались друг от друга полнотой и, соответственно сложностью изображения. Они изображались на печатях, которыми скрепляли документы большей или меньшей важности).

4. Перечислите все гимны, которые когда-либо существовали в российском государстве.

(1-й официально утвержденный в 1816 году – «Молитва русских», слова В.А.Жуковского, муз. Английского королевского гимна «Боже храни короля».

2-й Торжественно-патриотическая песнь «Боже храни царя», слова В.А.Жуковскоко, муз. А.Ф.Львова. Существовал с 1833 по 1917 год.

3-й с февраля с 1917 года «Русская…» или «Рабочая Марсельеза», слова П.Лаврова, положеные на музыку французского гимна.

4-й с октября 1917 года – «Интернационал», Э.Потье и П.Дежейтер.

5-й с1944 года по 1991 год «Союз нерушимый», авт.: С.В.Михалков, Г.Г.Эль-Регистан, А.В.Александров.

6-й с 1991 года по 1994 год – музыка без слов  «Патриотической песни» Глинки и одна музыка старого советского гимна.

7-й с 2001 года – обновленный текст С.В.Михайлова, муз. А.А.Александрова.)



Предварительный просмотр:

                                                  * * *

   Двуглавый орел – древний символ, который появился на Ближнем Востоке несколько тысячелетий назад. Он был широко распространен у народов востока: у древних хеттов – второе тысячелетие до н. э., у персидских шахов – первый век н.э., как символ победы, у турок-сельджуков, монеты с двуглавым орлом чеканили в Золотой Орде до середины  XIV века.

* * *

   Двуглавый орел был известен в Византии. По легенде он символизировал две части империи – восточную и западную. В России он появился именно тогда, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора – Софье Палеолог.

* * *

   Двуглавый орел был хорошо известен в балканских странах: в Сербии – XV век, в Болгарии, в Албании.

* * *

   Двуглавый орел присутствовал на тверских монетах в XV веке.

* * *

   Двуглавый орел с XV века стал гербом Священной Римской империи при династии Габсбургов.

* * *

   В 1857 году  Александром II было утверждено описание трех новых российских гербов Большого, Среднего, Малого. Они отличались друг от друга полнотой и сложностью. Каждый из них скреплял документы большей или средней важности.

* * *

   Герб СССР появился в 1924 году.

* * *

   Знамя в средние века играло роль символа, при помощи которого управляли войском.

   В «Повести временных лет» знамена называли стягами. Возможно стяг – от слова стягивать, т.е. собирать вокруг себя воинов.

   Знамя служило и символом власти князя. Оно определяло местоположение военоначальника во время боя.

* * *

   Примечателен спор о том, какого цвета знамена были у войска Дмитрия Донского во время Куликовской битвы.

   Одни историки говорят о «черном» знамени, другие о «чермном». (Согласно Далю, - «чермный», значит червленый, багровый, темно-красный.)

   В «Сказании о Мамаевом побоище», написанном несколько десятилетий спустя, встречаются разные варианты.

* * *

   Одновременно с обычными знаменами на Руси использовался еще один вид знамени хоругвь. На хоругвях помещали лик Спасителя, Богородицы, святых.

* * *

   Когда появился первый российский государственный флаг.

   Как известно до XVII века в России не было ни государственных гербов, ни государственного флага. Были только княжеские и царские гербы и флаги.

   В 1667 году была построена первая российская флотилия и главный корабль «Орел». Встал вопрос о том, какой флаг водрузить над кораблем. По правилам флаг определял принадлежность корабля к государству. Как  известно командующему Бутлеру по царскому указу было выдано большое количество белой, красной и лазоревой (синей) ткани.

* * *

   Андреевский флаг появился в России при Петре I как военно-морской флаг.

* * *

   В 1858 году был утвержден новый флаг российской империи, черно – желто – белый. Но население восприняло его как правительственный, но не общегосударственный.

   С 1883 года в качестве государственного флага возвращается традиционный триколор, белый – синий – красный. Черный – желтый – белый цвета стали цветами династии Романовых.

* * *

   Официальные гимны России.

     1-й официально утвержденный в 1816 году – «Молитва русских», слова В.А.Жуковского, муз. Английского королевского гимна «Боже храни короля».

2-й Торжественно-патриотическая песнь «Боже храни царя», слова В.А.Жуковского, муз. А.Ф.Львова. Существовал с 1833 по 1917 год.

3-й с февраля с 1917 года «Русская…» или «Рабочая Марсельеза», слова П.Лаврова, положеные на музыку французского гимна.

4-й с октября 1917 года – «Интернационал», Э.Потье и П.Дежейтер.

5-й с1944 года по 1991 год «Союз нерушимый», авт.: С.В.Михалков, Г.Г.Эль-Регистан, А.В.Александров.

6-й с 1991 года по 1994 год – музыка без слов  «Патриотической песни» Глинки и одна музыка старого советского гимна.

7-й с 2001 года – обновленный текст С.В.Михайлова, муз. А.А.Александрова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация по ознакомлению школьников с Государственными и региональными символами.

В данной разработке   представлена методика работы по ознакомлению   дошкольников  школьников   с государственной  и региональной символикой в трех раздел...

Внеклассное мероприятие по истории "Государственные символы России и Ростовской области"

Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия или уроков для 5-7 классов по теме "Государственные символы России и Ростовской области" ....

Презентация к уроку истории "Государственные символы"

История создания и содержание Государственных символов....

"История государственных символов"

Общешкольный классный час для средней ступени по государственной символике....

Классный час "Государственный гимн России" (Из истории государственных символов)

Классный час "Государственный гимн России" (Из истории государственных символов)...

Конспект урока на тему: История государственных символов 6 класс

Цели:·        Способствовать усвоению учащимися понятий «герб»,  «флаг»,  «гимн». Проследить преемственность символики российских герба, флага и гимна в ра...

Разработка классного часа по теме "История Государственных символов РФ"

Проведение классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию позволяет знакомить обучающихся с историей происхождения государственных символов страны и родного края, также воспитывает чувство ув...